СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Земля-планета солнечной системы"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Земля-планета солнечной системы"»

Конспект урока по географии,

составленный по принципу системно-деятельностного подхода


Ф.И.О. Сергиенко Людмила Викторовна

Место работы: Каневской район ст.Стародеревянковская МБОУ СОШ № 15

Должность: учитель географии

Предмет: география

Класс: 5

Тема урока: §5 «Земля – планета Солнечной системы.» (урок № 17 в теме «Земля – планета Солнечной системы »)

Базовый учебник: А.И. Алексеев «География 5-6»,Просвещение,2014

Цель: сформировать представление уникальности Земли, как части Солнечной системы.

Задачи урока:

Обучающие : приводить доказательства тому, что Земля – одна из планет солнечной системы ввести новые понятия солнечная система, литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, мировой океан; дать первоначальные сведения о Солнечной системе, ее составе и возникновении; познакомить с планетами земной группы;

Развивающие: составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг Солнца и свой оси»

Воспитательные: осознание себя как части целостности природы

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: понимание уникальности планеты Земля, как части Солнечной системы.

Универсальные учебные действия:

Личностные: необходимость изучения окружающего мира, осознание целостности мира и себя как неотъемлемой части Солнечной системы

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям солнечная система, литосфера, биосфера, гидросфера, атмосфера, мировой океан; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Тип урока: изучение нового материала

Форма работы учащихся: групповая

Техническое оборудование: интерактивная доска, схема и модель Солнечной системы, фотографии, интернет, ЭОР, персональный компьютер.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

Тема урока



Земля – планета Солнечной системы.

Планируемые образовательные результаты



Предметные

Метапредметные

Личностные




понимание уникальности планеты Земля, как части Солнечной системы


умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.


осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Деятельность учителя


Деятельность обучающихся

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний



Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала.

Объясните: Что общего у этих слов?

(-Вселенная, галактика, звезда, созвездие, Млечный путь, Большая и Малая Медведица, Солнечная система, планета Земля.

Предположите: Что объединяет эти слова? С какими понятиями вы еще не встречались?

- Что нужно узнать для решение проблемы?

Высказывают предположения на поставленные вопросы (П). Раскрывают полученные знания (понятия). Формулируют название темы урока (Р)

2. ЭТАП Создание проблемной ситуации

С затруднением

* Вот вам задание! (например, по новой теме – невыполнимое без новых знаний, еще отсутствующих у учеников)

* Не получается выполнить?

* В чем затруднение? Каких знаний не хватает? (добиться осознания нехватки знаний и формулирования этого)

* Следовательно, какова цель нашего урока? Что нам сегодня надо узнать, чему научиться? (добиться формулирования ПРОБЛЕМЫ урока в виде темы или цели)

Деятельность учителя


1. Объясните (учебник стр.25):

-Что вы сегодня узнаете?

-Что общего у Земли с другими планетами Солнечной системы?

- В чем уникальность нашей планеты?

(Ответы пишутся на интерактивной доске)


Подводит к выводу: что все планеты, входящие в Солнечную систему, имеют и общие черты, и существенные различия.




Деятельность обучающихся

- Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его
























3. ЭТАП целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.

Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;

• овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;

• формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;



Формулирует задания для учеников, корректирует их работу.

Организует работу в группах по заполнению таблицы):

-Выберите черты сходства и отличия планеты Земля с планетами Земной группы.

(1 группа характеризует черты сходства;

2-я черты различия)


Проверяет заполнение таблицы, корректирует результаты и демонстрирует готовую таблицу


Проверяет полученный результат



Демонстрирует с помощью ЭОР изображение планеты Земля из космоса.

Подводит к выводу: что в отличие от других планет земная поверхность разделена на океаны и огромные массивы суши- материки.

Вводит понятие мировой океан













Деятельность учителя

Предоставляет "конфликтный" материал, создает готовность к предстоящей деятельности.

В какую сторону движется Земля? Почему нам кажется, что движется не Земля , а Солнце?


Деятельность обучающихся

Проявляют познавательную инициативу. Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности.

4. ЭТАП планирования.


Деятельность учителя

Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного I объекта, предложение учащимся самим составить план.

Деятельность обучающихся

Работа в группах.

Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания.


Деятельность учителя

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

2.Демонстрирует ЭОР (Планеты Солнечной системы.).

Акцентирует внимание на то, что по своим особенностям планеты Солнечной системы делятся на 2 группы:

1.планеты гиганты

2.планеты земной группы


Деятельность обучающихся

Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое "открытие".

Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий - алгоритм. Представляют составленный алгоритм от группы.

Выводы о полноте и правильности, сравнение с правилом в учебнике. Внесение изменений в индивидуальные алгоритмы.

  1. Сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия) к которому при помощи учителя ученики смогут придти сами. (примечания: а) вывод может отличатся от учебника; б) на уроке ученики могут придти к неожиданному для учителя, но тоже верному выводу)

  2. Выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания.

Наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание.

Работа с текстом (в т.ч. с таблицей, схемой, рисунком с подписями), из которого можно логически вывести – признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т.п.

  1. Построить диалог по поиску решения проблемы на основе наблюдения ситуации или осмысления текста.

Подводящий

Цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики).

  1. Составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.д.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.



6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания (Закрепление)

Выбрать задания для ПРИМЕНЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ

Задания, требующие от ученика применить новое знание – алгоритм, правило, понятие, закономерность – в процессе творческой деятельности в новой ситуации (решить новую задачу, изобразить правило/понятие в виде рисунка, сочинить рассказ, представить итог урока в виде стихотворного образа и т.п.).


Деятельность учителя

Предлагает задания на "новое" знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать учебные действия "ведущему" (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества - работы в парах, группах. Создание ситуации успеха для каждого.

1.Проверяет усвоение нового материала в тестовой форме

( Причинно -следственные связи:

Планеты земной группы и планеты гиганты с одной стороны, названия планет с другой; небесные тела, вселенная- все объекты космического пространства.)

Движение Земли вокруг своей оси -это?

Движение вокруг солнца –это?


Деятельность обучающихся

- Вступают в диалог (пассивных можно вытаскивать фразами «объясни, как ты понял, что сказал Миша..»

- -

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.


Деятельность учителя

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Как оцените свою работу?


Деятельность обучающихся

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы.

Наличие учебных мотивов на уроках, ситуаций или проблем, которые приводят к постановке учебных задач, активность учащихся, направленная на их решение, дают знания, которые помогают учащимся выстроить новые знания, в своем опыте и изменить прежний опыт, и они (знания) являются средством изменения самого ученика.


8 ЭТАП Домашнее задание. Подводит итоги урока.

Комментирует и выставляет оценки за урок.

Объясняет д/з §7, Вопросы с.29 творческое задание























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!