СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Внешняя политика Екатерины II"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Внешняя политика Екатерины II"»

Урок по теме: «Внешняя политика Екатерины II»

Предмет: История России

Класс: 8

Цель: создать условия для формирования конкретно-исторического представления о внешней политике Российской империи в эпоху Екатерины Великой и понимания того, что Россия занимала одно из ведущих мест в системе международных отношений во второй половине XVIII века.

Задачи:

Образовательные: актуализация знаний учащихся по основным направлениям и задачам внешней политики России во второй половине 18 века, определение важности для Российской империи борьбы за укрепление своего международного авторитета;

Развивающие: продолжить формирование у учащихся умений работать с различными источниками информации, картой, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно - следственных связях исторических событий и явлений; формирование положительной мотивации обучения, развивать историческое и логическое мышление

Воспитательные: воспитывать патриотические чувства и любовь к Отечеству, вызвать интерес к изучению истории.

Тип урока: изучение нового материала,

Технологии: проблемно-поисковая, ИКТ

Методы:

1) Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • словесные, наглядные, практические (по источнику изложения материала );

  • поисковые (по характеру учебно-познавательной деятельности);

  • индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия материала).

2) методы контроля и самоконтроля

  • устная и письменная проверка усвоения материала;

  • индивидуальная работа с тестовым материалом.

Оборудование: ноутбук, медиапроектор, учебник, конспект, тесты, дидактические материалы.

Структура урока:

  1. Организационный момент

  2. Мотивационная беседа

  3. Изучение нового материала

  • Цели и задачи внешней политики Екатерины II

  • Основные направления внешней политики Екатерины

  • Основные события внешней политики Екатерины II

  • Итоги внешней политики второй половины XVIII века.

4.Обобщение.

5. Закрепление ранее изученного.

6. Рефлексия.




Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный

Приветствие, определение степени готовности к уроку, настрой на работу

Приветствие, определение степени готовности к уроку, настрой на работу

2

Мотивационная беседа

















Внешнюю политику считают самой блестящей стороной государственной деятельности Екатерины II. Она сама вникала в детали военных операций, работала как настоящий начальник генерального штаба, входила в подробности военных приготовлений, следила за всем происходящим на фронтах.

Екатерина II сформулировала свои собственные «правила управления»:

  1. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

  2. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение к соседям.

(Записки императрицы Екатерины Второй. СПб., 1907. С.647).

XVIII век – это эпоха военного могущества страны, укрепления авторитета и безопасности Российского государства.

Итак, друзья мои, тема нашего урока «Внешняя политика Екатерины Второй». Сегодня на уроке мы с вами определим основные направления и задачи внешней политики, рассмотрим, как решались основные внешнеполитические задачи, сделаем выводы о итогах и значении внешней политики Екатерины II.

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова известного русского историка Н.Карамзина: «Петр I удивил Европу своими победами, Екатерина приучила ее к нашим победам”. Н. М Карамзин.

Прав ли был Карамзин в своей оценке внешнеполитической деятельности Екатерины, мы с вами выясним в конце урока.


Слушают












Записывают тему урока

3

Изучение нового материала



1) Цели и задачи внешней политики Екатерины II.

Основные направления внешней политики Екатерины.


Прочитайте в учебнике с.75-76, определите основные задачи внешней политики Екатерины, используя карту, определите направления, заполните рабочие листы с таблицей

Работа с документом, выделение основных задач внешней политики России в 18 веке. Заполнение таблиц.

Основные задачи внешней политики России во второй половине 18 века.

1.Борьба с Турцией за выход к Черному морю. - Южное

2.Возвращение в состав России украинских и белорусских земель. - Западное

3. Усиление влияния в Европе - Западное

4. Сохранение безопасности петровских завоеваний в Прибалтике.- Северо-западное

2)Основные события внешней политики Екатерины II. Рассказ учителя.

1)Русско-турецкие войны - рассказ учителя.

Русско-турецкие войны второй половины XVIII века объяснялись не только стрем­лением России выйти к Черному морю, но и не меньшим жела­нием самой Турции расширить свои владения в Северном При­черноморье за счет России.

В 1768 году вспыхнула русско-турецкая война. Ее начала Тур­ция. Конница крымского хана начала продвижение с юга в степ­ные районы Украины. Кроме сильно ук­репленных крепостей на Балканах, Турция опиралась на свой многочисленный и хорошо вооруженный флот, действовавший на Черном и Азовском морях.

На начальном этапе войны бои шли с переменным успе­хом — сказывалась внезапность нападения и превосходство Турции в силе. Шансы на победу выросли после назначения главнокомандующим русской армией П. А. Румян­цева. В сентябре 1769 года возглавляемые им войска вошли в Яссы, а затем в Бухарест. Другая часть русской армии, дейст­вовавшая в низовьях Дона и в Приазовье, заняла Азов и Таган­рог.

В июле 1770 года турецкая армия была разгромлена войска­ми Румянцева у реки Ларги. Через несколько дней у реки Кагул.

Тем временем эскадра Балтийского флота под командованием А. Г. Орлова и Г. А. Спиридова обогнула Европу и 5 июля 1770 го­да в Чесменской бухте полностью уничтожила турецкую эскадру.

В 1774 году в местечке Кючук-Кайнарджи был заключен мирный договор. К России была присоединена территория между Южным Бугом и Дне­пром с крепостью Кинбурн, крепости Керчь и Еникале на Азовском море, Кабарда на Северном Кавказе. Турция была вынуждена также признать неза­висимость Крымского ханства и право русского флота на беспрепятственный проход через черноморские проливы в Средиземное море.

Однако обе стороны рассматривали этот договор как временный. Они готови­лись к новой войне.

Поводом к ней послужили события в Крыму, где произо­шел переворот. И в 1783 году Екатерина II издала манифест о присоеди­нении Крыма к России. Летом 1787 года Екатерина предприняла демонстративное путешествие в Крым (Тавриду) в сопровождении ав­стрийского императора.

Все это вызвало бурю негодования в Турции. В июле 1787 года султан предъявил России ультиматум, в котором по­требовал возвращения Крыма, восстановления власти Турции в Грузии и досмотра русских кораблей, идущих через Босфор и Дарданеллы. Россия ответила отказом. В августе султан объ­явил России войну, которая длилась четыре года.

Военное превосходство России стало очевидным сразу. Осе­нью 1787 года турки высадили крупный десант на Кинбурнскую косу в устье Днепра. Оборонявшие Кинбурн войска под коман­дованием Суворова разбили и уничтожи­ли десант. В 1788 году войска под ко­мандованием Г. А. Потемкина овладели крепостью Очаков.

Летом 1789 года произошли решаю­щие сражения при Фокшанах и Рымнике, в ходе которых войска Суворова раз­громили численно превосходивших их турок.

Главным событием заключительного этапа войны стала осада и взятие казав­шейся неприступной крепости Измаил, оборону которой вели 35 тысяч человек. Комендант Измаила самоуверенно заявил, что «скорее небо упадет на землю», чем противник сможет взять эту крепость. Первые попытки штурма действитель­но не принесли успеха русским войс­кам. Лишь после назначения Суворова командующим дело сдвинулось с места.

Прославленный полководец стал готовить войска к штурму. Были созданы макеты крепости в натуральную величи­ну, заготовлены лестницы для штурма, солдат учили преодолевать препятствия. Войска буквально день и ночь трени­ровались.

После артиллерийской подготовки 11 декабря 1790 года начался штурм кре­пости. Десять часов шел бой, после чего неприступный Измаил пал. Турки по­теряли 26 тысяч своих солдат. Потери со стороны штурмовавших русских сос­тавили 2 тысячи человек. Одной из ко­лонн наступавших командовал генерал- майор М. И. Кутузов. Летом 1791 года русские войска окон­чательно разгромили турецкую армию на Балканах. Тогда же молодой русский Черноморский флот во главе с Федором Федоровичем Ушаковым разбил турецкую эс­кадру в Керченском проливе.

Турция была окончательно разгромлена и запросила мира. По Ясскому мирному договору 1791 года границей между двумя странами стала река Днестр. Турция признала все завоевания России в Северном Причерноморье.


2)Разделы Речи Посполитой. Работа с картой. Видеофрагмент.

Союзные с Россией Австрия и Пруссия неоднократно предлагали России предпринять раздел слабеющей Речи Посполитой.

. В 1772 году Россия, Австрия и Пруссия разделили между собой часть территорий этого государства. Россия получила восточную Белоруссию и часть Ли­вонии.

Второй раздел, в котором участвовали Пруссия и Россия, про­изошел в 1793 году к Россииотшли Белоруссия с Минском и Правобережная Украи­на. Это означало, что многие старинные русские земли вошли в состав России.

Третий раздел Польши произошел в 1795 году. К России отошли основ­ная часть Литвы, Западная Белоруссия и Западная Волынь, а также было подтверждено включение в состав России Кур­ляндии.


3) Борьба с революционной Францией.

Одна из внешнеполитических задач - борьба с революционной Францией - только начиналась решаться при Екатерине II. Последовательное продолжение она получила при царствовании сына Павла I. Но и Екатерина заняла враждебную позицию по отношению к революционной Франции, щедро поддерживала французских эмигрантов-роялистов, субсидировала военные приготовления Пруссии и Австрии против Франции и в 1791 г. заключила союз со Швецией и Англией для совместной интервенции против нее. К походу во Францию готовился 60-тысячный корпус Суворова, но ее смерть помешала этому. Тем не менее, русский флот участвовал в морской блокаде Франции. Активная борьба с революционной Францией сопровождалась реакцией внутри страны, гонениями на просветителей.

4) Сохранение безопасности петровских завоеваний в Прибалтике.

В самый разгар русско-турецкой войны 1787—1791 годов шведский король, воспользовавшись тяжелым положением России, предпринял последнюю попытку возвратить часть петровских завоеваний. Кроме требования вернуть все за­воеванное Россией побережье Прибалтики, он потребовал от Екатерины возвратить Турции (с которой он выступал в союзе) все ее черноморские приобретения. Военные действия начались в 1788 году и шли с переменным успехом на территории Фин­ляндии и на Балтийском море. Судьбу войны решило Выборг­ское морское сражение в июне 1790 года, завершившееся по­бедой русского флота. В июле был заключен мирный договор. Война закончилась без изменения границ между двумя страна­ми. Ее главным итогом было заключение союзнических отноше­ний между Россией и Швецией, что означало

Заполнение таблицы.

Запись основных событий

Просмотр видеофрагмента.

Итоги внешней политики второй половины XVIII века.

  • Южное направление - В результате русско-турецких войн (1768 - 1774 и 1787 - 1791) к России были присоединены земли Новороссии (1774) (сейчас южная Украина), Крыма и Кубани. Основаны города Севастополь, Екатеринослав, Одесса и др.

  • Западное - Разделы Польши 1772, 1793, 1795. К России отошла Белоруссия и Правобережная Украина (1793), а также Курляндия и Литва (1795).

  • Сохранение завоеваний в Прибалтике

  • Налаживание отношений с США

  • Укрепление международного авторитета

Работа с учебником / документом, заполнение таблицы

  1. Расширение территории,

  2. Увеличение населения

  3. Повышение международного статуса

4

Обобщение

«Петр 1 удивил Европу своими победами, Екатерина приучила ее к нашим победам”. Н. М Карамзин. Прав ли был Карамзин в своей оценке внешнеполитической деятельности Екатерины.

Вывод: Действительно, гром победы сопутствовал внешней политике российского правительства при Екатерине II. Императрица проводила активную и успешную для России внешнюю политику.

Резерв. Работа с документом.

Концепция внешней политики Российской Федерации

1.Соответствуют ли цели внешней политики Российской Федерации целям внешней политики Российской империи при Екатерине II

(Если нет, то чем различаются, если да, то, чем похожи)

2.Как вы оцените результаты современной внешней политики России в сравнения с итогами политики Екатерины II

Князь Безбородко в конце своей дипломатической карьеры говорил молодым русским дипломатам: «Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалит не смела».


Ответы на вопрос:

Прав, много завоевала

5

Закрепление изученного

Тестовая работа по истории России.

Выберите один верный вариант ответа

1. Что не относится к задачам внешней политики России при Екатерине II ?

А) обеспечение выхода России к Чёрному морю, Б) возвращение в состав России украинских и белорусских земель В) борьба с революционной Францией. Г) продвижение в Среднюю Азию.

2.Ч то из названного относится к итогам внешней политики ЕкатериныII ?

А)утрата Россией побережья Балтийского моря, Б) присоединение к России Средней Азии, В) Утрата Россией Крыма, Г)присоединение к России Северного Причерноморья

3. Прочтите отрывок из документа, подписанного Екатериной II в 1791 г., и назовите фамилию русского флотоводца, о котором идет речь.

«...Знаменитая победа в конце последней кампании Черноморским флотом нашим, вами предводительствуемым, над таковым же турецким одержанная в самой близости столицы оттоманской, куда флот неприятельский из среды моря загнан с великим его поражением, служит новым доказательством усердия к службе нашей, особливо мужества и искусства вашего... Пожало­вали вас кавалером ордена нашего святого Александра Невского...»


Ответ: ____________________

4. Выберите лишнюю фамилию:

А)П. Румянцев, Б)А. Суворов, В) Г. Жуков, Г)Г. Орлов

5. Русский полководец, автор книги «Наука побеждать» 1)А.В. Суворов. 2)М.И. Кутузов, 3)П.А. Румянцев-Задунайский, 4)М.Ф. Апраксин


Решают тест, самопроверка.

6

Рефлексия

Что понравилось, что нет


Используемая литература (библиография):

1.В.И. Буганов П.Н. Зырянов История России конец XVII-XIX век. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией А.Н. Сахарова. Москва «Просвещение» 1995.

2.В. Кириллов Г. Кулагин. История России. Справочник для школьников, абитуриентов, студентов. Ростов-на-Дону «Феникс» 2003.

3.А.П. Шикман. Деятели Отечественной истории. Биографический словарь-справочник А-Я. Издательство АСТ-ЛТД. 1997.

4.А. Кузнецов Н. Чепурнов. Наградная медаль 1701 – 1917. Москва «Патриот» 1992.

Русские полководцы. Под редакцией Б.А. Алмазова. Санкт-Петербург «Золотой век» «Диамант» 1999.

5.В.А. Золотарёв, И.А. Козлов. Флотоводцы России. Москва «Терра» 1998.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!