СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –тся и –ться.»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока поможет подготовить и провести урок по данной теме

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –тся и –ться.»»

-1-

Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола.

             Правописание глаголов с –тся и –ться.»

Цели урока: - познакомить детей с возвратной формой глагола, с правописанием –тся и –ться;

- повторить изученное о глаголе;

- развивать орфографическую зоркость и речь учащихся;

- развивать логическое мышление

Задачи: 
Образовательные: 
- совершенствовать умение определять глагол как часть речи; 
- актуализировать знания учащихся о глаголе как часть речи (грамматические признаки глагола: число, род, время); 
Развивающие: 
- развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность; навыки сотрудничества;
Воспитательные:  умение организовывать и поддерживать диалог, способность слушать; работать сообща;
- социальной компетентности: взаимное сотрудничество; 

Оборудование:

  1. Учебники, тетради.

  2. Сигнальные карточки.

  3. «Шкала успеха» -индивидуальные карточки.

  4. Презентация.


ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.


( слайд1)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здорова…ся:

- Доброе утро – улыбчивым лицам.

И каждый станови…ся

Добрым, доверчивым.

И доброе утро продли…ся

До вечера!


- И мы с вами улыбнёмся друг другу и гостям и своими улыбками пожелаем добра и хорошего настроения на весь день.


  1. Постановка проблемы.


Сегодня на уроке мы сделаем важное открытие и научимся правильно писать

слова, но для этого надо быть очень внимательным.

Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить слова с

одинаковым произношением на конце


Солнце садится, струится водица.

Птица синица в воду глядится.

Чистой водицы решила напиться.

Птица синица, что в воду глядится.

Какие слова с одинаковым произношением на конце вы услышали?

(Садит ца , струи ца, гляди ца , води ца , пти ца , сини ца , напи ца )


-2-

- А теперь давайте посмотрим как эти слова пишутся .

(Слайд :

Садится, струится, глядится, водица , птица , синица , напиться)

- Что вы заметили?

( что одни слова как произносятся, так и пишутся, а у других произношение

и написание не совпадают.


- Прочитаем слова, где произношение и написание совпадает.

- Теперь запишем эти слова в столбик.

(Водица, птица, синица)

- Что общего у этих слов?

- Какой частью речи они являются?

(Это имена существительные)


- Укажите.

(Слайд:

Водица, птица, синица– указать часть речи


- Существует ли проблема в написании ца в этих слов? Это орфограмма?

( В написании этих слов проблемы нет, значит нет и орфограммы)


- Какой частью речи являются остальные слова?

(Это глаголы)

-Послушайте ещё раз эти слова: садится, струится, глядится , напиться .

- Что вы заметили?

( Слышится – ЦА, а пишется –ТСЯ и ТЬСЯ (с мягким знаком)).


- Вы можете сказать когда пишется –ТСЯ, а когда _ТЬСЯ (с мягким знаком)?

(Нет)

- Это проблема!

(Проблема)

- Значит надо найти истину.

-Давайте исходя из проблемы сформируем тему урока.


III. Открытие нового.

1) - Сформулируйте тему урока.

( Правописание – ТСЯ и –ТЬСЯ (с мягким знаком) у глаголов) –(слайд2)


2) -Давайте решим какие учебные задачи мы поставим.

(1. Мы должны выяснить, когда же у глаголов надо писать -ТСЯ, а когда –ТЬСЯ

(с мягким знаком)

2. Мы должны научиться правильно писать эти глаголы)


3) - Начинаем наше маленькое исследование. (РАБОТА В ГРУППАХ)

- Какие пути решения проблемы вы предлагаете?


(Слайд: Садится, струится, глядится, напиться, искупаться, учатся, учиться, нагибаться)

а)первый шаг

(Разделим слова на две группы)

- Запишите в два столбика.


садится напиться

струится искупаться

глядится учиться

учатся нагибаться


б)второй шаг (работа в группах)

1 группа (зададим вопросы к словам каждого столбика)


Что делают? Что делать?

Что делает? Что сделать?

садится напиться

струится искупаться

глядится учиться

учатся нагибаться


2 группа

3-е л., ед. и мн. ч н.ф.

садится напиться

струится искупаться

глядится учиться

учатся нагибаться


- От чего же зависит написание –ТСЯ и –ТЬСЯ (с мягким знаком) в глаголах?

ВЫВОД:

  1. Мягкий знак пишется, если глагол в неопределённой форме, и не пишется,

если глагол в форме 3лица.

  1. Если в вопросе есть мягкий знак, то и в глаголе будем его писать, если в вопросе мягкого знака нет, то и в глаголе его не пишем.(слайд3)

Давайте составим алгоритм правописания слов с ца на конце.

Часть речи


существительное глагол

-ца - ться -тся

столица

синица задай вопрос

что (с)делать? что (с)делает?

что (с)делают?


н.ф. 3 л., ед. и мн. ч.

трудиться трудится


  1. Первичное закрепление.


1)Работа по учебнику.

- Откройте учебник на стр.84.

- Проверьте правильность ваших выводов.


- Что ещё вы узнали об этих глаголах?

(Что ся это суффикс и он образует возвратную форму глагола .(Дети читают правило ещё раз по учебнику)


2) Работа в парах.

- Расскажите своему соседу по парте, какие два способа проверки запомнили.

Приведите примеры.


3) Коллективная работа.

Послушайте стихотворение (учитель читает стих-е)

- Какие слова на ца вы услышали в этом стихотворении?


(Слайд4)

Солнце садится, взлетает синица,

В воздухе плавно листочек кружится,

Зайчик спешит в норке закрыться.

Пришла пора на места приземлиться.


- Выпишите и объясните правописание.

Садится (гл., что делает? 3л, ед.ч)

Синица (сущ.)……

Кружится (гл, что делает? 3л, ед.ч.)

Закрыться

Приземлиться



V. Письмо под диктовку. Отметьте + нужную клетку. Пользуйтесь алгоритмом.

Расстилается туман

Собирается в школу

Надо заботиться о здоровье.

Хочется учиться.

Дети учатся.

Любит трудиться.

Слышится голосок.

Запирается на засов.


1

2

3

4

5

6

7

8

-тся









-ться











VI. Закрепление.

2)Не всё ли равно

Молоди-/ца/, /тся/, /ться/

1. Пошла по воду молоди….

2. Бабушка Коли молоди….

3. Бабушка Коли и так молодо выглядит, ей не надо молоди….



3)Не путайте формы глаголов и существительные(слайд5)

переносица – переносится

водица – водиться

спица – спится

курица – курится


Болит переносица, собрание переносится, чистая водица, не стоит с ним водиться, ему не спится, острая спица, вулкан курится, белая курица.



1. С умным разговорит...ся, что меду напит...ся.

2. Счастье в воздухе не вьёт...ся, а руками достаёт...ся.

3. Кто любит трудит...ся, тому без дела не сидит...ся.

4. За всё брат…ся – ничего не сделать.

5. Друзья познают…ся в беде


VII. Итог урока. Рефлексия.
-Какая проблема стояла в начале урока? (Когда пишется –ться, а когда –тся)
- Мы решили эту проблему?

-Оцените ещё свои достижения по критериям:
1.Тема усвоена
2.Тема усвоена ещё недостаточно
3.Тема ещё не усвоена
4.Научился применять правило
5.Научился ещё недостаточно
6.Ещё не научился применять



Мне хочется ещё раз вернуться к первому слайду урока.

Вставьте пропущенные буквы . Докажите.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здорова…ся:

- Доброе утро – улыбчивым лицам.

И каждый станови…ся

Добрым, доверчивым.

И доброе утро продли…ся

До вечера!

-Давайте ещё раз посмотрим друг на друга, и своими улыбками поблагодарим друг друга за работу.

- И я благодарю вас за работу.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!