Интеллектуальное состязание «Лучше всех»
Цель: Повысить интерес к предмету истории и обществознания. Развитие познавательного интереса, логического мышления, внимательности, памяти, находчивости
Задачи.
Материалы и оборудование для проведения игры:
Таблички или веера с цифрами от 0 до 7 для игроков.
Презентация - видеотабло.
Бумага и ручки.
Утешительные призы для выбывших участников.
Приз для зрителей.
Супер-приз для победителя.
Компьютер, проектор, интерактивная доска.
1 тур – «обществоведческая разминка».
Я задаю вопрос, какая из команд быстрее поднимет сигнальную карточку, та и отвечает. За правильный ответ – 1 балл. Если команды не ответили на вопрос, право ответить передается второй команде. Стоимость ответа 1 балл
Вопросы:
Кто считается ребенком?
Ответ: человеческое существо от рождения до 18 лет.
Кто такой беженец?
Ответ: человек, покинувший свою страну в силу
преследований по политическим, национальным, религиозным мотивам.
Как правильно официально называется наша страна?
Ответ: Россия, Российская Федерация
Кто является главой нашего государства?
Ответ: Президент
С какого возраста в РФ наступает административная ответственность?
Ответ: с 16 лет
С какого возраста требуется согласие ребенка на изменение имени или фамилии, а также при усыновлении?
Ответ: с 10 лет
С какого возраста ребенок может обращаться в суд для защиты своих прав?
Ответ: с 14 лет
С какого возраста можно принимать участие в выборах в РФ?
Ответ: с 18 лет
Документ, удостоверяющий личность гражданина.
Ответ: Паспорт
Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня?
Ответ: Шапка
2 тур - «Из истории права».
Внимание, за правильный ответ – 2 балла. За правильный, но не совсем полный ответ – 1 балл.
В древнем Вавилоне на дворцовой площади стоял каменный столб, на котором был текст от имени царя Хаммурапи. «Я Хаммурапи, царь совершенный …Я царь, который велик среди царей… Я Хаммурапи – царь справедливости, которому Шамаш даровал правду». Главный закон царя Хаммурапи гласил: «Око за око, зуб за зуб».
Как вы понимаете этот закон?
(команды объясняют смысл этого высказывания. Главное: мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением).
Ведущий: это называется принцип талиона. В настоящее время изречение приобрело более мирный смысл и в современном русском языке значит то же, что и: «получи по заслугам», «как аукнется, так и откликнется».
Ведущий: Внимание, второй вопрос.
«Около 1036 года Ярослав Мудрый составил в Киеве свод законов, названный «Русской Правдой».
Какое новшество ввел в этом законе Ярослав Мудрый? Какое значение для Руси имела «Русская правда»?
(ограничил кровную месть, ввел понятие вира – штраф и т.п. Первый писанный свод законов Древнерусского государства).
3 тур: Юный эрудит
На слайде №5 Вашему вниманию предлагается перечень прав человека:
Право на жизнь
Право на образование
Право на труд
Право на неприкосновенность жилища
Право на защиту от экономической эксплуатации
Право на социальное обеспечение
Право пользования учреждениями культуры
И следующие 4 вопроса. За правильный ответ – 1 балл.
Это право означает, что дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы. ( Ответ: 5)
Данное право позволяет, например, детям с ограниченными возможностями иметь особую заботу со стороны государства в виде льгот, пособий, особых условий получения образования. (Ответ: 6)
Согласно статьи 25 Конституции РФ никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. (Ответ: 4)
Согласно Конституции РФ (ст.43) государством гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. (Ответ: 2)
На следующем слайде вам предлагается найти неправильные ответы. Если есть ошибка в перечисленных понятиях, исправьте ответ. За правильный ответ-1 б
Итак, перед вами государственные символы РФ: Государственный герб, Государственный гимн и флаг (Ответ: 1- ошибка, флаг не РФ)
Перед вами: Президент, Государственная Дума, Совет Федерации
Вопрос: Все они входят в состав Федерального собрания. (Ответ: 1 - ошибка, Президент – не входит.)
Тур 4. «Великие личности» За правильный ответ – 1 балл
1. Правители какого государства жили в «сарае»? (Золотая Орда)
2. Московский князь – «денежный мешок»(Иван Калита)
3. Земский собор 1613 года избрал. назовите ФИО русского царя?
4. При каком правителе в особом почете была метла?( Иван 4)
Тур 5 «Школьник и право».
Задание 1. Распределите права и обязанности школьника.
1.Уважение мнений всех учащихся и учителей.
2. Бесплатное образование.
3. Удобное рабочее место.
4. Посещение школы в предназначенное для этого время.
5. Активное приобретение знаний.
6. Защита личной собственности.
7. Примерное поведение на уроках и переменах.
8. Соблюдение техники безопасности и правил дорожного движения.
9. Бережное отношение к школьному имуществу.
10. Сотрудничество с учителями.
Права: 235610
Бесплатное образование.
Удобное рабочее место.
Активное приобретение знаний.
Защита личной собственности
Сотрудничество с учителями.
Обязанности: 14789
Уважение мнений всех учащихся и учителей.
Посещение школы в предназначенное для этого время.
Примерное поведение на уроках и переменах.
Соблюдение техники безопасности и правил дорожного движения.
Бережное отношение к школьному имуществу.
Тур 6. «В мире профессий» Перед вами названия различных профессий:
Демограф
Антрополог
Экономист
Политик
Социолог
Психолог
Этнограф
Ответьте на 4 вопроса: За правильный ответ-1 б
Найдите профессию, которая изучает материальное благополучие населения.
(Ответ: 3- экономист)
Специалист, который занимается подсчетом населения, изучает закономерности воспроизводства населения, его миграцию и состав, называется… (Ответ: 1- демограф)
Этот специалист изучает особенности быта, нравов, культуры какого-нибудь народа. (Ответ: 7- этнограф)
Редкая профессия. На всю страну не больше 2-х сотен специалистов. Они изучают этапы развития человека и варианты его физического строения. Исследуют человеческие расы. (Ответ: 2-антрополог)
Тур 7. «Слово не воробей» правильный ответ – 5 баллов
«В боях итальянской компании под ним были убиты 19 лошадей, 18 брюмера он совершил государственный переворот. После этого события один из современников сказал «Началась новая эра-власть одного». Назовите о ком идет речь?(Наполеон Бонапарт)
Согласно преданию, Иван 4 приказал ослепить русских мастеров Барму и Постника, дабы впредь они не смогли построить нечто подобное, назовите этот храм.(Храм Василия Блаженного,Покровский собор)
В 1547г в этом соборе состоялось торжественное венчание на царство, тем самым царь, положил начало новой традиции русских царей, которая соблюдалась вплоть до свержения самодержавия в 1917г. Назовите этот собор Московского кремля.(Успенский собор)
Вам подарок !Бонус + 5 баллов
Благословил на подвиг главного вождя русского ополчения, сказав: «Иди на безбожников смело, без колебаний, и победишь». (Серий Радонежский)
Тур 8. Капитан-бизнесмен
Вопросы для капитанов
| Содержание вопроса | Стоимость |
1. | Сколько лет длилась Северная война? | 10 |
2. | Назовите золотое правило морали | 10 |
3 | Как называлась работа крестьян на господском поле? | 5 |
4 | Какое прозвище получил Святополк, сын Владимира, за свои преступления? | 10 |
5 | Как называлось племя славян, которое расправилось с князем Игорем и его дружиной | 12 |
6 | Чем индивид отличается от личности? | 20 |
7 | Какой князь крестил Русь? | 5 |
8 | Что такое потребности? Назовите виды потребностей и приведите к ним примеры. | 25 |
9 | Со сколько лет несовершеннолетний может быть привлечен к уголовной ответственности? | 10 |
10 | Что такое промышленный переворот? | 15 |
11 | Как звали сестру легендарных основателей Киева Кия, Щека и Хорива? | 20 |
12 | Это может быть в рыболовной сети, это нужно грибнику и ягоднику, это использует турист и охотник и это рассказало нам немало о жизни древнего Новгорода. Что это? | 25 |
13 | Что такое социализация? | 10 |
14 | Как назывался общий сход всех самостоятельных хозяев – жителей Новгорода? | 5 |
15 | Назовите обязанности гражданина РФ? | 20 |
16 | Основной задачей этого специалиста является оказание юридической помощи физическим лицам (гражданам, лицам без гражданства) и юридическим лицам (организациям), в том числе защита их интересов и прав в суде. | 5 |
17 | Когда в истории воевали цветы? | 15 |
18 | Назовите столицу Древлян. | 10 |
19 | Работники этого правоохранительного органа обеспечивают правопорядок на улицах, дорогах, вокзалах и других общественных местах | 5 |
20 | Что понимается под презумпцией невиновности? | 15 |
21 | И современники, и более поздние исследователи обвиняли его в смерти младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия | 15 |
22 | Назовите мастера, отлившего царь-пушку | 10 |
23 | Когда в военной истории опасность представляла свинья? | 15 |
24 | В каком году пресеклась династия Рюриковичей? | 20 |
25 | Ему посвящены строки А.С. Пушкина: Победою прославлено имя твоё Твой щит на вратах Царьграда | 15 |
Ответы:
1. 21 год;
2. Как хочешь, чтобы поступали с тобой, поступай и ты сам;
3. Барщина;
4. Окаянный;
5. Древляне;
6. Индивидом является каждый человек от рождения, а личность формируется в результате жизнедеятельности в обществе
7.Владимир
8.Потребность- осознаваемая нужда в чем-либо жизненно необходимом. Виды потребностей :биологический, социальные, духовные.
9. с 14 лет.
10.Переход от мануфактуры(ручное производство), к фабричному производству(машинному);
11.Лыбидь
12.Береста
13.Процесс становления личности;
14. Вече
15.Служба Отечеству, оплата налогов, сохранение культурного наследия, охрана окружающей среды, трудоспособные дети, достигшие совершеннолетия, обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях .
16.Юрист
17. Война Алой и Белой розы в Англии.
18. Искоростень
19. Полиция
20.Человек считается невиновным, пока его вина не доказана судом.
21.Борис Годунов
22. Андрей Чохов
23. Ледовое побоище
24. 1598 г.
25. Олег
Тур 5. «Школьник и право»
Задание. Распределите права и обязанности школьника. (по 1 б. за верную цифру = 10 баллов)
Права: 235610 | Обязанности: 14789 |
1.Уважение мнений всех учащихся и учителей.
2. Бесплатное образование.
3. Удобное рабочее место.
4. Посещение школы в предназначенное для этого время.
5. Активное приобретение знаний.
6. Защита личной собственности.
7. Примерное поведение на уроках и переменах.
8. Соблюдение техники безопасности и правил дорожного движения.
9. Бережное отношение к школьному имуществу.
10. Сотрудничество с учителями.