Конспект внеурочного занятия -экскурсии по окружающему миру.
1 класс.
Тема: «Природа школьного двора осенью».
Задачи:
образовательные: знакомство учащихся с природой школьного двора, с осенними изменениями в живой и неживой природе; знакомство с правилами поведения в природе.
воспитательные: через наблюдение за природными объектами школьного двора , воспитывать любовь к природе, всему живому; пробуждать интерес к объектам природы, желание защищать ее.
развивающие: развивать наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы, познавательный интерес.
Цели:
- наблюдать за признаками наступления осени в живой и неживой природе;
- развивать умение различать листья наиболее распространенных деревьев, кустарников, трав;
- развивать логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы;
- повышать уровень экологической культуры учащихся.
Оборудование урока: план экскурсии; памятка «Правила поведения в природе».
План экскурсии:
1. Правила поведения на экскурсии.
2. Изменения в неживой природе.
3. Изменения в живой природе.
4. Сбор природного материала для урока технологии.
5. Подведение итогов.
Место проведения: школьный двор.
Ход урока.
Оргмомент.
Построение парами.
Знакомство с правилами поведения во время экскурсии.
Эмоциональный настрой.
1.Учитель читает отрывок из стихотворения Н.Рыленкова.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
О чем говорят эти прекрасные поэтические строки?
Для чего я прочла вам их?
Мне очень хочется пожелать, ребята, чтобы на экскурсии по нашему
школьному двору вы увидели много красивого, интересного, что раньше и не замечали в природе!
III. Сообщение темы урока-экскурсии.
- Тема нашего сегодняшнего занятия :«Природа школьного двора осенью».
IV. Целеполагание.
-Сегодня мы с вами отправимся в наш школьный парк, который создали для вас ученики и педагоги нашей школы.
-Рассматривая растения нашего школьного двора, мы познакомимся с природой нашего края, потому, что в нашем парке, на нашем пришкольном опытном участке и на клумбах нашего школьного двора «живут» многие распространенные на территории края растения.
-А также мы понаблюдаем, какие изменения происходят в природе осенью.
-Давайте сначала вспомним, как нужно себя вести в природе.(Дети вспоминают правила поведения в природе, изученные на предыдущих уроках)
V. Основная часть
.Школьный парк
-Отгадайте загадку:
-Есть у ребят надежный друг,
Зеленый друг, хороший .
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек.
-Почему лес назван другом?
-К какому объекту природы он относится?
-Мы с вами не имеем возможности отправиться в лес, но в нашем школьном парке мы можем встретить эти объекты живой природы.(Деревья)
-Какие деревья растут в нашем школьном парке?
-Какую роль играют они на территории школьного двора?
-Важны ли они для всей окружающей природы? Объясните,чем?
-Что мы можем сделать для сохранения деревьев в нашем парке?
-Обратите внимание на то, что растения здесь, как и в лесу, тоже располагаются ярусами. Как вы это можете объяснить?
-Рассмотрите растения нашего парка. Какие из них привлекли ваше внимание? Какие из них вам знакомы? Расскажите о них.
-Что бы вы предложили для их охраны?
-Оглядитесь вокруг. Казалось бы, ещё недавно было лето и вы наслаждались зеленью и прохладой этих деревьев. Какие изменения произошли с растениями парка осенью?
Какие ещё изменения в природе вы заметили?
Пернатые друзья парка.
-Ребята, что ещё привлекло ваше внимание в нашем парке? -Ребята, как вы думаете, чьи это домики? -Кто приготовил эти домики для птиц? Как вы думаете, для чего это нужно было делать? Когда вы летом отдыхали в пришкольном лагере, вы видели птиц в нашем парке. Что это за птицы?
-Какие птицы еще, кроме скворцов, вы видели?
-Что вы заметили особенного в жизни птиц?
-Какую пользу птицы приносят нашему парку, пришкольному участку? -Что изменилось с приходом осени?
-Можем ли мы сделать вывод, что в природе птицы и растения взаимосвязаны? Каким образом?
-Кто из вас участвовал в изготовлении птичьих домиков?
-Теперь, с наступлением осенних холодов, что мы в силах сделать? Как можем помочь птицам, оставшимся зимовать в наших краях?
3. Сбор природного материала для урока технологии.
-Пройдя по школьному двору, посмотрите под ноги, что мы можем взять для работы на уроках технологии? -Помните, что мы только собираем природный материал, чтобы изготовить красивую поделку, не нужно ломать веток, достаточно смотреть себе под ноги.
VI. Итог экскурсии.
-Настало время возвращаться в класс.
-Что новое узнали во время экскурсии?
-Что интересное заприметили в школьном парке, чего раньше и не замечали? -Какие изменения заметили в живой и неживой природе, произошедшие с наступлением осени?
Дети получают памятки «Правила поведения в природе» и возвращаются в класс.