СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеурочного занятия по краеведению 3 класс «Чудеса природы Рязанского края»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия по краеведению 3 класс «Чудеса природы Рязанского края»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ


ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЯЗАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ОГБПОУ «РПК»)




Конспект внеурочного занятия

по краеведению


Тема: «Чудеса природы Рязанского края»






Наименование образовательной организации:

МБОУ «Ордена «Знак Почета» гимназия №2 имени И. П. Павлова»

ФИО учителя: Кожина Александра Александровна

Класс: 3В

Дата проведения: 22.04.2022

ФИО студента: Власкина Ангелина Андреевна

ФИО методиста: Лукьянова Наталья Викторовна

Допуск к проведению: ______________________________________

подпись методиста:

«______» ____________________ 2022 г.




Отметка: ____________________

Подпись: ____________________



Рязань, 2022

Тема: «Чудеса природы Рязанского края»

Цель: доказать уникальность природы Рязанского края.

Результаты:

Личностные УУД: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;

Познавательные: презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

Оборудование: презентация, мяч, информационные карты (чудеса природы Рязанского края), шаблоны схем.



Паспорт исследовательского проекта

Компоненты паспорта

Описание исследовательского проекта

Тема проекта

Чудеса природы Рязанского края

Актуальность проекта

Природа Рязанского края – удивительна; это настоящая «кладовая чудес и загадок». Некоторые объекты природы известны не только самим рязанцам и жителям области, но и далеко за ее пределами. Некоторые «чудеса» природы Рязанского края вызывают интерес даже зарубежных ученых. Природа Рязанской области неповторима, она обладает особенностями, которые по праву делают ее уникальным уголком планеты.

Проблема исследования

Недостаточное количество знаний о чудесах природы Рязанского края не позволяет определить степень его уникальности.

Объект исследования

Природа Рязанского края

Предмет исследования

Чудеса природы Рязанского края

Цель проекта

Доказать уникальность природы Рязанского края.

Задачи проекта

Узнать о Святом озере;

Выявить особенности Фефелова бора;

Познакомиться с Волшебным лесом;

Изучить источник живой и мертвой воды.

Гипотеза проекта

Чудеса природы делают Рязанский край уникальным.

Методы исследования

Анализ, обобщение, работа с текстом.

Тип проекта

Краткосрочный

Этапы реализации проекта, краткое их описание

Подготовительный этап:

1. Выбор проблемы проекта;

2. Анализ предстоящей деятельности;

3. Распределение ролей в пределах группы;

Теоретический этап:

1. Подготовка материалов к исследовательской работе;

2. Планирование работы;

3. Разработка документации, определение формы презентации итогов деятельности;

Практический:

1. Выполнение действий (создание промежуточного варианта);

Аналитический этап:

1. Анализ промежуточных результатов;

2. Оформление конечного продукта;

Презентационный этап:

1. Презентация продукта исследования;

Рефлексивный этап:

1. Анализ результатов деятельности;

Оборудование для проведения исследования

Информационные карты «Тайна Святого озера», «Загадка Фефелова бора», «Чудо Волшебного леса»,

«Секрет источника живой и мертвой воды», шаблоны схем

Продукт проекта

Сборник «Чудеса природы Рязанского края»

Перспектива проекта

Информирование о чудесах природы Рязанского края

Используемые источники

http://komanda-k.ru/Россия/аномальные-зоны-и-мистические-места-рязанской-области#:~:text=Рязанская%20область%20-%20место%20обитания,Ития%2C%20Стоунхендж%2C%20Соха%2C%20Дозорный%20дуб

https://panoramy-chernobylya.ru/anomalnye-i-zagadochnye-mesta-v-ryazanskoj-oblasti/

https://ryazantourism.ru/blog/29

https://ya62.ru/articles/kolumnist/tayny-pyanogo-lesa-reportazh-iz-anomalnoy-zony-/

https://masterok.livejournal.com/4966262.html

https://pikabu.ru/story/zagadochnaya_anomaliya_pyanyiy_les_v_ryazanskoy_oblasti_7623374



Ход занятия

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

Организационно-мотивационный








- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ангелина Андреевна. Сегодня я проведу у вас внеурочное занятие по краеведению.

- Проверьте готовность. На столах у вас должны находиться конверты, ручка.

- Начнем с игры. Я буду вам бросать мяч, а вы называйте по одному качеству, которое пригодятся для успешной работы.

- Ребята, верно, такие качества, как внимание, заинтересованность, дисциплинированность, старание, сделают нашу работу успешной.

- Скажите, каким качествам не место на нашем занятии?

- Совершенно верно. Давайте исключим эти качества, и тогда успех нам гарантирован.

Приветствуют.











Называют качества: внимание, умение слушать, активность, заинтересованность, отзывчивость, старание, аккуратность, дисциплинированность и др.


- Непослушание, нетерпеливость, недисциплинированность, рассеянность, лень, страх.


Актуализация знаний

- Ребята, скажите, что такое чудо?

- Верно. Чудо – это сверхъестественное событие, действие, явление, нарушающее «законы природы» и не поддающееся рациональному объяснению. Бывают ли чудеса в реальной жизни? Если да, приведите пример.


- Бывают ли чудеса природы?


- Какие чудеса природы вы знаете?

- Это когда что-то происходит необычное, чего обычно не происходит.



- Да, (называют пример)/ нет, так как … .


- Да.


Называют чудеса природы, которые знают.


Проблемный вопрос

- Бытует мнение, что природа Рязанского края необычна и уникальна. Как вы думаете, так ли это? Обоснуйте свою точку зрения.


- Какие чудеса природы Рязанского края, позволяющие назвать ее уникальной и необычной, вы знаете?

- Сегодня на занятии мы с вами проведем настоящее исследование для доказательства того, что чудеса природы делают Рязанский край уникальным.



- Да, природа Рязанского края необычна и уникальна, так как у нее есть свои чудеса.


- Не знаем.


Подготовительный

- Итак, какова тема занятия?

- Какую цель вы поставите?

- Ребята, я подготовила для вас план деятельности, но все пункты в нем случайно перемешались. Восстановите последовательность.

- У каждого исследования также есть гипотеза – предположение, требующее доказательства. Какова гипотеза нашего исследования?

- Ребята, как доказать или опровергнуть это утверждение? С помощью чего?

- Чудеса природы Рязанского края.

- Доказать уникальность природы Рязанского края.

- Узнать географическое положение Рязанской области, познакомиться со значимыми природными местами Рязанского края, изучить чудеса природы Рязанского края.

- Чудеса природы делают Рязанский край уникальным.

- Мы поработаем с текстом, обсудим, что и как изображать.


Теоретический

- Итак, ребята, Рязанская область расположена в центре европейской части России, в междуречье Оки и Волги.

Рязанский край прекрасен по-своему. Великий поэт – наш земляк – Сергей Александрович Есенин восхищался рязанской природой и создал великолепные стихотворения. Я предлагаю вам послушать одно из них.












- Как Сергей Александрович Есенин относится к природе?

- Как вы думаете, только Сергей Александрович Есенин восхищался природой Рязанского края?

- Рязанский край любил Константин Георгиевич Паустовский. Он много лет жил в Рязанском крае, в поселке Солотча. Сейчас там находится знаменитая тропа Паустовского. По маршруту тропы можно увидеть места, упомянутые в литературных произведениях писателя: реки Солотча, Ока, Прорва, озеро Селянское, заливные приокские луга. Кто-то из вас был в этом месте?

- Еще одна известная природная достопримечательность Рязанского края находится в поселке Ерлино в Кораблинском районе. Это парк-дендрарий Худекова. Что такое дендрарий?

- Кто такой Худеков Сергей Николаевич?

- Верно. Сергей Николаевич - русский драматург, историк балета, создатель уникальных Ерлинского и Сочинского парков-дендрариев. В 2006 году руководство области причислило Ерлинскому парку статус заповедника, природно-ландшафтного музея и взяло под свое «крыло» охрану и защиту редких растений, присвоив название «Усадьба С.Н.Худекова». А беречь и правда есть что, ведь на территории сохранились редчайшие виды деревьев: розмарин, маньчжурский орех, туя и веерная пальма.

- Кто-нибудь из вас посещал дендрарий в Ерлино?

- Знаменитый природный объект Рязанской области – Национальный Мещерский парк. О нем расскажет Максим.


















- Как вы думаете, в Рязанском крае есть еще таинственные и загадочные природные места?

- Действительно, наш край богат природными загадками. Сегодня вы познакомитесь с некоторыми из них.






Тихо струится река серебристая

В царстве вечернем зеленой весны.

Солнце садится за горы лесистые,

Рог золотой выплывает луны.

Запад подернулся лентою розовой,

Пахарь вернулся в избушку с полей,

И за дорогою в чаще березовой

Песню любви затянул соловей.

Слушает ласково песни глубокие

С запада розовой лентой заря.

С нежностью смотрит на звезды далекие

И улыбается небу земля.

- Поэт восхищается природой.


- Нет.








Делятся впечатлениями о тропе Паустовского.


- Дендрарий – это сад или парк, в котором высажены коллекции различных видов деревьев и кустарников.


- Создатель дендрария.











Делятся впечатлениями.

- Мещёрский национальный парк — парк, который располагается на территориях Клепиковского и Рязанского районов Рязанской области.

Он охватывает Клепиковские озёра, долину реки Пра — притока Оки, систему мелководных озёр и болот. Здесь можно увидеть светлые осинники и березняки, по которым бродят неторопливые лоси, янтарные сосняки, наполненные токованием глухарей.

Мещёрский национальный парк организован для охраны, изучения и сохранения природных и историко-культурных комплексов Мещёрского края.

Мещера испокон веков считалась таинственным, дремучим, заповедным краем. Еще в древности русские сказители населили эти края русалками, водяными, лешими. Предания гласят, что неподалеку от этих мест, на старинном Муромском тракте, промышлял Соловей-разбойник. Мещера завораживала многих музыкантов, писателей, поэтов и художников.

- Да.

На доске физическая карта России




Практический

- Итак, ребята, для начала давайте проверим, какие пункты плана вы выполнили.


- Как вы думаете, достаточно ли знаний вы получили, чтобы доказать или опровергнуть поставленную вами гипотезу?

- Верно. Сейчас я предлагаю вам изучить чудеса природы Рязанского края. У вас на столах лежат информационные карты. Вы читаете информацию, обсуждаете ее в группе, выделяете только необходимые сведения, раскрывающие конкретную особенность озера. Перед тем, как приступить, назовите правила работы в группах.

- Приступайте к выполнению задания.

- Узнать географическое положение Рязанской области, познакомиться со значимыми природными местами Рязанского края.

- Нет, так как мы не выявили все чудеса природы Рязанского края.







Называют.

Выполняют задание.


Аналитический

- Ребята, я вижу, вы подготовили информацию. Теперь я предлагаю вам заполнить схемы. Но перед тем, как приступить к заданию, проверьте еще раз выбранную вами информацию, подходит ли она, нет ли ничего лишнего.

- Если все подходит, нет лишней или неподходящей информации, можете приступать к оформлению схемы.

Оценивают подготовленную информацию.





Оформляют схему.


Презентационный

- Итак, ребята, вы выполнили работу по изучению чудес природы Рязанского края. Теперь я предлагаю представителю от каждой группы выйти к доске и представить подготовленную информацию: рассказать о чуде природы, затем прикрепить вашу схему к доске.

- Ребята, вы хорошо постарались. У нас получился Сборник «Чудеса природы Рязанского края». Как вы думаете, где его можно использовать?

Выходят представители групп, рассказывают о чудесах природы Рязанского края, прикрепляют схему к доске.





- Сборник можно поставить на информационный стенд, чтобы другие тоже узнали о чудесах природы Рязанского края.


Рефлексивный

- Итак, ребята, наше занятие подошло к концу. Какая тема занятия была?

- Какую цель вы перед собой ставили?

- Какие задачи были вами поставлены?




- Все ли задачи были выполнены?

- Цель занятия достигнута?

- Давайте озвучим поставленную вами гипотезу.

- Вы ее доказали своей деятельность или опровергли?


- Верно. Итак, ребята, я предлагаю вам оценить свою деятельность на занятии. На доске вы видите радугу. На каждом цвете незаконченная фраза. Ваша задача – выбрать фразу и продолжить ее.

- Ребята, вы все хорошо постарались. Занятие окончено, до свидания!

- Чудеса природы Рязанского края.


- Доказать уникальность природы Рязанского края.

- Узнать географическое положение Рязанской области, познакомиться со значимыми природными местами Рязанского края, изучить чудеса природы Рязанского края.

- Да.

- Да.

- Чудеса природы делают Рязанский край уникальным.

- Доказали, значит, предположение «Чудеса природы делают Рязанский край уникальным» является верным.





Оценивают деятельность.

- Спасибо, до свидания!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!