МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Г.О. БАЛАШИХА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20»
| «УТВЕРЖДЕНО» Директор МАОУ СОШ № 20 _______________ Н. А. Галицына ________________ 2017 года |
«Рассмотрено» на заседании МО «Согласовано»
Протокол №____ от __________ Заместитель директора по УВР
Председатель МО_____________ Бутовская И.Г.___________________
Заместитель директора по ВР
Лукичева М.В.____________________
«Этнографическая культура как основа формирования социокультурного общества»
Конспект
ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ НА ТЕМУ:
Литературная гостиная «Подмосковные вечера»
«Рассмеши царевну Несмеяну»
Уровень образования: 5 класс, уровень базовый
Количество участников: 28
Дата проведения: 18.10.2017
Время проведения: 11:35-12:20
Место проведения: МАОУ СОШ№20, бибилиотека
Составитель конспекта: Никулина Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория
Литературная гостиная «Подмосковные вечера»
«Рассмеши царевну Несмеяну»
(возраст участников от 11 лет, 5 класс.)
Область применения: литература, раздел - устное народное творчество народов России.
Автор разработки: Никулина Елена Васильевна
Формы и методы реализации: литературная гостиная, можно проводить 1-2 раза в год, учитывая разные возрасты школьников. Ориентирована литературная гостиная не только на проверку усвоения программного материала, но и на раскрытие творческих возможностей каждого ученика.
Цели деятельности учителя: проверить и расширить знания учащихся о русских народных сказках и сказках народов России через инсценировку; совершенствовать речевые умения, восприятие и понимание отличий волшебной сказки от литературного произведения, навыки пересказа; повторить «законы» волшебной сказки; помочь овладеть навыком создания творческих работ; учить сочинять свою сказку; побуждать к успешному выполнению поисковых и проблемных заданий.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать жанровые особенности волшебной сказки; знать определение волшебной сказки, зачина, повторов, постоянных эпитетов, гипербол; создать собственный текст, в котором выражались бы личные оценки и суждения.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Межпредметные связи: Музыка
Ресурсы мероприятия: Коровина В. Я., Журавлев В. П.,Коровин В. И. Литература: 5 кл.: Учеб.-хрестоматия: В 2 ч. М.: Просвещение, 2017;
Оборудование: ПК, экран, проектор, звонок, диск с музыкой.. Предварительная подготовка: 1) учитель выбирает героев сказки, отрабатывает с ними ход занятия; 2) отработка выразительного пересказа сказки
Ход занятия
Вступительное слово Сказочника:
Здравствуйте! Дорогие гости!
Все мы любим сказки : веселые и грустные, страшные и смешные, Сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости. Сказки любят и дети, и взрослые во всем мире. Сейчас и мы попадем с вами в сказку. Дорогие гости, посмотрите какое красивое царство! Давайте посмотрим, что же происходит в этом царстве. Итак, внимание! Сказка начинается!
Сказочница:
В славном Подмосковном царстве, в Двадцатом Новоизмайловском государстве
Несмеяна царевна живет,
Не смеется она целый год!
А ведь это совсем неполезно! Ребенок ведь ещё.
Царевна-Несмеяна (плачет, топает ногой):
Ну и что же! А мне все равно, что не радуюсь я уж давно!
Скучно мне, значит, буду скучать!
Буду плакать, и буду рыдать!
Сказочница:
А отец ее, батюшка царь, той двадцатой страны-стороны Новоизмайловской государь!
Уж не знает, чем дочке помочь, Но и рев ее слушать невмочь!
Долго думал наш царь и решил,
Чтоб народ его дочь рассмешил!
Приказал он таланты собрать.
Царь:
Эй, народ – русские, татары, кабардинцы, армяне, азербайджанцы, таджики, китайцы. !!! Кто умеет играть, танцевать, Или диво какое покажет, а может быть сказку расскажет…
Кто царевну мою рассмешит,
Пусть скорей во дворец к нам спешит!
Сказочница:
И созвали они в Подмосковное царство в Двадцатое Новоизмайловское государство веселых, симпатичных, талантливых подданых!!! А кто Несмеяну развеселит, того царь наградит!
Время даром не будем терять,
Нам пора ходоков принимать!
Царь: Ой, а вот и первые подданные!
Входит восточный мальчик (Утралиев Айдар)
Здравствуй царь-государь двадцатого царства Новоизмайловского.
Мастер я сказки рассказывать. Из Казани я прибыл. Айдар я, сказочник.
(РАССКАЗЫВАЕТ ТАТАРСКУЮ СКАЗКУ)
Царевна-Несмеяна: (плачет, топает ногой):
Ой, интересная сказка! Веселую хочу сказку! (плачет, топает ногами)
Входит фольклорный ансамбль
Руководитель ансамбля: (кланяется низко) Здравствуй царь-батюшка двадцатого царства Новоизмайловского.
Владимирские мы умельцы. Хотим развеселить твою царевну-Несмеяну (ТАНЦУЮТ, ПОЮТ, ИГРАЮТ)
Царевна-Несмеяна: (плачет, топает ногой):
Ой, закружили меня, уморили! Устала танцевать, не хочу петь! Устала! Устала! (плачет, топает ногами)
Входит восточная девочка (Болотокова Амалия)
Здравствуй царь-государь царства Двадцатого Новоизмайловского.
Амалия, я сказочница. Хочу рассказать царевне-Несмеяне кабардинскую сказку. Может быть она хоть улыбнется! (РАССКАЗЫВАЕТ КАБАРДИНСКУЮ СКАЗКУ)
Царевна-Несмеяна: (плачет, топает ногой):
Хорошая сказка, молодец девушка!!! Веселую хочу сказку! (плачет, топает ногами)
Царь:
Ах, ты бедная моя Несмеяночка! Не лей слезки пожалуйста! Может, я на что сгожусь?
Для своей любимой дочки хоть самоваром наряжусь, хоть станцую, хоть спою! А хочешь небылицу расскажу!!!
(ЦАРЬ ЧИТАЕТ НЕБЫЛИЦУ)
Царевна-Несмеяна: (плачет, топает ногой):
Совсем не смешно!!! Придумали вы, папа, небылицы какие-то!!!
Входят учащиеся 5А класса
Царь:
Ой а это что за гости такие заморские?
Царевна-Несмеяна: Ой, папа помолчите, может по-английски что нам скажут!
учащиеся 5А класса:
1 ученик: Нет, мы не английские гости. Мы подданные вашего Подмосковного Царства Двадцатого Новоизмайловского государства. Учащиеся мы Муниципального Автономного Образовательного учреждения
2ученик: Прослышали мы про ваш указ. Вот хотим царевну развеселить, насмешить
Царевна-Несмеяна: Ой маленькие какие. Неучи наверное!!!
3 ученик: Я бы попросил не обзываться!!! Мы четыре года сорок восемь дней уже уму-разуму учимся.
4 ученик: А еще мы наукам всяким обучаемся. Мы умеем не только рассказывать, но и сочинять.
5ученик: Чем слезы-то лить, освоила бы сама науки. Например, литературу, как мы. 1 ученик: Да, точно. Освоила бы науку литературу и стала бы сама сказки сочинять. И не до грусти тебе было бы.
Царевна-Несмеяна: Ой, а что так можно разве самой сочинять??? Так я не умею!!!
2 ученик: Да, можно! Нам на уроках литературы рассказывали, какая должна быть композиция сказки.
Царевна-Несмеяна: Компо-компози…что???
3 ученик: Эх ты, а еще царевна! Композиция - это построение сказки. 4ученик: В сказке обязательно должны быть присказка. Присказка вводит слушателя в сказочную атмосферу. 5 ученик: А Зачин – это начало сказки. В нем названы герои и события, иногда место действия. 1 ученик: Ну и конечно в основной части происходят все сказочные события. А концовка в сказке всегда счастливая . 2 ученик : А еще у сказки язык особенный 3 ученик : В сказке обязательны Постоянные эпитеты (Например, добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, травушка-муравушка, ветры буйные, тучи темные, лес дремучий, лук тугой.) 4 ученик : И еще должны быть устойчивые выражения . Например:(пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; растет не по дням, а по часам; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли, стали они жить - поживать и добра наживать … 5 ученик: И Троекратные повторы обязательны, например: (Повтор одних и тех же слов, событий, указание на время (три дня и три ночи), на место (за тридевять земель) 1 ученик: Ну что, Несмеяна, берешься за работку ? Сочинишь сказку, а мы тебе поможем!
Царевна-Несмеяна: Ого!!! Ничего себе сколько премудростей!!! Хочу, хочу! Хочу сказку сочинить! Научите меня!!! Ой, батюшка! Пусть эти учащиеся. Или как их там, обучающиеся напишут мне сказочку по всем правилам!
Царь: Ой, доченька, Несмеянушка моя дорогая!!! Смотри, ты улыбаешься! Глазки горят! Пусть эти Учащиеся Муниципального Автономного Образовательного учреждения научат тебя, только не плачь больше!
Дети собираются в кружок. Играет проигрыш. Дети Обсуждают сказку и пишут.
2 ученик: Вот , Несмеяна , читай! Пусть послушают твою авторскую сказку. 3ученик: А как название будет у твоей сказки?
Царевна-Несмеяна: Конечно! Назову свою сказку « Принц и принцесса» Несмеяна читает сказку
Царь: Ой! Что я вижу! Высохли слезки у доченьки моей Несмеянушки! Какая ты красивая и счастливая!!!
Ученики и царь : хлопают в ладоши и поздравляют Несмеяну. Все радуются.
Сказочница: Живет теперь царевна-Несмеяна в Подмосковное царстве в Двадцатом Новоизмайловском государстве и наукам разным обучается. Теперь она слезы не льет и не скучает, а в Муниципальном Автономном Образовательном Учреждении в драмкружке выступает.
Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!