Внеклассное мероприятие
Класс: 8
Тема мероприятия: «Афганистан – наша память» / «Афганистан – страницы жизни»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: расширение знаний учащихся об Афганской войне и воспитание патриотических чувств.
Задачи урока:
Образовательные:
- Ознакомить учащихся с причинами ввода советских войск в Афганистан и рассказать о различных точках зрения по поводу данного события;
- Определить историческое значение афганской войны.
Развивающие:
- Развивать историческое мышление;
- Вырабатывать умение делать выводы, обобщать.
Воспитательные:
- Развивать чувство гражданственности и патриотизма;
- Формировать ответственность за судьбу Родины.
План мероприятия:
1. Организационный этап;
2. Причины Афганской войны и ход событий;
3. Подведение итогов;
4. Рефлексия.
Методы и формы обучения:
методы: наглядный, практический.
формы: фронтальная, групповая.
Основные понятия: ОКСВ, интернациональный долг, ДРА, Женевские соглашения, Саурская (Апрельская) революция, душманы, моджахеды.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, подготовленные задания.
Ход мероприятия
Организационный этап:
Учитель: Здравствуйте ребята! Наш классный час сегодня будет посвящен определенным событиям, связанным с историей нашей страны. Возможно, кто-то из вас уже догадывается, какое значимое событие связано с 15 февраля?
Ученики: 30 лет с вывода советских войск из Афганистана.
Учитель: Молодцы, правильно (1 слайд). Сейчас я вам раздам тексты, в процессе моего рассказа вам нужно будет заполнить пропуски. Поэтому постарайтесь быть внимательными.
Действительно, тридцать лет назад – 15 февраля 1989 года – последний солдат Ограниченного контингента Советских войск в Афганистане (2 слайд) в лице Командующего 40-й армии Вооружённых Сил СССР генерал-лейтенанта Бориса Всеволодовича Громова пересёк мост через Государственную границу СССР по реке Амударья в г. Хайратон (Республика Афганистан) и г. Термез (СССР) (3 слайд). Таким образом, так называемая «необъявленная война», между правительственными силами Афганистана при поддержке Ограниченного контингента советских войск с одной стороны и вооружёнными формированиями афганских моджахедов, пользующихся политической, финансовой, материальной и военной поддержкой ведущих государств НАТО и консервативного исламского мира, с другой стороны, длившаяся немного меньше 10 лет, завершилась полным выводом соединений и частей 40-й армии Вооружённых Сил СССР из Республики Афганистан.
Основной этап:
Учитель: Давайте поговорим теперь о причинах этого события. Кто-нибудь знает из-за чего были введены наши войска в Афганистан? (4 слайд).
За 1,5 года до ввода наших войск в Афганистане произошёл государственный переворот. 27 апреля 1978 года в Афганистане под руководством Народно-Демократической партии произошла революция. Там её назвали Саурской, у нас Апрельской. Высшим органом государственной власти был провозглашён Революционный совет, который объявил Афганистан Демократической Республикой. Новая власть уничтожила деспотический королевский режим, привлекла народные массы на сторону революции, осуществила земельную реформу. С целью укрепления своего влияния в Афганистане были введены наши войска.
Так, выполняя просьбу руководства Афганистана о поддержке, советское правительство ввело в Афганистан ограниченный контингент советских войск, которые участвовали в войне. Тогда – это называлось выполнением интернационального долга. Это важное решение относительно ввода советских войск в Афганистан было принято в кабинетах Кремля. Ни у кого не было сомнений в правильности принятых решений. Мы хотели помочь афганскому народу выйти из средневековья и создать своё государство, создать нормальные экономические и социальные условия для жизни. Мы были глубоко убеждены, что несём прогресс и процветание в эту страну. И наши войска на чужой земле защищали интересы своего народа и выполняли интернациональный долг.
До сих пор нет единой точки зрения политиков и историков о значимости этой войны (5 слайд). Тем не менее, не зависимо от разных взглядов и споров, погибли советские люди. Война коснулась многие семьи. Ребята уходили служить в армию, и многие родители не знали, что их дети отправлены в далёкий Афганистан. Эта война принесла много горя в семьи, многие не вернулись домой. Более 13 тысяч ребят погибло в той войне. Более 30 тысяч молодых солдат вернулись с войны инвалидами, попали в плен, пропали без вести.
СССР оказался втянутым в кровопролитную войну (6 слайд), развернувшуюся в маленькой азиатской стране с патриархально-родовым укладом жизни.
Командующим 40-й армией, то есть ограниченного контингента, введенного в Афганистан, был назначен Борис Всеволодович Громов – генерал-майор. Планируя любые военные операции, командование армии вплотную сталкивалось с единственной проблемой: как сохранить жизнь людей? И советских, и афганских! Как избежать гибели солдат?
Следует сказать, что в Афганистане воевали не совсем с афганцами. Против нас активно действовал Пакистан, на чьей территории располагались душманские базы. Не менее активно действовали против нас США, которые как раз через Пакистан финансировали и снабжали врага. Помогал оружием коммунистический Китай. Поставляли мины итальянцы. Так, широкой рекой текли в Афганистан современное стрелковое и тяжелое вооружение. Но главное – деньги. За каждого советского солдата щедро платили.
За 9 лет советские войска участвовали в 416 плановых боевых операциях (7-8 слайд).
14 апреля 1988 г. министры иностранных дел Афганистана, Пакистана, Советского Союза и США подписали в Женеве пять документов по политическому урегулированию положения вокруг Афганистана. Согласно Женевским соглашениям, вступавшим в силу через месяц, советские войска должны были покинуть территорию Афганистана через девять месяцев (9 слайд).
Вывод войск осуществлялся после знаменитого прохода командующего 40-й армией генерала Громова по Термезскому мосту «Дружба».
Только 15 февраля 1989 года генерал Громов, командующий ограниченным контингентом советских войск в Афганистане, доложил, что выход советских войск из этой страны закончен и на многострадальной земле Афганистана не осталось ни одного советского солдата. Наш народ ждал этого дня целых девять лет (10 слайд). И вот 15 февраля 1989 года стал днем-символом, днем Памяти.
Подведение итогов:
Учитель: Как вы думаете, почему мы так долго помним эту войну? Что не даёт нам забыть её?
Ученики: Уроки этой войны должны быть усвоены всеми на всю оставшуюся жизнь.
Учитель: Да, именно так. По-разному оценивают события тех лет. Многие называют её «ошибкой» и «интервенцией», а воинов - афганцев – «убийцами» и «оккупантами». Тогда, в 1979 г. Родина послала своих солдат на защиту южных рубежей, не подчиниться приказу они не могли. Нельзя судить солдат, выполнявших свой воинский долг (11 слайд).
По-разному смотрят на афганскую войну те, кто отдавал приказы и те, кто их исполнял. Но для тех и других действия, которые проходили на территории Афганистана укладываются в одно ёмкое и страшное слово - война. Война, которая никогда не должна повториться, уроки которой должны быть усвоены на всю оставшуюся жизнь.
Самое страшное и памятное – это война. Потому что она пренебрегает наибольшей ценностью на земле – человеческой жизнью.
Очень важно как можно полнее учесть как политический, так и военный опыт этой войны, чтобы он послужил надлежащим уроком для более разумного решения сегодняшних и будущих задач обеспечения безопасности и мирного сосуществования наших народов.
Давайте теперь проверим ваш знания и порешаем небольшой кроссворд.
Рефлексия
Что нового вы узнали сегодня из нашего мероприятия? Спасибо за внимание! Вы сегодня хорошо поработали. Всем до свидания (12 слайд)!
Приложения
Афганская война – военный конфликт на территории _________ __________ ________. В этом конфликте принимал участие ограниченный ________ _______ войск.
Советско-афганская война длилась более _______ лет с декабря _______ по февраль 1989. Повстанческие группы «_______» сражались во время неё против Советской Армии и союзных ей афганских правительственных сил. От 850 тысяч до 1,5 миллиона мирных жителей было убито, миллионы афганцев бежали из страны, в основном в Пакистан и Иран.
Ещё до прихода советских войск власть в Афганистане путём переворота _______ года захватили коммунисты, посадив президентом страны Нур Мохаммада Тараки. Он предпринял ряд радикальных реформ, которые оказались крайне непопулярными, особенно среди приверженного национальным традициям сельского населения.
14 апреля 1988, в _______, правительствами Пакистана и Афганистана при участии _______ и СССР в качестве гарантов были подписаны «Соглашения по урегулированию ситуации в ________ Афганистан». Они определили график вывода советского контингента – тот прошёл с 15 мая 1988 до 15 ________1989.
Моджахеды не принимали участие в _______ соглашениях и отвергли большинство их условий. Вследствие этого после вывода советских войск гражданская война в _________ продолжилась.
Кроссворд
По горизонтали:
1. Афганец – "борец за веру".
2. Страна, оказывающая военную помощь повстанцам.
3. Какой долг исполняли советские войска в Афганистане.
4. Как называлась революция 27 апреля 1978 года в Афганистане под руководством Народно-Демократической партии.
5. Главный канал поставок оружия и снаряжения для повстанцев
6. Фамилия советского руководителя, принявшего решение о вводе советских войск в Афганистан.
Во вертикали:
1. Столица Афганистана.
2. Так называли советские солдаты солдат-афганцев.
3. Согласно каким соглашениям, советские войска должны были покинуть территорию Афганистана через девять месяцев.
4. Один из известных советских офицеров, воевавших в Афганистане, Герой Советского Союза, занимал должность губернатора Московской области.
5. Войска СССР в ДРА назывались "ограниченный …"
6. Название моста, по которому осуществлялся вывод войск генерала Громова.