Организационно-мотивационный | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ангелина Андреевна. Сегодня я проведу у вас внеурочное занятие по краеведению. - Проверьте готовность. На столах у вас должны находиться конверты, ручка. - Начнем с игры. Я буду вам бросать мяч, а вы называйте по одному качеству, которое пригодятся для успешной работы. - Ребята, верно, такие качества, как внимание, заинтересованность, дисциплинированность, старание, сделают нашу работу успешной. - Скажите, каким качествам не место на нашем занятии? - Совершенно верно. Давайте исключим эти качества, и тогда успех нам гарантирован. | Приветствуют. Называют качества: внимание, умение слушать, активность, заинтересованность, отзывчивость, старание, аккуратность, дисциплинированность и др. - Непослушание, нетерпеливость, недисциплинированность, рассеянность, лень, страх. | |
Актуализация знаний | - Ребята, скажите, что такое чудо? - Верно. Чудо – это сверхъестественное событие, действие, явление, нарушающее «законы природы» и не поддающееся рациональному объяснению. Бывают ли чудеса в реальной жизни? Если да, приведите пример. - Бывают ли чудеса природы? - Какие чудеса природы вы знаете? | - Это когда что-то происходит необычное, чего обычно не происходит. - Да, (называют пример)/ нет, так как … . - Да. Называют чудеса природы, которые знают. | |
Проблемный вопрос | - Бытует мнение, что природа Рязанского края необычна и уникальна. Как вы думаете, так ли это? Обоснуйте свою точку зрения. - Какие чудеса природы Рязанского края, позволяющие назвать ее уникальной и необычной, вы знаете? - Сегодня на занятии мы с вами проведем настоящее исследование для доказательства того, что чудеса природы делают Рязанский край уникальным. | - Да, природа Рязанского края необычна и уникальна, так как у нее есть свои чудеса. - Не знаем. | |
Подготовительный | - Итак, какова тема занятия? - Какую цель вы поставите? - Ребята, я подготовила для вас план деятельности, но все пункты в нем случайно перемешались. Восстановите последовательность. - У каждого исследования также есть гипотеза – предположение, требующее доказательства. Какова гипотеза нашего исследования? - Ребята, как доказать или опровергнуть это утверждение? С помощью чего? | - Чудеса природы Рязанского края. - Доказать уникальность природы Рязанского края. - Узнать географическое положение Рязанской области, познакомиться со значимыми природными местами Рязанского края, изучить чудеса природы Рязанского края. - Чудеса природы делают Рязанский край уникальным. - Мы поработаем с текстом, обсудим, что и как изображать. | |
Теоретический | - Итак, ребята, Рязанская область расположена в центре европейской части России, в междуречье Оки и Волги. Рязанский край прекрасен по-своему. Великий поэт – наш земляк – Сергей Александрович Есенин восхищался рязанской природой и создал великолепные стихотворения. Я предлагаю вам послушать одно из них. - Как Сергей Александрович Есенин относится к природе? - Как вы думаете, только Сергей Александрович Есенин восхищался природой Рязанского края? - Рязанский край любил Константин Георгиевич Паустовский. Он много лет жил в Рязанском крае, в поселке Солотча. Сейчас там находится знаменитая тропа Паустовского. По маршруту тропы можно увидеть места, упомянутые в литературных произведениях писателя: реки Солотча, Ока, Прорва, озеро Селянское, заливные приокские луга. Кто-то из вас был в этом месте? - Еще одна известная природная достопримечательность Рязанского края находится в поселке Ерлино в Кораблинском районе. Это парк-дендрарий Худекова. Что такое дендрарий? - Кто такой Худеков Сергей Николаевич? - Верно. Сергей Николаевич - русский драматург, историк балета, создатель уникальных Ерлинского и Сочинского парков-дендрариев. В 2006 году руководство области причислило Ерлинскому парку статус заповедника, природно-ландшафтного музея и взяло под свое «крыло» охрану и защиту редких растений, присвоив название «Усадьба С.Н.Худекова». А беречь и правда есть что, ведь на территории сохранились редчайшие виды деревьев: розмарин, маньчжурский орех, туя и веерная пальма. - Кто-нибудь из вас посещал дендрарий в Ерлино? - Знаменитый природный объект Рязанской области – Национальный Мещерский парк. О нем расскажет Максим. - Как вы думаете, в Рязанском крае есть еще таинственные и загадочные природные места? - Действительно, наш край богат природными загадками. Сегодня вы познакомитесь с некоторыми из них. | Тихо струится река серебристая В царстве вечернем зеленой весны. Солнце садится за горы лесистые, Рог золотой выплывает луны. Запад подернулся лентою розовой, Пахарь вернулся в избушку с полей, И за дорогою в чаще березовой Песню любви затянул соловей. Слушает ласково песни глубокие С запада розовой лентой заря. С нежностью смотрит на звезды далекие И улыбается небу земля. - Поэт восхищается природой. - Нет. Делятся впечатлениями о тропе Паустовского. - Дендрарий – это сад или парк, в котором высажены коллекции различных видов деревьев и кустарников. - Создатель дендрария. Делятся впечатлениями. - Мещёрский национальный парк — парк, который располагается на территориях Клепиковского и Рязанского районов Рязанской области. Он охватывает Клепиковские озёра, долину реки Пра — притока Оки, систему мелководных озёр и болот. Здесь можно увидеть светлые осинники и березняки, по которым бродят неторопливые лоси, янтарные сосняки, наполненные токованием глухарей. Мещёрский национальный парк организован для охраны, изучения и сохранения природных и историко-культурных комплексов Мещёрского края. Мещера испокон веков считалась таинственным, дремучим, заповедным краем. Еще в древности русские сказители населили эти края русалками, водяными, лешими. Предания гласят, что неподалеку от этих мест, на старинном Муромском тракте, промышлял Соловей-разбойник. Мещера завораживала многих музыкантов, писателей, поэтов и художников. - Да. | На доске физическая карта России |
Практический | - Итак, ребята, для начала давайте проверим, какие пункты плана вы выполнили. - Как вы думаете, достаточно ли знаний вы получили, чтобы доказать или опровергнуть поставленную вами гипотезу? - Верно. Сейчас я предлагаю вам изучить чудеса природы Рязанского края. У вас на столах лежат информационные карты. Вы читаете информацию, обсуждаете ее в группе, выделяете только необходимые сведения, раскрывающие конкретную особенность озера. Перед тем, как приступить, назовите правила работы в группах. - Приступайте к выполнению задания. | - Узнать географическое положение Рязанской области, познакомиться со значимыми природными местами Рязанского края. - Нет, так как мы не выявили все чудеса природы Рязанского края. Называют. Выполняют задание. | |
Аналитический | - Ребята, я вижу, вы подготовили информацию. Теперь я предлагаю вам заполнить схемы. Но перед тем, как приступить к заданию, проверьте еще раз выбранную вами информацию, подходит ли она, нет ли ничего лишнего. - Если все подходит, нет лишней или неподходящей информации, можете приступать к оформлению схемы. | Оценивают подготовленную информацию. Оформляют схему. | |
Презентационный | - Итак, ребята, вы выполнили работу по изучению чудес природы Рязанского края. Теперь я предлагаю представителю от каждой группы выйти к доске и представить подготовленную информацию: рассказать о чуде природы, затем прикрепить вашу схему к доске. - Ребята, вы хорошо постарались. У нас получился Сборник «Чудеса природы Рязанского края». Как вы думаете, где его можно использовать? | Выходят представители групп, рассказывают о чудесах природы Рязанского края, прикрепляют схему к доске. - Сборник можно поставить на информационный стенд, чтобы другие тоже узнали о чудесах природы Рязанского края. | |
Рефлексивный | - Итак, ребята, наше занятие подошло к концу. Какая тема занятия была? - Какую цель вы перед собой ставили? - Какие задачи были вами поставлены? - Все ли задачи были выполнены? - Цель занятия достигнута? - Давайте озвучим поставленную вами гипотезу. - Вы ее доказали своей деятельность или опровергли? - Верно. Итак, ребята, я предлагаю вам оценить свою деятельность на занятии. На доске вы видите радугу. На каждом цвете незаконченная фраза. Ваша задача – выбрать фразу и продолжить ее. - Ребята, вы все хорошо постарались. Занятие окончено, до свидания! | - Чудеса природы Рязанского края. - Доказать уникальность природы Рязанского края. - Узнать географическое положение Рязанской области, познакомиться со значимыми природными местами Рязанского края, изучить чудеса природы Рязанского края. - Да. - Да. - Чудеса природы делают Рязанский край уникальным. - Доказали, значит, предположение «Чудеса природы делают Рязанский край уникальным» является верным. Оценивают деятельность. - Спасибо, до свидания! | |