СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "В стране Морфологии. Турнир грамотеев".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие интереса учащихся начальной школы к основным частям речи в занимательной форме.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "В стране Морфологии. Турнир грамотеев".»











Внеклассное мероприятие

по русскому языку

«В стране Морфологии.

Турнир грамотеев»









учителя начальных классов

МКОУ «СШ № 1»

Сержантовой Н.В.



Город Ефремов.

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку

«В стране Морфологии. Турнир грамотеев».

Цели:

  1. Обобщение знаний учащихся об известных частях речи.

  2. Расширение кругозора и словарного запаса учащихся.

  3. Повышение интереса и активности к изучению русского языка.

  1. Организационный момент.

- Сегодня, друзья, мы совершим путешествие в страну Морфология.

А вы знаете, что такое морфология?

Морфоло́гия (от др.-греч. μορφή — «форма» и λόγος — «учение») — раздел лингвистики, который изучает части речи.

- А на чём мы сегодня отправимся, отгадайте загадку:

Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звёзд.
(Ракета.)

Показ картинки «Ракета».

- Недавно мы отмечали праздник – 12 апреля. Каких космонавтов вы знаете?

Ответы детей.

- Путешествовать по стране Морфология могут не все, а только хорошо знающие русский язык.

-Давайте поиграем и проведём турнир грамотеев. А кто из вас знает, что такое турнир?

Турнир – это состязание, запомните. К сегодняшнему мероприятию вы подготовили кроссворды. Потом мы сделаем из ваших кроссвордов альбом.

Звучит песня “Грамотей”.

II.Основная часть.

- Мы отправляемся в страну Морфологию, где в замках живут и правят части речи. А вот и экскурсовод по замку. Что это за часть речи?

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.

- Моим помощником будет имя существительное.

Имя существительное.

Очень впечатлительное
Имя существительное.

Убедят его легко
Два вопроса: кто? и что?

Обозначит все предметы:
Кто? ворона, что? кометы,
Кто? зайчонок, что? гроза,
Книга, речка, стрекоза.

Так предметы называй,
По вопросам узнавай.

- Ребята, за правильные ответы вам будут раздаваться жетоны. По ним мы будем определять лучшего знатока русского языка. Задания будут как групповые, так и индивидуальные. При ответах надо соблюдать важные правила:

1. Знаешь, подними руку.

2. Отвечай, не выкрикивая.

Для начала – разминка.

Разминка.

- Составьте слова из названия нашего мероприятия: “Турнир грамотеев”.

- Составьте за 2 минуты как можно больше слов.

Запись на листочках; звучит музыка.

- Кто составил 5 слов? (жетон.)
- Ребята, а к какой части речи относятся эти слова? (имена существительные.)

- Что такое имя существительное? (Обозначает предмет….)
- Итак, наш первый тур проходит в замке имён существительных.

Вывешивается таблица под замком.

1 тур. “Собери слова”.

- Какого рода бываю существительные?

- Ребята, вы знаете, что в русском языке имена существительные бывают 3 родов. Предлагаю вам собрать слова и разместить их в нужный конвертик.

(3 конверта разного цвета. Слова - таблички вырезаны из бумаги; по 1 жетону.)

- Молодцы!

2 тур. “Назови одним словом”.

Храбрый человек – …(храбрец).
Умный человек –… (умник).
Добрый человек – …(добряк).
Болтливый человек – …(болтун).
Богатый человек –…(богач).
Мудрый человек –…(мудрец).
Хвастливый человек –…(хвастун).
Ленивый человек –… (лентяй).
Весёлый человек –…(весельчак). По 1 жетону за верный ответ.

3 тур. “Лови мяч”.

- Я бросаю вам мяч в руки, а вы называете мне, какой частью речи являются слова.

Слова: ёлка, зелёная, ёж, колючий, каша, хорошая, пюре, вкусное, сказка, интересная, люди, добрые

- На какие вопросы отвечали слова? (Кто, что; какая, какой, какое, какие.)
- Какие части речи отвечают на эти вопросы? (Имя существительное, имя прилагательное.)


- Мы в замке имени прилагательного.

Вывешивается табличка.

- Мы отправляемся на нашей ракете в следующее царство. Отгадайте, кто нам в этом поможет?

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

- Моим помощником будет имя прилагательное.

Имя прилагательное

Сильно любознательное
Имя прилагательное.
В чём предметов-то секрет?
На вопросы дай ответ:

Он какой? Она какая?
Сильный, добрая, родная.
А оно? Оно смешное,
Тёплое и озорное.

Эти признаки важны,
Речь обогатить должны.

4 тур. “ Ты – волшебник ”.

- Скажи одним словом – прилагательным:

Повязка на рукаве –…(нарукавная).
Календарь на стене –… (настенный).
Переход под землёй – …(подземный).
Камни под водой – …(подводные).
Час перед рассветом – …(предрассветный).
Доска для класса – …(классная).
Занятие в группе – …(групповое).
Вечер в субботу – …(субботний).
Поле для хоккея – …(хоккейное).
Мячи для тенниса –…(теннисные) (по 1 жетону.)

- Молодцы!

Физминутка.

- Будем с вами мы считать:

Первый раз – поднимем руки, чтобы не было нам скуки,
Во второй раз – прыгнуть нужно, только дружно, очень дружно,
В третий раз – согнёмся вместе, это делать интересно,
А в последний раз быстрей хлопай, топай веселей.

5 тур «Загадки».

1) Каждый полдень, там, где юг,
Всем сиял над полем круг. (Солнце.) Показывается картинка.

  • - Назовите признаки солнца. (Большое, яркое, лучистое, жёлтое, горячее, сверкающее.)

2) В небе тучи растревожит,
Дождь пригонит проливной,
Лодке парусной поможет,
Засвистит в трубе печной.
Побывал везде на свете
Озорной, весёлый …..(Ветер.)

- Назовите признаки ветра.

3) Приказало солнце: “Стой!
Семицветный мост крутой!”
Туча скрылась, солнца свет,
Рухнул мост, а щепок нет. (Радуга.)

- Назовите признаки радуги. (Красивая, дугообразная, разноцветная, цветная, семицветная, яркая.) (По 1 жетону.)

Игра «Подбери антонимы». Что это за слова?

Добрый – … Длинный – …

Чёрный – … Высокий – …

Светлый – … Горячий - …

Большой – … Сладкий – …

- Какой части речи у нас ещё не хватает? Глагол. Отправляемся в замок, где живёт глагол.

- Наш турнир продолжается в замке глаголов. (Вывешивается табличка.)
- На какие вопросы отвечают глаголы? (Что делает? что делают? что делать?...)

6 тур: “Кто что делает?”

- Назовите слова, обозначающие действие этого животного (что они умеют делать).

Корова – (мычит) Лошадь – Коза- Свинья-

Кошка – Волк - Змея – Ворона – Кукушка –

Лягушка – Голубь – (воркует) Собака - (по 1 жетону)

7 тур: “Угадай-ка” (групповое задание).

- Ребята, в русском языке есть слова, которые звучат и пишутся одинаково, но бывают разными частями речи.

Предлагаю вам найти в предложениях такие пары слов и подчеркнуть их.

  1. Затопили печь, чтобы пироги печь.

  2. Снежное покрывало всё поле покрывало.

  3. В лесу росли ели. Мы ели суп.

- Какие слова вы подчеркнули?

- Какой частью речи они являются? (Имя существительное и глагол.)

10 тур: “Закончи пословицу”.

- Я начинаю, а вы заканчиваете.

а) Труд кормит, а лень… портит.
б) Как аукнется, так и… откликнется.
в) Семь раз отмерь, один раз… отрежь.
г) Нет друга - ищи, а нашёл… береги.
д) Сам погибай, а товарища…выручай.

- А вот ещё одна игра: «Крылатые выражения».

- Что это такое? Так говорят иногда люди. Мы их называем «фразеологические обороты»:

- очки втирать -… (обманывать)

-обвести вокруг пальца –… (обманывать)

- поставить на ноги -… (вылечить)

- вешать нос – …(огорчаться)

- зарубить на носу –… (запомнить)

- тыкать носом – …(указывать) (по 1 жетону)



Итог мероприятия.

- Итак, мы облетели с вами страну Морфологию, но она не такая маленькая, какую мы увидели с вами. В этой стране живут и другие части речи – служебные. О них мы узнаем в следующий раз.

Игра на внимание.

- Встали все!
- Если я называю имя существительное – хлопните 1 раз в ладоши.

Если прилагательное – приседаете.

Если другую часть речи – поворот вокруг себя.

Человек, красивый, стоит, рыба, пушистая, говорит, летает, заяц, зеленая, стол, зубастый, мяч.

- Самыми внимательными были ….. (1 жетон)

- А теперь, подведём итог. Посчитайте ваши жетоны. Кто же победил в нашем турнире?

Награждение грамотами, поощрительными призами.

Учите русский годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда – в нём самом.

- Что каждый из вас сегодня понесёт домой - нового, интересного?

- Кто доволен собой?

- Занятие окончено. Всем спасибо!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!