ВНЕКЛАСССНОЕ ЧТЕНИЕ
№ | Тема урока | Материал учебника | Дата |
1. | Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом. | | |
2. | Внеклассное чтение. Путешествие по волшебным сказкам. Сказки Ш. Перро. | + | |
3 | Внеклассное чтение. Книги С. Михалкова. | + | |
4 | Внеклассное чтение. Папа, мама, я – дружная семья. Книги о детях и взрослых.(В. Драгунский «Денискины рассказы», Р. Погодин «Книжка про Гришку» и др). | | |
5 | Внеклассное чтение. Веселые и мудрые книги Н. Носова. | | |
6. | Внеклассное чтение. Эти забавные животные. Книги о животных. | + | |
7. | Внеклассное чтение. В царстве добрых дел. Книги Чуковского. | + | |
8. | Внеклассное чтение. Сказки-несказки В. Бианки и Э.Шима | | |
9. | Внеклассное чтение. Подвиг народа бессмертен. Произведения о ВОв. | | |
Урок внеклассного чтения
по произведениям Ш. Перро (Сказки).
Тема: Путешествие по волшебным сказкам.
Цель: познакомить учащихся со сказками Ш. Перро; вызвать у них интерес к чтению сказок; закрепить умение анализировать сказки; развивать память, логическое мышление, речь, воображение, способность к творчеству; воспитывать уважение друг к другу, взаимопомощь.
Оборудование: портрет Ш. Перро, выставки сказок народов мира и книг Ш. Перро, плакат «волшебный экран», карточки с заданиями для работы в группах.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
— С раннего детства вы знакомы со сказками. Когда вы были маленькими, их рассказывали мамы и папы, бабушки и дедушки. А потом вы научились читать сами.
Вы открываете книгу сказок и сразу попадаете в чудесный, загадочный, таинственный мир, населенный великанами, огромными змеями, волшебными птицами, красными девицами и добрыми молодцами. Сегодня мы вспомним любимые сказки, побываем в гостях у любимых героев, поиграем.
В каждой сказке есть чудеса: то злой колдун превращает прекрасную царевну в лягушку, то гуси-лебеди крадут братика у сестры, то яблонька награждает девочку серебряными и золотыми яблоками. Немало на свете прекрасных сказок, но среди них есть и самые дорогие, самые любимые. Назовите их.
— Вы уже знаете, что сказка — один из любимых жанров в фольклоре и литературе народов мира. И нет такого народа, который бы не слагал сказки.
Учитель обращает внимание детей на выставку книг «Сказки народов мира».
— Сказки бывают разные. Какие? (Волшебные, бытовые, о животных.)
— Как называют человека, который сочиняет сказки?
— Каких писателей-сказочников вы знаете? (Ханс Кристиан Андерсен, Корней Чуковский, братья Гримм, Александр Сергеевич Пушкин, Василь Витка.)
— Сегодня на уроке мы познакомимся со сказками великого французского сказочника. Посмотрите на «волшебный экран» и назовите его.
— Давным-давно — более трехсот лет тому назад — в одной стране — она называется Францией — жили-были пятеро братьев. Они были так похожи друг на друга, что даже писали почти одинаково. Один брат стал адвокатом, второй выучился на врача, третий стал ученым-богословом
и математиком, четвертый — главным сборщиком налогов, а самый младший — Шарль Перро — посвятил себя делам государственным. Но государственные заслуги этого человека были забыты, а запомнилось совершенно другое — сказки господина генерального секретаря. Правда, не обошлось здесь без загадок: книга была подписана именем одиннадцатилетнего сына Шарля Перро — Пьером. Ведь сочинение сказок считалось очень несерьезным делом, да еще для человека взрослого. Однако истина восторжествовала. К третьему изданию авторство было возвращено досточтимому Шарлю Перро. А сами сказки стали гордостью французской литературы.
3. Игра «Из какой мы сказки?».
— А сейчас мы проверим, как вы знаете сказки Шарля Перро. Посмотрите на выставку книг: их названия спрятаны. Сейчас я прочитаю небольшие отрывки из сказок, которые любят многие дети. Ваша задача — определить, из какой сказки эти строчки.
1. Сказка начинается так: «Ко дню рождения внучки бабушка подарила ей...». А что подарила, не скажу, не то вы сразу догадаетесь. («Красная Шапочка».)
2. «И до чего же он был мал! Родился он совсем крохотным. Право, не больше мизинчика. И рос плохо. Так и прозвали его...». («Мальчик-с-палъчик».)
3. «Король услыхал этот крик, приоткрыл дверцу кареты и, узнав кота, который столько раз приносил ему в подарок дичь, сейчас же послал свою стражу выручать маркиза де Карабаса». («Кот в сапогах».)
4. «Вечером, окончив работу, она забиралась в уголок возле камина и сидела там на ящике с золой. Поэтому сестры, а затем и все в доме прозвали ее...». («Золушка».)
5. «Молодая женщина обезумела от ужаса и уронила из рук ключ. Опомнившись, она подняла его, заперла дверь и, вся бледная, пошла в свою комнату». («Синяя Борода».)
— Молодцы, вы хорошо знаете сказки Шарля Перро. А сегодня мы прочитаем сказку о девушке, которая была вынуждена ходить в шкуре домашнего животного, хотя она являлась потомственной принцессой. Сказка называется «Ослиная шкура».
4. Работа над текстом.
• Чтение сказки учителем.
• Проверка общего восприятия.
— Понравилась ли вам сказка? Почему?
— Назовите героев сказки?
• Анализ художественного произведения.
— О чем попросила королева короля?
— Почему король долго не мог жениться?
— На ком посоветовал жениться королю главный министр?
— Почему принцесса не захотела стать женой короля?
— Как она поступила?
— Что посоветовала волшебница девушке?
— Какие испытания пришлось преодолеть принцессе?
• Обобщение прочитанного,
— Какой момент сказки вам показался самым интересным?
— Кто из героев вам особенно понравился? Почему?
— Когда вам было особенно грустно?
— Почему Шарль Перро так назвал сказку?
— Чему учит эта сказка?
б. Физкультминутка.
А теперь пора нам
Отдохнуть,
В сказочной стране
Глубоко вздохнуть!
в. Работа в группах.
Учитель предлагает каждому ученику самому выбрать группу и задание.
1-я группа.
Кроссворд
По горизонтали.
4. Предмет, которым уколола себе руку спящая красавица.
6. Предмет, под который спрятала мальчиков жена людоеда.
7. Овощ, из которого была сделана карета для Золушки.
По вертикали.
1. Что собирала Красная Шапочка, идя по дороге к бабушке?
2. Кем был по профессии отец Мальчика-с-пальчика?
3. Что получил в наследство от отца старший брат в сказке «Кот в сапогах»?
5. Из чего была сделана туфелька Золушки?
8. Что увидела у себя под ногами принцесса из сказки «Рике-Хохолок», когда гуляла по лесу?
Ответы.
По горизонтали: 4. Веретено. 6. Кровать. 7. Тыква.
По вертикали: 1, Цветы. 2. Дровосек. 8, Мельница, б. Хрусталь. 8, Кухня,
2-я группа.
Каждый ученик получает конверт с разрезанной иллюстрацией к произведению Ш. Перро, Задание - собрать картинку, назвать сказку.
3-я группа.
7. Проверка выполненных заданий.
8. Подведение итогов урока.
— Вот и подошел к концу наш урок. Много сказок Шарля Перро мы сегодня вспомнили. В них торжествует любовь и доброта, ум и находчивость. Читайте сказки и анализируйте их. Старые волшебные сказки научат вас самому главному волшебству — жизни на Земле!
Чтобы сказки не обидеть,
Надо их почаще видеть,
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть!
Сказки всех отучат злиться,
И научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее!
9. Рефлексия.
— Какое задание на уроке вам больше всего понравилось?
— Какие трудности вы испытали на уроке?
— С каким настроением вы заканчиваете урок?
10. Задание на дом.
Прочитать к следующему уроку произведения Б. Заходера.
Рекомендательный список: сказки — «Русачок», «Почему петух кричит трижды в ночь?», «Отшельник и роза»; стихи — «Товарищам детям», «Кит и кот», «География всмятку», «Никто».
Урок внеклассного чтения
по произведениям К.И. Чуковского
Тема: «В царстве добрых дел»
Цель: познакомить учащихся с произведениями К.И. Чуковского; развивать у них познавательную активность; формировать навыки выразительного чтения; развивать внимание, память; воспитывать чувства любви, добра и радости общения друг с другом.
Оборудование: портрет К. И. Чуковского, выставка книг писателя, конверты с заданиями для работы в группах.
Ход урока
1. Организационный момент.
— Ребята, давайте начнем урок с улыбки. Улыбнитесь друг другу.
— Какое у вас настроение? На что оно похоже — на ясное солнышко или темную тучу?
— А сейчас давайте произнесем по одному доброму слову. Доброе слово заряжает хорошей энергией не только того, кто его произносит, но и того, кто его слышит. Важно не просто сказать доброе слово, а произнести его с теплотой, добротой, щедростью.
Грубых слов не говорите, Только добрые слова дарите!
2. Вступительное слово учителя.
— Сегодня на уроке мы с вами сделаем еще один шаг в познании себя и окружающего мира. Помогут нам в этом герои сказок детского писателя Корнея Ивановича Чуковского.
Учитель обращает внимание детей на выставку книг.
— Назовите книги, которые вы читали.
— Назовите героев этих книг.
— А что вы знаете о К. И. Чуковском?
— В небольшом поселке Переделкино, под Москвой, есть веселый, с громадными разноцветными буквами терем-теремок. Местные жители называют его «дом дедушки Корнея». Целый день звенят в нем детские голоса. Здесь проходят интересные встречи с писателями, артистами, учеными. Вы, наверное, догадались, что это — детская библиотека. А построил ее на свои деньги, укомплектовал книгами и был в ней главным работником известный детский писатель Корней Иванович Чуковский.
Родился писатель в 1882 году в городе Петербурге. Корней — это не совсем его имя. По-настоящему звали его Николай Корнейчуков. Из своей фамилии он сделал имя и фамилию, и получилось — Корней Чуковский. Свое литературное имя он придумал так удачно, что оно срослось с ним и перешло по наследству его детям, внукам и правнукам. (Тихо звучит музыка.)
Отца своего Корней Иванович не помнил. Семья жила в беспросветной нужде. Мать — простая прачка — была женщиной редкой красоты, доброй и умной. Она с двумя детьми переехала в Одессу. На свой скудный заработок отдала детей учиться в гимназию. Больше всего она боялась, что дети, оставшись без образования, не смогут выбраться из нужды, которая преследовала семью.
Корней Иванович стал работать рано. Но каждую свободную минуту он отдавал учебе, много читал, самостоятельно изучал английский язык. Весь пол его комнаты был исписан английскими словами! К сожалению, учился Корней Иванович по книге, в которой было оторвано начало, а как раз на этих недостающих страницах были изложены правила произношения английских слов. Он скоро научился свободно читать и понимать напечатанное, но разговаривать по-английски не мог: никто бы его не понял.
Если бы кто-нибудь сказал Чуковскому, что он очень скоро станет знаменитым, что его прославят сказки и стихи для детей, он бы не поверил! А это именно так. Давайте вспомним его произведения.
Эту сказку от первой и до последней строчки автор написал в один день от неожиданно нахлынувших радостных чувств. Как она называется, вы ответите мне, отгадав загадку.
В этой книжке — именины,
Много было там гостей.
И на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть ее не погубил,
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил.
( «Муха-Цокотуха».)
3. Чтение сказки «Муха-Цокотуха».
• Чтение сказки хорошо читающим учеником.
• Анализ произведения:
— Понравилась ли вам сказка?
— Назовите героев сказки.
— Что нашла Муха?
— Что она купила?
— На какой праздник пригласила Муха гостей?
— Назовите основную черту характера Мухи. (Слова записаны на доске.)
ГОСТЕПРИИМНАЯ РАВНОДУШНАЯ
— Гостеприимность — это хорошая или плохая черта характера? (Только добрый человек может быть гостеприимным. Ведь когда приглашаешь кого-нибудь в гости, хочется сделать хорошее, приятное.)
— Какие насекомые пришли в гости?
— Кто напал на Муху?
— Кого в сказке можно назвать равнодушным? (Гостей Мухи. Никто из них не пришел на помощь, когда она оказалась в беде. Все попрятались, а ведь их было много, и они могли спасти Муху.)
— Кого в сказке можно назвать бессердечным? (Паука. Он слышал мольбы Мухи-Цокотухи и остался к ним равнодушным.)
— Чем закончилась сказка?
— Подберите пословицы к этой сказке.
— А сейчас отгадайте следующую сказку.
Хоть полсвета обойдешь, Страшней его ты не найдешь. Этот страшный великан И рычит, и кричит: «Погодите, не спешите, Я вас мигом проглочу! Проглочу, проглочу, не помилую!» ( « Тараканище».)
4. Чтение сказки «Тараканище».
• Чтение сказки учителем.
• Анализ произведения:
— Как называется прочитанная сказка?
— Какие герои встретились в произведении?
— Почему животные испугались Таракана?
— Прочитайте вторую часть сказки самостоятельно и найдите ответ на вопрос: «Кто спас животных от Таракана?»
— Выберите из двух слов, записанных на доске, характеристику Воробья.
РЕШИТЕЛЬНЫЙ ЗЛОЙ
— Почему вы так думаете?
— Прочитайте пословицу (на доске).
ЖИВИ ДОБРЕЕ — БУДЕШЬ ВСЕМ МИЛЕЕ.
— К какому герою сказки можно отнести данную пословицу? Почему?
— А сейчас вы самостоятельно прочтете следующую сказку. Но сначала попробуйте узнать ее.
Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей. И однажды из болота Вытащил он бегемота. Он известен, знаменит. Это добрый... (Айболит).
• Самостоятельное чтение сказки.
• Анализ сказки:
— Понравилась ли вам сказка? Почему?
— Чем занимался Айболит?
— Кто приходил к нему лечиться?
— Кто прислал телеграмму Айболиту?
— Куда отправился доктор?
— Как автор описывает трудности дороги?
— Кто пришел на помощь Айболиту?
— Чем Айболит лечил больных малышей?
— Сколько времени он лечил зверят?
— Как закончилась сказка?
— Какой доктор по характеру?
ДОБРЫЙ ЖЕСТОКИЙ
СМЕЛЫЙ ТРУСЛИВЫЙ
— Почему доктора еще можно назвать добросердечным? (Только с добрым сердцем человек может помогать другим.)
5. Физкультминутка.
Рано утром солнце встало И тепло свое послало. Все вдруг стали просыпаться, На зарядку собираться. Поднимая плечики, Прыгают кузнечики. Бабочки пляшут, Крылышками машут.
Стрекоза-то, стрекоза Растопырила глаза. Влево, вправо поворот, А сама, как вертолет! Вот букашечки размялись, За работу дружно взялись. (Л. Васильева.)
6. Работа в группах. 1-я группа.
— Разгадайте кроссворд по сказке К. Чуковского «Федорино горе».
1. Воротить посуду домой пытались: жуки, коты, мухи.
2. Из окошка вывалился: стол, стул, утюг.
3. За кофейником бежал: кувшин, термос, чайник.
4. За лопатой «вдоль по улице пошла»: пчела, вилка, метла.
5. Когда посуда убежала, с Федорой остались: обезьяны, индюшата, тараканы.
6. Через лужи перепрыгивали: терки, ведра, утюги.
7. «Беглецов», удирающих от Федоры, испугалась: змея, коза, мышь. В выделенных клетках: «черная железная нога».
Ответы: коты, стол, чайник, метла, тараканы, утюги, коза, кочерга.
2-я группа.
— Разгадайте кроссворд по сказке К. Чуковского «Тараканище».
1. Друг друга скушали: зайцы, тигры, волки.
2. На ежа села: ящерица, тигра, слониха.
3. На воздушном шарике летели: поросята, комарики, гусеницы.
4. Задом наперед ехал: сыч, кит, кот.
5. В берлоге спрятались: быки, жуки, львы.
6. На велосипеде ехали: журавли, медведи, гориллы.
7. В трамвае ехали: зайчики, лягушки, соловьи.
В выделенных клетках: кто одолел великана.
Ответы: волки, слониха, комарики, кот, быки, медведи, зайчики, воробей.
3-я группа.
— Разгадайте кроссворд по сказке К. Чуковского «Муха-Цокотуха».
1. Блошки подарили Мухе-Цокотухе: тапочки, сапожки, чемодан.
2. Именинницу поймал: клещ, грач, паук.
3. Бабушка-пчела принесла Мухе: лук, сок, мед.
4. Выручил именинницу из беды: петух, шмель, комар.
5. После победы над злодеем с муравьихой плясал: слепень, муравей, сверчок.
6. С жуками отплясывали: бабочки, сверчки, червяки.
7. Под диваны спрятались: гусеницы, тараканы, обезьяны.
В выделенных клетках: что купила Муха-Цокотуха на базаре.
Ответы: сапожки, паук, мед, комар, муравей, бабочки, тараканы, самовар.
7. Проверка выполненных заданий. Отчет учащихся о выполненной работе.
8. Подведение итогов урока.
— Вот и подошел к концу наш урок. Мы сегодня прочитали лишь небольшую часть произведений К. И. Чуковского. Каждый человек должен в жизни стремиться совершать хорошие поступки, делать добрые дела, как герои сказок писателя. Вы должны знать, что хороший человек обязательно будет счастлив в жизни. А зло всегда будет наказано. Стремитесь делать добро! Корней Иванович прожил долгую жизнь и создал много прекрасных произведений. Его удостоили звания лауреата Ленинской премии, он стал доктором филологических наук и почетным доктором литературы старейшего университета Англии.
9. Домашнее задание.
Тема следующего занятия: «Жить — Родине служить!». Прочитать 2—3 книги из рекомендательного списка:
Соколовский А. «Огненные братья»;
Пантелеев Л. «Честное слово»;
Житков Б. «Обвал»;
Митяев А. «Дедушкин орден»;
Пермяк Е. «Надежный человек»;
Пермяк Е. «Чужая калитка»;
Татьяничева Л. «Что ты сделал хорошего».
Литература
1. Чуковский, К. Детям. — М., 1999.
2. Еришкова, И. Уроки литературных игр // Пачатковая школа. — 1997. — № 7; 1998. — № 4.
3. Сухин, И. Кто сразится с великаном // Мурзилка. — 2004. — № 8.
4. Сухин, И. Сбежавшая посуда // Мурзилка. — 2005. — № 11.
5. Сухин, И. Именинница // Мурзилка. — 2005. — № 5.
6. Тылиндус, Л. Узнай сказку // Пачатковая школа. — 2003. — № 5.
Урок внеклассного чтения
по произведениям Е. Пермяка, С. Маршака
Тема: «Жить — Родине служить»
Цель: познакомить учащихся с произведениями Е. Пермяка, С. Маршака; вызвать интерес к чтению произведений о Родине; продолжить работу над развитием устной речи учащихся; развивать коммуникативные навыки, умение анализировать, обобщать, делать выводы; воспитывать любовь к Родине.
Оборудование: портреты писателей, выставка книг писателей; конверты с заданиями для работы в группах; плакат с кроссвордом.
Ход урока
1. Организационный момент.
— Дорогие ребята! Сегодня мы продолжим путешествие в удивительный мир книг!
Страницы книг похожи на окно: Открывшему увидеть свет дано. Они покажут мир тебе, Расскажут о его судьбе.
Р. Гамзатов Каждый день приносит нам что-то новое. Сегодня на уроке мы будем старательно работать, внимательно слушать и, конечно же, думать!
2. Вступительное слово учителя.
— Назовите слова, которые для вас являются самыми родными и дорогими. (Мама, папа, друг, школа...)
— Разгадайте кроссворд, в котором зашифровано самое дорогое, самое главное слово для каждого гражданина нашей страны.
1. Течет, течет — не вытечет, Бежит, бежит — не выбежит. (Река.)
2. Про какое дерево говорят: «Мерзнет, дрожит на ветру»? (Осина.)
3. Живет в лесу работник — Лесной носатый плотник. (Дятел.)
4. Вежливое слово. (Спасибо.)
5. Где лежат карандаши, ручки, ластики? (Пенал.)
6. Белые сапожки, зеленые сережки. (Береза.)
Ответ: Родина.
— Когда мы произносим слово Родина, перед нами как бы открываются бескрайние просторы — леса и поля, реки и озера, мы видим огни больших городов, маленькие деревенские улочки... А что такое Родина для вас?
— С чего начинается любовь к Родине?
— Это великое чувство пробуждается в детстве и проходит с человеком через всю его жизнь. Любовь к Родине не слабеет с годами, она становится всё сильнее, всё глубже. Во имя этой любви человек трудится, совершает подвиги. А иногда отдает свою жизнь.
— Прочитайте тему урока внеклассного чтения. (Написана на доске.)
— Как вы понимаете смысл этой пословицы? Приведите примеры из прочитанных произведений.
3. Работа с выставкой книг.
— Назовите книги, которые вы видите на выставке.
Ученики называют фамилии авторов и заглавия.
— Есть ли среди них знакомые вам книги?
— А какие книги мы еще не читали? (С. Маршак. «Рассказ о неизвестном герое»; Е. Пермяк. «Пичугин мост».)
4. Введение в книгу.
— Сегодня мы познакомимся с рассказом Е. Пермяка «Пичугин мост». Рассмотрите книгу и определите ее примерное содержание и тему. Для этого рассмотрите обложку, назовите ее автора, заглавие, издательство.
— Какое по жанру это произведение? (Рассказ.)
— Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Как вы думаете, о чем будет этот текст?
Словарная работа: перильца из жердей, семь верст, ветла прогнила.
5. Работа над произведением.
— Примите позу читателя и помните, что, когда читаешь, надо думать, представлять, переживать, понимать, запоминать.
Чтение произведения учителем.
— Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?
— Когда происходили действия, описанные в произведении?
— О каких подвигах мечтали ребята? Для чего они хотели совершить подвиг?
— Что хорошего для людей сделал Сема?
— Из чего видно, что труд Семы Пичугина не был забыт?
— Чем вам понравился Сема Пичугин?
— Что хочется сказать после чтения произведения?
— Подходит ли пословица «Жить — Родине служить» к этому произведению? Почему?
6. Физкультминутка.
7. Введение в книгу.
— Рассмотрите, пожалуйста, книгу С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». Назовите ее автора, заглавие, издательство.
— Опишите иллюстрацию.
— Как вы думаете, о ком будет эта книга?
— Можно ли в мирное время совершить подвиг?
— Спасатели, пожарные, врачи, милиционеры... Кто они, эти люди героических профессий, изо дня в день рискующие собой ради спасения других? Герои? Многие из них не считают себя таковыми, говорят, что они просто работают. Спасая жизни попавших в беду людей, рискуя своей жизнью, они не
думают о героизме, не считают, что совершают подвиг, не ждут награды.
8. Работа над произведением.
Чтение рассказа учителем.
— Какое впечатление произвело на вас это произведение?
— Кто же этот неизвестный герой?
— Как он выглядел в начале рассказа?
— А каким он вышел из ворот обгоревшего дома?
— Почему он не подождал пожарных, а, рискуя жизнью, бросился спасать девочку?
— Что вам в нем еще понравилось?
— Когда был самый напряженный момент рассказа? Что этим хотел подчеркнуть автор?
— Какова главная мысль произведения? В каких строках она выражена особенно ярко?
— Представьте себе, что вы случайно оказались у этого дома и видели неизвестного героя. Что бы вы могли рассказать о нем: о его внешнем виде, о том, как он спасал девочку, о его поведении после совершения смелого поступка?
9. Работа в группах.
1-я группа. Центр чтения.
О героях
Герой не тот, что грудь горою,
А голос — во! И руки — во!
Не громким голосом героя
Мы измеряем роет его.
Другой, глядишь, и скажет скудо,
И вид не тот, и ростом мал,
Но как высок его поступок,
Как звонок мужества металл!
Й если славой он увенчан,
То он всегда до росту ей;
У нас людей высоких меньше,
Чем героических людей.
И мы теряемся: норою,
И нелегко бывает нам
Все подвиги и всех героев
Назвать стране по именам.
И. Уткин
Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы:
Какие чувства выражены в стихотворении?
В чем видит поэт смысл героизма?
Какие основные черты характера присущи герою?
Какая пословица подходит к стихотворению? Почему?
Береги землю родную, как мать любимую.
Только тому почет будет, кто Родину не на словах, а на деле любит.
Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
2-я группа. Научный центр.
Защитник Отечества — это прежде всего патриот, человек, преданный своей Родине.
• Найдите в словаре, что означает слово «патриот».
• Каково его происхождение?
3-я группа. Центр письма.
Знаете ли вы народные пословицы и поговорки о Родине?
Допишите пословицы:
Тот герой, кто за Родину___________(горой).
Для Родины своей ни сил, ни жизни ___________(не жалей).
Родина-мать, умей за нее__________(постоять).
Нет в мире краше___________(Родины нашей).
Родину-мать умей__________(защищать).
10. Проверка выполненных заданий.
11. Подведение итогов урока.
— Каждый человек должен любить свою Родину. Даже птицы не могут навсегда оставить родной край ради теплых, но чужих стран. Они летят через моря и пустыни, выбиваются из сил в пути, чтобы вернуться к родным лесам и полям. Может, и вы когда-нибудь покинете родной дом. Но сколько бы лет ни прошло, вы всегда будете помнить родные места, ту землю, на которой родились.
Для человека всё дорого на своей Родине: и ее народ, и ее земля, и ее история, и ее завтрашний день. Будущее Родины в ваших руках. Помните об этом. Готовьтесь к этому. Ваши отцы доверяют вам самое священное — Родину. Любите ее, как мать. Как дорогую мать.
12. Домашнее задание.
К следующему уроку прочитать стихи А. Барто.
Литература
1. Этические беседы с учащимися. — М., 1982.
2. Маршак, С. Рассказ о неизвестном герое. — М. : Детгиз, 1961.
3. Пермяк, Е. Пичугин мост. — М. : Дет. лит., 1979.
Урок внеклассного чтения
по произведениям С. Михалкова
Тема: Все начинается с детства
Цели: продолжать знакомство с творчеством С. Михалкова; формировать интерес к читательской деятельности; развивать речь, навыки выразительного чтения, образное мышление, творческие способности.
Оборудование: портрет С. Михалкова; выставка произведений писателя; опоры по литературному чтению; разноуровневые задания; литературные странички по произведениям С. Михалкова; иллюстрации к ним; рисунки детей; записи песни "Облака", "Песенки о волшебниках"; читательские дневники.
ХОД УРОКА
I. Подготовка к восприятию новых произведений С. Михалкова.
Создание эмоционального настроения. Звучит песня "Облака". На доске записан эпиграф урока — строки из стихотворения С. Михалкова:
Ты представь себе на миг:
Как бы жили мы без книг?..
Учитель. Мир детства... Какой он? На что похож? Наверное, нет на земле человека, который бы не мечтал, даже будучи взрослым, хоть на мгновение вернуться в эту удивительную страну, название которой Детство. И вам, думаю, сейчас каждому захотелось "помчаться в заоблачную даль" вместе с героями песни композитора Владимира Шаинского.
А вот писатель Сергей Владимирович Михалков в своем стихотворении "Облака" написал так: Почему я не летаю
Вроде этих облаков,
Я — писатель Михалков?
Учащиеся читают стихотворение С. Михалкова "Облака".
Облака,
Облака —
Кучерявые бока,
Облака кудрявые,
Целые,
Дырявые,
Легкие,
Воздушные,
Ветерку послушные...
На полянке я лежу,
Из травы на вас гляжу.
Я лежу себе, мечтаю:
Почему я не летаю
Вроде этих облаков,
Я — писатель Михалков?!
Учитель. Почему у великого писателя такие детские мечты? (Рассуждения ребят.) А мне кажется, что Сергей Михалков своими произведениями поднимает нас на такую высоту, откуда можно дальше и лучше видеть окружающий мир, глубже понять его, узнать себя и тех, кто рядом. И чтобы чего-то достичь, мало только "жить и мечтать", как говорил сам автор, надо много знать, много уметь, много трудиться, много работать над собой. А помогают нам в этом книги.
II. Объявление темы урока.
Учитель. Можно ли представить жизнь без книг? (Рассуждения ребят.) А как на этот вопрос отвечает автор? Учащиеся читают стихотворение "Как бы жили мы без книг?..".
Учитель благодарит ребят за хорошую дикцию, выразительное чтение, умение держаться.
III. Сообщение целей урока.
Учитель. Продолжим знакомство с творчеством Сергея Михалкова. Познакомимся с новыми героями его произведений. Постараемся вслушаться в стихи автора, понять каждую мысль, каждое образное слово, выделить идею прочитанного, делая для себя поучительные выводы.
IV. Реклама прочитанных книг.
Учитель. С какими книгами вы уже познакомились? (Учащиеся рекламируют прочитанные книги, учитель принимает участие в рекламе.) У Сергея Владимировича столько заслуженных наград, почетных званий и премий — не перечесть. Но, пожалуй, самая высокая награда — любовь миллионов читателей в разных странах мира. К их числу относимся и мы. Писатель с доброй улыбкой умеет наблюдать жизнь, а его произведения учат человека жить среди людей.
Мы с удовольствием прочитаем книгу "Сергей Михалков девчонкам и мальчишкам", которую подарили вам родители.
V. Работа над идейным содержанием произведений С. Михалкова (в группах).
1-я группа. Стихи смешные и веселые.
2-я группа. Стихи, которые мы знаем с детства.
3-я группа. Стихи о человеке и его делах.
4-я группа. Басни С. Михалкова.
5-я группа. Разножанровые произведения.
Литературная страничка "Стихи смешные и веселые".
Учитель открывает красочно оформленную литературную страничку.
1. Работа над стихотворением "Про Мимозу".
Учитель. Это кто накрыт в кровати
Одеялами на вате?..
• Кто продолжит?
• Как называется это стихотворение? ("Про мимозу".)
Почему мальчика Витю писатель сравнил с мимозой? (Мимоза — южное растение, некоторые виды его известны тем, что свертывают листья при прикосновении к ним. В переносном значении так говорят о недотроге: не человек, а мимоза.)
Поучительный вывод делает ученик:
— Это стихотворение про мальчика, который ничего не делал сам, все за него выполняли его родители. Он не любил трудиться, учиться, не занимался спортом, а только ел и спал.
И живет он в новом доме,
Не готовый ни к чему.
Как растение мимоза
В ботаническом саду.
Плохим человеком вырастет этот мальчик, если не изменится.
Аналогично проводится работа над стихотворениями "Тридцать шесть и пять", "Фома".
2. Работа над стихотворением "Лапуся".
Учитель (читает отрывок):
До того я распустился,
Что грублю я всем вокруг.
Говорят, от рук отбился.
От каких, скажите, рук?..
Ученики отвечают на вопросы:
• О ком эти слова?
• Из какого произведения?
• Кто зачитает наизусть?
• Как понимаете фразеологический оборот "от рук отбился"? (От рук отбиться — перестать слушаться или перестать исполнять свое дело.)
• Какой совет можно дать мальчику? (Не упрямиться, перестать грубить, слушаться родителей и т. д.)
• Какие стихотворения вы еще прочитали на эту тему?
• Какие поучительные выводы вы сделали для себя? (Писатель не дает конкретных советов — делай то-то, не делай того-то, а просто, со свойственной ему веселой иронией показывает, в какое неловкое, некрасивое положение ставят себя эти невоспитанные дети.)
Участие в обсуждении произведений принимают и учащиеся 1-й группы.
• Какие стихи вам особенно запомнились и понравились?
• Кого высмеивает писатель?
• Как пишет поэт о своих героях?
Литературная страничка "О человеке и его делах".
Учитель. Какое из произведений Сергея Михалкова известно всем? ("Дядя Степа".)
Учащиеся зачитывают наизусть понравившиеся отрывки.
Учитель. Кто такой Дядя Степа?
Учащиеся дают характеристику герою. Например: дядя Степа — "по фамилии Степанов и по имени Степан" — обыкновенный человек необычайно высокого роста. Пользуясь своим ростом и силой, он делает добрые дела и ничего не требует взамен. Его хотят наградить: "Попросите что угодно, — дяде Степе говорят, он спокойно отвечает: "Мне не нужно ничего — я задаром спас его".
Учитель. Какие стихи вы еще прочитали о человеке и его делах? ("Зяблик", "Несбывшиеся мечты", "Сила воли", "Будь человеком", "Находка", "Хрустальная ваза" и др.)
Аннотация прочитанных произведений.
1-й ученик. Стихотворение "Зяблик" знакомит нас с мальчиком, который купил на птичьем рынке зяблика. Через две недели певец ему надоел. Однажды мальчик уехал на три дня за город, забыв оставить для зяблика корм. Возвратившись домой, герой стихотворения выходил умирающего птенца, выпустил на волю. И когда ему родители предложили подарить щенка ко дню рождения, он ответил: "Не надо. Я не готов пока!"
Воспитательное значение стихотворения — формировать чувство ответственности за тех, кого приручил.
2-й ученик. Стихотворение "Несбывшиеся мечты" рассказывает о заветных мечтах мальчика, который хотел иметь велосипед, санки, вырастить щенка, а ему дарили "не то, что он хотел".
Как жаль, что взрослые подчас
Совсем не понимают нас.
А детство, сами говорят,
Бывает только раз!
3-й ученик читает отрывок из стихотворения "Сила воли".
Учитель. Что значит — воспитывать силу воли? (Это значит уметь одерживать победу над собой, над своими маленькими слабостями.)
4-й ученик зачитывает наизусть отрывок из стихотворения "Будь человеком".
Учитель. Что значит — быть человеком? Каким людям симпатизирует Сергей Владимирович Михалков? (Смелым, верным слову, настойчивым, ответственным, волевым, добрым, внимательным, честным и т. д.)
Обобщение: книги С. В. Михалкова учат жить среди людей. Даже самые маленькие дети уже начинают понимать, что такое дружба, как относиться к родным и друзьям, что такое верность слову и честность.
VI. Физкультминутка.
Под аудиозапись "Песенки о волшебниках" дети выполняют различные движения.
Литературная страничка "Басни и сказки С. Михалкова".
Учитель. Сергей Михалков — прекрасный баснописец и сказочник. И вы в этом убедились, прочитав его басни и сказки. Какие басни вы прочитали? ("Заяц и Черепаха", "Кирпич и Льдина", "Полкан и Шавка", "Любитель книг", "Услужливый", "Наглый Заяц" и др.) Чему учит басня? (Задумываться над своими поступками, делами, поведением.)
Мораль басни — поучительный вывод.
Учитель. В каких строчках заключается мораль басни "Заяц и Черепаха"? ("Нам помощь скорая подчас нужна в делах, но горе, коль она в руках у черепах".) Какое устойчивое выражение употребляют, говоря о медлительном человеке? (Ползет как черепаха.) Чем отличается сказка от басни?
Инсценирование отрывка из сказки "Зайка-Зазнайка".
1-й ведущий. Кто желает узнать, чем же закончится эта история, читайте сказку "Зайка-Зазнайка".
2-й ведущий.
Но знайте:
Теперь наш хвастунишка
Сгорает от стыда.
Он больше зазнаваться
Не будет никогда!
VII. Исследовательская работа.
Учитель. В каком же жанре работал Сергей Михалков? Кто он?
• журналист
• сказочник
• поэт
• баснописец
• публицист
• драматург
• киносценарист
• песенник
(Высказывания ребят.)
Вывод: творчество писателя удивительно широко и многогранно. Его перу принадлежат произведения самых разных жанров для читателей всех возрастов. (См. высказывания "Сам о себе" из литературной автобиографии.)
VIII. Работа над новым произведением.
1. Знакомство с новым произведением. В роли сказочника выступает учитель, демострируя иллюстрации к сказке "Все за одного".
2. Проблемная ситуация.
Учитель. Что мог сказать Комар? Как Комар смог одолеть Медведя? (Домысливание концовки.) А как у писателя?
— А я был не один, — отвечал Комар. — Нас много.
Один за всех, все за одного. Сказал и полетел: "Дзю-ю-ю!"
3. Сравнительная характеристика героев. Учитель использует слова-опоры:
Учитель. Как маленький Заяц смог проучить Медведя? (Ему помогли Комар и все комариное племя, они отомстили Медведю за обиженного зайца.)
Вывод: справедливость, таким образом, торжествует, обидчик наказан более слабыми существами, уверенными в своей правоте и взаимной выручке. Если будешь думать не только о себе, но и о других людях, о тех, кто рядом, они тебя поддержат в нужную минуту.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, поддержка твоя,
Ты счастлив, что день
не напрасно был прожит!
Что годы живешь ты не зря!
Вывод: в сказке "Все за одного" есть намек — добрым молодцам урок о том, как жить среди людей.
IX. Обобщение "Знаешь ли ты произведения С. Михалкова?"
X. Рефлексия. Самооценка деятельности учащихся на уроке.
XI. Домашнее задание "Проба пера". Сочинить стихотворение по началу:
Ты представь себе на миг:
Как бы жили мы без книг?..
XII. Заключительная часть.
Учитель. В каждом из вас есть маленькое солнце. Если человек, как солнце, "светит", радуются взрослые и дети. Сергей Михалков часто задает себе вопрос: "Ради чего живу? Что для меня важнее всего?" И отвечает: "Ощущение жизни. Ощущение того, что ты нужен людям".
Ты скажешь, эта жизнь —
одно мгновенье.
Ее цени и черпай вдохновенье,
Как проведешь ее, так и пройдет.
Не забывай: она твое творенье.
Таким твореньем являются не только произведения Сергея Михалкова, но и вся его жизнь.
"Помните только, что все начинается с детства". Так сказал Сергей Владимирович Михалков.
Урок внеклассного чтения
по произведениям Е. Чарушина
Тема: Эти забавные животные.
Цель: познакомить учащихся с произведениями Е. Чарушина; развивать у них интерес к самостоятельному чтению книг; познакомить с художественной и научно-познавательной литературой о животных; воспитывать у учащихся любовь к животным, чувства ответственности и взаимопомощи.
Оборудование: портрет Е. Чарушина, выставка книг о животных, карточки с заданиями для работы в группах, центрах, картина с изображением лесной опушки, иллюстрации животных, аудиозапись пения птиц.
Ход урока
1. Организационный момент.
— Чарующая осень за окошком радует нас своими красками. Каждый день удивляет нас своей неповторимостью. Давайте поприветствуем сегодняшний день.
Пробудилось утро!
Здравствуй, день!
Здравствуй, класс уютный!
Улыбнитесь, я прошу вас, веселей
От улыбки все становятся добрей!
2. Вступительное слово учителя.
— Каждый день, идя в школу, вы видите удивительные творения природы. А что же такое природа?
— Восхищение красотой пейзажа, красками и формами цветов, грацией животных... Благоухание весны, краски осени, блеск звезд, запах земли, чистота родниковой воды... И всё это природа. Не каждому человеку раскрывает она свои секреты. Только доброму откроет природа свои тайны. А чтобы много знать, надо быть наблюдательным, любознательным и много читать. Ребята, обратите внимание на выставку книг.
— Книги каких авторов вы увидели на выставке? (И. Соколова-Микитова, М. Пришвина, Л. Толстого, В. Бианки, Е. Чарушина.)
— Какие авторы вам уже знакомы?
— О чем пишут эти писатели? (О природе.)
— Назовите книги, представленные на выставке.
— Как вы думаете, о чем эти книги? (О животных, о лесе, о природе.)
— Почему вы так думаете? Что об этом свидетельствует? (Названия книг, иллюстрации.)
— О ком же пойдет речь на нашем уроке? (О животных.)
3. Разговор по кругу.
— Какие произведения вы прочитали к сегодняшнему уроку? — Что вам понравилось в прочитанных книгах? — Что вы узнали об авторе этих книг?
— Евгений Иванович Чарушин родился в 1901 году в городе Вятке. Отец писателя был архитектором-художником. Он научил сына хорошо рисовать. Отец часто ездил по служебным делам за город и брал с собой Женю. Мальчик видел восходы солнца, слышал, как просыпается лес, как хрустят по белому мху колеса. Приходилось ему и от волков спасаться, случалось и в болоте тонуть...
Многое о природе Женя узнал от своей матери. Он помогал ей собирать семена цветов, приносил из лесу редкие растения и сажал их в саду возле дома. В доме у Чарушиных всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбами, в клетках распевали и свистели птицы.
На своих детских рисунках мальчик чаще всего изображал зверей, птиц и животных, иногда рисовал всадников на горячих конях. Когда Е. И. Чарушин окончил Академию художеств, ему предложили иллюстрировать книги для детей. Он проиллюстрировал более 120 книг. Основная тема — животный мир.
Евгений Иванович является еще и автором таких известных рассказов, как «Болтливая сорока», «Волчишко», «Про Томку», «Страшный рассказ» и т.д.
Учитель показывает книги на выставке.
4. Чтение книги с выставки.
— Сегодня на уроке мы познакомимся с книгой Е. Чарушина, которая называется «Кот Епифан и другие рассказы». Сейчас я прочитаю рассказ «Медвежата».
• Чтение рассказа учителем.
• Проверка первичного восприятия:
— Понравился ли ваш рассказ? Почему? — Почему рассказ так назван?
• Анализ художественного произведения.
— Как попали медвежата к Прасковье Ивановне? — Почему медвежата не убежали в лес?
— Почему соседи жаловались на медвежат? — Какой момент рассказа вам показался самым интересным? — Волновал ли вас исход рассказа? Почему?
— Чаще всего Е. Чарушин изображал животных в неволе, в загородках зоологического сада. Писатель делал это не случайно. Ведь только в зоологическом саду и может познакомиться ребенок с живыми зверями и птицами разных стран мира. Ему важно не только правдиво описать поведение животных в неволе, но и показать, что они окружены разумной заботой людей, что им стараются создать условия, близкие к природным.
5. Релаксация.
— Закройте глаза и представьте, что вы видите прекрасный сон. По осенней теплой тропинке, освещенной солнцем, вы отправляетесь в лес. Как хорошо дышится в лесу. Вздохните глубоко. Яркое нежное солнце нежно согревает нас. Вы чувствуете его тепло. Поют птицы (звучит запись голосов птиц). Давайте послушаем пение птиц... Теперь откройте глаза, подвигайте головой, плечами, потянитесь, улыбнитесь.
На доске вывешивается картина «Лесная опушка».
— Что изображено на картине?
— На этой картине не видно лесных обитателей. Сейчас вы самост. прочитайте произвед. Е. Чарушина, а потом расскажите о своих впечатлениях и разместите иллюстрации животных, о которых вы прочитали, на лесной опушке. (Иллюстрации находятся в конвертах на партах.)
6. Работа в группах.
Чтение произведений «про себя».
1-я группа — «Путешественники» (про лисят).
2-я группа — «Медвежонок» (про медвежат).
3-я группа — «Яшка» (про ворона).
7. Обобщение прочитанного. Беседа эмоционально-оценочного плана:
— Кто из героев вам особенно понравился?
— Какой момент рассказа вам показался самым интересным?
— Чему учит это произведение?
8. Физкультминутка.
— А сейчас давайте совершим путешествие в лес и отдохнем.
Только в лес мы все зашли,
Появились комары.
Руки вверх — хлопок над головой,
Руки вниз — хлопок другой.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем,
Руки за спину кладем
И вразвалочку идем.
Вдруг мы видим, как с куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем.
Зайчик быстро скачет в поле —
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке —
Непоседы-ребятишки.
- Отдохнули немножко в лесу, а сейчас давайте с новыми силами возьмемся за работу.
9. Работа в центрах.
— Применить знания, полученные на сегодняшнем уроке, вы сможете, поработав в центрах. Предлагаю свободный выбор.
Центр математики.
1. В клетки по часовой стрелке впишите в чайнворд названия животных.
2. Посчитайте, сколько зверей на полянке.
3. Посчитайте и напишите, какие из изображенных зверей и птиц живут в наших краях.
4. Посчитайте и напишите, какие животные не живут в наших краях.
Центр ИЗО.
1. Раскрасьте учеников лесной школы.
2. Найдите самого усердного ученика. Обоснуйте свой вывод.
Научный центр. 1. Прочитайте в журнале «Тошка и его компания» информацию о волках.
2. Подготовьте, пользуясь памяткой, информационное сообщение о волках.
Краткое досье
Семейство: волчьи.
Размер: высота в холке до 1 м, длина тела 1,5 м.
Меню: лоси, мускусные быки, косули, северные олени, зайцы-беляки, мелкие грызуны, иногда падаль.
Стая: от 8 до 20 животных.
Враги: отсутствуют (если не считать человека).
Голос: завывания волков слышны в радиусе 10 км.
Животный мир под угрозой
В наше время волки в некоторых районах стали редкими животными. Раньше этобыли самые распространенные хищники на свете. Но страшные (и не всегда правдивые) истории про злого волка, нападающего на людей и истребляющего целые стада, нагнали такого страху, что привели к их безжалостному отстрелу.
Волки возвращаются
Сейчас волки живут небольшими группами. В Восточной Европе и частично в Америке волков из национальных парков выпускают на волю, и они неплохо приживаются. Защитники живой природы борются за то, чтобы на волков больше не охотились.
Злые волки бывают только в сказках.
На самом деле они ведут мирную семейную жизнь и очень пугливы.
Каждый знает свое место
Волкам приходится соблюдать строгий! порядок в стае. Только благодаря этому они справляются с гораздо более крупными, чем они сами, животными. Стаей командует вожак. Он созывает волков на охоту. Затем стая воем настраивает себя на погоню за добычей.
Помогают все
Вожак и его волчица — единственные в стае, у кого бывает потомство. Весной волчица роет нору, и на свет появляются от пяти до восьми волчат. Когда малыши немного подрастут, в их воспитании принимает участив каждый волк стаи по очереди — кормит и охраняет их, пока остальные охотятся.
У всех волков...
...слух, в 20 раз лучший, чем у человека
...густой мех, защищающий от холода.
...нос, в 100 раз более чуткий, чем человека.
...крепкие зубы, способные разрывать мясо.
...острые как бритва когти.
...пушистый хвост, которым волки во время сна согревают нос.
...длинные сильные ноги, позволяющие бегать быстро и неутомимо.
Памятка для учащихся
«Правила изложения информационного сообщения»
1. Говори не слишком эмоционально.
2. Говори громко и четко, чтобы всем было слышно.
3. Сообщай новое.
4. Правильно составляй предложения и употребляй слова.
5. Приводи факты, конкретные примеры
6. Не отвлекайся от темы, плавно переходи от одной части сообщения к другой
10. Проверка выполненных заданий.
11. Подведение итогов урока.
— Евгений Иванович Чарушин создал несколько десятков книг для детей. Книги эти жизнерадостны и интересны, они понятны даже самым маленьким читателям.
Е. Чарушин иллюстрировал сборники русских народных сказок, литературные сказки М. Горького, книги путешественника К. Арсеньева, стихи поэтов С. Маршака и К. Чуковского.
Много работал Евгений Иванович и по художественному фарфору. Он лепил фигурки животных, делая образцы, по которым на заводе выпускали готовые изделия из фарфора.
Труд талантливого художника был высоко оценен. В 1945 году Е. Чарушину было присвоено звание заслуженного деятеля искусств. Как художник, он был удостоен золотой медали на Международной книжной выставке в Лейпциге в 1965 году.
Книги Е. Чарушина учат нас любить и понимать природу. Только тот человек, который хорошо знает и любит природу, может сохранить ее неповторимую красоту.
12. Рефлексия.
— Благодарю всех за активную работу на уроке.
— Чем интересен был сегодняшний урок?
— Какие трудности вы испытали на уроке?
Домашнее задание:
К следующему уроку прочитать произведения С. Маршака.
Урок внеклассного чтения
по произведениям С. Маршака
Тема: «Что говорят стихи, или Путешествие в стихоград»
Цели: формировать у учащихся интерес к чтению стихов; продолжить работу над развитием устной речи; формировать навыки выразительного чтения; развивать коммуникативные навыки, умение анализировать, обобщать, делать выводы; развивать творческие способности учащихся; воспитывать ответственность в соблюдении правил пожарной безопасности.
Оборудование: выставка книг С. Маршака, портрет поэта, задания для работы в группах.
Ход урока
1. Организационный момент.
Встало солнышко - ура!
Заниматься нам пора.
Учимся старательно,
Слушаем внимательно.
2. Вступительное слово учителя.
— Сегодня на уроке внеклассного чтения мы вновь встретимся со своими друзьями — книгами. (Учитель обращает внимание учащихся на выставку книг.) Посмотрите! Узнаете ваших старых знакомых? Свернулся клубком усатый-полосатый, собрался сам не зная куда человек рассеянный, выступают артисты цирка, живет среди нас неизвестный герой... Этим произведениям много-много лет. Их читали еще ваши папы и мамы...
Кто же автор этих стихов?
— Все эти произведения создал Самуил Яковлевич Маршак. (Учитель показывает портрет поэта.) Он родился в 1887 году. Прожив 76 лет, Самуил Яковлевич больше пятидесяти из них отдал литературе.
Неутомимый труженик, добрый и честный человек, энтузиаст своего дела, Маршак не терпел пустого времени. Он писал:
Мы знаем: время растяжимо,
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его. Он умел наполнить время работой до краев. О С. Маршаке говорили: «Это замечательный поэт!», «Это выдающийся детский писатель!», «Это великолепный переводчик!», «Это прекрасный драматург!», «Это талантливый прозаик, критик, редактор, публицист...» Да, да, всё это говорили об одном человеке — о Самуиле Яковлевиче Маршаке.
В этих книгах многое из того, что создал С. Маршак. Сегодня на уроке мы познакомимся со стихами замечательного поэта, и вы убедитесь в том, как хорошо они написаны, как легко читаются, запоминаются наизусть.
3. Чтение стихов.
— В произведениях С. Маршака дети любознательны, дружелюбны, жизнерадостны. Они охотно участвуют в делах старших.
Подготовка к восприятию стихотворения «Хороший день».
— Какой день можно назвать хорошим? Почему?
Словарная работа: тир, цесарка, ситро.
• Чтение стихотворения учителем.
• Проверка восприятия стихотворения.
— Понравилось ли вам стихотворение? Почему?
— Почему стихотворение так названо?
— С каким настроением надо читать это стихотворение?
• Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.
• Анализ произведения.
— Почему папа не ушел на работу?
— Чем занимались в выходной день мальчик и папа?
— Как описана природа в стихотворении?
— Какому настроению человеческой души созвучно описанное поэтом состояние природы?
— Можем ли мы назвать мальчика счастливым? Почему?
— Герои произведений С. Маршака — обычные люди: рабочие, пожарные, почтальоны, студенты. Но обстоятельства, в которых они оказываются, позволяют проявиться героическим качествам этих людей.
• Подготовка учащихся к восприятию стихотворения «Пожар».
• Рассматривание книги.
— Как вы думаете: о чем эта книга?
— Почему может возникнуть пожар?
Игра «Огонь — хорошо, огонь —плохо».
Дети по очереди рассуждают: «Я считаю, что огонь — хорошо, потому что...», «Я считаю, что огонь — плохо, потому что...».
• Чтение стихотворения учителем.
• Словарная работа: каланча, дозорные, балка.
• Проверка восприятия стихотворения.
— Какое это стихотворение: грустное или веселое?
— Кто является главным героем произведения?
— Почему стихотворение так названо?
• Самостоятельное чтение стихотворения.
— Почему возник пожар?
— Кто приехал тушить пожар?
— На каких литературных героев похож пожарный Кузьма? (На богатыря, спасающего беззащитных, побеждающего Змея Горыныча.)
— Опишите характер Кузьмы.
— Как в стихотворении описан огонь? (Как хитрое животное.)
— Найдите в тексте превращения, которые происходят с пламенем. (Сначала огонь — мирно гудящий в печи, затем — враг, набирающий силу.)
— Какие слова использует автор, чтобы передать «поведение» огня? (Соскочил огонь с полена, перед печкой выжег пол, влез на стол, побежал по стульям, стены дымом заволок, лижет пол и потолок, заклубился дым угарный.)
— Чему учит это стихотворение?
4. Физкультминутка.
5. Работа в группах.
— Каждое стихотворение имеет свою мелодию — грустную или веселую, быструю или медленную. Постарайтесь научиться слышать ее, когда будете читать стихи. И не забудьте представлять себе картины, описанные поэтом в стихотворении.
Вы знаете, что не всё сразу получается. Много трудностей необходимо преодолеть, чтобы достичь желаемого. Не каждый человек может стать поэтом. Вспомните, как Незнайка возомнил себя великим поэтом. И что из этого вышло? Оказывается, сочинять стихи не так-то просто! Почему? Да потому, что стихи — это не просто подобранная рифма. В некоторых стихах (только представьте себе!) слова не рифмуются вообще! Сейчас мы познакомимся с такими стихами. А вы попробуете себя в роли поэтов.
1-я группа.
В Японии пишут необычные стихотворения, которые называются хокку. В трех строчках автор «зашифровывает» свою мысль.
* * *
Котенок-шалун...
Тихо трогает лапкой
Упавший листок.
Кобаяси Исса
— Вот как можно расшифровать эти стихи: котенок — это молодость, листок — старость. Наверное, поэт хотел сказать, что молодые люди редко задумываются о старости.
Задание: попробуйте «расшифровать» второе хокку.
На чумазых котят
Так похожи сережки ивы,
А ведь тоже цветы!
2-я группа.
Давным-давно в ирландском городе Лимерике впервые зазвучали шутливые стихи всего в пять строчек. Теперь они так и называются — лимерики.
Задание: восстановите шутливое стихотворение.
Ну и шутник был старый Эдди,
Перепутывал всё на... (свете):
С кошкой вальс... (танцевал),
В шляпу чай... (наливал),
Что весьма раздражало... (соседей).
Эдвард Лир
3-я группа.
Многие поэты пишут акростихи. Тайна таких стихотворений заключается в том, что из первых букв строчек составляется слово-отгадка.
Задание: назовите слово-отгадку.
Подарки солнышка
Весной деньки теплы и ярки!
Едва лишь утро настает,
Со мною встретившись, подарки
На нос мне солнышко кладет.
Узнать легко подарки эти:
Шесть желтых точек на носу.
Кто в мае их не видел? Дети,
Их я навстречу вам несу!
Александр Костюшин
6. Проверка выполненных заданий.
7. Подведение итогов урока.
— Сегодня мы совершили путешествие в мир стихов С. Маршака и побывали сами в роли поэтов. Чтобы научиться понимать стихи, одного прочтения недостаточно. Нужно перечитывать их несколько раз. Тогда каждое слово станет наполненным особой образностью, мелодией и выразительностью. Ведь говорят же: «Читать выразительно!» Это значит вкладывать смысл, настроение в каждое слово и выражать свое отношение к прочитанному.
А закончить урок мне хочется словами С. Маршака.
Пожеланиям друзьям
Желаю вам цвести, расти.
Копить. Крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас.
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего,
А всё хорошее, друзья,
Дается нам недешево!
8. Рефлексия.
— Какими новыми мыслями и чувствами вы обогатились?
— Какое задание вам больше всего понравилось?
— Какие трудности вы испытывали на уроке?
— С каким настроением вы заканчиваете урок?
Задание на дом:
к следующему уроку прочитать произведения К. И. Чуковского.
Рекомендательный список: «Федорино горе», «Путаница», «Муха-Цокотуха», «Чудо-дерево», «Краденое солнце», «Приключения Бибигона».