СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Внешняя политика и международные отношения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Внешняя политика и международные отношения»





Урок на тему: «Внешняя политика СССР и международные отношения в 30 – е годы накануне Второй Мировой войны»



Предмет: История России

Классы: 11





Урок на тему: «Внешняя политика СССР и международные отношения в 30 – е годы накануне Второй Мировой войны»

Урок проводится в форме диспута, круглого стола.

Учащиеся предварительно получают задание познакомиться с различными точками зрения отечественных и зарубежных исследователей этой теме и выработать свою точку зрения по этой проблеме.

Основная цель урока: изучить международные отношения в 30-е годы и накануне Второй Мировой войны, неоднозначности оценок деятельности правительств крупнейших держав за развязывание второй Мировой войны.

Цели урока:- углубить и закрепить знания по теме, рассмотреть причины краха системы коллективной безопасности и кризиса системы международных отношений 1930гг., причины заключения пакта «Молотова-Рибентроппа» о ненападении 1939г., тайных протоколов и их последствия

- способствовать развитию навыков работы с источниками, с текстом учебника, решения учебной задачи в системе проблемного обучения

-рассматривать явления с различных позиций

-делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставлять факты

-формулировать и аргументировано доказывать свою собственную точку зрения

- формировать умения давать оценку историческим явлениям с различных позиций (с практической, политической, с позиций общечеловеческой нравственности и морали)



ХОД УРОКА 1 Организационный момент

2 Постановка целей и задач урока

Вступительное слово учителя- Сейчас мы увидим кадры одного известного фильма, снятого советским режиссером М. Ромом в 1965-ом году. Показать ученикам фрагмент фильма М. Ромма «Обыкновенный фашизм»

- Какие у вас впечатления от этих кадров? - Какое название вы бы дали этому фильму? - Ваши ассоциации со словом «фашизм»? Что такое фашизм? «мозгового штурма» нетерпимость (расизм, шовинизм, радикальный национализм, гомофобия, антисемитизм и т.п.) тоталитаризм, милитаризм и «культ физической силы», Чьим именем связана слово Фашизм?

А теперь давайте определим тему и цели нашего урок. Какую проблему мы с вами должны сегодня решить? На какие вопросы нам предстоит найти ответы. И т.о. тема сегодняшнего урока Цель: Установить виновника и главного зачинщика Второй мировой войны; Определить главную цель советской внешней политики в 30-е гг.; Уяснить позиции ведущих мировых держав накануне Второй мировой войны.

- А какими способами можно добиться этих целей? Я предлагаю вам следующие решения этих вопросов – интернет ресурсы, исторические документы, карты, атласы, учебник История России

Исходя из целей, какую проблему можно выдвинуть по этой теме

  • Можно ли было предотвратить начало самой крупной глобальной катастрофы 20-го в? Кто развязал 2-ю Мировую войну?

А теперь открыли учебники стр 181 определите главную задачу во внешней политики СССР 30-е годы.

На дом я задавала задание составить краткую историческую справку в истории внешней политики 30-х годов

Пожалуйста, желающие

Главная цель внешней политики СССР: В 1933 году – план создания системы коллективной безопасности; Союз с демократическими странами Европы в целях изоляции Германии и Японии

  1. Создание системы коллективной безопасности.

  2. Мюнхенское соглашение, его последствия.

  3. Восточный вопрос СССР в 1939 г.

  4. Советско-финская война: причины, ход, итоги войны

По вопросу создания системы коллективной безопасности, СССР обращается к Лиге Наций – остановить фашистские государства.
СССР никто не послушал! Не найдя поддержки европейских государств СССР был вынужден пойти на союз с главным агрессором – фашистской Германией

А следующее внешнеполитическое направление вы должны самостоятельно определить, поработав группами. На столе лежат документы, исторические источники, атлас ваша задача

Оформить политический плакат ( в форме схемы, рисунка), по данной внешнеполитическое направление (политического лидера, термин, проблемный вопрос).

Защита подготовленных материалов – в течение 2-3 минут группа должна представить и защитить свой подготовленный на слайдах материал.

- В чем вы видите плюсы и минусы этого документа для СССР?

1-ая гр. Плюсы для СССР ; 2-ая группа минусы для СССР

-А последствия заключения этого документа 1939 года нам ответ найдут двое обучающихся по интернета ресурса https// ru.wikipedia.org

А на вопрос Кто является главными виновниками II Мировой войны? Мы узнаем из судебного заседание, рассматривающее встречный иск представителей СССР и западных держав по обвинению в пособничестве Германии в развязывании войны.

Судья Заседание по встречному иску Запада и СССР по обвинению противоположной стороны в пособничестве Германии в развязывании второй мировой войны объявляется открытым.

Уважаемые присяжные вы должны выбрать председателя.

Судья – переходим к допросу свидетелей. Запад, ваш первый свидетель.

Наш первый свидетель – Иоахим фон Риббентроп. Какой пост Вы занимали в нацистской Германии.

Риббентроп. Министра иностранных дел. Запад. Вы помните события августа 1939 года.

Риббентроп. Да, помню. Запад. К этому времени уже была известна дата возможного вторжения в Польшу. Риббентроп. Да, вторжение было намечено на 1 сентября 1939 года.

Запад. 23 августа 1939 года Вами было подписано соглашение между СССР и Германией. Что входило в этот договор. Риббентроп. В этот договор входил пакт о ненападении и секретный протокол о разграничении сфер влияния и интересов. Запад. Если бы договор не был подписан, могло бы это привести к конфликту между СССР и Германией. Риббентроп. Очевидно, да. Потому что Россия имела интересы в Западной Белоруссии и Украине. И Германия также имела интересы в Польше, где и мог произойти конфликт между нашими государствами. Запад. Кроме этого, какие выгоды вы получали от заключения этого соглашения. Риббентроп. Мы нейтрализовали Россию. Германия получала сырье из России, которого она могла лишиться в случае блокады со стороны Англии и Франции. И в-третьих, Англия и Франция не пошли бы дальше словесных угроз без поддержки России. Запад. Спасибо. Вопросов больше нет. Судья. У советской стороны есть к свидетелю вопросы.

СССР. Нет Судья. Спасибо. Свидетель может быть свободен. Запад. Следующий свидетель – Невилл Чемберлен. Какой пост Вы занимали в Великобритании.

Чемберлен. Премьер – министра Запад. Как отреагировала Англия на ввод германских войск в Чехословакию. Чемберлен. 18 марта я выступил с осуждением политики Гитлера и сказал, что Британию не нужно воспринимать как страну, настолько потерявшую свой характер, что она не способна ответить на вызов. Одновременно мы дали гарантии Польше, Румынии, Турции и Греции и проводили переговоры с Советским Союзом. Запад. А как насчет гарантий Чехословакии.

Чемберлен. Они касались неспровоцированного нападения, а такой агрессии не было. Запад. Вы вели переговоры с Советским Союзом. Увенчались ли они успехом. Чемберлен. Нет. Лорд Галифакс терял терпение из-за нежелания Кремля переходить к делу и говорил послу Майскому, что невозможно вести переговоры, отвечая все время «нет». Это было похоже на нацистские методы решения международных военных вопросов. Запад. Пытались ли Вы урегулировать проблемы Польши с Германией. Чемберлен. 23 августа я написал письмо Гитлеру, в котором говорилось, что Англия преисполнена решимости выполнить обязательства, данные Польше. Я призывал к миру и предложил провести переговоры между Германией и Польшей. Запад. Спасибо, вопросов больше нет. Судья. Есть ли вопросы у представителей СССР. СССР. Да, есть. Господин Чемберлен, расскажите, пожалуйста, какие вопросы обсуждались на тайных переговорах Германии и Англии. Чемберлен. Обсуждались вопросы раздела рынков .../неуверенно/ Судья. Вы можете поставить вопрос подругому. СССР. Обсуждался ли на этих переговорах раздел сфер влияния в Восточной Европе

Чемберлен. Да. СССР. Вы, кроме своих словесных заявлений в печати, ничего не предприняли, чтобы спасти Польшу. Чемберлен.К тому времени уже было известно о пакте Молотова – Риббентропа.

Запад. /к судье/ Позвольте задать свидетелю еще вопросы. Судья. Да. Запад. Скажите, пожалуйста, почему вы пошли на переговоры с Германией. Чемберлен. Потому что мы не хотели заключения соглашения Германии с Советами.

СССР. Протест. На самом деле переговоры между Англией и Германией начались намного раньше, чем между Германией и СССР.

Судья. Протест отклоняется. Англичане думали, что может быть заключен сепаратный договор СССР и Германии, и заблаговременно пытались как-то избежать этого. Свидетель может быть свободен.

Судья. Свидетель может быть свободен. Прошу советскую сторону представить своих свидетелей.

СССР. Первым свидетелем мы хотели выслушать Альфреда Йодля. Какой пост Вы занимали в рассматриваемый период. Йодль. Генерал немецкой армии, главный военный советник Гитлера.

СССР. Господин Йодль, могли ли Вы продолжить военные действия против Чехословакии, если бы Запад начал военные действия против Германии. Йодль. Вряд ли, так как наши 5 дивизий и 7 резервных, дислоцированные на Западе, не могли оказать сопротивление 100 французским дивизиям. СССР. Вы были уверены, что Запад не начнет военных действий. Йодль. Да.

СССР. Мог ли Запад предотвратить захват Польши. Йодль. Если мы не потерпели крах в 1939 году, то только благодаря тому, что во время польской кампании приблизительно 110 французских и английских дивизий ничего не предприняли против 23 немецких дивизий.

СССР. Спасибо, вопросов больше нет. Судья./к представителям Запада/ У вас есть вопросы к свидетелю. Запад. Есть. Господин Йодль, Вы знали о вооружении Франции. Йодль. Естественно, мы знали о вооружении Франции. Мы знали, что Франция имела мощнейшую оборонительную линию и сухопутные войска, которые могли бы просто уничтожить Германию, если бы Франция этого захотела.

Судья. Позвольте вмешаться. Вы утверждаете, что Франция не имела сильных наступательных вооружений и у нее были только оборонительные.

Йодль. Нет, у нее были и наступательные и оборонительные.

Судья. Так все – таки основная военная сила наступательная или оборонительная.

Йодль. Оборонительная. Запад. Таким образом, Франция не могла вмешаться в европейский конфликт. Йодль. Франция могла вмешаться, так как помимо оборонительных у нее были и наступательные силы, хотя оборонительные были сильнее. Запад. Можно ли сказать о том , что наступательная мощь Франции была выше, чем наступательная мощь Германии. Йодль. Да. Германия в тот момент не имела достаточного вооружения по сравнению с Францией. Франция была уже достаточно развитой в военном отношении, Германия ж только начала развиваться. Поэтому Германия не могла оказать должного сопротивления Франции.

Судья. Суд считает, что на этот вопрос свидетель ответил. СССР. Вызываем Гарри Трумэна. Представьтесь, пожалуйста. Трумэн. Гарри Трумэн, до 1944 года занимал пост сенатора США.

СССР. Господин Трумэн, рассчитывали ли Вы принять чью – либо сторону в этой войне.

Трумэн. Да. Я сказал такую известную фразу, что если в войне будет выигрывать Германия , то мы будем помогать России, если же будет выигрывать Россия, то мы поможем Германии, и пусть они прольют как можно больше крови.

СССР. Означает ли это, что целью вашего правительства явилось столкновение двух тоталитарных режимов. Трумэн. Из моей фразы это ясно следует. .

Судья. Вопрос некорректен, сенатор не является членом правительства, Он может говорить только о своей группировке в Конгрессе. СССР. Однако его группировка была большинством.

Судья. Она была очень влиятельна, но мы не можем говорить, что именно она проводила политику Соединенных Штатов Америки. Они могли оказать давление на правительство. но не проводить правительственный курс. После прослушанных свидетельских показаний мы приступаем к прениям сторон. Стороны имеют последнюю попытку, чтобы убедить суд присяжных в своей правоте. На этот раз первыми выступают представители СССР. Представитель СССР. Из свидетельских показаний Гарри Трумэна можно сделать вывод, что единственной целью Запада было столкновение двух тоталитарных режимов. Из показаний господина Феркера следует, что срыв переговоров – это еще одна попытка Запада столкнуть два режима. Из того, что сказал Альфред Йодль, можно заключить Запад не мешал военным действиям, которые проводила Германия, хотя мог это сделать. Когда Германия оккупировала Рейнскую демилитаризованную зону и захватила Чехословакию, она разрушила Версальскую систему. Франция должна была начать военные действия против Германии, а Англия должна была поддержать Францию. Но Запад не стал воевать против Германии и тем самым способствовал усилению Гитлера. СССР несколько раз предлагал создать систему коллективной безопасности, но Запад всякий раз или отказывался от этих предложений, или срывал переговоры. Если бы все- таки такая система была создана, то Гитлер не решился бы развязать войну. Нельзя отрицать некоторые просчеты правительства СССР, но они были столь незначительны по сравнению с намеренными действиями Запада, что фактически не сыграли никакой роли в развязывании войны.

Таким образом, именно Запад и является главным пособником Германии.

Представитель Запада. Мы считаем, что если бы Советский Союз действительно хотел мира, то он должен был бы всячески мешать укреплению военной мощи Германии. Но этого не было.

Кроме того, СССР после пакта Молотова – Риббентропа получил протяженную общую границу с Германией. Но самому же Сталину принадлежат слова «История говорит, что когда какое-либо государство хочет воевать с другим государством, даже несоседским, то оно начинает искать границы, через которые оно могло бы добраться до границ того государства, на которое оно хочет напасть».

На вопрос, собиралась ли Красная Армия остановиться на достигнутых рубежах, маршал Советского Союза Тимошенко ответил «В Литве, Латвии, Эстонии уничтожена ненавистная для трудящихся власть помещиков и капиталистов. Советский Союз значительно вырос и продвинул свои границы на запад. Капиталистическому миру пришлось потесниться и уступить. Не нам – бойцам Красной Армии – зазнаваться и останавливаться на достигнутом».

Таким образом, СССР действительно не собирался останавливаться. Иначе трудно объяснить факт практически полного отсутствия оборонительного вооружения и невероятную мощь наступательного. Советский Союз не только пособничал с Германией, но и помог ей развязать войну.

ВЕРДИКТ СУДА ПРИСЯЖНЫХ Исходя из решения суда присяжных суд выносит вердикт: Главными виновниками II Мировой войны были страны фашистского блока, но страны буржуазной демократии и правительство СССР также способствовали разжиганию войны:


  1. Идеологические разногласия помешали им создать единый фронт борьбы с фашизмом.

  2. Накануне войны имели место закулисные политические игры, тайные договоры, «умиротворение агрессора» и прямой политический сговор. Они недооценили опасности «коричневой чумы» и геополитических последствий расширения фашистского государства.












Рефлексия (вопросы высвечивается на экране)


  • Попробуйте оценить свою работу на уроке по 5-бальной шкале.

  • Как я усвоил материал?

Получил прочные знания, усвоил весь материал – 5 баллов.

Усвоил новый материал частично – 3-4 баллов.

Мало что понял, необходимо еще поработать – 1-2 баллов.

  • Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой?

Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 5 баллов.

Допустил ошибки – 3-4 баллов.

Не справился – 1-2 баллов.

  • Как работала группа?

Дружно, совместно разбирали задания – 5 баллов.

Не все активно участвовали в обсуждении – 3-4 баллов.

Работа была вялая, неинтересная, много ошибок – 1-2 баллов.

Сформулируйте Ваше мнение об уроке, Ваши пожелания. Что понравилось?

Подведение итогов, Выставление оценок. Домашнее задание: конспект

урока, вопрос: “Был ли готов СССР готов к войне? Готовность СССР к войне

– это правда или миф?”, двум обучающимся приготовить сообщение на тему:

“Советский разведчик Рихард Зорге”, “Героическая оборона Брестской

крепости” : п 23-24






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!