СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Воды суши. .Реки"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать целостное представление о реке,  речной системе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Воды суши. .Реки"»



мУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ» Шиловичская ОШ»


НОМИНАЦИЯ «Методические разработки урочной и внеурочной деятельности»


Урок географии 5 класс

«Воды суши. Реки»



Ковалева Елена Владимировна


Учитель географии и биологии

пОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Урок составлен на основе рабочей программы по географии, созданной на основе фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии, Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, а также авторской программы «География: программа 5-9 классы» под редакцией А.А.Летягина, И.В.Душиной, В.Б.Пятунина, Е.Я Таможней к учебнику А.А.Летягина «География. Начальный курс. 5 класс» издательства «Вентана-Граф». Москва. 2019год.

УМК издательского центра «Вентана-Граф» «Алгоритм успеха» 2020г.



Предмет, класс География. 5 класс

Тема урока «Воды суши. Реки»

Место и роль урока в изучаемой теме Урок «Воды суши. Реки» - четвертый урок в разделе «Водная оболочка Земли».Позволяет сформировать представление о разнообразии вод суши,их роли в природе и жизни человека.

Тип урока Урок-практикум.

Цель урока: сформировать целостное представление о реке, её частях, речной системе. Показать различие и общие черты рек и их роль в жизни человека.Познакомить с крупнейшими реками России, мира и реками Смоленской области.



Задачи урока:

Образовательные: Отработка учебно-информационных умений пользоваться компьютерными источниками информации, словарями, энциклопедиями, справочниками и находить в тексте учебника информацию для решения проблемных заданий;

Развивающие: Формирование исследовательских навыков анализа географических карт, картографического умения. Развитие учебно-логических умений, анализировать, сравнивать, обобщать и делать вывод.

Воспитательные: Воспитывать экологическую культуру; формировать умение работать в паре, создавать атмосферу сотрудничества, поиска.

Отрабатывать учебно-организационные умения, ставить учебную задачу, анализировать информацию, планировать и оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

Формируемые универсальные учебные действия:

  • Определение цели своего обучения

  • Установление причинно-следственных связей между природными компонентами.

  • Рефлексия способов и условий действия в соответствии с решением практических и теоретических задач.

  • Умение формулировать выводы

Коммуникативные:

  • Умение работать индивидуально

  • Отстаивать мнение и позицию

Личностные:

  • Формирование целостного мировоззрения

Регулятивные:

  • Целеполагание

  • Оценка учащимися качества и уровня усвоения материала

  • Умение корректировать свои действия относительно заданного эталона


Планируемые результаты:

Предметные:

Учащийся научится объяснять существенные признаки понятия «река» и использовать его для решения учебных задач по определению положения бассейна реки и водораздела между речными бассейнами; приводить примеры равнинных и горных рек; устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и характером реки; сравнивать реки (горную и равнинную); составлять описания рек по плану.

Учащийся получит возможность научиться отбирать источники географической информации для составления описания рек, объяснения происхождения их названий; объяснять существенные признаки понятий «исток», «устье», «речная система», «бассейн», «водораздел», «пороги» и «водопады»; проводить самостоятельный поиск географической информации о реках своей местности

Метапредметные:

Учащийся научится развивать умения самостоятельно добывать знания и применять их; развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать результаты исследования; устанавливать причинно-следственные связи между рельефом земной поверхности и характером реки и делать выводы по результатам сравнения равнинных и горных рек; создавать схему- кластер «Река » и применять её для решения учебных и познавательных задач.

Учащийся получит возможность научиться выделять главное в тексте о горных и равнинных реках и в обобщённом виде вносить в сравнительную таблицу; находить географическую информацию в художественных произведениях, работать с текстом и видеофрагментом.

Личностные: Осознание значимости знаний о реках для их практического использования человеком. Развитие умения фиксировать результаты наблюдений;воспитать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира; воспитывать экологическую культуру; формирование толерантного отношения друг к другу.



Оборудование: физическая карта России и мира, глобус, контурные карты, учебник для 5 класса, рабочая тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор, ресурсы сети Интернет, атласы, обучающий документальный фильм, презентация, стихи, видеофрагменты, Приложения 1-12 .













Технологическая карта урока «Воды суши. Реки»

Этап урока

Время, мин

Методы и приемы работы

Формы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примеча-ния

I. Организаци-онный этап урока

Создание «ситуации успеха»


1минута






С добрым утром!

Начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и искать!

Приветствие учащихся Проверка готовности к уроку

Учащиеся приветствуют учителя


II.Проверка домашнего задания

5минут





Картографичес-кий метод обучения

Практический метод





Игровой метод

Игра «Географичес-кое лото»

Фронтальный опрос













Индивидуальная работа

1.Какую часть поверхности Земли занимает Мировой океан?

2.Покажите на карте океаны, моря, заливы и проливы которые встречаются в данном параграфе.

3.Совершите мысленное плавание вокруг Африки. Расскажите, по каким океанам и морям может проходить маршрут вашего путешествия.

Вам предлагается поиграть в «Географическое лото «Мировой океан и его части»

Отвечают на вопросы 1.71% - океан, 29% - суша

2.Показывают на карте географические объекты.



Ответ: Красное море, Индийский океан, Мозамбикский пролив, Антлантический океан, Средиземнное море.















Приложе-ние 1

III.Мотиваци-онный этап

1.Стадия вызова

Задача: активизация имеющихся знаний у обучающихся, вызов интереса к теме.

5 минут

Частично поисковый метод



Кластер

«Состав гидросферы

Фронтальный опрос






Вопросы:

1.Какую земную оболочку мы изучаем? 2.Что такое Гидросфера? 3.Из чего состоит гидросфера?

Задание: составить кластер «Состав гидросферы».

Кластер до конца не заполнен. Вывод: знаний недостаточно



1.Гидросферу

2.Водная оболочка земли

3.Составляют кластер

«Состав гидросферы».

Делают вывод: знаний недостаточно для полного заполнения кластера







Приложе-ние 2

2.Определение темы урока.

4минуты



Мультимедийная презентация

Метод Проблемного изложения



















Звук мр3 «Шум реки»























Фронтальный опрос








Вступительная речь: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое», - писал Антуан де Сент-Экзюпери, известный французский писатель.

-Отгадав загадки, вы легко определите тему нашего урока.

Течет, течет – не вытечет ,Бежит, бежит – не выбежит.

« Змея разлеглась у меня на пути,

Ползёт, а меня не пускает пройти,

Ты знаешь, о чём говорю я?

О чём?...»

-Вы уже поняли, что сегодня мы будем говорить о … (реках). Под звук течения реки

-Что бы вы хотели узнать про реки?

Сформулируйте цель урока-Ответьте на вопросы.

•Что вы знаете о реках из курса «Окружающий мир»?

• Откуда берётся вода в реках?

• Какие бывают реки?

• Какая вода в реках?

• Какие части реки вы знаете?














-Тема урока – «Реки».

Подготавливают вопросы, на которые хотят получить ответы. Формулируют цель урока: изучить особенности рек.

Заполняют таблицу

(Знаю. Хочу узнать.)

Отвечают на вопросы. Вспоминают, что вода в реке всё время движется по естественному углублению от истока (начала реки) до устья (места впадения её в океан, море, другую реку). Определяют: реки пополняются подземными водами, осадками, талыми водами ледников. Рассказывают о том, что реки бывают большие и малые, глубоководные и мелководные, также они могут быть судоходными. Утверждают: в реках вода всегда пресная. Называют известные им части реки: исток, устье.






Презентация к уроку слайд №1



















Презентация к уроку слайд №2,3

Слайд

№4-6









Приложение 12

3.Формулирование задач урока

2 минуты



























Проблемный метод



Фронтальный опрос






















1. Опираясь на заполненные блоки схемы- кластера, выделите основные вопросы, которые мы изучим, и сформулируйте основные задачи урока.

















2. Можете ли вы заполнить всю схему-кластер сейчас? Почему?

1. Определяют, какие вопросы будут затронуты на уроке.

1) Что такое речная система?

2) Каково строение речной долины?

3) Какие типы рек в зависимости от рельефа местности выделяются учёными?

4) Какова роль рек в мировом круговороте воды?

Формулируют основные задачи урока.

• Определить, что является речной системой.

• Изучить строение речной долины.

• Выделить типы рек в зависимости от рельефа местности.

• Установить роль рек в мировом круговороте воды и значение для человека



2. Понимают, что заполнение схемы будет происходить на протяжении всего урока (по мере изучения нового материала)


IV.Процессу-ально-содержатель-ный этап урока

Стадия «Осмысления»



1.Разнообразие вод суши. Реки








20 минут

Частично-поисковый метод

Работа с учебником и рабочей тетрадью

Сиквейн «Река»



Объяснительно-иллюстративный метод с использованием

ИКТ







Картосхема «Части реки»

















Частично-поисковый метод









Работа в тетради.



Индивидуальная работа



















































1.Прочитайте пункт «Разнообразие вод суши» (с. ,96 учебника). Выполните задание № 1 в рабочей тетради (с. 50)




1. Попробуйте дать определение понятия «река» в виде сиквейна, используя следующие опорные слова.

Синквейн - пишется по определенному плану:


2. Просмотрите видеофрагмент «Строение реки» . Прочитайте пункт «Реки» (с. 96—97 учебника). Расскажите о строении реки. Выполните задание № 2 в рабочей тетради (первая часть задания с картосхемой, с. 50). Продолжите заполнение схемы-кластера (блок «Строение речной долины).


3. Опираясь на текст учебника (с. 96-97), опишите, как функционирует речная система. Продолжите заполнение схемы-кластера (блок «Речная система»).


Ответьте на вопросы.

• Что является бассейном реки?

• Что такое линия водораздела и как определить её положение на местности?








4. Изучите рис. 62 учебника (с. 97). Предположите, на каком основании выделены бассейны океанов и бассейн внутреннего стока.


5. Выполните задание № 2 в рабочей тетради («Напиши названия рек России ...», с. 51). При необходимости воспользуйтесь текстом учебника (с. 97

1.Составляют схему и подписывают долю каждой части вод суши от общего объёма гидросферы






Составляют сиквейн «Река»


Стремительная, весёлая.

Плещет, бурлит, течёт.

Грустно и радостно.

Русская река!


2. Просматривают видеофрагмент. Определяют, что река имеет русло, исток и устье. На картосхеме обозначают условными знаками истоки, устья и направления течения рек. Заполняют кластер. Записывают слова «русло», «исток» и «устье».

3. Рассказывают, что река собирает воду с определённой территории; малые реки (притоки) впадают в главную и образуют речную систему. Заполняют кластер. Записывают слова «главная река», «притоки».

• Определяют, что бассейн реки — это территория, с площади которой поверхностные и подземные воды стекают в главную реку.

• Говорят о том, что линия водораздела проходит между двумя соседними бассейнами рек и в горах Подписывают названия рек России, которые принадлежат к бассейнам океанов













Приложе-ние 3

Видео-фрагмент «Строение реки»











Приложе-ние 4

2.Горные и равнинные реки


Сравнительный анализ.







Картографи-ческий метод



Объяснительно-иллюстративный метод с использованием

ИКТ

Сравнительный анализ









1. На рис. 1 и 2 (с. 100-101 учебника) красным пунктиром показаны бассейны рек Терека и Волги. В чём различия бассейнов этих рек? Подготовьте вопросы для уточнения задания.




2. На физической карте полушарий найдите и покажите следующие реки: Амазонка, Волга, Нил, Миссисипи, Конго, Днепр. По каким участкам суши они протекают?


3. На физической карте полушарий найдите и покажите следующие реки: Терек, Катунь, Селенга, Витим, Колорадо, Замбези. В какой местности протекают эти реки?


4. Изучите рис. 63 учебника (с. 98). Определите сходство и различия речных долин разных типов рек. (Сравните ширину речной долины, высоту склонов.)




5. Выполните задание № 3 в рабочей тетради (с. 51). Продолжите заполнение схемы-кластера (блоки «Типы рек (рельеф местности) и «Строение речной долины»)

1. Анализируют изображение бассейнов рек и ищут различия. Называют большую площадь бассейна и большее количество притоков у Волги. Пробуют определить причину различий. Говорят о горном и равнинном рельефе местности, по которой протекают реки.


2. Показывают на карте реки. Определяют, что они протекаютпо равнинам.




3. Показывают на карте реки. Определяют, что они протекают в горах.




4. Сравнивают речные долины разных типов рек. Определяют сходство: наличие склонов и русла. Выделяют различия: наличие поймы у равнинных рек, крутые склоны у горных

и пологие у равнинных рек.


5. Вставляют в текст пропущенные слова. Заполняют кластер. Записывают «склоны», «пойма» (в блок «Строение речной долины»); «горные реки», «равнинные реки» (в блок «Типы рек (рельеф местности)»)









Видео река

«Амазон-ка»














Физминутка

2 минуты


Групповая форма

Учитель предлагает учащимся повторять движения за ней:

Голова чтоб не болела,
Ею вращаем вправо-влево.
А теперь плечами крутим —
И для них разминка будет.

Тянем наши руки к небу,
В стороны разводим.

Повороты вправо-влево,

Плавно производим.

Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке.

Хоть приятно разминаться,
Вновь пора нам заниматься

Выполняют движения за учителем


4.Школа географа– следопыта











5.Знакомство с реками Смоленской области


Сравнительный метод











Исследователь-ский метод

Мультимедий-ная презентация

Фронтальный опрос

1. Ответьте на вопросы.

• Какие особенности горных рек упоминаются в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Дары Терека»?

• Какие особенности равнинных рек упоминаются в стихотворении Н.А. Некрасова «На Волге»?

2. Ознакомьтесь с материалами Школы географа-следопыта (с. 99-102 учебника). Выявите показатели сравнения горных и равнинных рек.



3. Знаете ли вы реки Смоленской области?


Отвечают на вопросы








Сравнивают горные и равнинные реки

Приложе-ние5











Видеопре--зентация «Водоёмы Смолен-ской области»

6. Пороги и водопады


Частично-поисковый метод



1.Рассмотрите рис. 64 и 65 учебника (с. 99). Установите, что является порогом, а что — водопадом.


.





2. Ответьте на вопросы.

• Какой водопад является самым высоким в мире?

• На каком материке находится?

• Какова его высота?


3. Используя текст учебника (с. 98—99), назовите самые знаменитые водопады мира. Покажите их на физической карте полушарий

1. Рассматривают рисунки учебника. Определяют, что порог — участок русла реки с бурным течением и выходами горных пород,

а водопад — участок русла реки, характеризующийся падением воды с уступа из твёрдых, трудноразрушаемых горных пород.


2. Отмечают, что самым высоким водопадом в мире является Анхель (Южная Америка), общая высота которого 979 м.



3. Называют водопады Анхель на р. Чурун, Бойома (Стэнли) на р. Конго, Кон (Кхон) на р. Меконг, Виктория на р. Замбези, Ниагарский на р. Ниагара. Показывают водопады на интерактивной карте


VI. Этап закрепления и первичной проверки

1. Первичная проверка знаний

5 минут

Игровой метод





Игра «Восхождение к вершине горы «Отличная»»





Прослушайте определения и поднимайте карточки с географическими понятиями, относящимися к ним.

.




Приложение 6

2. Проверка

географических

умений


Игровой метод



Мультимедий-ная игра «Географичес-кая рыбалка»



Выполняют задания на проверку географических умений.


игра «Географическая рыбалка»

Приложение 7

VII.Рефлексив-ный этап урока

3 минуты














Метод оценки

1.Значение рек в природе и жизни человека.



2.Заполните таблицу в графе


УЗНАЛ




Нарисуй лицо смайлику:

Мне было интересно и понятно -

Было сложно но интересно –

Было неинтересно и непонятно -








Отмечают, какие блоки схемы уже заполнены; рассказывают о том, что узнали на уроке: о функционировании речной системы, строении речной долины, типах рек в зависимости от рельефа местности. Предполагают, что роль рек в мировом круговороте воды заключается в быстром водообмене (обновлении вод). Завершают заполнение кластера, записывают слова «быстрый водообмен»

Приложение 12

VIII.Домашнее задание

2 минуты



Домашнее задание

Всем:

§ 34, 35.

1.Опишите реку – Обь, используя план описания реки в учебнике.

2.Подпишите на контурной карте крупные реки.

3. По желанию мини- эссе

« Что я смогу сделать для охраны рек?»








Примечание

1.Опыт реализации продукта обобщён профессиональным сообществом, внесен в региональный банк педагогического опыта и реализован на практике на уровне РФ (свидетельство о публикации журнал «Педагог»).



2. Опыт реализации продукта обобщён профессиональным сообществом, внесен в региональный банк педагогического опыта и реализован на практике на уровне своего муниципального образования (Грамота отдела образования Администрации МО «Духовщинский район».)








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!