СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеурочного занятия по научно-познавательной деятельности 3 класс «Озеро Байкал»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия по научно-познавательной деятельности 3 класс «Озеро Байкал»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ


ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЯЗАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ОГБПОУ «РПК»)




Конспект внеурочного занятия

по научно-познавательной деятельности


Тема: «Озеро Байкал»






Наименование образовательной организации:

МБОУ «Ордена «Знак Почета» гимназия №2 имени И. П. Павлова»

ФИО учителя: Кожина Александра Александровна

Класс: 3В

Дата проведения: 01.04.2022

ФИО студента: Власкина Ангелина Андреевна

ФИО методиста: Копылова Ирина Борисовна

Допуск к проведению: ______________________________________

подпись методиста:

«______» ____________________ 2022 г.




Отметка: ____________________

Подпись: ____________________



Рязань, 2022

Тема: «Озеро Байкал»

Цель: доказать уникальность озера Байкал.

Результаты:

Личностные УУД: становление ценностного отношения к своей Родине - России; бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.

Коммуникативные УУД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; готовить небольшие публичные выступления; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия

по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;

Познавательные: с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

Регулятивные: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Оборудование: презентация, мяч, информационные карты (особенности озера Байкал), шаблоны схем.


















Паспорт исследовательского проекта

Компоненты паспорта

Описание исследовательского проекта

Тема проекта

Озеро Байкал

Актуальность проекта

Байкал – удивительное озеро, «кладовая чудес и загадок». Озеро известно не только в России, но и во всем мире, является объектом «Мирового наследия». Байкал – неповторимое место, обладающее особенностями, которые по праву делают его уникальным уголком планеты.

Проблема исследования

Недостаточное количество знаний об особенностях озера Байкал не позволяет определить степень его уникальности.

Объект исследования

Озеро Байкал

Предмет исследования

Уникальность озера Байкал

Цель проекта

Доказать уникальность озера Байкал.

Задачи проекта

Узнать происхождение озера Байкал;

Выявить особенности воды Байкала;

Познакомиться с животным миром Байкала;

Изучить растительный мир озера Байкал.

Гипотеза проекта

Озеро Байкал – самое уникальное озеро мира.

Методы исследования

Анализ, обобщение, работа с текстом.

Тип проекта

Краткосрочный

Этапы реализации проекта, краткое их описание

Подготовительный этап:

1. Выбор проблемы проекта;

2. Анализ предстоящей деятельности;

3. Распределение ролей в пределах группы;

Теоретический этап:

1. Подготовка материалов к исследовательской работе;

2. Планирование работы;

3. Разработка документации, определение формы презентации итогов деятельности;

Практический:

1. Выполнение действий (создание промежуточного варианта);

Аналитический этап:

1. Анализ промежуточных результатов;

2. Оформление конечного продукта;

Презентационный этап:

1. Презентация продукта исследования;

Рефлексивный этап:

1. Анализ результатов деятельности;

Оборудование для проведения исследования

Информационные карты «Происхождение озера Байкал», «Особенности воды Байкала», «Животный мир Байкала», «Растительный мир озера Байкал»

Продукт проекта

Плакат «Байкал – уникальное озеро»

Перспектива проекта

Информирование об особенностях озера Байкал.

Используемые источники

https://wikiway.com/russia/ozero-baykal/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Байкал

https://greenologia.ru/eko-problemy/gidrosfera/ozero-bajkal-rossii.html



Ход занятия

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

Организационно-мотивационный








- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ангелина Андреевна. Сегодня я проведу у вас внеурочное занятие по научно-познавательной деятельности.

- Проверьте готовность. На столах у вас должны находиться конверты, ручка.

- Начнем с игры. Я буду вам бросать мяч, а вы называйте по одному качеству, которое пригодятся для успешной работы.

- Ребята, верно, такие качества, как внимание, заинтересованность, дисциплинированность, старание, сделают нашу работу успешной.

- Скажите, каким качествам не место на нашем занятии?

- Совершенно верно. Давайте исключим эти качества, и тогда успех нам гарантирован.

Приветствуют.











Называют качества: внимание, умение слушать, активность, заинтересованность, отзывчивость, старание, аккуратность, дисциплинированность и др.


- Непослушание, нетерпеливость, недисциплинированность, рассеянность, лень, страх.


Актуализация знаний

- Итак, ребята, скажите, из каких двух компонентов состоит поверхность земли?

- В каких формах находится вода на планете?


- Верно. Скажите, что такое озеро?


- Назовите особенности озера как водоема.



- Какие озера вы знаете?

- Какое пресноводное озеро самое большое и самое глубокое?

- Где находится Байкал?

- Верно.

- Суша и вода.


- Вода представлена водоемами: океан, море, река, озеро, пруд, водохранилище, канал.

- Озеро – это впадина естественного происхождения, заполненная водой.

- Вода в озере не течет, озеро не является частью океана, озера бывают пресными и солеными, в озера впадают реки.

- Байкал, Мичиган, Лох-Несс и т. д.


- Байкал.

- В России, в Сибири.


Проблемный вопрос

- Бытует мнение, что Байкал не только самое большое и самое глубокое озеро в мире, но и самое уникальное. Как вы думаете, так ли это? Обоснуйте свою точку зрения.


- Какие особенности есть у озера Байкал, позволяющие назвать его самым уникальным озером мира?

- Сегодня на занятии мы с вами проведем настоящее исследование для доказательства того, что озеро Байкал – самое уникальное озеро мира.



- Да, Байкал можно назвать уникальным, так как у него есть особенности.


- Не знаем.


Подготовительный

- Итак, какова тема занятия?

- Какую цель вы поставите?

- Ребята, я подготовила для вас план деятельности, но все пункты в нем случайно перемешались. Восстановите последовательность.

- У каждого исследования также есть гипотеза – предположение, требующее доказательства. Какова гипотеза нашего исследования?

- Ребята, как доказать или опровергнуть это утверждение? С помощью чего?

- Озеро Байкал.

- Доказать уникальность озера Байкал.

- Узнать географическое положение, изучить историю открытия, определить экологические проблемы озера Байкал, выявить особенности озера Байкал.

- Озеро Байкал – самое уникальное озеро мира.



- Мы поработаем с текстом, обсудим, что и как изображать.


Теоретический

- Итак, ребята, приступим к выполнению первого пункта плана – определим географическое положение озера Байкал.

Байкал расположился в южной части Восточной Сибири, раскинулся с северо-востока на юго-запад и находится на границе Иркутской области и Республики Бурятия. Озеро находится в Байкальской горной области. Следовательно, Байкал – горное озеро. Байкал действительно огромен – его площадь равна 31 722 км². Его площадь сопоставима с площадью целой страны – Бельгии. В Байкал, как и в другие озера впадают реки. Всего их 336. Крупнейшая из них – Селенга. Вытекает же из Байкала река Ангара. Существует легенда об этой реке и Байкале.


В давние времена могучий Байкал был добрым и весёлым. Очень сильно любил он свою дочь – Ангару. Красивей её не было на свете. Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца, никуда от себя не отпускал. Однажды, когда Байкал уснул, решила убежать Ангара к своему возлюбленному Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами, не хотел отпускать единственную дочь. Поднялась свирепая буря, почернело небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, а птицы улетели к солнцу. Только ветер выл, да бесновалась вода. Могучий Байкал ударил с силой ударил по высокой скале и бросил её вслед убегающей дочери. Скала упала прямо на горло красавице. Взмолилась красавица Ангара, задыхаясь и рыдая стала умолять отца дать ей хоть каплю воды. «Я могу дать только свои слёзы», - ответил Байкал. И с тех пор вот уже тысячу лет бежит Ангара к Енисею слезами старого Байкала. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, назвали люди Шаман камнем. На нём приносились богатые дары великому озеру. Люди говорили, если Байкал разгневается, то сорвёт Шаман-камень, а вода хлынет и зальёт всю Землю.

- Об истории открытия озера Байкал нам расскажет (имя).































- Озеро Байкал - национальное достояние и гордость России. Байкал включен как природный объект в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Несмотря на такой статус, Байкал имеет ряд экологический проблем. Негативно сказывается уничтожение леса, браконьерство, сбросы от предприятий и сточные воды, а также мусор от посещения туристов и топливо от судоходного транспорта.

- Скажите, к чему могут привести данные проблемы?



- Это опасно для людей? Обоснуйте ответ.


- Действительно, это так. Важно не допустить разрастания данных проблем, так как увеличение их влияния влечет мало исправимый или же невосстановимый вред природе и, соответственно, нам с вами.





































Одним из важнейших этапов в исследовании Сибири по праву можно считать открытие озера Байкал. Русские впервые пришли сюда около 400 лет назад, когда казак Курбат Иванов со своим отрядом добрался до западного побережья озера, выйдя к нему прямо напротив острова Ольхон. Ивановым был составлен «Чертеж Байкалу и в Байкал падучим рекам и землицам» – первая схематичная карта мест, где побывали казаки. Так началась история Байкала.

Через два года атаман Василий Колесников подготовил отряд из сотни казаков и отправился к Байкалу на поиски серебряной руды, которой, по слухам, было в изобилии в этих краях.

Одним из главных событий этих лет стало основание Яковом Похабовым в Иркутского острога на правом берегу Ангары напротив устья Иркута. И уже три с половиной века Байкал неразрывно связан с Иркутском, городом, ставшим его «воротами».

История названия. Самая распространенная версия, что «Байкал» – слово тюркоязычное, происходит от «бай» – богатый, «куль» – озеро, что значит «богатое озеро». Китайцы в древних хрониках 110 г. до н.э. именовали его «Бэйхай» – северное море, монголы – «Тенгис», «Тенгис-далай», бурят-монголы – «Байгаал-далай» – большой водоем, древние народы Сибири – «Ламу», что означает море. После выхода на берег озера первого русского отряда под руководством Курбата Иванова русские перешли на бурят-монгольское название «Байгаал» или «Байгаал-далай». Со временем «г» заменили на более привычное для русского языка «к», – Байкал.









- Данные проблемы могут привести к загрязнению воды, изменению растительного и животного мира водоема и близлежащей территории.

- Это опасно, так как, ухудшая состояние природы, мы наносим огромный вред себе и своему здоровью.

На доске физическая карта России

Практический

- Итак, ребята, давайте проверим, какие пункты плана вы выполнили.

- Как вы думаете, достаточно ли знаний вы получили, чтобы доказать или опровергнуть поставленную вами гипотезу?

- Верно. Сейчас я предлагаю вам изучить особенности озера Байкал. У вас на столах лежат информационные карты. Вы читаете информацию, обсуждаете ее в группе, выделяете только необходимые сведения, раскрывающие конкретную особенность озера.

- Узнать географическое положение, изучить историю открытия, определить экологические проблемы озера Байкал.

- Нет, так как мы не выявили все особенности озера Байкал.





Выполняют задание.


Аналитический

- Ребята, я вижу, вы подготовили информацию. Теперь я предлагаю вам заполнить схемы. Но перед тем, как приступить к заданию, проверьте еще раз выбранную вами информацию, подходит ли она, нет ли ничего лишнего.

- Если все подходит, нет лишней или неподходящей информации, можете приступать к оформлению схемы.

Оценивают подготовленную информацию.





Оформляют схему.


Презентационный

- Итак, ребята, вы выполнили работу по изучению особенностей озера Байкал. Теперь я предлагаю представителю от каждой группы выйти к доске и представить подготовленную информацию: рассказать об особенности озера, затем прикрепить вашу схему на плакат.

- Ребята, вы хорошо постарались. У нас получился плакат «Байкал – уникальное озеро». Как вы думаете, где его можно использовать?

Выходят представители групп, рассказывают об особенности озера Байкал, прикрепляют схему к плакату.




- Плакат можно повесить на информационный стенд, чтобы другие тоже узнали особенности озера Байкал.


Рефлексивный

- Итак, ребята, наше занятие подошло к концу. Какая тема занятия была?

- Какую цель вы перед собой ставили?

- Какие задачи были вами поставлены?



- Все ли задачи были выполнены?

- Цель занятия достигнута?

- Давайте озвучим поставленную вами гипотезу.

- Вы ее доказали своей деятельность или опровергли?


- Верно. Итак, ребята, я предлагаю вам оценить свою деятельность на занятии. На доске вы видите радугу. На каждом цвете незаконченная фраза. Ваша задача – выбрать фразу и продолжить ее.

- Ребята, вы все хорошо постарались. Занятие окончено, до свидания!

- Озеро Байкал.


- Доказать уникальность озера Байкал.

- Узнать географическое положение, изучить историю открытия, определить экологические проблемы озера Байкал, выявить особенности озера Байкал.

- Да.

- Да.

- Озеро Байкал – самое уникальное озеро мира.

- Доказали, значит, предположение «Озеро Байкал – самое уникальное озеро мира.» является верным.





Оценивают деятельность.

- Спасибо, до свидания!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!