Урок № Дата Класс 10
Тема: Внешняя политика СССР в 1920-е гг.
Цели и задачи урока: рассмотреть особенности внешней политики СССР в 20 - е годы ХХ века; основные направления советской внешней политики в 1920 - е гг.; причины международных договоров; основные направления политики Коминтерна; характеризовать внешнюю политику СССР в 1920-е гг.;
выявлять причины внешнеполитических конфликтов и противоречивость внешней политики СССР. Воспитывать интерес к изучению истории.
Тип урока: открытия новых знаний..
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос по вопросам:
Назовите и кратко охарактеризуйте основные этапы внутрипартийной борьбы. Каковы ее итоги?
Какое воздействие оказывала внутрипартийная борьба на политическое развитие страны?
Какие события называют «военной тревогой» 1927 г.?
Сообщение темы и плана урока
Тема нашего урока: «Внешняя политика СССР в 1920-е гг.».
План урока.
1.Международное положение после окончания Гражданской войны в России. 2.Советская Россия на Генуэзской конференции.
3. «Полоса признания»
4.Отношения со странами Востока.
5.Создание и деятельность Коминтерна
6.Дипломатические конфликты с западными странами.
3.Изучение нового материала.
1.Международное положение после окончания Гражданской войны в России.
Рассказ учителя.
2.Советская Россия на Генуэзской конференции.
Весной 1922 г. в Генуе для решения европейских экономических и финансовых проблем была созвана международная конференция. Приглашение участвовать в ней получило и советское правительство.
Прочитайте пункт 2 и ответьте на вопрос:
Почему именно Германия первой из европейских стран пошла на подобное соглашение? (Ответ: и Германия, и Россия были в униженном положении после Веймарской республики, безработица, инфляция, нехватка продовольствия, Германия нуждалась в надежном союзнике.)
3. «Полоса признания».
1924–1925 годы вошли в историю международных отношений как период дипломатического признания Советского государства. В феврале 1924 г. были установлены дипломатические отношения с Великобританией. В этом же году СССР признали Италия, Норвегия, Австрия, Греция, Швеция, Франция. Летом 1924 г. были установлены дипломатические отношения с Мексикой. «Полоса признания» была завершена подписанием в январе 1925 г. японо-советской конвенцией.
Работая с материалом учебника (п. 3), определить цели СССР при заключении договоров.
4.Отношения со странами Востока.
Иначе строились отношения Советской республики со странами Востока, где набирало силу освободительное движение и к власти приходили национальные правительства. Советское правительство оказывало им существенную материальную помощь.
Изучите текст учебника, заполните таблицу.
Соглашения со странами Востока |
Дата | Страна (ы) | Содержание договоров |
| | |
| | |
Проанализировав текст, сформулируйте свою точку зрения на следующие вопросы:
Почему советское правительство придавало большое значение подписанию договоров со странами Востока?
Какие принципы лежали в основе договоров?
5.Создание и деятельность Коминтерна.
Не менее значимым направлением советской внешней политики являлся контроль за мировым революционным движением. С этой целью была создана международная революционная пролетарская организация, объединившая компартии разных стран, – Коммунистический интернационал (Коминтерн).
Прочитав п.5 и проанализировав материал, ответьте на вопрос:
Какие были цели создания и деятельности Коминтерна?
Что такое «право красной интервенции».
6.Дипломатические конфликты с западными странами.
Активность советской внешней политики на Востоке вызвала недовольство стран, привыкших здесь хозяйничать. 8 мая 1923 г. министр иностранных дел Великобритании лорд Д. Керзон обвинил СССР в антибританской политике на Востоке. Он потребовал в 10-дневный срок прекратить подрывную деятельность в Иране и Афганистане и религиозные преследования в Советском Союзе; освободить английские рыболовные траулеры, арестованные, по утверждению Москвы, за ловлю рыбы в советских территориальных водах.
С помощью материала из учебника попробуйте определить причины предъявления Керзоном ультиматума. Что вынудило его поступить подобным образом?
4.Подведение итогов урока
Итак, мы рассмотрели положение советского государства на международной арене:
- Каковы были основные направления внешней политики СССР?
-Перечислите основные международные договоры СССР со странами во время «полосы признания»?
- Какие соглашения были подписаны со странами востока?
- Дайте свою оценку внешней политике СССР в данный период.
5.Домашнее задание:
1.прочитайте §13, вопрос 3, стр.120
2.Рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем», страница 120, вопросы 1-3.