Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе.
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2013г.
Тема урока: «Зачем людям украшения? Декор и положение человека в обществе»
Тип урока: проблемный.
Цели:
развивать умения работать в группе;
способность слышать и слушать другого;
помогать друг другу;
сформировать понятие социальной функции декоративного искусства в организации общества, познакомить с эволюцией и образным значением одежды;
развивать познавательную активность.
Форма урока: беседа.
Зрительный ряд: презентация.
Материалы:
для учителя: раздаточный материал;
для учащихся: тетрадь для записей
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуальность.
3. Сообщение новых знаний.
4. Самостоятельная работа.
5. Анализ урока.
6. Рефлексия.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Игра-Разноцветные стикеры. Участники встают в круг и закрывают глаза. Учитель прикрепляет на спину каждому цветной листочек. По команде тренера все открывают глаза. После чего все участники должны молча объединиться в группы. (2мин).
Игра упражнение «Рисовалка» (на развитие моторики, создание рабочего микроклимата).
Задание: Учащиеся берут в обе руки фломастеры, разного цвета одновременно с педагогом под его рассказ, необходимо нарисовать картину. Руки должны рисовать вместе, одновременно.
Рисует художник
Пейзаж у реки:
Рисует деревню,
Рисует мосты,
Фонари расставляет,
По вечерам их включает,
Выводит дороги,
Деревья, кусты.
Рисует сугробы,
Рисует, рисует,
Снежинки, пургу и метель…
Примечание: Нельзя поочередно рисовать руками.
Самоанализ готовых работ учащимися:
Интересно, рисовать двумя руками?
Ваше впечатление?
Какая работа лучше всех, почему?
Актуализация знаний, мотивация.
А сейчас давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Золушка»
-скажите, как вы думаете, почему мы с вами посмотрели именно этот отрывок?
А теперь посмотрите вот эти иллюстрации.
- Как отрывок и иллюстрации связаны между собой? (ответы учащихся)
А теперь попробуйте отгадать несколько загадок:
Эти шарики на нити
Вы примерить не хотите ль?
На любые ваши вкусы
В маминой шкатулке... (бусы)
В ушках маминых сверкают,
Цветом радуги играют.
Серебрятся капли-крошки
Украшения... (сережки)
Край ее зовут полями,
Верх украшен весь цветами.
Головной убор-загадка -
Есть у мамы нашей... (шляпка)
-А как эти предметы называются в целом?
2. Актуализация
– Сегодня мы с вами должны будем ответить на вопрос. Зачем людям украшения и посмотреть какую роль играет декор в положении человека в обществе. Люди украшали себя с давних времен. Когда еще не было никакой другой одежды, кроме шкур животных, были украшения из ракушек и клыков животных.
– А какие украшения сейчас используют люди?
– Бусы, серьги, перстни и т. п.
Украшение тела называют боди-арт. Выделяют различные виды боди – арта. Мы с вами поговорим о шрамировании и росписи по телу. До сих пор люди украшают себя шрамами.
– Для чего они делают шрамы? (Те люди, которые уже имеют шрамы, желают их замаскировать).
– В Гвинее есть племена, которые до сих пор этим занимаются. С какой целью они это делают?
– Представители древних африканских племен наносили на тело шрамы с целью обозначения своего социального статуса или в процессе ритуальных обрядов. Ритуал нанесения шрамов был у них развит для отличия принадлежности человека к какому-либо племени. У некоторых племён он был ритуалом принятия в мужчины и воины. Посмотрите, как украшали себя в древности
– А для чего делали роспись по телу в древности?
– В племенах показывают социальный статус. По используемым цветам и узорам можно легко узнать, к какому племени он принадлежит, с кем это племя ведёт войну и многую другую информацию. Посмотрите современную роспись тела, её выполняют натуральными красителями.
– В наше время, где можно встретить роспись по телу, лицу?– Цирк, театр, вечеринки, футбольные матчи, ночные клубы, проведение профессиональных конкурсов и фестивалей т.д.
– В наше время, с какой целью делают роспись по телу?
– Клоуны в цирке, актеры в театре делают макияж для создания образа. В основном, роспись используется для эстетических целей.
Вывод: В древности росписью по телу и лицу люди пытались защитить себя и устрашить врагов. А в современном мире – для красоты, привлечения к себебвнимания.
С тех пор, когда появились вожди в племени, и возникло неравенство, появилось множество изобразительных знаков отличия одних людей от других. Украшалось жилище вождя, оружие, конская сбруя и, конечно, сам вождь как человек особенный. Декоративные узоры и знаки, изображенные в вышивке, чеканке, гравировке, воплотили в себе древние представления людей об окружающем их мире. У любого народа были боги, духи, олицетворяющие явления природы. Люди хотели призвать к себе силы добра и света и защититься от злых сил. В разные эпохи разные народы окружали себя оригинальными предметами и создавали свой костюм.
– А как вы думаете костюм и одежда это синонимы?
Ответы детей:
Костюм и одежда – это не синонимы. Понятие «костюм» шире, оно включает в себя все, что искусственно изменяет человека. Таким образом, костюм – это одежда, прическа и всякие украшения, которые человек надевает на себя. К костюму относят и косметику, маникюр, и даже очки и трость.
3. Сообщение новых знаний
– А сейчас я вам хочу прочитать стихотворение, вы внимательно слушайте и думайте, о какой стране идет речь.
На плите, на саркофаге, Рыбы, звери,
на папирусной бумаге птицы, точки,
и на всем, что видит взгляд, загогулины,
иероглифы пестрят. кружочки...
Все знакомое почти,
а попробуй-ка, прочти!
– О какой стране идет речь? (Древний Египет)
– Правильно. Эта страна – родина одной из самых древних культур. Наш путь лежит в Древний Египет – удивительную, полную загадок и чудес страну, одну из первых цивилизаций, отдаленную от нас несколькими тысячелетиями. Именно с нее вы начинаете изучать историю древних государств.
– Что вы знаете о Древнем Египте?
– (Это страна пирамид-усыпальниц фараонов царей ДревнегоЕгипта).
– В этой стране люди поклонялись большому количеству богов, многие из которых были похожи на животных. О том, как жили древние египтяне, во что верили, какую носили одежду, мы узнаем, рассматривая и изучая дошедшие до нас рельефы и росписи на стенах пирамид, храмов, саркофагов Древнего Египта.
Обувь
Ученые считают, что обуваться люди стали около 150-200 веков назад. В античном мире к ноге привязывали подошву кусок сандалового дерева, отсюда и название – сандалии. В Древнем Египте обувь делали из папируса, плотных листьев пальмы.
Пояс
Одним из первых элементов одежды, который стали украшать, стал пояс. Пояс – важная часть костюма. У Древних Египтян пояс держал одежду. А в других странах, например: у Древних Греков «подпоясаться» означало вооружиться, собраться в поход. К поясу крепились нож, колчан со стрелами, меч. В эпоху огнестрельного оружия – пистолеты, пороховница, огниво. У многих народов пояс был символом мужества. У эскимосов сватовство начиналось с того, что жених дарил невесте пояс, инкрустированный охотничьими трофеями – резцами моржей, белых медведей. Этот подарок «обещал» невесте жизнь в сытости и достатке. В Азербайджане пояс, покрытый золотыми монетами, считался семейной реликвией и передавался из поколения в поколение.
Головной убор
Особое место в костюме занимал головной убор. Слово «убор» означает убрать, т.е. украсить.
У древних народов головной убор имел больше символическое значение, чем функциональное. Двойная шапка египетского, фараона символизирует его власть над Верхним и Нижним Царствами.
Египетская одежда на протяжении многих столетий остается неизменной. Речь идет только о двух типах одежды: мужской и женской. Но и здесь существуют точные законы.
– Как же нам разобраться, кто есть кто?
4. Самостоятельная работа. «Кто есть кто»
– На вопрос «кто есть кто» отвечает весь ансамбль костюма человека и до настоящего времени. В Древнем Египте ученого, грамотея отличало длинное страусовое перо, прикрепленное к его облачению.
– Сегодня мы с вами поговорим об одежде мужской и женской, украшениях, головном уборе Древнего Египта. Для этого вы сегодня поработаете в группах. У каждой группы будет свое задание. На партах у вас лежат карточки, внутри группы вы ее читаете и готовите ответ на вопрос, который вы прочитаете у себя на столе.
Группы работают по карточкам.
1 группа – Мужской костюм;
2 группа – Женский костюм;
3 группа – Украшения и прически.
Дети делятся новыми полученными знаниями по группам и отвечают на поставленные вопросы:
1 группа: Можем ли мы определить по мужскому костюму социальную принадлежность человека?
2 группа: Можем ли мы определить по женскому костюму социальную принадлежность человека?
3 группа: Можем ли мы определить по украшениям, головным уборам социальную принадлежность человека?
Каждая группа отвечает на поставленный вопрос, корректирую работу каждой группы наводящими вопросами, по ходу ответа демонстрируются слайды Делаем запись в словарики.
5. Анализ урока
При помощи учащихся подвожу итог урока.
– Какую проблему мы с вами сегодня решали?
– Зачем людям украшения?
– Какой можно сделать вывод?
Вывод: одежда имеет важное значение в жизни человека, определяет его статус и род занятий, создает имидж человека, подчеркивает его индивидуальность. Говорят: "Мода была всегда". Можно и так сказать. Но всё-таки всё на свете с чего-то начиналось. Можно утверждать, что мода родилась в древнейшем на земле очаге цивилизации — Древнем Египте.
6. Рефлексия
– Что нового вы узнали на уроке?
– О чем бы вы хотели еще узнать?
– Что больше всего вам запомнилось?
– Теперь возьмите свои листочки с тестом и отметьте свое настроение, с которым уходите с урока простым карандашом.
Домашнее задание: выучить элементы костюма.