СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеурочного занятия на тему «Этикет дома и в семье» (8-11-е кл.)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект внеурочного занятия на тему «Этикет дома и в семье» предназначен воспитателям школьной гостиницы (общежития), классным руководителям и обучающимся 8-11-ых классов.

Методический материал носит рекомендательный характер. Педагог, принимая во внимание возрастные особенности обучающихся, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия.

 ЦЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: Формирование элементарных представлений об этике и психологии семейных отношений, основанных на традиционных семейных ценностях русского народа; воспитание культуры поведения.

ЗАДАЧИ:

- развивать у обучающихся этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в соответствии с основами нравственно-правовых норм семейных отношений;

- показать основы этикета, его вектор в древнерусском обществе; повторить и закрепить знания об этикете; находить правильное решение в различных проблемных ситуациях; узнать о правилах семейного этикета;

- развивать у обучающихся творческое оригинальное мышление, сообразительность, чувство юмора, интерес к культуре человека;

- воспитывать заботливое отношение к младшим и старшим родственникам, вежливое и уважительное отношение ко всем членам семьи и к окружающим.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия на тему «Этикет дома и в семье» (8-11-е кл.)»

МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева

Гостиница для обучающихся

г. Моршанск Тамбовской области





КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «ЭТИКЕТ ДОМА И В СЕМЬЕ»

ЦЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: Формирование элементарных представлений об этике и психологии семейных отношений, основанных на традиционных семейных ценностях русского народа; воспитание культуры поведения.

ЗАДАЧИ:

- развивать у обучающихся этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в соответствии с основами нравственно-правовых норм семейных отношений;

- показать основы этикета, его вектор в древнерусском обществе; повторить и закрепить знания об этикете; находить правильное решение в различных проблемных ситуациях; узнать о правилах семейного этикета;

- развивать у обучающихся творческое оригинальное мышление, сообразительность, чувство юмора, интерес к культуре человека;

- воспитывать заботливое отношение к младшим и старшим родственникам, вежливое и уважительное отношение ко всем членам семьи и к окружающим.



Необходимое оборудование: ПК, мультимедийное оборудование; Толковый словарь Ожегова; лист с файлом для индивидуального задания.



ПРОВЕДЕНИЕ: 18 октября 2019 г.

Воспитатель – Мокшанова И.В.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ


  1. Организационный момент. Мотивация

ВОСПИТАТЕЛЬ. Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте! Что особенного в том, что мы друг другу только что сказали? - Просто «здравствуйте».

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Скажите-ка, что же мы желаем этим словом - «здравствуйте»?

- Мы желаем доброго здоровья, мира, счастья.

- Совершенно верно, во все времена невоспитанностью и неуважением к окружающим считалось, если человек уклонялся от приветствия или не отвечал на него.

Приветствие – это одно из самых важных правил. А каких это правил? Как сказать одним словом, когда мы говорим о хороших манерах, о поведении на улице, дома, в общественных местах?

- Этикет.

- Просмотрите видеофрагмент, вспомните историю возникновения правил хорошего тона.

Просмотр видеофрагмента «История возникновения этикета».

2. Сообщение темы и цели занятия

- Послушайте короткое стихотворение и скажите, о чём оно?

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

О чём рассказывается в этом стихотворении?

- О семье. 

- Так о каком этикете мы будем сегодня говорить?

- О семейном.

- Теперь постарайтесь назвать тему занятия.

- Семейный этикет.

- Совершенно верно, «Этикет дома и семьи» - такова тема нашего сегодняшнего занятия.

- Рассмотрите изображения на слайде. Представьте, какие вежливые слова говорят друг другу люди, изображенные на иллюстрациях. И объясните, как вы понимаете, что значит семейный этикет?

Ответы обучающихся.

- Как вы думаете, обязательно ли дома соблюдать правила этикета, ведь мы – дома: сами себе хозяева, да и родные на нас не обидятся?

Ответы обучающихся.

- Так что же нам предстоит узнать по данной теме?

- Узнать правила семейного этикета.

- Совершенно верно, мы с вами продолжим наш разговор о вежливости, а главное, научимся дарить любовь и радость своим близким, будем приветливыми и добрыми к окружающим.


  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


  1. Открытие нового знания

  1. Презентация «Негласные правила поведения на Руси»

Многие нормы и правила поведения в давнее время были значительно более жёсткими, чем сейчас. Но жесткость эта объяснялась традиционализмом. Если проще, то жили тогда по законам предков. Это, в свою очередь, означало, что в модели поведения люди больше обращались к традиции, обычаям и поступали в той или иной ситуации так, как поступали их отцы. А если ещё проще, то человек больше ориентировался на то, как что-то делали предки в аналогичной ситуации, нежели, скажем, на гласные законы людские.

Авторитетом в роду был старший. Он был хранителем семьи, её обычаев и устоев. Он был ориентиром для молодых. Он был законом для данной семьи.

С выбором профессии в роду и семье были определённые трудности, так как дело было семейное, и ремесло передавалось от отца к сыну. Вольничать в выборе профессий категорически было нельзя. Девушке отводилась роль портной, хозяйки, хранительницы домашнего очага. Делами, которые приносят доход, девушкам было запрещено заниматься.

Слово старшего в роду не только закон, но и перебивать старшего во время его речи было недопустимо. Сейчас тоже действует это правило, но раньше за такой проступок могли и серьёзно наказать.

Девушкам вообще, по сути, было запрещено «любить» и дело женитьбы было в руках родителей молодой особы. Ослушаться в таком вопросе было чревато потерей семьи. Иными словами, могло привести к изгнанию.

Интересны и правила этикета во взаимоотношениях гость - хозяин дома:

Гость был обязан уважать хозяина и выполнять обычаи и нормы поведения, принятые в данном доме. Иначе могла сработать поговорка: вон Бог, а вон и порог. Но хозяин дома должен был предложить гостю кров, еду и баню, так как гость находится в положении незащищённости. Данная парадигма действовала очень долгое время.

Кстати, здороваться гость должен был первым, например, «мир вашему дому». Вообще здороваться первым должен тот, кто моложе, тот, кто первым заходит в помещение, тот, кто первым заметил прохожего на улице. В некоторых случаях несоблюдение данного принципа этикета тоже могло привести к серьёзным последствиям для нарушителя. Кроме того, здоровались мужнины под локоть, дамам могли просто кивать, а матушке с батюшкой могли и в пояс поклониться. Были свои нормы жестов при моменте первой встречи с человеком.

За столом тоже всё было нормировано этикетом. Пока глава семейства не начинал есть - никто не начинал, пока он не вставал из-за стола - никто не вставал. Глава закончил кушать - все закончили.

Также это касается расположения людей за обеденным столом.

Заведённые обычаи не менялись.

Славяне согласно мероприятию носили специальную одежду, на праздники в повседневной одежде не допускались. Вообще можно было много понять по узору на рубашке или рушнике. Символ говорил, что сейчас переживает человек, что он чувствует.

Большая строгость была и в ношении костюмов. Так, нельзя было одевать, что тебе хочется, только согласно социальному статусу, профессии, возрасту. Известный факт, что замужние девушки могли появляться на людях только в платке.

И таких нюансов было множество. И они были значимы в плане этикета и воспитания личности в целом.

Из озвученных примеров становится понятно, что древнерусское общество было иным в корне. То, что описано, частично подлежит реконструкции, частично просто невозможно сейчас в силу тотального изменения мировосприятия личностью в современном мире. И для нас сейчас элементы славянского этикета – это, безусловно, просто интересно и в большей степени лежат в плоскости развлекательного чтения, нежели конкретного исполнения.


2) Самостоятельная работа (в группах)

Задание. Прочитайте теперь фрагмент книги начала XVIII века «Юности честное зерцало». Книга эта является сборником правил поведения для знатных юношей и девушек. Молодым господам предписываются хорошие манеры и образование, а также почтение к родителям, трудолюбие и молчаливость. «Юности честное зерцало» считается первым русским учебником по этикету.

Ваша задача - стать «переводчиком» этих правил на современный язык. Как вы назовете эти правила? Выскажите свое мнение. Аргументируйте ответ.

  1. Хэндаут (Раздаточный материал)

1) Задание 1.

- Корни семейного этикета мы можем найти и в устном народном творчестве – в пословицах и поговорках.

Закончите пословицы, заполнив таблицу:

  1. Не нужен и клад, (когда в семье лад).

  2. Чем богаты, (тем и рады).

  3. Когда семья вместе, (тогда и душа на месте).

  4. Мой дом – (моя крепость).

  5. В недружной семье (добра не бывает).

  6. В прилежном доме густо, (а в ленивом - пусто).

  7. В семье согласно, (так идет дело прекрасно).

  8. В семью, где лад, (счастье дорогу не забывает).

  9. В хорошей семье (хорошие дети растут).

  10. Девичье смиренье (дороже ожерелья).

  11. Дерево держится корнями, (а человек семьей).

  12. Дети родителям (не судьи).

  13. Для внука дедушка — ум, (а бабушка — душа).

  14. Доброе братство (лучше богатства).

  15. Дом согревает не печь, (а любовь и согласие).

2) Задание «Этикет общения». Рабочий лист. Посмотрите значение некоторых слов в «Толковом словаре» Ожегова и составьте 2-3 предложения, выражая благодарности, поздравления, просьбы, извинения своим близким и родным:

БЛАГОДАРНОСТЬ




ПОЗДРАВЛЕНИЕ




ПРОСЬБА




ИЗВИНЕНИЕ






3) Задание «Столовый этикет»

Рассмотрите изображения на слайде. Оцените поведение детей за столом. Сочините правила поведения за столом и впишите их в таблицу.


4) Задание «Гостевой этикет»

Прочитайте стихотворения Г. Остера «Вредные советы»:

  1. Если друг на день рожденья

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома –

Пригодится самому.

Сесть старайся рядом с тортом.

В разговоры не вступай.

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

Выбирай куски поменьше,

Чтоб быстрее проглотить.

Не хватай салат руками,

Ложкой больше зачерпнешь.

Если вдруг дадут орехи,

Сыпь их бережно в карман,

Но не прячь туда варенье –

Сложно будет вынимать.



  1. Если к папе или к маме

Тетя взрослая пришла,

И ведет какой-то важный

И серьезный разговор,

Нужно сзади незаметно

К ней подкрасться, а потом

Громко крикнуть прямо в ухо:

- Стой! Сдавайся! Руки вверх!

И когда со стула тетя

С перепугу упадет

И прольет себе на платье

Чай, компот или кисель,

То, наверно, очень громко

Будет мама хохотать

И, гордясь своим ребенком,

Папа руку вам пожмет.

За плечо возьмет вас папа

И куда-то поведет.

Там, наверно, очень долго

Папа будет вас хвалить.



  1. Если вас зовут обедать,

Гордо прячьтесь под диван

И лежите там тихонько,

Чтоб не сразу вас нашли.

А когда из-под дивана

Будут за ноги тащить,

Вырывайтесь и кусайтесь,

Не сдавайтесь без борьбы.

Если вас таки достанут

И за стол посадят вас,

Опрокидывайте чашку,

Выливайте на пол суп.

Зажимайте рот руками,

Падайте со стула вниз.

А котлеты вверх бросайте,

Пусть прилипнут к потолку.

Через месяц люди скажут

С уважением о вас:

- С виду он худой и хилый,

Но зато характер тверд.



  1. Когда роняет чашку гость,

Не бейте гостя в лоб.

Другую чашку дайте, пусть

Он пьет спокойно чай.

Когда и эту чашку гость

Уронит со стола,

В стакан налейте чай ему,

И пусть спокойно пьет.

Когда же всю посуду гость

В квартире перебьет,

Придется сладкий чай налить

За шиворот ему.

Отметьте, с какими проблемами столкнулись герои стихотворения? Подумайте, почему так произошло, сделайте выводы и запишите их в таблицу:

  • если вас пригласили в гости;

  • если вы приглашаете гостей.


5) Игра-соревнование «Правила семейного этикета»

Разделимся на 2 команды. Вам необходимо составить правила семейного этикета и записать их в таблицу. Побеждает та команда, которая сумеет за короткое время составить как можно больше правил семейного этикета по разделам: «Как вести себя дома», «Правила этикета за семейным столом», «Встречаем гостей».

Проверка: обучающиеся зачитывают составленные правила.

  1. Физминутка

- А сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете вежливые слова.

Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять надо только тогда, когда я назову «волшебное» слово:

- Дружно встали на разминку, пожалуйста.

- Для начала мы с тобой

Повращаем головой, пожалуйста.

- Оборот и оборот.

А потом наоборот, пожалуйста.

- Поднимаем руки вверх, будьте любезны,

- Плавно опускаем вниз, пожалуйста.

- Повороты влево-вправо, будьте добры, -

Это лёгкая забава.

Приседаем быстро, ловко. -

Здесь видна уже сноровка.

- Извините, а теперь ходьба на месте, -

Это тоже интересно.

- Отдых кончен наш, друзья!

Будьте любезны, нам за столы садиться пора.



III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

  1. Подведение итогов

По какой теме мы работали на занятии?

- Семейный этикет.

- Что нового для себя узнали? Чему научились?

Ответы обучающихся.

- Посмотрите видеофрагмент и после просмотра продолжите фразу «Что такое этикет?..».

Просмотр видеофрагмента.

- Для чего же необходим семейный этикет? Что будет, если в вашей семье его не будут соблюдать?

- Подумайте и скажите, чем красивые дела отличаются от красивых слов?

2. Рефлексия

- С помощью мимики покажите своё настроение (улыбка), а с помощью жестов поблагодарите друг друга за работу (аплодисменты).

- Наша школьная гостиница – это маленькая семья. И очень хочется, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание. 

Прекрасного и спокойного вечера вам! Всем спасибо за работу!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!