-1-
Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола.
Правописание глаголов с –тся и –ться.»
Цели урока: - познакомить детей с возвратной формой глагола, с правописанием –тся и –ться;
- повторить изученное о глаголе;
- развивать орфографическую зоркость и речь учащихся;
- развивать логическое мышление
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать умение определять глагол как часть речи;
- актуализировать знания учащихся о глаголе как часть речи (грамматические признаки глагола: число, род, время);
Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность; навыки сотрудничества;
Воспитательные: умение организовывать и поддерживать диалог, способность слушать; работать сообща;
- социальной компетентности: взаимное сотрудничество;
Оборудование:
Учебники, тетради.
Сигнальные карточки.
«Шкала успеха» -индивидуальные карточки.
Презентация.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
( слайд1)
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здорова…ся:
- Доброе утро – улыбчивым лицам.
И каждый станови…ся
Добрым, доверчивым.
И доброе утро продли…ся
До вечера!
- И мы с вами улыбнёмся друг другу и гостям и своими улыбками пожелаем добра и хорошего настроения на весь день.
Постановка проблемы.
Сегодня на уроке мы сделаем важное открытие и научимся правильно писать
слова, но для этого надо быть очень внимательным.
Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить слова с
одинаковым произношением на конце
Солнце садится, струится водица.
Птица синица в воду глядится.
Чистой водицы решила напиться.
Птица синица, что в воду глядится.
Какие слова с одинаковым произношением на конце вы услышали?
(Садит ца , струи ца, гляди ца , води ца , пти ца , сини ца , напи ца )
-2-
- А теперь давайте посмотрим как эти слова пишутся .
(Слайд :
Садится, струится, глядится, водица , птица , синица , напиться)
- Что вы заметили?
( что одни слова как произносятся, так и пишутся, а у других произношение
и написание не совпадают.
- Прочитаем слова, где произношение и написание совпадает.
- Теперь запишем эти слова в столбик.
(Водица, птица, синица)
- Что общего у этих слов?
- Какой частью речи они являются?
(Это имена существительные)
- Укажите.
(Слайд:
Водица, птица, синица– указать часть речи
- Существует ли проблема в написании ца в этих слов? Это орфограмма?
( В написании этих слов проблемы нет, значит нет и орфограммы)
- Какой частью речи являются остальные слова?
(Это глаголы)
-Послушайте ещё раз эти слова: садится, струится, глядится , напиться .
- Что вы заметили?
( Слышится – ЦА, а пишется –ТСЯ и ТЬСЯ (с мягким знаком)).
- Вы можете сказать когда пишется –ТСЯ, а когда _ТЬСЯ (с мягким знаком)?
(Нет)
- Это проблема!
(Проблема)
- Значит надо найти истину.
-Давайте исходя из проблемы сформируем тему урока.
III. Открытие нового.
1) - Сформулируйте тему урока.
( Правописание – ТСЯ и –ТЬСЯ (с мягким знаком) у глаголов) –(слайд2)
2) -Давайте решим какие учебные задачи мы поставим.
(1. Мы должны выяснить, когда же у глаголов надо писать -ТСЯ, а когда –ТЬСЯ
(с мягким знаком)
2. Мы должны научиться правильно писать эти глаголы)
3) - Начинаем наше маленькое исследование. (РАБОТА В ГРУППАХ)
- Какие пути решения проблемы вы предлагаете?
(Слайд: Садится, струится, глядится, напиться, искупаться, учатся, учиться, нагибаться)
а)первый шаг
(Разделим слова на две группы)
- Запишите в два столбика.
садится напиться
струится искупаться
глядится учиться
учатся нагибаться
б)второй шаг (работа в группах)
1 группа (зададим вопросы к словам каждого столбика)
Что делают? Что делать?
Что делает? Что сделать?
садится напиться
струится искупаться
глядится учиться
учатся нагибаться
2 группа
3-е л., ед. и мн. ч н.ф.
садится напиться
струится искупаться
глядится учиться
учатся нагибаться
- От чего же зависит написание –ТСЯ и –ТЬСЯ (с мягким знаком) в глаголах?
ВЫВОД:
Мягкий знак пишется, если глагол в неопределённой форме, и не пишется,
если глагол в форме 3лица.
Если в вопросе есть мягкий знак, то и в глаголе будем его писать, если в вопросе мягкого знака нет, то и в глаголе его не пишем.(слайд3)
Давайте составим алгоритм правописания слов с ца на конце.
Часть речи
существительное глагол
-ца - ться -тся
столица
синица задай вопрос
что (с)делать? что (с)делает?
что (с)делают?
н.ф. 3 л., ед. и мн. ч.
трудиться трудится
Первичное закрепление.
1)Работа по учебнику.
- Откройте учебник на стр.84.
- Проверьте правильность ваших выводов.
- Что ещё вы узнали об этих глаголах?
(Что ся это суффикс и он образует возвратную форму глагола .(Дети читают правило ещё раз по учебнику)
2) Работа в парах.
- Расскажите своему соседу по парте, какие два способа проверки запомнили.
Приведите примеры.
3) Коллективная работа.
Послушайте стихотворение (учитель читает стих-е)
- Какие слова на ца вы услышали в этом стихотворении?
(Слайд4)
Солнце садится, взлетает синица,
В воздухе плавно листочек кружится,
Зайчик спешит в норке закрыться.
Пришла пора на места приземлиться.
- Выпишите и объясните правописание.
Садится (гл., что делает? 3л, ед.ч)
Синица (сущ.)……
Кружится (гл, что делает? 3л, ед.ч.)
Закрыться
Приземлиться
V. Письмо под диктовку. Отметьте + нужную клетку. Пользуйтесь алгоритмом.
Расстилается туман
Собирается в школу
Надо заботиться о здоровье.
Хочется учиться.
Дети учатся.
Любит трудиться.
Слышится голосок.
Запирается на засов.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
-тся | | | | | | | | |
-ться | | | | | | | | |
VI. Закрепление.
2)Не всё ли равно
Молоди-/ца/, /тся/, /ться/
1. Пошла по воду молоди….
2. Бабушка Коли молоди….
3. Бабушка Коли и так молодо выглядит, ей не надо молоди….
3)Не путайте формы глаголов и существительные(слайд5)
переносица – переносится
водица – водиться
спица – спится
курица – курится
Болит переносица, собрание переносится, чистая водица, не стоит с ним водиться, ему не спится, острая спица, вулкан курится, белая курица.
1. С умным разговорит...ся, что меду напит...ся.
2. Счастье в воздухе не вьёт...ся, а руками достаёт...ся.
3. Кто любит трудит...ся, тому без дела не сидит...ся.
4. За всё брат…ся – ничего не сделать.
5. Друзья познают…ся в беде
VII. Итог урока. Рефлексия.
-Какая проблема стояла в начале урока? (Когда пишется –ться, а когда –тся)
- Мы решили эту проблему?
-Оцените ещё свои достижения по критериям:
1.Тема усвоена
2.Тема усвоена ещё недостаточно
3.Тема ещё не усвоена
4.Научился применять правило
5.Научился ещё недостаточно
6.Ещё не научился применять
Мне хочется ещё раз вернуться к первому слайду урока.
Вставьте пропущенные буквы . Докажите.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здорова…ся:
- Доброе утро – улыбчивым лицам.
И каждый станови…ся
Добрым, доверчивым.
И доброе утро продли…ся
До вечера!
-Давайте ещё раз посмотрим друг на друга, и своими улыбками поблагодарим друг друга за работу.
- И я благодарю вас за работу.