СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеурочного занятия "Тайна скрипки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия "Тайна скрипки"»

ЗАНЯТИЕ №30

Тема: ТАЙНА СКРИПКИ

Задачи: познакомить с краткой историей возникновения инструмента, рассказать о самых известных скрипичных мастерах и исполнителях.

Музыкальный материал: Н. Паганини. «Каприс24»; С. Рахманинов. «Вокализ» для скрипки и фортепиано, «Фантазия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром.

Литературно – изобразительный ряд: изображения скрипки в раскрытом футляре, симфонического оркестра; книги Е.Сазонова. «Вдова Паганини»; С. Газарян. «В мире музыкальных инструментов».

Ход занятия

1. Введение в тему.

Звучит «Вокализ» С. Рахманинова.

- Здравствуйте, ребята! Вы, конечно же, обратили внимание на музыку, которая звучала в начале урока. Какой инструмент вел мелодию? ( скрипка).

- Сегодня мы поговорим об этом замечательном инструменте.

2. Рассказ о скрипке.

- Можно смело сказать, что скрипка - один из самых загадочных инструментов. Никакой другой инструмент не изучали так много, долго и тщательно, как скрипку. Ею занимались люди разных профессий: физики, математики, искусствоведы, музыкальные мастера, музыканты. Кое – что они поняли и объяснили, но многое так и осталось непостижимым. Давайте посмотрим поближе на эту «таинственную даму». Она очень хрупкая и изящная. (Демонстрация скрипки или ее изображения).

-Скрипку носят только в футляре, который повторяет все изгибы инструмента. Посмотрите, ее как малыша, обязательно закутывают в пеленку и бережно закрепляют в футляре. Смычок тоже имеет свое удобно оснащенное место.

Скрипка очень боится влаги, ударов, резкого перепада температур. Но музыканты прощают этой неженке все капризы из - за ее чарующего голоса.

- Вспомните, как называют группу инструментов, к относится скрипка? ( Струнно - смычковые инструменты.)

- А почему? ( Есть струны и смычок, которым извлекают звук.)

Обратите внимание: на смычок натянут конский волос. Для того чтобы смычок не просто скользил по струнам, а извлекал звук, волос смычка покрывают ,теперь внимательно посмотрите на скрипку и опишите ее. (Она небольшого размера. Имеет четыре струны, на корпусе две прорези. Верхняя (гриф) и нижняя части соединяются узким ободком, есть креплеструнния для .)

- Есть ли на грифе порожки? ( Нет, гриф гладкий)

- Верно. Одна из сложностей исполнения на инструменте - отсутствие разметки на грифе, то есть нельзя определить на "глаз"где какая нота находится. Поэтому главные помощники исполнителя - слух и мышечная память.

Руки музыканта должны быть независимы в своих движениях. Я вам предлагаю эксперимент: одна рука легко похлопывает по макушке, а вторая гладит живот по часовой стрелке. Сначала попробуйте каждой рукой отдельно, я затем - одновременно. (Дети пробуют.)

- Получилось, но с трудом, правда? А это - одно из простейших упражнений на координацию.

Обучение скрипачей начинается очень рано - с трех лет. Поэтому малышу сначала дают небольшую скрипку, так называемую "восьмушку" - это одна восьмая часть от величины от величины взрослой скрипки. По мере взросления юный музыкант переходит на "четвертушку", "половинку".и наконец получает в руки "полную", взрослую скрипку.

3. Разучивание и исполнение песни "Волшебный смычок" (или по выбору учителя "Скрипка Паганини" муз. В.Мигули, сл. С.Осиашвили.)

Разучить и исполнить любую из перечисленных песен по выбору учителя.

4. Продолжение рассказа о скрипке и слушание ее звучания.

- Как вы думаете, можно ли различить скрипки по голосу или они все одинаковые? ( Наверное, можно.)

- Вы правы, у каждой скрипки свой, неповторимый голос. И чем он ярче и богаче - тем выше ценится инструмент. Самые ценные - это инструменты старых мастеров, имена которых очень известны. Вспомните их. (Дети пытаются вспомнить.)

- Это Страдивари, Гварнери, Амати. Скрипки этих мастеров различались не только по размеру, форме и цвету лака, но, конечно же, еще и по тембру.

Теперь давайте переместимся во времени назад и посмотрим, как же появилась скрипка.

Смычковые инструменты были известны давно. Можно считать, что их родиной была Индия. А время рождения - начальные века нашей эры.

Из Индии смычковые инструменты попали к персам, арабам, народам Северной Африки, а оттуда в 8 веке пришли в Европу. Было несколько разновидностей смычковых. Постепенно, в течение столетий, они отошли в прошлое, но дали жизнь инструментам совершенно новой формы - виолам и скрипкам.

Виолы появились раньше скрипок. Они были разных размеров, и держали их во время игры по - разному - между колен, на колене, даже ставили на скамеечку. Но была и виола, которую держали на плече, - она - то и послужила прообразом скрипки.

С первого взгляда виола похожа на скрипку, но разница есть, и существенная.

На грифе виолы есть порожки, а гриф скрипки...? ( Гладкий)

- Сколько струн у скрипки? ( Четыре)

- А у виолы их было чаще 6, иногда 7 или 5.

Но самое главное различие было в звучании. Голос у виолы мягкий, как бы приглушенный, и слабее, чем у скрипки. Он был хорош для небольших помещений, для узкого слушателей. Скрипка же пела сильнее и ярче, она не боялась ни площадей, ни больших залов. Виола была инструментом аристократическим, салонным, а скрипка еще долго бытовала только в народе, да и сейчас остается и народной тоже, например у молдован, румын, венгров.

Точная дата рождения скрипки неизвестна, но приблизительно это конец 15 - начало 16 вв. Самые первые скрипки делали те же мастера, что производили лютни и виолы, а потом появились и скрипичные мастера. Сначала в Брешии, а потом в Кремоне (города в Италии) появились школы скрипичных мастеров. Кремонцы наиболее полно воплотили идею скрипки: звучание этого инструмпента должно было стать моделью человеческого голоса.

- Назовите самые главные, на ваш взгляд, черты, присущие человеческому голосу. ( Плавность разговора, умение пропеть звуки, громкости, возможность передать разное настроение.)

- Вы еще забыли про тембр. Он должен был быть глубоким, насыщенным, теплым, со множеством оттенков, а характер звучания - гибким, способным как угодно изменятся - от быстрого грубовотого речитатива до нежнейшего пения. Скрипка, как и голос, должна уметь выражать любые человеческие чувства. Теперь мы знаем, что мастера блестяще осуществляли свои замыслы.

Послушайте, как проникновенно звучит мелодия "Вокализа" С.Рахманинова. Термин "вокализ" относится к вокальной музыке и обозначает " пение без слов". Но разве можно сказать, что в этом произведении скрипка не поет?

Звучит фрагмент "Вокализа"

- Чем здесь скрипка напоминает голос? ( Ведет фразы, берет дыхание, меняет громкость на длинных нотах, постепенно затихает в конце.)

- Все верно. Кроме работы над звучанием кремонцы уточнили конструкцию скрипки, а форму довели до поразительного изящества. Некоторые поклонники прекрасного могут часами любоваться старинной скрипкой, настолько притягательна красота этого инструмента.

И все же поначалу путь скрипки был очень нелегким. Ее считали ярмарочным, трактирным инструментом. И кто знает, долго ли еще оставалась бы скрипка отверженной, если бы не замечательные исполнители, оценившие и избравшие ее.

- Имя какого исполнителя сразу же приходит на ум ( Николо Паганини.)

- Да. Это был блестящий музыкант, значительно обогативший приемы игры на скрипке и скрипичную музыку вообще. Имя этого человека окутано легендами также плотно, как история скрипки, с которой он не расставался до самой смерти. Например, мастерство маэстро было так велико, что многие говорили, будто он продал душу дьяволу. Как у каждого талантливого человека, у Паганини было много завистников, готовых на любые подлости, лишь бы досадить объекту зависти.

Перед одним из концертов у скрипки оказались подпилены струны. Во время исполнения они рвались одна за другой. Паганини закончил пьесу на единственной целой струне и в зале этого не заметили!

К своему инструменту Паганини относился очень трепетно и с большой нежностью. Из множества инструментов он выбрал скрипку работы Гварнери и уже на расставался с ней. Все неполадки с инструментом Паганини воспринимал так, будто болел сам. Послушайте отрывок из книги о Паганини.

"...Из зала еще доносились громкие хлопки, крики и вызовы. Паганини сидел в артистической комнате Ливорнского театра утомленный, без сил. В двери постучались и вошел француз, который дал ему вчера скрипку. Паганини сделал невольное движение, точно не желая отдавать ее, но тут же вскочил и угловато, униженно кланяясь, протянул ему черный футляр. Он бормотал извинения и благодарности.

Но француз строго отвел его руку.

- Оставьте ее у себя, - сказал он, - и не благодарите. Не мне, скромному музыканту, играть на ней после вас.

Паганини тогда было семнадцать лет.

С этого времени он не расставался со скрипкой.

...музыкант старел, скрипка была все та же. И вот однажды его товарищ заболел. Он потерял голос. Этот было во время концертов Паганини в Париже.

Паганини долго не хотел этому верить. Вновь и вновь он принимался играть, но звук был тусклый и неясный. И в отчаянии, схватив свою скрипку, он побежал к известному скрипичному мастеру Вильому, славившемуся своим искусством починки старых инструментов.

Осмотрев инструмент, мастер объяснил, что необходимо забрать скрипку в мастерскую. Хмуро и неохотно расставался Паганини со своей скрипкой.

Через неделю он зашел к Вильому. Мастер протянул ему скрипку.

Паганини волнуясь, приложил смычок к струнам и просиял: звук был старый, тот же, знакомый. Он бросился обнимать Вильома, и протянул ему драгоценную шкатулку, украшенную камнями.

- Примите ее от меня. У меня были две одинаковые, одну я подарил моему врачу, другую дарю вам; одну - исцелившему мое тело, другую - исцелившему мою скрипку...до конца своей жизни не расставался с любимой скрипкой. Умирая, он завещал ее музею Генуи, города, в котором родился. она лежит там в музее под стеклянным колпаком и зовут ее "Вдова Паганини".

- Может быть, этот эпизод из жизни замечательного итальянского скрипача не совсем достоверен, потому что имя Николо Паганини еще при жизни обросло легендами и небылицами. Но неоспоримо одно: скрипка в его руках стала чудом из чудес - так прекрасен и многообразен был голос инструмента.

Паганини был не только исполнителем , но и композитором. Многие его произведения, написанные для скрипки, - соло, что еще раз подчеркивает удивительные возможности скрипки.

Звучит фрагмент "Каприс №24"

- А тетерь послушаем те же тему, но предназначенную для исполнения на рояле в сопровождении оркестра.

Звучит "Фантазия на тему Паганини".

- Легко ли узнается тема? Почему? (узнается легко, потому что сначала звучит почти без изменений, а дальше слышны черты, присущие скрипичной музыке.)

- Как вы думаете, остались ли еще скрипки старых мастеров? ( остались, но, наверное их очень мало.)

- Да, скрипок великих мастеров осталось совсем немного, но они достаются не только единицам избранных музыкантов. Бывает, что и начинающие исполнители получают драгоценный инструмент.

Конечно, такие скрипки выдаются не в собственность, а лишь в пользование, потому что принадлежат они Государственной коллекции музыкальных инструментов.

Хранятся скрипки в специальных хранилищах, где контролируются температура, влажность и многие другие параметры. И конечно, для игры на них нужны талантливые музыканты. только с их помощью мы наслаждаемся удивительным звуком этих пекрасных инструментов.

5. Рефлексия.

- Помните, у скрипки еще много неразгаданных тайн, и кто знает. может быть, кому - то из вас удастся разгадать со временем хотя бы одну...

К следующему занятию нацдите и выпишите в тетрадь имена нескольких скрипачей - исполнителей.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!