СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеурочного занятия для учащихся 5-х классов "Шоколад"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие проводится в рамках программы по внеурочной деятельности "Удивительный мир химии" для учащихсяя 5-х классов. Цель занятия:

-формирование познавательного интереса к предмету "химия";

-расширение кругозора учащихся.

На занятии учащиеся проводят исследовательскую работу, в результате которой формируется представление о составе шоколада и входящих в него ингредиентах.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеурочного занятия для учащихся 5-х классов "Шоколад"»

Муниципальное образовательное учреждение

гимназия №20

имени Героя Советского Союза Н.Д. Дугина

муниципального образования

городской округ Люберцы Московской области













Конспект внеурочного занятия

для учащихся 5-х классов на тему

«Шоколад»








Учитель химии:

Чикеева

Светлана Феодосеевна




Присутствовали:

Председатель НМК естественно-научного цикла

Сизикова Е.В._______________

Секретарь _______________










27 апреля 2022 г




Тема «Шоколад»


Цели:

личностные:

- формирование познавательного интереса учащихся к изучению новой темы;

- расширение их кругозора;

метапредметные:

- высказывать гипотезы и предлагать способы их проверки;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- добывать новые знания, используя свой жизненный опыт;

- перерабатывать полученную информацию, делая выводы;

- работать в группе, обнаруживать и формулировать исследовательскую проблему в диалоге с учителем и учащимися.

предметные:

- формировать представление у учащихся о составе шоколада, входящих в него ингредиентах.


Оборудование: компьютер, проектор.


Материалы для проведения занятий:


на столах учащихся:

- бланк «Маршрут исследования»;

- чашка с тертым шоколадом;

- фильтровальная бумага:

- масло какао;

- пластмассовая ложка.

на столе учителя:

- CuSO4 , NaOH, Н2О, тертый шоколад, фильтр, воронка, стакан с водой, пробирка, штатив для пробирок.


Ход занятия.


  1. Подготовительный этап.


Учитель: Предлагаю вам отгадать загадку:


Расчерчен на квадратики

Завернут в серебро,

Как его вы развернете

Моментально вы поймете

Что нашелся сладкий клад

Это вкусный……(шоколад)




Сегодня на нашем занятии мы будем говорить о шоколаде.

Учитель: Ребята, вы любите шоколад?

Почему он вам нравится?

Какие сорта шоколада вам известны?


  1. Создание проблемной ситуации.


Предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма «Сладкая сказка», где главный герой Дракончик попал в цех кондитерской фабрики по производству шоколада (уч-ся смотрят фрагмент).

Учитель:1. Охарактеризуйте главного героя.

2. Почему Дракоше не понравился шоколад?

(в процессе обсуждения необходимо подвести учащихся к выводу, что шоколад, который попробовал Дракоша был еще не готов к употреблению, т.к. в нем отсутствовал сахар и другие ингредиенты).


Учитель: Ингредиенты? Вам знакомо это слово? Давайте обратимся к словарю (слайд 1).


3.Как вы думаете, что входит в состав шоколада?

(предполагаемые версии учащихся учитель пишет на доске)


Учитель: Для подтверждения или опровержения ваших версий предлагаю вам провести исследовательскую работу и узнать, из чего состоит шоколад.


  1. Исследовательская работа в группах (учитель представляет консультантов).


Маршрут исследования:


  1. Исследуем обертку шоколада:

    1. Рассмотри обертку шоколада и изучи его состав. Запиши основные ингредиенты исследуемого тобой шоколада ______________________________________________________________________________________________________________________

    2. Обрати внимание на информацию о пищевой ценности продукта. Пищевая ценность – это содержание жиров, белков и углеводов в 100 г продукта


  1. Исследуем шоколад:


- Опыт № 1 «Обнаружение жиров»:


Насыпаем тертый шоколад на фильтровальную бумагу и надавливаем на него. Что наблюдаете? Объясните результаты опыта.


Опыт № 2 «Обнаружение углеводов» (выполняет учитель)


Учитель: Выполняем первую часть нашей работы.

(уч-ся выполняют работу, обсуждают и сообщают о результатах)


Учитель: Давайте сравним результаты исследования с вашими предположениями, которые мы зафиксировали на доске. Оказывается, чем выше содержание того или иного компонента, тем ближе он стоит к началу списка. Продолжаем работу и обратим внимание на информацию о пищевой ценности продукта.

(уч-ся выполняют работу, обсуждают и сообщают о результатах)


Учитель: Итак, пищевая ценность шоколада определяется содержанием в них:

- жиров (они необходимы для развития нервной системы)

- углеводов (углеводы – источник энергии)

- белков (белки – это основной строительный материал).


Учитель: Продолжаем исследовать шоколад. Предлагаю, пользуясь инструкцией, провести опыт и обнаружить в шоколаде жиры.

(уч-ся выполняют работу, обсуждают и сообщают о результатах)


Учитель: Какой можно сделать вывод?

(уч-ся отвечают, что в состав шоколада входят жиры)


Учитель: Обнаружить в шоколаде углеводы можно с помощью опыта (опыт проводит учитель)


Опыт «Обнаружение углеводов»


Тертый шоколад (1см по высоте) помещаем в пробирку и приливаем 2мл дистиллированной воды. Встряхиваем содержимое пробирки несколько раз и фильтруем. Добавляем к фильтрату 1мл 2М раствора NaOH и 2-3 капли 10 %- го раствора CuSO4. Встряхиваем пробирку. Появляется ярко-синее окрашивание. Такую реакцию дает сахар. Он относится к углеводам.

Белки тоже можно обнаружить с помощью специальных реакций.


  1. История шоколада.


Учитель: История шоколада началась более 3000 лет назад на побережье Мексики. В то время какао-бобы были настолько ценны, что играли роль денег. Например, за 100 бобов можно было купить раба (слайд).


Шоколад с греческого переводится как «пища богов». Первым в Европу какао – бобы привез в 1502 году Христофор Колумб в подарок испанскому королю Фердинанду, но на фоне других сокровищ «пище богов» не придали должного значения (слайд).


В 1519 году Фернандо Кортес отправляется в Мексику. Там ему довелось попробовать шоколадный напиток. Оценив его бодрящий эффект и аромат , понимая, что какао может принести большие доходы, в 1528 году Кортес возвращается в Испанию. Его корабли загружены какао и сахарным тростником.

Испанские монахи изменяют процесс и рецепт приготовления шоколадного напитка, отказываются от перца, который добавляли индейцы, добавляют в напиток ванилин, корицу и сахар. Еще одним открытием оказывается тот факт, что шоколадный напиток в горячем виде еще вкуснее (слайд).


Основной вклад в распространение шоколада в Европе внесла Анна Австрийская – дочь испанского короля и супруга французского короля Людовика XIII. В 1616 году она привезла с собой из Испании в Париж ящик какао – бобов. Из Парижа волна моды на шоколад захлестнула всю Европу (слайд).


В 1650 г тайна шоколадного напитка достигает Англии. В 1654 г в Англии открывается первый шоколадный дом (слайд).


В середине XXVIII века шоколад стал дешевле и доступнее всем слоям населения благодаря расширению плантаций и механизации производства (слайд).


Исходное сырье для производства шоколада какао-бобы – семена какао дерева. Они находятся в мякоти плода до 30-50 штук (слайд).


Их очищают и обжаривают, прессуют и получают какао-масло, температура плавления которого – 34 ºС. Затем добавляют сахар, молоко, ванилин и прочие добавки. Шоколадную массу перемешивают, медленно охлаждают, а после нагревают опять до 34 ºС и формуют (слайд).


Оказывается, в состав шоколада входят 300 составляющих (слайд).


Оптимальными условиями хранения шоколада являются: температура (18+3)°С и относительная влажность не более 75%, при этом шоколад ни в коем случае нельзя подвергать воздействию прямых солнечных лучей. Шоколад боится всего: воздуха, солнечного света и влаги, холод в бытовом холодильнике, жара на подоконнике, перепадов температуры (слайд).


Учитель: О шоколаде можно говорить долго и одного занятия не хватит.


Ребята, а вам интересно узнать, что дальше случилось с Дракончиком? Давайте посмотрим фрагмент (уч-ся смотрят фрагмент).


Учитель: Вы увидели начало и конец мультфильма. Скажите, что-нибудь изменилось в поведении Дракончика?

(уч-ся отвечают)


Учитель: Сегодня вы познакомились с шоколадной историей. А теперь традиционный вопрос: «Что нового вы узнали на уроке?»,

«Что вас удивило?»


  1. Рефлексия


Учитель: Продолжите предложение: «Шоколад – это….»


Итак, шоколад – это не только лакомство, но и очень полезный и питательный продукт. Но, употреблять шоколад нужно в разумных пределах – 25 г в день. Самый полезный шоколад горький и без добавок.


И, наконец, шоколад – источник хорошего настроения. Так, давайте же в этом убедимся!

(учитель угощает детей шоколадом).


Учитель: наше занятие окончено. Спасибо за работу и внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!