Внеклассное мероприятие
по русскому языку
«В стране Морфологии.
Турнир грамотеев»
учителя начальных классов
МКОУ «СШ № 1»
Сержантовой Н.В.
Город Ефремов.
Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку
«В стране Морфологии. Турнир грамотеев».
Цели:
Обобщение знаний учащихся об известных частях речи.
Расширение кругозора и словарного запаса учащихся.
Повышение интереса и активности к изучению русского языка.
Организационный момент.
- Сегодня, друзья, мы совершим путешествие в страну Морфология.
А вы знаете, что такое морфология?
Морфоло́гия (от др.-греч. μορφή — «форма» и λόγος — «учение») — раздел лингвистики, который изучает части речи.
- А на чём мы сегодня отправимся, отгадайте загадку:
Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звёзд.
(Ракета.)
Показ картинки «Ракета».
- Недавно мы отмечали праздник – 12 апреля. Каких космонавтов вы знаете?
Ответы детей.
- Путешествовать по стране Морфология могут не все, а только хорошо знающие русский язык.
-Давайте поиграем и проведём турнир грамотеев. А кто из вас знает, что такое турнир?
Турнир – это состязание, запомните. К сегодняшнему мероприятию вы подготовили кроссворды. Потом мы сделаем из ваших кроссвордов альбом.
Звучит песня “Грамотей”.
II.Основная часть.
- Мы отправляемся в страну Морфологию, где в замках живут и правят части речи. А вот и экскурсовод по замку. Что это за часть речи?
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
- Моим помощником будет имя существительное.
Имя существительное.
Очень впечатлительное
Имя существительное.
Убедят его легко
Два вопроса: кто? и что?
Обозначит все предметы:
Кто? ворона, что? кометы,
Кто? зайчонок, что? гроза,
Книга, речка, стрекоза.
Так предметы называй,
По вопросам узнавай.
- Ребята, за правильные ответы вам будут раздаваться жетоны. По ним мы будем определять лучшего знатока русского языка. Задания будут как групповые, так и индивидуальные. При ответах надо соблюдать важные правила:
1. Знаешь, подними руку.
2. Отвечай, не выкрикивая.
Для начала – разминка.
Разминка.
- Составьте слова из названия нашего мероприятия: “Турнир грамотеев”.
- Составьте за 2 минуты как можно больше слов.
Запись на листочках; звучит музыка.
- Кто составил 5 слов? (жетон.)
- Ребята, а к какой части речи относятся эти слова? (имена существительные.)
- Что такое имя существительное? (Обозначает предмет….)
- Итак, наш первый тур проходит в замке имён существительных.
Вывешивается таблица под замком.
1 тур. “Собери слова”.
- Какого рода бываю существительные?
- Ребята, вы знаете, что в русском языке имена существительные бывают 3 родов. Предлагаю вам собрать слова и разместить их в нужный конвертик.
(3 конверта разного цвета. Слова - таблички вырезаны из бумаги; по 1 жетону.)
- Молодцы!
2 тур. “Назови одним словом”.
Храбрый человек – …(храбрец).
Умный человек –… (умник).
Добрый человек – …(добряк).
Болтливый человек – …(болтун).
Богатый человек –…(богач).
Мудрый человек –…(мудрец).
Хвастливый человек –…(хвастун).
Ленивый человек –… (лентяй).
Весёлый человек –…(весельчак). По 1 жетону за верный ответ.
3 тур. “Лови мяч”.
- Я бросаю вам мяч в руки, а вы называете мне, какой частью речи являются слова.
Слова: ёлка, зелёная, ёж, колючий, каша, хорошая, пюре, вкусное, сказка, интересная, люди, добрые
- На какие вопросы отвечали слова? (Кто, что; какая, какой, какое, какие.)
- Какие части речи отвечают на эти вопросы? (Имя существительное, имя прилагательное.)
- Мы в замке имени прилагательного.
Вывешивается табличка.
- Мы отправляемся на нашей ракете в следующее царство. Отгадайте, кто нам в этом поможет?
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
- Моим помощником будет имя прилагательное.
Имя прилагательное
Сильно любознательное
Имя прилагательное.
В чём предметов-то секрет?
На вопросы дай ответ:
Он какой? Она какая?
Сильный, добрая, родная.
А оно? Оно смешное,
Тёплое и озорное.
Эти признаки важны,
Речь обогатить должны.
4 тур. “ Ты – волшебник ”.
- Скажи одним словом – прилагательным:
Повязка на рукаве –…(нарукавная).
Календарь на стене –… (настенный).
Переход под землёй – …(подземный).
Камни под водой – …(подводные).
Час перед рассветом – …(предрассветный).
Доска для класса – …(классная).
Занятие в группе – …(групповое).
Вечер в субботу – …(субботний).
Поле для хоккея – …(хоккейное).
Мячи для тенниса –…(теннисные) (по 1 жетону.)
- Молодцы!
Физминутка.
- Будем с вами мы считать:
Первый раз – поднимем руки, чтобы не было нам скуки,
Во второй раз – прыгнуть нужно, только дружно, очень дружно,
В третий раз – согнёмся вместе, это делать интересно,
А в последний раз быстрей хлопай, топай веселей.
5 тур «Загадки».
1) Каждый полдень, там, где юг,
Всем сиял над полем круг. (Солнце.) Показывается картинка.
- Назовите признаки солнца. (Большое, яркое, лучистое, жёлтое, горячее, сверкающее.)
2) В небе тучи растревожит,
Дождь пригонит проливной,
Лодке парусной поможет,
Засвистит в трубе печной.
Побывал везде на свете
Озорной, весёлый …..(Ветер.)
- Назовите признаки ветра.
3) Приказало солнце: “Стой!
Семицветный мост крутой!”
Туча скрылась, солнца свет,
Рухнул мост, а щепок нет. (Радуга.)
- Назовите признаки радуги. (Красивая, дугообразная, разноцветная, цветная, семицветная, яркая.) (По 1 жетону.)
Игра «Подбери антонимы». Что это за слова?
Добрый – … Длинный – …
Чёрный – … Высокий – …
Светлый – … Горячий - …
Большой – … Сладкий – …
- Какой части речи у нас ещё не хватает? Глагол. Отправляемся в замок, где живёт глагол.
- Наш турнир продолжается в замке глаголов. (Вывешивается табличка.)
- На какие вопросы отвечают глаголы? (Что делает? что делают? что делать?...)
6 тур: “Кто что делает?”
- Назовите слова, обозначающие действие этого животного (что они умеют делать).
Корова – (мычит) Лошадь – Коза- Свинья-
Кошка – Волк - Змея – Ворона – Кукушка –
Лягушка – Голубь – (воркует) Собака - (по 1 жетону)
7 тур: “Угадай-ка” (групповое задание).
- Ребята, в русском языке есть слова, которые звучат и пишутся одинаково, но бывают разными частями речи.
Предлагаю вам найти в предложениях такие пары слов и подчеркнуть их.
Затопили печь, чтобы пироги печь.
Снежное покрывало всё поле покрывало.
В лесу росли ели. Мы ели суп.
- Какие слова вы подчеркнули?
- Какой частью речи они являются? (Имя существительное и глагол.)
10 тур: “Закончи пословицу”.
- Я начинаю, а вы заканчиваете.
а) Труд кормит, а лень… портит.
б) Как аукнется, так и… откликнется.
в) Семь раз отмерь, один раз… отрежь.
г) Нет друга - ищи, а нашёл… береги.
д) Сам погибай, а товарища…выручай.
- А вот ещё одна игра: «Крылатые выражения».
- Что это такое? Так говорят иногда люди. Мы их называем «фразеологические обороты»:
- очки втирать -… (обманывать)
-обвести вокруг пальца –… (обманывать)
- поставить на ноги -… (вылечить)
- вешать нос – …(огорчаться)
- зарубить на носу –… (запомнить)
- тыкать носом – …(указывать) (по 1 жетону)
Итог мероприятия.
- Итак, мы облетели с вами страну Морфологию, но она не такая маленькая, какую мы увидели с вами. В этой стране живут и другие части речи – служебные. О них мы узнаем в следующий раз.
Игра на внимание.
- Встали все!
- Если я называю имя существительное – хлопните 1 раз в ладоши.
Если прилагательное – приседаете.
Если другую часть речи – поворот вокруг себя.
Человек, красивый, стоит, рыба, пушистая, говорит, летает, заяц, зеленая, стол, зубастый, мяч.
- Самыми внимательными были ….. (1 жетон)
- А теперь, подведём итог. Посчитайте ваши жетоны. Кто же победил в нашем турнире?
Награждение грамотами, поощрительными призами.
Учите русский годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда – в нём самом.
- Что каждый из вас сегодня понесёт домой - нового, интересного?
- Кто доволен собой?
- Занятие окончено. Всем спасибо!