СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Восстание Спартака"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок был дан на республиканском конкурсе "Педагог года - 2018" Региональный этап.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Восстание Спартака"»

Разработка урока для 5 класса

Тема «Восстание Спартака»

Учитель истории и обществознания Богаев В.Б.

МКОУ «Уттинская СОШ им. В.А. Ширяева»

Яшкульский район, п. Утта.



Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: комбинированный урок с использованием ЭОР

Тема «Восстание Спартака» - это третья тема в разделе «Войны в Римской республике». Она дает представление о предпосылках последующего падения Римской республики, характеризует проблемы римского общества. Оборудование:

  1. Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер

  2. Учебник, тетрадь, рабочие листы.

  3. Карта «Италия III-I век до н.э.»

  4. Раздаточный материал: исторические тексты, контурные карты, разноуровневые задания,

Цели:
1. Дать учащимся представление о восстании Спартака как о самом массовом и самом организованном из восстаний рабов в Древнем Риме, произошедшем в 73-71 гг. до н.э.

2. Раскрыть причины восстания, основные события, а также причины поражения рабов.

3. Продолжить работу над умением анализировать, обобщать, оценивать исторические факты; устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями, делать выводы.

4. Сформировать у учащихся представление о рабстве как об одном из грубейших нарушений прав человека, довести до учащихся мысль о том, что свобода- это одна из высших человеческих ценностей.

5.Способствовать формированию положительной мотивации учащихся в изучении истории и активизировать их познавательные интересы.

Задачи:

Образовательные:

  • на основе учебного материала определить причины, сущность и значение восстания рабов;

  • продолжить формирование умений составлять рассказ, делать выводы, анализировать изучаемые события, правильно показывать по карте изучаемые объекты;

  • закрепить фактические сведения о восстании рабов в Риме.

Развивающие:

  • устанавливать причинно-следственные связи.

  • формировать навыки работы с источниками знаний - историческими документами.

  • подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения, познакомить с героической личностью Спартака;

  • знакомство с новыми способами технической обработки исторической информации.

Воспитательные:

  • способствовать развитию интереса к истории, любознательности,

  • формированию собственной позиции к рассматриваемым событиям

  • способствовать формированию собственных морально-волевых качеств через изучение личности Спартака

Организация деятельности учащихся для достижения ими следующих результатов:

Личностные: Аргументировано выражать свою позицию по отношению к ситуации на основе имеющихся представлений о социальных и личностных ценностях, нравственно-этических нормах; оценивать достижения в своей деятельности в соответствии с заданной процедурой

Метапредметные:

  1. Познавательные: правильно выбирать методы решения учебных и практических задач в соответствии с типом задания; верно применять знако-символьные средства при переносе и интеграции знаний при решении междисциплинарных задач; осуществлять действия в соответствии с планом; верно выбирать метод подготовки текста в соответствии с заданным форматом и коммуникативной ситуацией; верно определять целесообразность использования средств ИКТ для достижения планируемых результатов при выполнении учебных заданий.

  1. Коммуникативныесамостоятельно организовывать совместную

деятельность в группах для достижения результатов в соответствии с распределенными обязанностями и ответственностью.

  1. Регулятивные: оценивать достижения в своей деятельности в соответствии с заданной процедурой

Предметные:

Научатся определять понятие «восстание»; получат возможность научиться: называть причины начала восстания Спартака и причины поражения, давать оценку личностным качествам Спартака, высказывать суждение по поводу того, могли ли восставшие одержать победу.





Основные формы работы:

1) презентация

2) практикум (работа с документами)

3) фронтальная работа

4) групповая и индивидуальная работа

План урока:

    1. Организационный момент

    2. Актуализация знаний учащихся

    3. Изучение нового материала

    4. Итоги урока. Закрепление. Рефлексия

Ход урока:

      1. Организационный момент (Приветствие. Учащие предварительно разделены на группы, на столы помещен раздаточный материал).

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валентин Борисович. Сегодня мы продолжим наше путешествие в историю Древнего Рима и узнаем еще об одной интересной ее странице, где каждый из вас сможет представить себя участником тех событий, проявить себя. А для этого мы сейчас разделимся на 3 группы: 1. Римляне 2. Гладиаторы 3. Рабы.

Для начала давайте определим, о чем же мы сегодня будем говорить. Для этого я прочитаю такие строки.

(Слайд 1) Эпиграф к уроку:

Он родился свободным

Под отеческим кровом,

Но в железные цепи

Был врагами закован.

Он теперь на чужбине,

Он теперь не свободен-

Никогда не увидит

Он Отчизны просторы.



-Ребята, как вы считаете, о ком идет речь в отрывке?

      1. Актуализация опорных знаний учащихся по теме.

О положении рабов сейчас нам расскажет группа «Рабов», предварительно посоветовавшись между собой и ответив на вопросы. А если будут затруднения, то могут воспользоваться учебником на стр. 238. Пункт 1. &49

А в это время вторая группа «Гладиаторы» подготовятся к своему выступлению, прочитав п.4 &49 на стр. 240 и ответят на вопросы.

Третья группа «Римляне» будут работать с историческим документом, который лежит у них на столах. И ответят на вопросы.

(Слайд 2) Работа по группам.

Итак, посмотрите на карту «Римская империя с IIII век н.э.» мы видим, как выросла территория Римской республики в ходе грандиозных завоеваний.

1 группа – Как вы думаете, много ли рабов получила империя в ходе этих завоеваний? Как люди попадали в рабство? (Слайд 3)

Ответ: Да, действительно рабство в республике было очень распространено, их было очень много. Римская империя захватывала страны, а военнопленных и простых жителей превращала в рабов.

Где использовался рабский труд? (Слайд 4)

Ответ: Рабский труд использовался везде: в имениях (слуги, домохозяйки и т.д.), на каменоломнях, в гладиаторских боях, в сельском хозяйстве.

Каково было положение рабов в Риме? (Слайд 5)

Ответ: Положение рабов было очень тяжелым они работали и днём, и ночью, кормили простой пищей, одевали один раз в году. Хозяин мог раба продать, подарить или убить. Рабов считали «говорящим орудием». Положение рабов было невыносимым, конечно, волны недовольства возникали.

Таким образом, в ходе Римских завоеваний, скопилось много рабов, которых использовали на различных тяжелых работах лишив всяческих прав. Ведь не зря их называли «говорящим орудием». Их использовали не только на работах, но и в качестве развлечения, такие как, например, гладиаторские бои.


Группа «Гладиаторы». О них нам расскажут ребята из группы «Гладиаторы»

1)Ребята, а кто такие гладиаторы? Где они выступали? (Слайд 6)

Ответ: Гладиаторы – это обученные бойцы, которые дрались и убивали друг друга на потеху зрителям. Амфитеатр – это сооружение для массовых зрелищ. Кстати, вы знаете, что зрители иногда решали убивать гладиатору своего соперника или нет. Как, кто знает? Путем поднятия большого пальца: если вверх, то пусть живет, а если вниз, то смерть.

А теперь ребята давайте посмотрим небольшой видеофрагмент из фильма «Гладиатор» Просмотр видеоролика. (слайд 7)

Комментарий: Не забывайте ребята, что это худ. фильм и много приукрашено, а на самом деле было еще страшнее. Но, все же римлянам нравились такие зрелища, а как вы думаете в Древней Греции могли ли быть такие гладиаторские бои?

Ответ: Нет, Греция была самой образованной и культурной страной того времени.

Таким образом, гладиаторы тоже были бесправные, их жизнь зависела от прихотей римлян.


У вас на столах лежат рабочие листы, по ходу занятия вы самостоятельно будете отвечать на задания, а заодно и оценивать свою работу.

Все события в истории, так или иначе, взаимосвязаны. Попробуем выяснить взаимосвязь следующих явлений в Древнем Риме.

Решите задание №1 в рабочих листах, а мы посмотрим какая группа ответит быстрее всех и самое главное правильно. Чья группа готова?

(Слайд 8) Расставьте утверждения в логической последовательности (от причины к следствию):

а) к рабам относились не как к людям, а как к имуществу;

б) почти у всех римских граждан были рабы;

в) в результате завоеваний в Риме появилось много рабов;

г) восстание рабов. Ответ: в, б, а, г

Учащиеся работают с рабочими листами. Результат появляется на слайде. Представитель любой группы комментирует ответ. Если другие варианты в группах, то предлагаем прокомментировать правильные ответы.

Итак, молодцы справились. Делаем вывод о положении рабов в Римской империи?

Вопросы: (Слайд 9)

Как вы думаете, какие чувства должен был испытывать раб? (ненависть, злобу, недовольство)

К чему могли привести тяжелое, бесправное положение – рабочих и гладиаторов. (бунт, восстание, война)

Согласен ребята, а что же такое восстание?

Восстание – это вооруженная борьба против власти. (запись в тетрадях)

Таким образом, желание бунта и восстания было очевидным. Но нужен был вожак, лидер тот, кто мог бы организовать, сплотить людей. Не все открыто решались, нужен был тот, кто убедит людей и поднимет их на это страшный протест.

(Слайд 10) Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить на уроке? Правильно ребята мы сегодня будем поговорить о самом крупном восстании рабов – Восстании Спартака. Итак, запишите в тетрадях тему нашего урока

«Восстание Спартака в 73 -71 гг. до н.э.»

      1. Изучение нового материала:

Итак, мы с вами узнали, что положение рабов ухудшалось и наконец, недовольство и ненависть переросли в самое крупное восстание в Римской империи. Наверное, не случайно вспыхнуло оно в гладиаторской школе, так как туда отбирали самых сильных и выносливых, а возглавил это восстание гладиатор Спартак. Вы спросите, а кто такой же Спартак, а на этот вопрос нам ответит Косыченко. Попросим выйти к доске и коротко рассказать о себе. (Спартаке) (Слайд 11)

- Ребята, восстание – это историческое событие, а у любого события всегда есть: причины, ход событий, итоги и значение! Поэтому мы, сегодня мы будем работать по следующему плану: (Слайд№ 12)

1. Причины восстания

2. Спартак. Начало восстания.

3. Победы восставших.

4. Причины поражения.

(Слайд № 13) Вопрос урока. Почему восстание рабов в Древнем Риме является самым крупным в истории Древнего мира?

Наш главная задача на сегодня назвать причины, когда и где началось восстание, ход событий, чем закончилось и в чем причина поражения. Главные вопросы урока я вывесил на доску, по ходу ответа на них мы будем снимать их с доски. (прием «Чистая доска»).

Третья группа «Римляне» расскажут нам о начале восстания.

Вопросы к тексту. (слайд 14)

  1. Когда и где началось восстание?

В 73 году до н.э. в гладиаторской школе города Капуи, возник заговор.

  1. Как вы думаете, какие цели преследовали восставшие?

Главная цель убежать на свободу.

  1. Кого выбрали своим предводителем?

Гладиатора фракийца Спартака.

  1. Где рабы устроили свой лагерь?

Лагерь устроили на вершине вулкана Везувий.



Запись в тетради. В 73 гг. до н.э. в гладиаторской школе Капуи началось восстание, под предводительством Спартака. Они устроили свой лагерь на вершине вулкана Везувий. Снять вопрос с доски.

Давайте ребята еще раз, озвучим для себя причины восстания.

(слайд 15)

1. Причины восстания. (запись в тетради) Снять вопрос с доски.

1. Скопление большой массы рабов.

2.Жестокое обращение с рабами

Вы, наверное, немного устали, я предлагаю вам снять напряжение. А ну-ка все встанем и читаем громко и повторяем за мной. Не стесняемся. (слайд 16)

Физминутка

Быстро встали, улыбнулись,

Выше - выше потянулись,

Ну-ка! Плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали.


Хорошо, ребята отдохнули немного, теперь давайте проследим ход восстания по контурной карте. У вас на партах лежат контурные карты, ваша задача, внимательно слушать, смотреть на доску и отмечать в своих картах места и направления восставших. Договорились? Представьте себе, что вы попали в это время и стали очевидцами этих исторических событий.



Рассказ учителя по контурной карте.

Ход восстания.

(слайд 17) Итак, восстание началось, как вы уже знаете в начале 73 года до н.э. в школе гладиаторов в г. Капуя. 70 гладиаторам удалось бежать, захватив кухонные ножи и вертели, они укрылись на вершине горы потухшего вулкана Везувий. Римский полководец Клавдий с 3 тысячным отрядом осадил рабов на вулкане Везувий, перекрыв единственный известный спуск с горы. Они решили, что восставшие сами к ним спустятся, когда проголодаются. (слайд 18) Но Спартак придумал хитроумный план, по которому рабы сплели лестницы из виноградных лоз и ночью спустились с горы с обратной стороны. Внезапно напав на легион Клавдия разгромили его. Это была первая победа. Дальше восставшие пошли на юг нападать на имения богатых римлян и освобождать все рабов, которые присоединялись к восставшим. (слайд 19) В войско Спартака вливались десятки тысяч галлов, германцев, фракийцев, греков, разговаривавших на разных языках. (слайд 20) Их становилось все больше и больше около 70-ти тыс., а захватив табуны лошадей они создали конницу. Прежде всего Спартак приказал ковать оружие, а гладиаторам обучать остальных рабов военному искусству. Спартак захватил практически всю южную Италию.

(слайд 21) Весной 72 г. до н.э. беглецы отправились на север Италии к горам Альпы, перейдя их рабов ожидала долгожданная свобода, о которой они так долго мечтали. Сенат осознал всю опасность восстания и отправил на подавление восставших две консульские армии. Но в среде беглецов возникли разногласия, основные силы Спартака двинулись на север, а 30-ти тысячный отряд Крикса не желавший покидать Италию, ушел на восток где в ожесточенном сражении был разбит силами римлян. Спартак же двигался к Альпам. Один из консулов опередил его и встал на пути, а другой догонял сзади. Тогда рабы резко повернули назад и первыми атаковали, разбив первого консула. Затем Спартак устремился вперед и заставил бежать другое консульское войско. Путь через Альпы был свободен. Ура!

(слайд 22) Но тут, восставшие вдохновленные победами, изменили свои планы, рабы нуждались в людях, в оружии и продовольствии и они решили освободить рабов на Сицилии, пополнить армию и двинуться на Рим. Конечно же это была их самая большая ошибка, за которую они жестоко поплатились.

(слайд 23) Они двинулись на юг через всю Италию к проливу, отделяющему её от острова Сицилия, чтобы освободить сицилийских рабов.

(слайд 24) В это время Риме началась паника, миссию подавления мятежа поручают Марку Луцинию Крассу. Помпей в это время подавляет восстание в Испании, Лукулл воюет в Македонии. Красс получает должность претора (предводителя).

(слайд 25) Спартак договорился с пиратами, которые обещали переправить их на о. Сицилия – для разжигания новых восстаний рабов, но пираты, взяв золото обманули их и уплыли. (слайд 26) Восставшие пытались переправится на остров на самодельных плотах и бочках, но безрезультатно.

(слайд 27) В это время Красс приказал вырыть ров длиной 55 км. от моря до моря и построить оборонительные укрепления.

Спартак с восставшими рабами решили идти на штурм укреплений Красса, велико было их мужество, но и потери велики. Только трети удалось вырваться из ловушки. Спартак направляется на восток, в порт Брундизий, дабы оттуда переправится в Грецию. Но силы, увы, были уже не равны. Армия Спартака таила на глазах. Римский сенат отправил на помощь Крассу двух полководцев Помпея из Испании и Лукулла из Македонии. Спартак не хотел дать полководцам объединиться, и он дал решающее сражение…

(слайд 28) В 71 году до н.э. близ города Апулии Спартак дал последний бой. Он героически погиб, сражаясь до последней минуты своей жизни. Сначала Спартак был ранен в бедро дротиком, затем опустившись на колено и выставив вперёд щит, отбивался от нападавших, пока не пал вместе с большим числом окружавших его врагов. Вот так закончилась жизнь легендарного гладиатора-раба Спартака, который поднял восстание рабов в Италии и угрожал самой могущественной из всех стран Римской империи.

Вопрос: -Каков был итог восстания? Когда и где закончилось восстание? (Заслушиваются ответы, вопрос снимается с доски)

Ответ: (запись в тетрадях) Снять вопрос с доски.

Восстание закончилось в 71 гг. до н.э. у города Апулия разгромом восставших и смертью Спартака.

(слайд 29) Восстание было жестоко подавлено. 6 тысяч оставшихся рабов в живых были распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги (от Капуи до Рима). 

-Итак, каковы же были причины поражения?

Учащиеся называют предполагаемые причины поражения.

(слайд 30)

- Как вы думаете к восстанию кто-нибудь заранее подготавливался?

- У кого вооружение было лучше у римлян или у рабов?

- Было ли единство у восставших и план в действиях?

- Их никто не обманывал, случайно?

Причины поражения, проверяем, как справились. Запись в тетради.

1) Восстание имело стихийный характер.

2) Рим имел огромное военное превосходство над восставшими рабами;
3) Среди восставших возникали разногласия и не было четкого плана.

4) Неоднородный состав участников восстания.

Снять вопрос с доски.

Значение восстания

После подавления восстания рабовладельцы были вынуждены пойти на ряд уступок:

- раб имеет право на жизнь;

- раб имеет право на своё имущество;

- содержание рабов улучшилось.



Вот молодцы, мы сняли последний наш главный вопрос и очистили доску, а это значит, что вы поняли тему сегодняшнего урока. Осталось ответить на вопрос урока, который я задавал в начале урока.

(слайд 31)

Почему восстание рабов в Древнем Риме является самым крупным в истории Древнего мира?

Ответы учащихся.

Восстание считается самым крупным, так затронула всю Италию, в нем участвовали представители разных народов, покоренных Римской империей. А самое главное: благодаря уникальности личности Спартака, его полководческим и организаторским способностям, Риму впервые бросила вызов самая многочисленная и бесправная прослойка общества.



V. Итог урока. Закрепление. Рефлексия.

А теперь проверим, как вы запомнили, то что мы прошли. Возьмите ваши рабочие листы и ответьте на задания.

Чья группа готова отвечать, пожалуйста. Кто готов тот выходит к доске и проставит цифры, так как он считает правильным.


(слайд 32)

Задание № 2.  Установи последовательность событий.


1. Поход рабов на север Италии

2. Гибель Спартака

3.Бегство рабов из гладиаторской школы

4. Поход восставших на юг

5. Создание лагеря на г.Везувий


Ответ: 3,5,1,4,2


Следующее задание вам необходимо будет согласится с высказывание или нет. Для ответа мы поступим как настоящие римляне, сидящие в Колизее, если вы согласны с высказыванием, то мы подымаем большой палец вверх, а если нет, то вниз и произносим неодобрительный гул. УУУУУУ Поняли? (слайд 33)


(слайд 34) Задание № 3. Ответьте «Да» или «Нет»


  1. Восстание Спартака началось в 73 г. до н.э. в гладиаторской школе в г.Капуя?

  2. Спартак был родом из Греции?

  3. По мнению историков Спартак выделялся отвагой, физической силой, смелостью?

  4. Первый лагерь восставших находился на вершине вулкана Фракии?

  5. Последний бой Спартака произошел в Апулии в 71г. до н.э.?



Вы прекрасно поработали сегодня, Вы молодцы.

Мы узнали сегодня об одном из самых крупных восстаний в Древнем Мире, которое всколыхнуло Римскую республику. Мы узнали о выдающейся личности – гладиаторе Спартаке. Он обладал сильным характером, выдающимся умом и был прекрасным воином. Пример его отваги, борьбы за свободу во все времена вдохновляли поэтов, композиторов, так, например, знаменитый русский балет «Спартак». (слайд 35) Но и в нашем калмыцком фольклоре тоже, есть пример храбрости, ума и отваги в лице богатыря Джангра в калмыцком эпосе «Джангр».

Рефлексия. А чтобы мне узнать понравился ли вам наш сегодняшний урок, я предлагаю поступить как настоящие римляне в Колизее… Ну вы поняли, как? Да правильно поднятием большого пальца. Приготовились… ВАМ ПОНРАВИЛСЯ УРОК?


Выставление оценок.

(слайд 36) Домашнее задание 

1. Читать параграф 51, стр. 246-251, пересказывать.

2. Составить рассказ от имени гладиатора:

а) о бегстве из Капуи;

б) о победе у подножия Везувия;

в) о прорыве рабами укреплений Красса.





























Рабочий по лист по теме

Восстание Спартака в 73-71 гг. до н.э.”

Словарь урока

Восстание – высшая форма борьбы за освобождение.

Город Капуя, Везувий, Апулия – места сражений восставших рабов с римской армией.

Лукулл, Помпей, Красс – римские полководцы, воевавшие с восставшими рабами.

Фракия – родина Спартака.


Задание № 1. Расставьте утверждения в логической последовательности (от причины к следствию):

а) к рабам относились не как к людям, а как к имуществу;

б) почти у всех римских граждан были рабы;

в) в результате завоеваний в Риме появилось много рабов;

г) восстание рабов.


Задание № 2.

  Установи последовательность событий.


1. Поход рабов на север Италии

2. Гибель Спартака

3.Бегство рабов из гладиаторской школы

4. Поход восставших на юг

5. Создание лагеря на г.Везувий


Задание № 3. Ответьте «Да» или «Нет»


        1. Восстание Спартака началось в 73 г. до н.э. в гладиаторской школе в г.Капуя? ­­­­­­­_______

        2. Спартак был родом из Греции? _______

      1. По мнению историков Спартак выделялся отвагой, физической силой, смелостью? _______

      2. Первый лагерь восставших находился на вершине вулкана Фракии? ____

      3. Последний бой Спартака произошел в Апулии в 71г. до н.э.? ______





Исторический текст.


Крупнейшее в древности восстание рабов произошло в Италии в 73-71 годах до н.э.

В гладиаторской школе города Капуи возник заговор. Во главе стоял Спартак родом из Фракии – страны на севере Балканского полуострова. Некогда он воевал с римлянами, попал в плен и был продан в гладиаторы. Спартак отличался отвагой, физической силой и выдающимся умом. Он подготовил рабов бежать. Но сделать это было трудно: всегда затворены ворота, надежно спрятано оружие. И все же 70 смельчаков, завладели кухонными ножами, напали на охрану и вырвались на свободу. Беглецы сразу же покинули многолюдную Капую. Лагерь они устроили на вершине вулкана Везувий, своим предводителем они выбрали Спартака.



Вопросы к тексту.

  1. Когда и где началось восстание?

  2. Чем были вооружены восставшие рабы?

  3. Как вы думаете, какие цели преследовали восставшие?

  4. Кого выбрали своим предводителем восставшие рабы?

  5. Где восставшие устроили свой лагерь?








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!