Организационно-мотивационный | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ангелина Андреевна. Сегодня я проведу у вас внеурочное занятие по научно-познавательной деятельности. - Проверьте готовность. На столах у вас должны находиться конверты, ручка. - Начнем с игры. Я буду вам бросать мяч, а вы называйте по одному качеству, которое пригодятся для успешной работы. - Ребята, верно, такие качества, как внимание, заинтересованность, дисциплинированность, старание, сделают нашу работу успешной. - Скажите, каким качествам не место на нашем занятии? - Совершенно верно. Давайте исключим эти качества, и тогда успех нам гарантирован. | Приветствуют. Называют качества: внимание, умение слушать, активность, заинтересованность, отзывчивость, старание, аккуратность, дисциплинированность и др. - Непослушание, нетерпеливость, недисциплинированность, рассеянность, лень, страх. | |
Актуализация знаний | - Итак, ребята, скажите, из каких двух компонентов состоит поверхность земли? - В каких формах находится вода на планете? - Верно. Скажите, что такое озеро? - Назовите особенности озера как водоема. - Какие озера вы знаете? - Какое пресноводное озеро самое большое и самое глубокое? - Где находится Байкал? - Верно. | - Суша и вода. - Вода представлена водоемами: океан, море, река, озеро, пруд, водохранилище, канал. - Озеро – это впадина естественного происхождения, заполненная водой. - Вода в озере не течет, озеро не является частью океана, озера бывают пресными и солеными, в озера впадают реки. - Байкал, Мичиган, Лох-Несс и т. д. - Байкал. - В России, в Сибири. | |
Проблемный вопрос | - Бытует мнение, что Байкал не только самое большое и самое глубокое озеро в мире, но и самое уникальное. Как вы думаете, так ли это? Обоснуйте свою точку зрения. - Какие особенности есть у озера Байкал, позволяющие назвать его самым уникальным озером мира? - Сегодня на занятии мы с вами проведем настоящее исследование для доказательства того, что озеро Байкал – самое уникальное озеро мира. | - Да, Байкал можно назвать уникальным, так как у него есть особенности. - Не знаем. | |
Подготовительный | - Итак, какова тема занятия? - Какую цель вы поставите? - Ребята, я подготовила для вас план деятельности, но все пункты в нем случайно перемешались. Восстановите последовательность. - У каждого исследования также есть гипотеза – предположение, требующее доказательства. Какова гипотеза нашего исследования? - Ребята, как доказать или опровергнуть это утверждение? С помощью чего? | - Озеро Байкал. - Доказать уникальность озера Байкал. - Узнать географическое положение, изучить историю открытия, определить экологические проблемы озера Байкал, выявить особенности озера Байкал. - Озеро Байкал – самое уникальное озеро мира. - Мы поработаем с текстом, обсудим, что и как изображать. | |
Теоретический | - Итак, ребята, приступим к выполнению первого пункта плана – определим географическое положение озера Байкал. Байкал расположился в южной части Восточной Сибири, раскинулся с северо-востока на юго-запад и находится на границе Иркутской области и Республики Бурятия. Озеро находится в Байкальской горной области. Следовательно, Байкал – горное озеро. Байкал действительно огромен – его площадь равна 31 722 км². Его площадь сопоставима с площадью целой страны – Бельгии. В Байкал, как и в другие озера впадают реки. Всего их 336. Крупнейшая из них – Селенга. Вытекает же из Байкала река Ангара. Существует легенда об этой реке и Байкале. В давние времена могучий Байкал был добрым и весёлым. Очень сильно любил он свою дочь – Ангару. Красивей её не было на свете. Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца, никуда от себя не отпускал. Однажды, когда Байкал уснул, решила убежать Ангара к своему возлюбленному Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами, не хотел отпускать единственную дочь. Поднялась свирепая буря, почернело небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, а птицы улетели к солнцу. Только ветер выл, да бесновалась вода. Могучий Байкал ударил с силой ударил по высокой скале и бросил её вслед убегающей дочери. Скала упала прямо на горло красавице. Взмолилась красавица Ангара, задыхаясь и рыдая стала умолять отца дать ей хоть каплю воды. «Я могу дать только свои слёзы», - ответил Байкал. И с тех пор вот уже тысячу лет бежит Ангара к Енисею слезами старого Байкала. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, назвали люди Шаман камнем. На нём приносились богатые дары великому озеру. Люди говорили, если Байкал разгневается, то сорвёт Шаман-камень, а вода хлынет и зальёт всю Землю. - Об истории открытия озера Байкал нам расскажет (имя). - Озеро Байкал - национальное достояние и гордость России. Байкал включен как природный объект в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Несмотря на такой статус, Байкал имеет ряд экологический проблем. Негативно сказывается уничтожение леса, браконьерство, сбросы от предприятий и сточные воды, а также мусор от посещения туристов и топливо от судоходного транспорта. - Скажите, к чему могут привести данные проблемы? - Это опасно для людей? Обоснуйте ответ. - Действительно, это так. Важно не допустить разрастания данных проблем, так как увеличение их влияния влечет мало исправимый или же невосстановимый вред природе и, соответственно, нам с вами. | Одним из важнейших этапов в исследовании Сибири по праву можно считать открытие озера Байкал. Русские впервые пришли сюда около 400 лет назад, когда казак Курбат Иванов со своим отрядом добрался до западного побережья озера, выйдя к нему прямо напротив острова Ольхон. Ивановым был составлен «Чертеж Байкалу и в Байкал падучим рекам и землицам» – первая схематичная карта мест, где побывали казаки. Так началась история Байкала. Через два года атаман Василий Колесников подготовил отряд из сотни казаков и отправился к Байкалу на поиски серебряной руды, которой, по слухам, было в изобилии в этих краях. Одним из главных событий этих лет стало основание Яковом Похабовым в Иркутского острога на правом берегу Ангары напротив устья Иркута. И уже три с половиной века Байкал неразрывно связан с Иркутском, городом, ставшим его «воротами». История названия. Самая распространенная версия, что «Байкал» – слово тюркоязычное, происходит от «бай» – богатый, «куль» – озеро, что значит «богатое озеро». Китайцы в древних хрониках 110 г. до н.э. именовали его «Бэйхай» – северное море, монголы – «Тенгис», «Тенгис-далай», бурят-монголы – «Байгаал-далай» – большой водоем, древние народы Сибири – «Ламу», что означает море. После выхода на берег озера первого русского отряда под руководством Курбата Иванова русские перешли на бурят-монгольское название «Байгаал» или «Байгаал-далай». Со временем «г» заменили на более привычное для русского языка «к», – Байкал. - Данные проблемы могут привести к загрязнению воды, изменению растительного и животного мира водоема и близлежащей территории. - Это опасно, так как, ухудшая состояние природы, мы наносим огромный вред себе и своему здоровью. | На доске физическая карта России |
Практический | - Итак, ребята, давайте проверим, какие пункты плана вы выполнили. - Как вы думаете, достаточно ли знаний вы получили, чтобы доказать или опровергнуть поставленную вами гипотезу? - Верно. Сейчас я предлагаю вам изучить особенности озера Байкал. У вас на столах лежат информационные карты. Вы читаете информацию, обсуждаете ее в группе, выделяете только необходимые сведения, раскрывающие конкретную особенность озера. | - Узнать географическое положение, изучить историю открытия, определить экологические проблемы озера Байкал. - Нет, так как мы не выявили все особенности озера Байкал. Выполняют задание. | |
Аналитический | - Ребята, я вижу, вы подготовили информацию. Теперь я предлагаю вам заполнить схемы. Но перед тем, как приступить к заданию, проверьте еще раз выбранную вами информацию, подходит ли она, нет ли ничего лишнего. - Если все подходит, нет лишней или неподходящей информации, можете приступать к оформлению схемы. | Оценивают подготовленную информацию. Оформляют схему. | |
Презентационный | - Итак, ребята, вы выполнили работу по изучению особенностей озера Байкал. Теперь я предлагаю представителю от каждой группы выйти к доске и представить подготовленную информацию: рассказать об особенности озера, затем прикрепить вашу схему на плакат. - Ребята, вы хорошо постарались. У нас получился плакат «Байкал – уникальное озеро». Как вы думаете, где его можно использовать? | Выходят представители групп, рассказывают об особенности озера Байкал, прикрепляют схему к плакату. - Плакат можно повесить на информационный стенд, чтобы другие тоже узнали особенности озера Байкал. | |
Рефлексивный | - Итак, ребята, наше занятие подошло к концу. Какая тема занятия была? - Какую цель вы перед собой ставили? - Какие задачи были вами поставлены? - Все ли задачи были выполнены? - Цель занятия достигнута? - Давайте озвучим поставленную вами гипотезу. - Вы ее доказали своей деятельность или опровергли? - Верно. Итак, ребята, я предлагаю вам оценить свою деятельность на занятии. На доске вы видите радугу. На каждом цвете незаконченная фраза. Ваша задача – выбрать фразу и продолжить ее. - Ребята, вы все хорошо постарались. Занятие окончено, до свидания! | - Озеро Байкал. - Доказать уникальность озера Байкал. - Узнать географическое положение, изучить историю открытия, определить экологические проблемы озера Байкал, выявить особенности озера Байкал. - Да. - Да. - Озеро Байкал – самое уникальное озеро мира. - Доказали, значит, предположение «Озеро Байкал – самое уникальное озеро мира.» является верным. Оценивают деятельность. - Спасибо, до свидания! | |