СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Зачем человек ест?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Зачем человек ест?" Интересный урок, на котором дети работают в группах, с раздаточным материалом, электронной доской, проводят опыты, делают выводы. Очень тесная коммуникация в группах, взаимодействие, распределение обязанностей, рефлексия.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Зачем человек ест?"»

Предмет: «Мы и окружающий мир».

Тема урока: «Зачем человек ест. Состав пищи »

Класс:

Учитель: Зырянова Оксана Викторовна

МБОУ СОШ №129 город Новосибирск

Тип урока: урок - исследование.

Технология: исследовательской деятельности.

Цели урока:

1. Образовательные: познакомить учеников с основными органическими веществами: белками, жирами, углеводами и их ролью в обеспечении жизнедеятельности организма; формировать представление о значении питания в жизни человека.

2. Развивающие: развивать умение организовывать полноценное разнообразное питание;

развивать интеллектуальные, практические умения;

учить мыслить логически, аргументировать своё мнение;

развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.


3. Воспитывающие: воспитывать чувство товарищества при работе в группе; прививать интерес к исследовательской деятельности;

повышать культуру правильного питания, практические навыки само оздоровления.

Оборудование.

Для учителя: Карточки (хлеб, гречневая крупа, картофель, мясо, яйцо, рыба, сливочное масло, орехи (семечки), сыр, мука, соль), 3 подноса, таблички: белки, жиры, углеводы. Табличка «Признаки живых организмов». Таблички: объект, предмет, цель, вывод. Схемы - рисунки последовательности выполнения исследовательской работы. Компьютерный проект.

Для учащихся: Учебник "Мы и окружающий мир". 4-й класс (авт. Казаков А. Н., Дмитриева Н.Я.), Конверты на каждый стол с 3 – 4 этикетками продуктов питания, где указана пищевая ценность продукта. «Маршрутный лист», лист №1 «Что я уже знаю по этой теме», лист №2 «Моё исследование», лист №3 «Как я умею применять свои знания».

Объекты исследования: тесто из муки и воды, 1/2 картофеля, семена подсолнуха, поднос, стакан с 1/2 тёплой воды, марля 10 см Х 10 см, голубая бумага 5см Х 5см. Красный, синий, жёлтый карандаши.

ХОД УРОКА

Веселый прозвенел звонок!

Мы начинаем наш урок.

Мотивация

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие ,

Захотели вновь прийти!

I. Организационный момент.


– Мы рады приветствовать вас! Сегодня у нас необычный урок, вы будете в роли исследователей, работа трудная, но интересная, поэтому пожмите друг другу руки и пожелайте успехов. Я тоже вам желаю успехов и удачи.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель. Напомните, какой раздел вы сейчас изучаете?

Дети. Человек и природа.

Учитель. Что такое природа?

На какие две группы можно разделить?

Дети. На живую и неживую природу.

Учитель. Вспомните признаки живых организмов, вставьте пропущенное слово.

*рождаются

*дышат

*

*растут

*движутся

*размножаются

*стареют

*умирают


Дети. Пропущено питание.

Учитель. Древним мудрецам принадлежат слова: « Мы едим для того, чтобы жить , а не живем для того , чтобы есть».

- А как вы думаете, зачем человек ест?

Дети. - Без пищи человек не может жить, расти , двигаться, бороться с болезнями.

Учитель. Хорошо. Кто догадался, какая сегодня будет тема урока?

Дети. Зачем человек ест.


Учитель. А есть ли значение, что человек ест? Давайте добавим к нашей теме : «Состав пищи»

Какова будет наша главная цель урока?

Дети. Чтобы знать, как правильно питаться.


Что бы вы хотели узнать на уроке?

Дети. - Какие продукты есть полезно, а какие вредно?

- Что определяет полезность продуктов?

- Почему нельзя есть много сладкого?

- Одинаковую ли пищу надо есть в разном возрасте? И др….

Учитель. Итак, в процессе урока мы попробуем ответить на вопросы:

• Зачем человек ест?

• Каков состав пищи?

• Какую пищу необходимо употреблять в разном возрасте?

Как правильно составить дневной рацион питания?


Как мы будем работать? Давайте составим план. С чего начнем?

Дети. - Повторим, обобщим имеющиеся знания.

- Познакомимся с новым. (прочитаем в учебнике, энциклопедии, проведём опыты)

- Закрепим новые знания.

- Подведём итог, сделаем выводы. .

III. Актуализация знаний..

Учитель. Я сегодня для вас приготовила продуктовую корзину.

Учитель. Хлеб, гречневая крупа, картофель, мясо, яйцо, рыба, сливочное масло; орехи, сыр, мука, соль. На какие две группы можно разделить эти продукты?

Дети. Продукты растительного и животного происхождения.


Учитель. Возьмите конверт №1. Посоветуйтесь, разделите.

(Учитель вызывает к доске учеников из разных групп. Они вывешивают таблички на доску.).

Учитель. Давайте проверим. Докажите своё мнение.

Все ли продукты вы смогли занести в эти группы?

К какой группе отнесли соль?

Соль – минеральное вещество, которое добывают в природе, очень важное для организма человека.

Учитель. В маршрутном листе оцените себя, как справились с заданием. Если вы абсолютно правильно выполнили задание, поставьте зелёный кружок, С 1-2 ошибками – жёлтый, задание выполнено неверно – красный.

IV. Знакомство с новым материалом

Учитель. Как вам кажется, какая группа важнее?

(Дети высказывают гипотезы).

Учитель. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, что нужно знать?

Дети. Нужно знать из чего состоят продукты (пищевую ценность, состав продукта и т. д.).

Учитель. Это и есть цель нашего урока. Назовите её ещё раз.????

Учитель. Узнать каков состав пищи? Откуда это можно узнать?

Дети. Прочитать на упаковке. Провести опыты.

Учитель. На столе у вас конверты, посмотрите. Что можете сказать?

Дети. На этикетках написана пищевая ценность продукта. Содержание белков, углеводов, жиров в продукте, витамины и энергетическая ценность.

Учитель. Что заметили общего?

Д. Что во всех продуктах содержатся белки, углеводы, жиры.

Учитель. А что это такое? Где мы можем поискать о них информацию? Поищем в учебнике( на стр. 80), в энциклопедиях, которые лежат у вас на партах. Будем читать с карандашом. Обратите внимание для чего они нужны, в каких продуктах содержатся?

Учитель. Что узнали о белках?

Учитель. Что узнали об углеводах?

Учитель. Что узнали о жирах?

Как эти три компонента можно назвать в целом?

Дети. Органические вещества.

Учитель. Вспомните нашу продовольственную корзину. Какой продукт мы не отнесли к продуктам растительного и животного происхождения? (соль – минеральное вещество).

Давайте обратимся ещё раз к учебнику (стр.80) и энциклопедиям


Оздоровительная минутка.

«Вершки и корешки».

- Если едим подземные части продуктов надо присесть, если надземные – встать во весь рост и вытянуть руки вверх.

Картофель, фасоль, морковь, помидор, свёкла, огурец, репа, тыква, горох, лук, чеснок.

VI. Практическая работа

Учитель. Ребята, а вы хотели бы попробовать себя в роли исследователей? Предлагаю вам провести несколько опытов. Назовите объекты исследования, они лежат на вашем столе. Что их объединяет?

Дети. Это продукты растительного происхождения.

Учитель. Предлагаю опытным путём попытаться обнаружить в этих продуктах органические вещества, о которых мы сегодня говорим.

Учитель. Это предмет нашего исследования. Откройте конверт № 2 и прочитайте цель исследования.

Дети. Цель: исследовать какое органическое вещество присутствует в продукте.

Опыт 1

Учитель. Попробуйте предположить, какое органическое вещество присутствует в картофеле. По опорным схемам расскажите последовательность работы.


(Описание: Картофель разрезать на две половинки. На свежий срез картофеля нанести рисунок йодным лекером.)


Учитель. Приступайте. Что наблюдаете?


Дети. На срезе картофеля после нанесения рисунка йодным лекером образовались линии коричневого цвета. Затем линии изменили цвет на фиолетовый.


Учитель. Углеводы вступили в химическую реакцию со спиртовым раствором йода, в результате чего и поменялся цвет линий. Отметьте в таблице. Верное ли предположение вы выдвинули?


Опыт 2

Учитель. Попробуйте предположить, какое органическое вещество присутствует в муке. По опорным схемам расскажите последовательность работы.

(Описание: из муки и воды замешено крутое тесто, которое дети заворачивают в марлю и опускают 3-5 раз в стакан с тёплой водой. После извлечения теста в марле его следует отжать. Затем марлю следует развернуть. Оставшиеся вещество в марле – белок.)

Учитель. Приступайте. Какое вещество на ощупь? Мы выделили белок. Отметьте в таблице. Верное ли предположение вы выдвинули?

Учитель. Но в муке преобладают углеводы, а не белки. Сейчас я это вам докажу. Кто догадался, как?

Дети. Углеводы изменили цвет спиртового раствора йода. Вероятно, мы капнем в стакан спиртовой раствор йода.

(Учитель капает в стакан, куда опускали мешочек с тестом, капельку спиртового раствора йода. Раствор окрашивается сначала в коричневый цвет, а потом на глазах у детей меняет цвет на фиолетовый).

Учитель. Верна ли ваша гипотеза? Дополните вывод по исследованию. Прочитайте полный вывод. (Учитель табличку помещает на доску)

Опыт 3

Учитель. Попробуйте предположить, какое органическое вещество присутствует в семечке подсолнуха. По опорным схемам расскажите последовательность работы.

(Описание: Семечку подсолнуха очистить от кожуры, завернуть в бумагу и раздавить. На бумаге появляется жирное пятно)

Учитель. Приступайте. Что наблюдаете?

Дети. На бумаге появляется жирное пятно, из семени подсолнуха выделили жир.

Учитель. Отметьте в таблице. Верное ли предположение вы выдвинули? Запишите общий вывод по исследованию

Дети. Читают:

Вывод: Опытным путём мы установили, что в муке содержатся белки и углеводы, в картофеле есть углеводы, в семенах подсолнуха преобладает жир.

Учитель. Оцените свою деятельность в маршрутном листе.

VII. Самостоятельная работа

Учитель. Давайте вновь вернёмся к нашей корзине и разделим продукты с учётом новых знаний. В конверте №3 есть таблица. Ознакомьтесь с ней. Что заметили?

Дети. Продукты разделены по органическим веществам.

Учитель. Где мы можем получить информацию по составу продуктов? (этикетки)

(Дети группируют продукты питания по признаку: белки, углеводы, жиры.)

Учитель. Давайте проверим.

(Ученики у доски называют продукты по группам, опираются на пищевую ценность продукта)

Учитель. Оцените свою работу в маршрутном листе.

Учитель. Как вы считаете одинаковое ли количество органических веществ необходимо организму в разном возрасте?

Учитель. На рисунке схематично изображена потребность организма в органических веществах. Какой рисунок ближе к вашему возрасту? Почему?

Дети. Первый рисунок. На этой схеме больше белков. Ребёнку нужно расти и его организм нуждается в строительном материале.

Учитель. Ребята, а без чего не может обойтись наш организм на любом этапе жизни? Предлагаю вновь обратиться к учебнику (стр.80-81) и энциклопедиям.

Дети. Нам необходимы витамины.


Учитель. О каких витаминах вы прочитали или знали раньше?

В каких продуктах содержится большое количество витаминов? (овощи и фрукты)


Ответы детей. Обсуждение слайда.

Учитель. Кроме всего перечисленного, в нашем питании должна присутствовать вода. Зачем? Посмотрите какова потребность воды у человека за сутки.


Учитель. Ребята, а есть ли разница в том, в какое время суток употреблять те или иные продукты? Что полезно кушать утром, днём, вечером? Почему?

У вас было домашнее задание подготовить рецепт полезного блюда. После того, что вы сегодня узнали, обсудите, верно ли вы подготовили задание. Давайте составим полезное меню на день.


Работа детей. Обсуждение.


ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

  • ЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА «ИСПРАВЬ ОШИБКУ»:

У вас на партах лежит письмо от мальчика Пети. Давайте его прочтем и выскажем своё мнение.

Дорогой друг, если хочешь быть здоров, то питайся однообразной пищей. Больше ешь булочек, сладостей, особенно если ты склонен к полноте. Мучная и сладкая пища приводит к накоплению избытка жира под кожей, и ты быстро наберёшь вес. Очень вредно есть овощи и фрукты.

Старайся есть больше на ночь, утром можно и не завтракать. Представь, как хорошо съесть за ужином большой кусок мяса, колбасы, сыра, попить сладкого чая с конфетами, пирожным.


9. Рефлексия «Всё в твоих руках».

Учитель. Молодцы! Давайте вспомним, какова была цель нашего урока, какие мы ставили перед собой задачи? Получили вы ответы на вопросы? Достигли цели?


Возьмите в руки оценочные листы. Обсуждение оценок.


И последнее задание. Оно поможет мне проанализировать сегодняшний урок и спланировать следующие уроки так, чтобы они были более эффективны и интересны.

- На листе бумаги обведите руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой надо высказать свое мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая – то позиция вас не заинтересовала – не красьте.

Большой – для меня тема была важной и интересной – красным.

Указательный – узнал много нового - -желтым.

Средний – мне было трудно – зеленым.

Безымянный – мне было комфортно – синим.

Мизинец – для меня было недостаточно информации – фиолетовым


VIII. Домашнее задание (по желанию)

Учитель. Наш урок подошёл к концу. Предлагаю вам записать домашнее задание.

  1. тетрадь № 87-90 – любые два задания

  2. учебник с.79-85, вопросы устно

Одному мудрецу задали вопрос : « Что для человека важнее, богатство или слава?» Он ответил : « Ни то , ни другое, а здоровье . Здоровый нищий счастливее больного короля» . А другой мудрец предупреждал : «Мы замечаем , что самое ценное для нас – это здоровье, только когда его уже нет.»

- Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните , что надежнее всех о своем здоровье можем позаботиться только мы с вами.

Я получила большое удовольствие от урока, хочу поблагодарить вас за отличную работу, целеустремлённость и любовь к знаниям. Я приготовила вам подарок. Что это?

(Учитель достаёт баночку с витаминами).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!