Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя |
1. Организационный момент | - Здравствуйте, уважаемые гости, коллеги! Работа с датами - О чем говорят эти даты? Желаю вам плодотворной работы на уроке. |
2.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Письмо к Богу – слушаем - Как вы думаете о чем будем говорить на уроке? (о войне, блокаде Ленинграда) Щели в саду вырыты, Не горят огни. Питерские сироты, Детоньки мои! Под землей не дышится, Боль сверлит висок, Сквозь бомбежку слышится Детский голосок. - Почему именно сейчас, в последние числа января, мы говорим об этом? (Потому что блокада была полностью снята 27.01.1944 г.) - В этом году отмечается 76-летие блокады Ленинграда |
3. Этап актуализации и пробного учебного действия. | У вас на столах лежит лист № 1 с текстом. Вам необходимо внимательно прочесть его и вписать недостающую информацию, после посовещаться в группе и выяснить, что для всех участников является не выполнимым. - О чем говорится в тексте? (о блокаде, о ежедневном подвиге каждого блокадника) |
4. Этап выявления места и причины затруднения. | - Почему не смогли заполнить пропуски? (не хватило информации, не знаем этого) - Какой конкретно вам не хватило информации? ( Какая ситуация в городе была на начало блокады, о жизни людей в блокадном Ленинграде, не знание имён, дат ) |
5. Этап построения проекта выхода из затруднения. | - Назовите цель нашей работы. (Найти факты героической жизни ленинградцев и доказать тем самым, что они совершили подвиг) - Отталкиваясь от цели урока, сформулируйте его тему. (Подвиг Ленинграда) - Какими способами мы можем добиться цели? (найти и выбрать подходящую информацию; поработать с историческими источниками, дополнительным материалом, посмотреть фото и видео материалы) - Вы будете работать в группах по следующим направлениям: I группа – узнает каково было положение Ленинграда на начало блокады. II группа – рассмотрит жизнь взрослых в блокадном городе. III группа – докажет, что и дети внесли большой вклад в подвиг Ленинграда. IVгруппа – представит вклад искусства в победу Затем по ходу своего выступления вы добавляете на доску подготовленный вами материал (Один рассказывает, другой клеит информацию), а остальные ребята дожны не только слушать вас, но и заполнять пропуски в тексте на листе №1 |
6. Этап реализации построенного проекта. | Работают в группах I группа - Какие группы армий наступали на Ленинград, с каких сторон?(показать на карте) - какие планы были у Гитлера на Ленинград? - Сколько человек было в городе на начало блокады? - Количество припасов города. II группа - Как протекала жизнь блокадников из числа взрослых людей? - Раскрыть подвиг людей (в частности водолазов, на примере Нины Соколовой; водителей на Ладожском озере, работников завода). III группа - Как жилось детям в блокадном городе? - Докажите, что жизнь детей в Ленинграде – подвиг (в частности тех, кто нёс дежурство крышах домов, копал окопы – назовите имена некоторых детей) IV группа - Было ли место искусству в блокаде? - Как оно помогало в повседневной жизни? - Назовите деятелей искусства и опишите их вклад в подвиг Ленинграда. *** Каждая группа представляет работу в виде выступления и оформляет стен газету! |
7. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Учитель подводит мини итог после каждого выступления I группа Можно показать видеофрагмент. Ленинград окружали с разных сторон, людей много, запасов фактически нет . Какую силу духа надо было иметь, чтобы не сдаться и не отчаяться! А верить и надеяться на лучшее. II группа Да, жизнь взрослых людей в Ленинграде можно назвать подвигом. Привести свой пример : водители (Твердохлеб – привёз мандарины детям на Новый год, несмотря на ранения; Михайлин – служил на Ладоге, после прорыва дошёл до Берлина. «Здесь были из Ленинграда майор Андреев, Охрименко, Михайлин. Мы пришли сюда за тем, чтобы Германия к нам не ходила!») III группа - Свой несомненный вклад в дело обороны города внесли дети. Рано повзрослевшие, многие потерявшие своих родителей и узнавшие все ужасы войны, они бок о бок с взрослыми боролись за правое дело, мечтая лишь о куске хлеба и о мирном небе над головой. (Можно было бы здесь дать запустить сирену) И спросить каковы впечатления, ощущения IV группа Где исток такой беспримерной стойкости человека всех блокадных дней? Он в людях, создающих в час смертельных испытаний такую музыку, играющих эту музыку и слушающих ее. Таких победить нельзя! Показать видео фрагмент симфонии в исполнении Шостоковича P.S.: В 1942 г. Советским правительством была учреждена медаль «За оборону Ленинграда», которой удостоены около 1,5 млн. защитников города. Эта медаль и сегодня остаётся в памяти народа одной из самых почётных наград Великой Отечественной войны. |
8. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Проверяют текст |
9.Этап включения в систему знаний и повторения; | «Можно победить любое оружие, кроме оружия духа». И это еще раз доказали защитники Ленинграда. Каждый из которых ежедневно совершал подвиг. Блокада Ленинграда показала, что только единство народа, его духовная крепость могут привести к Победе. Дети блокады, как и все, у кого война забрала детство, молодость, здоровье, нуждаются сейчас в нашей помо щи, в уважении, в благодарности. Не забывайте об этом. |
10. Рефлексия учебной деятельности. | Что было самое страшным во время блокады? Вы поддерживаете связь с другими блокадниками? |