Муниципальное образовательное учреждение
гимназия №20
имени Героя Советского Союза Н.Д. Дугина
муниципального образования
городской округ Люберцы Московской области
Конспект внеурочного занятия
для учащихся 5-х классов на тему
«Шоколад»
Учитель химии:
Чикеева
Светлана Феодосеевна
Присутствовали:
Председатель НМК естественно-научного цикла
Сизикова Е.В._______________
Секретарь _______________
27 апреля 2022 г
Тема «Шоколад»
Цели:
личностные:
- формирование познавательного интереса учащихся к изучению новой темы;
- расширение их кругозора;
метапредметные:
- высказывать гипотезы и предлагать способы их проверки;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- добывать новые знания, используя свой жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию, делая выводы;
- работать в группе, обнаруживать и формулировать исследовательскую проблему в диалоге с учителем и учащимися.
предметные:
- формировать представление у учащихся о составе шоколада, входящих в него ингредиентах.
Оборудование: компьютер, проектор.
Материалы для проведения занятий:
на столах учащихся:
- бланк «Маршрут исследования»;
- чашка с тертым шоколадом;
- фильтровальная бумага:
- масло какао;
- пластмассовая ложка.
на столе учителя:
- CuSO4 , NaOH, Н2О, тертый шоколад, фильтр, воронка, стакан с водой, пробирка, штатив для пробирок.
Ход занятия.
Подготовительный этап.
Учитель: Предлагаю вам отгадать загадку:
Расчерчен на квадратики
Завернут в серебро,
Как его вы развернете
Моментально вы поймете
Что нашелся сладкий клад
Это вкусный……(шоколад)
Сегодня на нашем занятии мы будем говорить о шоколаде.
Учитель: Ребята, вы любите шоколад?
Почему он вам нравится?
Какие сорта шоколада вам известны?
Создание проблемной ситуации.
Предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма «Сладкая сказка», где главный герой Дракончик попал в цех кондитерской фабрики по производству шоколада (уч-ся смотрят фрагмент).
Учитель:1. Охарактеризуйте главного героя.
2. Почему Дракоше не понравился шоколад?
(в процессе обсуждения необходимо подвести учащихся к выводу, что шоколад, который попробовал Дракоша был еще не готов к употреблению, т.к. в нем отсутствовал сахар и другие ингредиенты).
Учитель: Ингредиенты? Вам знакомо это слово? Давайте обратимся к словарю (слайд 1).
3.Как вы думаете, что входит в состав шоколада?
(предполагаемые версии учащихся учитель пишет на доске)
Учитель: Для подтверждения или опровержения ваших версий предлагаю вам провести исследовательскую работу и узнать, из чего состоит шоколад.
Исследовательская работа в группах (учитель представляет консультантов).
Маршрут исследования:
Исследуем обертку шоколада:
Рассмотри обертку шоколада и изучи его состав. Запиши основные ингредиенты исследуемого тобой шоколада ______________________________________________________________________________________________________________________
Обрати внимание на информацию о пищевой ценности продукта. Пищевая ценность – это содержание жиров, белков и углеводов в 100 г продукта
Исследуем шоколад:
- Опыт № 1 «Обнаружение жиров»:
Насыпаем тертый шоколад на фильтровальную бумагу и надавливаем на него. Что наблюдаете? Объясните результаты опыта.
Опыт № 2 «Обнаружение углеводов» (выполняет учитель)
Учитель: Выполняем первую часть нашей работы.
(уч-ся выполняют работу, обсуждают и сообщают о результатах)
Учитель: Давайте сравним результаты исследования с вашими предположениями, которые мы зафиксировали на доске. Оказывается, чем выше содержание того или иного компонента, тем ближе он стоит к началу списка. Продолжаем работу и обратим внимание на информацию о пищевой ценности продукта.
(уч-ся выполняют работу, обсуждают и сообщают о результатах)
Учитель: Итак, пищевая ценность шоколада определяется содержанием в них:
- жиров (они необходимы для развития нервной системы)
- углеводов (углеводы – источник энергии)
- белков (белки – это основной строительный материал).
Учитель: Продолжаем исследовать шоколад. Предлагаю, пользуясь инструкцией, провести опыт и обнаружить в шоколаде жиры.
(уч-ся выполняют работу, обсуждают и сообщают о результатах)
Учитель: Какой можно сделать вывод?
(уч-ся отвечают, что в состав шоколада входят жиры)
Учитель: Обнаружить в шоколаде углеводы можно с помощью опыта (опыт проводит учитель)
Опыт «Обнаружение углеводов»
Тертый шоколад (1см по высоте) помещаем в пробирку и приливаем 2мл дистиллированной воды. Встряхиваем содержимое пробирки несколько раз и фильтруем. Добавляем к фильтрату 1мл 2М раствора NaOH и 2-3 капли 10 %- го раствора CuSO4. Встряхиваем пробирку. Появляется ярко-синее окрашивание. Такую реакцию дает сахар. Он относится к углеводам.
Белки тоже можно обнаружить с помощью специальных реакций.
История шоколада.
Учитель: История шоколада началась более 3000 лет назад на побережье Мексики. В то время какао-бобы были настолько ценны, что играли роль денег. Например, за 100 бобов можно было купить раба (слайд).
Шоколад с греческого переводится как «пища богов». Первым в Европу какао – бобы привез в 1502 году Христофор Колумб в подарок испанскому королю Фердинанду, но на фоне других сокровищ «пище богов» не придали должного значения (слайд).
В 1519 году Фернандо Кортес отправляется в Мексику. Там ему довелось попробовать шоколадный напиток. Оценив его бодрящий эффект и аромат , понимая, что какао может принести большие доходы, в 1528 году Кортес возвращается в Испанию. Его корабли загружены какао и сахарным тростником.
Испанские монахи изменяют процесс и рецепт приготовления шоколадного напитка, отказываются от перца, который добавляли индейцы, добавляют в напиток ванилин, корицу и сахар. Еще одним открытием оказывается тот факт, что шоколадный напиток в горячем виде еще вкуснее (слайд).
Основной вклад в распространение шоколада в Европе внесла Анна Австрийская – дочь испанского короля и супруга французского короля Людовика XIII. В 1616 году она привезла с собой из Испании в Париж ящик какао – бобов. Из Парижа волна моды на шоколад захлестнула всю Европу (слайд).
В 1650 г тайна шоколадного напитка достигает Англии. В 1654 г в Англии открывается первый шоколадный дом (слайд).
В середине XXVIII века шоколад стал дешевле и доступнее всем слоям населения благодаря расширению плантаций и механизации производства (слайд).
Исходное сырье для производства шоколада какао-бобы – семена какао дерева. Они находятся в мякоти плода до 30-50 штук (слайд).
Их очищают и обжаривают, прессуют и получают какао-масло, температура плавления которого – 34 ºС. Затем добавляют сахар, молоко, ванилин и прочие добавки. Шоколадную массу перемешивают, медленно охлаждают, а после нагревают опять до 34 ºС и формуют (слайд).
Оказывается, в состав шоколада входят 300 составляющих (слайд).
Оптимальными условиями хранения шоколада являются: температура (18+3)°С и относительная влажность не более 75%, при этом шоколад ни в коем случае нельзя подвергать воздействию прямых солнечных лучей. Шоколад боится всего: воздуха, солнечного света и влаги, холод в бытовом холодильнике, жара на подоконнике, перепадов температуры (слайд).
Учитель: О шоколаде можно говорить долго и одного занятия не хватит.
Ребята, а вам интересно узнать, что дальше случилось с Дракончиком? Давайте посмотрим фрагмент (уч-ся смотрят фрагмент).
Учитель: Вы увидели начало и конец мультфильма. Скажите, что-нибудь изменилось в поведении Дракончика?
(уч-ся отвечают)
Учитель: Сегодня вы познакомились с шоколадной историей. А теперь традиционный вопрос: «Что нового вы узнали на уроке?»,
«Что вас удивило?»
Рефлексия
Учитель: Продолжите предложение: «Шоколад – это….»
Итак, шоколад – это не только лакомство, но и очень полезный и питательный продукт. Но, употреблять шоколад нужно в разумных пределах – 25 г в день. Самый полезный шоколад горький и без добавок.
И, наконец, шоколад – источник хорошего настроения. Так, давайте же в этом убедимся!
(учитель угощает детей шоколадом).
Учитель: наше занятие окончено. Спасибо за работу и внимание!