СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по сказкам Шарля Перро (внеклассное чтение)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с биографией писателя, вопросы по содержанию сказок

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по сказкам Шарля Перро (внеклассное чтение)»

ВНЕКЛАСССНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема урока

Материал учебника

Дата

1.

Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом.


2.

Внеклассное чтение. Путешествие по волшебным сказкам. Сказки Ш. Перро.

+


3

Внеклассное чтение. Книги С. Михалкова.

+


4

Внеклассное чтение. Папа, мама, я – дружная семья. Книги о детях и взрослых.(В. Драгунский «Денискины рассказы», Р. Погодин «Книжка про Гришку» и др).



5

Внеклассное чтение. Веселые и мудрые книги Н. Носова.



6.

Внеклассное чтение. Эти забавные животные. Книги о животных.

+


7.

Внеклассное чтение. В царстве добрых дел. Книги Чуковского.

+


8.

Внеклассное чтение. Сказки-несказки В. Бианки и Э.Шима



9.

Внеклассное чтение. Подвиг народа бессмертен. Произведения о ВОв.




Урок внеклассного чтения

по произведениям Ш. Перро (Сказки).


Тема: Путешествие по волшебным сказкам.

Цель: познакомить учащихся со сказками Ш. Перро; вызвать у них интерес к чтению сказок; закрепить умение анализировать сказки; развивать память, логическое мышление, речь, вооб­ражение, способность к творчеству; воспитывать уважение друг к другу, взаимопомощь.

Оборудование: портрет Ш. Перро, выставки сказок народов мира и книг Ш. Перро, плакат «волшебный экран», карточки с заданиями для работы в группах.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

— С раннего детства вы знакомы со сказками. Когда вы были малень­кими, их рассказывали мамы и папы, бабушки и дедушки. А потом вы научились читать сами.

Вы открываете книгу сказок и сразу попадаете в чудесный, загадоч­ный, таинственный мир, населенный великанами, огромными змеями, вол­шебными птицами, красными девица­ми и добрыми молодцами. Сегодня мы вспомним любимые сказки, побы­ваем в гостях у любимых героев, по­играем.

В каждой сказке есть чудеса: то злой колдун превращает прекрасную царевну в лягушку, то гуси-лебеди крадут братика у сестры, то яблонька награждает девочку серебряными и золотыми яблоками. Немало на све­те прекрасных сказок, но среди них есть и самые дорогие, самые люби­мые. Назовите их.

— Вы уже знаете, что сказка — один из любимых жанров в фолькло­ре и литературе народов мира. И нет такого народа, который бы не слагал сказки.

Учитель обращает внимание детей на выставку книг «Сказки народов мира».

— Сказки бывают разные. Какие? (Волшебные, бытовые, о животных.)

— Как называют человека, кото­рый сочиняет сказки?

— Каких писателей-сказочников вы знаете? (Ханс Кристиан Андерсен, Корней Чуковский, братья Гримм, Александр Сергеевич Пушкин, Василь Витка.)

— Сегодня на уроке мы познако­мимся со сказками великого француз­ского сказочника. Посмотрите на «волшебный экран» и назовите его.



— Давным-давно — более трехсот лет тому назад — в одной стране — она называется Францией — жили-были пятеро братьев. Они были так похожи друг на друга, что даже пи­сали почти одинаково. Один брат стал адвокатом, второй выучился на врача, третий стал ученым-богословом

и математиком, четвертый — глав­ным сборщиком налогов, а самый младший — Шарль Перро — посвя­тил себя делам государственным. Но государственные заслуги этого челове­ка были забыты, а запомнилось со­вершенно другое — сказки господи­на генерального секретаря. Правда, не обошлось здесь без загадок: книга была подписана именем одиннадцати­летнего сына Шарля Перро — Пье­ром. Ведь сочинение сказок считалось очень несерьезным делом, да еще для человека взрослого. Однако истина во­сторжествовала. К третьему изданию авторство было возвращено досточти­мому Шарлю Перро. А сами сказки стали гордостью французской литера­туры.

3. Игра «Из какой мы сказки?».

— А сейчас мы проверим, как вы знаете сказки Шарля Перро. Посмот­рите на выставку книг: их названия спрятаны. Сейчас я прочитаю не­большие отрывки из сказок, которые любят многие дети. Ваша задача — определить, из какой сказки эти строчки.

1. Сказка начинается так: «Ко дню рождения внучки бабушка пода­рила ей...». А что подарила, не ска­жу, не то вы сразу догадаетесь. («Красная Шапочка».)

2. «И до чего же он был мал! Ро­дился он совсем крохотным. Право, не больше мизинчика. И рос плохо. Так и прозвали его...». («Мальчик-с-палъчик».)

3. «Король услыхал этот крик, приоткрыл дверцу кареты и, узнав кота, который столько раз приносил ему в подарок дичь, сейчас же по­слал свою стражу выручать маркиза де Карабаса». («Кот в сапогах».)

4. «Вечером, окончив работу, она забиралась в уголок возле камина и сидела там на ящике с золой. Поэто­му сестры, а затем и все в доме про­звали ее...». («Золушка».)

5. «Молодая женщина обезумела от ужаса и уронила из рук ключ. Опомнившись, она подняла его, заперла дверь и, вся бледная, пошла в свою комнату». («Синяя Борода».)

— Молодцы, вы хорошо знаете сказки Шарля Перро. А сегодня мы прочитаем сказку о девушке, которая была вынуждена ходить в шкуре до­машнего животного, хотя она явля­лась потомственной принцессой. Сказ­ка называется «Ослиная шкура».

4. Работа над текстом.

• Чтение сказки учителем.

• Проверка общего восприятия.

— Понравилась ли вам сказка? Почему?

— Назовите героев сказки?

• Анализ художественного произ­ведения.

— О чем попросила королева ко­роля?

— Почему король долго не мог жениться?

— На ком посоветовал жениться королю главный министр?

— Почему принцесса не захотела стать женой короля?

— Как она поступила?

— Что посоветовала волшебница девушке?

— Какие испытания пришлось преодолеть принцессе?

• Обобщение прочитанного,

— Какой момент сказки вам показался самым интересным?

— Кто из героев вам особенно по­нравился? Почему?

— Когда вам было особенно грустно?

— Почему Шарль Перро так на­звал сказку?

— Чему учит эта сказка?

б. Физкультминутка.

А теперь пора нам

Отдохнуть,

В сказочной стране

Глубоко вздохнуть!

в. Работа в группах.

Учитель предлагает каждому уче­нику самому выбрать группу и зада­ние.

1-я группа.

Кроссворд

По горизонтали.

4. Предмет, которым уколола себе руку спящая красавица.

6. Предмет, под который спрятала мальчиков жена людоеда.

7. Овощ, из которого была сделана карета для Золушки.

По вертикали.

1. Что собирала Красная Шапочка, идя по дороге к бабушке?

2. Кем был по профессии отец Мальчика-с-пальчика?

3. Что получил в наследство от отца старший брат в сказке «Кот в сапогах»?

5. Из чего была сделана туфелька Золушки?

8. Что увидела у себя под ногами принцесса из сказки «Рике-Хохолок», когда гуляла по лесу?

Ответы.

По горизонтали: 4. Веретено. 6. Кро­вать. 7. Тыква.

По вертикали: 1, Цветы. 2. Дро­восек. 8, Мельница, б. Хрусталь. 8, Кухня,

2-я группа.

Каждый ученик получает конверт с разрезанной иллюстрацией к произ­ведению Ш. Перро, Задание - со­брать картинку, назвать сказку.

3-я группа.

7. Проверка выполненных заданий.

8. Подведение итогов урока.

— Вот и подошел к концу наш урок. Много сказок Шарля Перро мы сегодня вспомнили. В них торжеству­ет любовь и доброта, ум и находчи­вость. Читайте сказки и анализируйте их. Старые волшебные сказки научат вас самому главному волшебству — жизни на Земле!

Чтобы сказки не обидеть,

Надо их почаще видеть,

Их читать и рисовать,

Их любить и в них играть!

Сказки всех отучат злиться,

И научат веселиться,

Быть добрее и скромнее,

Терпеливее, мудрее!

9. Рефлексия.

— Какое задание на уроке вам больше всего понравилось?

— Какие трудности вы испытали на уроке?

— С каким настроением вы закан­чиваете урок?

10. Задание на дом.

Прочитать к следующему уроку произведения Б. Заходера.

Рекоменда­тельный список: сказки — «Русачок», «Почему петух кричит трижды в ночь?», «Отшельник и роза»; стихи — «Товарищам детям», «Кит и кот», «География всмятку», «Никто».














Урок внеклассного чтения

по произведениям К.И. Чуковского


Тема: «В царстве добрых дел»

Цель: познакомить учащихся с произведениями К.И. Чуковского; развивать у них познавательную активность; формировать навыки выразительного чте­ния; развивать внимание, память; воспитывать чув­ства любви, добра и радости общения друг с другом.

Оборудование: портрет К. И. Чуковского, выстав­ка книг писателя, конверты с заданиями для работы в группах.

Ход урока

1. Организационный момент.

— Ребята, давайте начнем урок с улыбки. Улыбнитесь друг другу.

— Какое у вас настроение? На что оно похоже — на ясное солнышко или темную тучу?

— А сейчас давайте произнесем по одному доброму слову. Доброе слово за­ряжает хорошей энергией не только того, кто его произносит, но и того, кто его слышит. Важно не просто сказать доброе слово, а произнести его с тепло­той, добротой, щедростью.

Грубых слов не говорите, Только добрые слова дарите!

2. Вступительное слово учителя.

— Сегодня на уроке мы с вами сде­лаем еще один шаг в познании себя и окружающего мира. Помогут нам в этом герои сказок детского писателя Корнея Ивановича Чуковского.

Учитель обращает внимание детей на выставку книг.

— Назовите книги, которые вы чи­тали.

— Назовите героев этих книг.

— А что вы знаете о К. И. Чуков­ском?

— В небольшом поселке Переделки­но, под Москвой, есть веселый, с гро­мадными разноцветными буквами те­рем-теремок. Местные жители называ­ют его «дом дедушки Корнея». Целый день звенят в нем детские голоса. Здесь проходят интересные встречи с писате­лями, артистами, учеными. Вы, навер­ное, догадались, что это — детская библиотека. А построил ее на свои деньги, укомплектовал книгами и был в ней главным работником известный детский писатель Корней Иванович Чуковский.

Родился писатель в 1882 году в горо­де Петербурге. Корней — это не совсем его имя. По-настоящему звали его Ни­колай Корнейчуков. Из своей фамилии он сделал имя и фамилию, и получи­лось — Корней Чуковский. Свое литературное имя он придумал так удачно, что оно срослось с ним и пе­решло по наследству его детям, внукам и правнукам. (Тихо звучит музыка.)

Отца своего Корней Иванович не по­мнил. Семья жила в беспросветной нужде. Мать — простая прачка — была женщиной редкой красоты, доброй и умной. Она с двумя детьми переехала в Одессу. На свой скудный заработок от­дала детей учиться в гимназию. Боль­ше всего она боялась, что дети, остав­шись без образования, не смогут вы­браться из нужды, которая преследова­ла семью.

Корней Иванович стал работать рано. Но каждую свободную минуту он отда­вал учебе, много читал, самостоятельно изучал английский язык. Весь пол его комнаты был исписан английскими словами! К сожалению, учился Корней Иванович по книге, в которой было ото­рвано начало, а как раз на этих недо­стающих страницах были изложены правила произношения английских слов. Он скоро научился свободно чи­тать и понимать напечатанное, но раз­говаривать по-английски не мог: никто бы его не понял.

Если бы кто-нибудь сказал Чуков­скому, что он очень скоро станет знаме­нитым, что его прославят сказки и сти­хи для детей, он бы не поверил! А это именно так. Давайте вспомним его про­изведения.

Эту сказку от первой и до последней строчки автор написал в один день от неожиданно нахлынувших радостных чувств. Как она называется, вы ответи­те мне, отгадав загадку.

В этой книжке — именины,

Много было там гостей.

И на этих именинах

Появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку,

Чуть ее не погубил,

Но коварному злодею

Кто-то голову срубил.

( «Муха-Цокотуха».)

3. Чтение сказки «Муха-Цокотуха».

• Чтение сказки хорошо читающим учеником.

• Анализ произведения:

— Понравилась ли вам сказка?

— Назовите героев сказки.

— Что нашла Муха?

— Что она купила?

— На какой праздник пригласила Муха гостей?

— Назовите основную черту харак­тера Мухи. (Слова записаны на доске.)

ГОСТЕПРИИМНАЯ РАВНОДУШНАЯ

— Гостеприимность — это хорошая или плохая черта характера? (Только добрый человек может быть гостепри­имным. Ведь когда приглашаешь кого-нибудь в гости, хочется сделать хоро­шее, приятное.)

— Какие насекомые пришли в гости?

— Кто напал на Муху?

— Кого в сказке можно назвать рав­нодушным? (Гостей Мухи. Никто из них не пришел на помощь, когда она оказалась в беде. Все попрятались, а ведь их было много, и они могли спас­ти Муху.)

— Кого в сказке можно назвать бес­сердечным? (Паука. Он слышал моль­бы Мухи-Цокотухи и остался к ним равнодушным.)

— Чем закончилась сказка?

— Подберите пословицы к этой сказке.

— А сейчас отгадайте следующую сказку.

Хоть полсвета обойдешь, Страшней его ты не найдешь. Этот страшный великан И рычит, и кричит: «Погодите, не спешите, Я вас мигом проглочу! Проглочу, проглочу, не помилую!» ( « Тараканище».)

4. Чтение сказки «Тараканище».

• Чтение сказки учителем.

• Анализ произведения:

— Как называется прочитанная сказка?

— Какие герои встретились в произ­ведении?

— Почему животные испугались Та­ракана?

— Прочитайте вторую часть сказки са­мостоятельно и найдите ответ на вопрос: «Кто спас животных от Таракана?»

— Выберите из двух слов, записан­ных на доске, характеристику Воробья.

РЕШИТЕЛЬНЫЙ ЗЛОЙ

— Почему вы так думаете?

— Прочитайте пословицу (на доске).

ЖИВИ ДОБРЕЕ — БУДЕШЬ ВСЕМ МИЛЕЕ.

— К какому герою сказки можно от­нести данную пословицу? Почему?

— А сейчас вы самостоятельно про­чтете следующую сказку. Но сначала попробуйте узнать ее.

Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей. И однажды из болота Вытащил он бегемота. Он известен, знаменит. Это добрый... (Айболит).

• Самостоятельное чтение сказки.

• Анализ сказки:

— Понравилась ли вам сказка? По­чему?

— Чем занимался Айболит?

— Кто приходил к нему лечиться?

— Кто прислал телеграмму Айболиту?

— Куда отправился доктор?

— Как автор описывает трудности дороги?

— Кто пришел на помощь Айболиту?

— Чем Айболит лечил больных ма­лышей?

— Сколько времени он лечил зверят?

— Как закончилась сказка?

— Какой доктор по характеру?

ДОБРЫЙ ЖЕСТОКИЙ

СМЕЛЫЙ ТРУСЛИВЫЙ

— Почему доктора еще можно на­звать добросердечным? (Только с доб­рым сердцем человек может помогать другим.)

5. Физкультминутка.

Рано утром солнце встало И тепло свое послало. Все вдруг стали просыпаться, На зарядку собираться. Поднимая плечики, Прыгают кузнечики. Бабочки пляшут, Крылышками машут.

Стрекоза-то, стрекоза Растопырила глаза. Влево, вправо поворот, А сама, как вертолет! Вот букашечки размялись, За работу дружно взялись. (Л. Васильева.)

6. Работа в группах. 1-я группа.

— Разгадайте кроссворд по сказке К. Чуковского «Федорино горе».

1. Воротить посуду домой пытались: жуки, коты, мухи.

2. Из окошка вывалился: стол, стул, утюг.

3. За кофейником бежал: кувшин, термос, чайник.

4. За лопатой «вдоль по улице по­шла»: пчела, вилка, метла.

5. Когда посуда убежала, с Федорой остались: обезьяны, индюшата, тараканы.

6. Через лужи перепрыгивали: тер­ки, ведра, утюги.

7. «Беглецов», удирающих от Федо­ры, испугалась: змея, коза, мышь. В выделенных клетках: «черная же­лезная нога».

Ответы: коты, стол, чайник, мет­ла, тараканы, утюги, коза, кочерга.

2-я группа.

— Разгадайте кроссворд по сказке К. Чуковского «Тараканище».

1. Друг друга скушали: зайцы, тиг­ры, волки.

2. На ежа села: ящерица, тигра, сло­ниха.

3. На воздушном шарике летели: поросята, комарики, гусеницы.

4. Задом наперед ехал: сыч, кит, кот.

5. В берлоге спрятались: быки, жуки, львы.

6. На велосипеде ехали: журавли, медведи, гориллы.

7. В трамвае ехали: зайчики, ля­гушки, соловьи.

В выделенных клетках: кто одолел великана.

Ответы: волки, слониха, комарики, кот, быки, медведи, зайчики, воробей.

3-я группа.

— Разгадайте кроссворд по сказке К. Чуковского «Муха-Цокотуха».

1. Блошки подарили Мухе-Цокоту­хе: тапочки, сапожки, чемодан.

2. Именинницу поймал: клещ, грач, паук.

3. Бабушка-пчела принесла Мухе: лук, сок, мед.

4. Выручил именинницу из беды: петух, шмель, комар.

5. После победы над злодеем с муравьихой плясал: слепень, муравей, сверчок.

6. С жуками отплясывали: бабочки, сверчки, червяки.

7. Под диваны спрятались: гусени­цы, тараканы, обезьяны.

В выделенных клетках: что купила Муха-Цокотуха на базаре.

Ответы: сапожки, паук, мед, ко­мар, муравей, бабочки, тараканы, са­мовар.

7. Проверка выполненных заданий. Отчет учащихся о выполненной ра­боте.

8. Подведение итогов урока.

— Вот и подошел к концу наш урок. Мы сегодня прочитали лишь не­большую часть произведений К. И. Чу­ковского. Каждый человек должен в жизни стремиться совершать хорошие поступки, делать добрые дела, как ге­рои сказок писателя. Вы должны знать, что хороший человек обязатель­но будет счастлив в жизни. А зло все­гда будет наказано. Стремитесь делать добро! Корней Иванович прожил дол­гую жизнь и создал много прекрасных произведений. Его удостоили звания лауреата Ленинской премии, он стал доктором филологических наук и по­четным доктором литературы старей­шего университета Англии.

9. Домашнее задание.

Тема следующего занятия: «Жить — Родине служить!». Прочитать 2—3 книги из рекомендательного списка:

Соколовский А. «Огненные братья»;

Пантелеев Л. «Честное слово»;

Житков Б. «Обвал»;

Митяев А. «Дедушкин орден»;

Пермяк Е. «Надежный человек»;

Пермяк Е. «Чужая калитка»;

Татьяничева Л. «Что ты сделал хоро­шего».

Литература

1. Чуковский, К. Детям. — М., 1999.

2. Еришкова, И. Уроки литературных игр // Пачатковая школа. — 1997. — № 7; 1998. — № 4.

3. Сухин, И. Кто сразится с великаном // Мурзилка. — 2004. — № 8.

4. Сухин, И. Сбежавшая посуда // Мурзилка. — 2005. — № 11.

5. Сухин, И. Именинница // Мурзилка. — 2005. — № 5.

6. Тылиндус, Л. Узнай сказку // Пачатковая школа. — 2003. — № 5.











Урок внеклассного чтения

по произведениям Е. Пермяка, С. Маршака


Тема: «Жить — Ро­дине служить»

Цель: познакомить учащихся с произведениями Е. Пермяка, С. Маршака; вызвать интерес к чтению произведений о Родине; продолжить работу над раз­витием устной речи учащихся; развивать коммуника­тивные навыки, умение анализировать, обобщать, де­лать выводы; воспитывать любовь к Родине.

Оборудование: портреты писателей, выставка книг писателей; конверты с заданиями для работы в груп­пах; плакат с кроссвордом.

Ход урока

1. Организационный момент.

— Дорогие ребята! Сегодня мы про­должим путешествие в удивительный мир книг!

Страницы книг похожи на окно: Открывшему увидеть свет дано. Они покажут мир тебе, Расскажут о его судьбе.

Р. Гамзатов Каждый день приносит нам что-то новое. Сегодня на уроке мы будем ста­рательно работать, внимательно слу­шать и, конечно же, думать!

2. Вступительное слово учителя.

— Назовите слова, которые для вас являются самыми родными и дороги­ми. (Мама, папа, друг, школа...)

— Разгадайте кроссворд, в котором зашифровано самое дорогое, самое глав­ное слово для каждого гражданина на­шей страны.

1. Течет, течет — не вытечет, Бежит, бежит — не выбежит. (Река.)

2. Про какое дерево говорят: «Мерз­нет, дрожит на ветру»? (Осина.)

3. Живет в лесу работник — Лесной носатый плотник. (Дятел.)

4. Вежливое слово. (Спасибо.)

5. Где лежат карандаши, ручки, ла­стики? (Пенал.)

6. Белые сапожки, зеленые сереж­ки. (Береза.)

Ответ: Родина.

— Когда мы произносим слово Ро­дина, перед нами как бы открываются бескрайние просторы — леса и поля, реки и озера, мы видим огни больших городов, маленькие деревенские улоч­ки... А что такое Родина для вас?

— С чего начинается любовь к Родине?

— Это великое чувство пробуждает­ся в детстве и проходит с человеком че­рез всю его жизнь. Любовь к Родине не слабеет с годами, она становится всё сильнее, всё глубже. Во имя этой люб­ви человек трудится, совершает подви­ги. А иногда отдает свою жизнь.

— Прочитайте тему урока внекласс­ного чтения. (Написана на доске.)

— Как вы понимаете смысл этой по­словицы? Приведите примеры из про­читанных произведений.

3. Работа с выставкой книг.

— Назовите книги, которые вы ви­дите на выставке.

Ученики называют фамилии авто­ров и заглавия.

— Есть ли среди них знакомые вам книги?

— А какие книги мы еще не читали? (С. Маршак. «Рассказ о неизвестном герое»; Е. Пермяк. «Пичугин мост».)

4. Введение в книгу.

— Сегодня мы познакомимся с рас­сказом Е. Пермяка «Пичугин мост». Рассмотрите книгу и определите ее примерное содержание и тему. Для этого рассмотрите обложку, назовите ее автора, заглавие, издательство.

— Какое по жанру это произведе­ние? (Рассказ.)

— Рассмотрите иллюстрацию к тек­сту. Как вы думаете, о чем будет этот текст?

Словарная работа: перильца из жер­дей, семь верст, ветла прогнила.

5. Работа над произведением.

— Примите позу читателя и помни­те, что, когда читаешь, надо думать, представлять, переживать, понимать, запоминать.

Чтение произведения учителем.

— Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?

— Когда происходили действия, описанные в произведении?

— О каких подвигах мечтали ребя­та? Для чего они хотели совершить подвиг?

— Что хорошего для людей сделал Сема?

— Из чего видно, что труд Семы Пичугина не был забыт?

— Чем вам понравился Сема Пичугин?

— Что хочется сказать после чтения произведения?

— Подходит ли пословица «Жить — Родине служить» к этому произведе­нию? Почему?

6. Физкультминутка.

7. Введение в книгу.

— Рассмотрите, пожалуйста, книгу С. Маршака «Рассказ о неизвестном ге­рое». Назовите ее автора, заглавие, из­дательство.

— Опишите иллюстрацию.

— Как вы думаете, о ком будет эта книга?

— Можно ли в мирное время совер­шить подвиг?

— Спасатели, пожарные, врачи, ми­лиционеры... Кто они, эти люди герои­ческих профессий, изо дня в день рис­кующие собой ради спасения других? Герои? Многие из них не считают себя таковыми, говорят, что они просто ра­ботают. Спасая жизни попавших в беду людей, рискуя своей жизнью, они не

думают о героизме, не считают, что со­вершают подвиг, не ждут награды.

8. Работа над произведением.

Чтение рассказа учителем.

— Какое впечатление произвело на вас это произведение?

— Кто же этот неизвестный герой?

— Как он выглядел в начале рассказа?

— А каким он вышел из ворот обго­ревшего дома?

— Почему он не подождал пожар­ных, а, рискуя жизнью, бросился спа­сать девочку?

— Что вам в нем еще понравилось?

— Когда был самый напряженный момент рассказа? Что этим хотел подчеркнуть автор?

— Какова главная мысль произведе­ния? В каких строках она выражена особенно ярко?

— Представьте себе, что вы случайно оказались у этого дома и видели неизвестного героя. Что бы вы могли расска­зать о нем: о его внешнем виде, о том, как он спасал девочку, о его поведении после совершения смелого поступка?

9. Работа в группах.

1-я группа. Центр чтения.

О героях

Герой не тот, что грудь горою,

А голос — во! И руки — во!

Не громким голосом героя

Мы измеряем роет его.

Другой, глядишь, и скажет скудо,

И вид не тот, и ростом мал,

Но как высок его поступок,

Как звонок мужества металл!

Й если славой он увенчан,

То он всегда до росту ей;

У нас людей высоких меньше,

Чем героических людей.

И мы теряемся: норою,

И нелегко бывает нам

Все подвиги и всех героев

Назвать стране по именам.

И. Уткин

Прочитайте стихотворение и ответь­те на вопросы:

  • Какие чувства выражены в сти­хотворении?

  • В чем видит поэт смысл героизма?

  • Какие основные черты характера присущи герою?

  • Какая пословица подходит к сти­хотворению? Почему?

Береги землю родную, как мать лю­бимую.

Только тому почет будет, кто Ро­дину не на словах, а на деле любит.

Нет ничего на свете краше, чем Ро­дина наша.

2-я группа. Научный центр.

Защитник Отечества — это прежде всего патриот, человек, преданный сво­ей Родине.

• Найдите в словаре, что означает слово «патриот».

• Каково его происхождение?

3-я группа. Центр письма.

Знаете ли вы народные пословицы и поговорки о Родине?

Допишите пословицы:

Тот герой, кто за Родину___________(горой).

Для Родины своей ни сил, ни жиз­ни ___________(не жалей).

Родина-мать, умей за нее__________(постоять).

Нет в мире краше___________(Роди­ны нашей).

Родину-мать умей__________(защи­щать).

10. Проверка выполненных зада­ний.

11. Подведение итогов урока.

— Каждый человек должен любить свою Родину. Даже птицы не могут на­всегда оставить родной край ради теп­лых, но чужих стран. Они летят через моря и пустыни, выбиваются из сил в пути, чтобы вернуться к родным лесам и полям. Может, и вы когда-нибудь по­кинете родной дом. Но сколько бы лет ни прошло, вы всегда будете помнить родные места, ту землю, на которой ро­дились.

Для человека всё дорого на своей Ро­дине: и ее народ, и ее земля, и ее исто­рия, и ее завтрашний день. Будущее Ро­дины в ваших руках. Помните об этом. Готовьтесь к этому. Ваши отцы доверяют вам самое священное — Родину. Любите ее, как мать. Как дорогую мать.

12. Домашнее задание.

К следующему уроку прочитать сти­хи А. Барто.

Литература

1. Этические беседы с учащимися. — М., 1982.

2. Маршак, С. Рассказ о неизвестном герое. — М. : Детгиз, 1961.

3. Пермяк, Е. Пичугин мост. — М. : Дет. лит., 1979.


















Урок внеклассного чтения

по произведениям С. Михалкова


Тема: Все начинается с детства


Цели: продолжать знакомство с творчес­твом С. Михалкова; формировать интерес к читательской деятельности; развивать речь, навы­ки выразительного чтения, образное мышление, творческие способности.

Оборудование: портрет С. Михалкова; вы­ставка произведений писателя; опоры по литературному чтению; разноуровневые за­дания; литературные странички по произведениям С. Михалкова; ил­люстрации к ним; рисунки детей; за­писи песни "Облака", "Песенки о вол­шебниках"; читательские дневники.

ХОД УРОКА

I. Подготовка к восприятию новых произведений С. Михал­кова.

Создание эмоционального на­строения. Звучит песня "Облака". На доске записан эпиграф урока — строки из стихотворения С. Михал­кова:

Ты представь себе на миг:

Как бы жили мы без книг?..

Учитель. Мир детства... Какой он? На что похож? Наверное, нет на земле человека, который бы не меч­тал, даже будучи взрослым, хоть на мгновение вернуться в эту удиви­тельную страну, название которой Детство. И вам, думаю, сейчас каждому захотелось "помчаться в заоблач­ную даль" вместе с героями песни композитора Владимира Шаинского.

А вот писатель Сергей Владими­рович Михалков в своем стихотво­рении "Облака" написал так: Почему я не летаю

Вроде этих облаков,

Я — писатель Михалков?

Учащиеся читают стихотворе­ние С. Михалкова "Облака".

Облака,

Облака —

Кучерявые бока,

Облака кудрявые,

Целые,

Дырявые,

Легкие,

Воздушные,

Ветерку послушные...

На полянке я лежу,

Из травы на вас гляжу.

Я лежу себе, мечтаю:

Почему я не летаю

Вроде этих облаков,

Я — писатель Михалков?!

Учитель. Почему у великого пи­сателя такие детские мечты? (Рас­суждения ребят.) А мне кажется, что Сергей Михалков своими произве­дениями поднимает нас на такую высоту, откуда можно дальше и луч­ше видеть окружающий мир, глубже понять его, узнать себя и тех, кто ря­дом. И чтобы чего-то достичь, мало только "жить и мечтать", как говорил сам автор, надо много знать, много уметь, много трудиться, много работать над собой. А помогают нам в этом книги.

II. Объявление темы урока.

Учитель. Можно ли представить жизнь без книг? (Рассуждения ре­бят.) А как на этот вопрос отвечает автор? Учащиеся читают стихотворение "Как бы жили мы без книг?..".

Учитель благодарит ребят за хо­рошую дикцию, выразительное чте­ние, умение держаться.

III. Сообщение целей урока.

Учитель. Продолжим знаком­ство с творчеством Сергея Михалко­ва. Познакомимся с новыми геро­ями его произведений. Постара­емся вслушаться в стихи автора, понять каждую мысль, каждое об­разное слово, выделить идею про­читанного, делая для себя поучи­тельные выводы.

IV. Реклама прочитанных книг.

Учитель. С какими книгами вы уже познакомились? (Учащиеся рек­ламируют прочитанные книги, учи­тель принимает участие в рекламе.) У Сергея Владимировича столько заслуженных наград, почетных зва­ний и премий — не перечесть. Но, пожалуй, самая высокая награда — любовь миллионов читателей в раз­ных странах мира. К их числу отно­симся и мы. Писатель с доброй улыбкой умеет наблюдать жизнь, а его произведения учат человека жить среди людей.

Мы с удовольствием прочитаем книгу "Сергей Михалков девчонкам и мальчишкам", которую подарили вам родители.

V. Работа над идейным со­держанием произведений С. Ми­халкова (в группах).

1-я группа. Стихи смешные и ве­селые.

2-я группа. Стихи, которые мы знаем с детства.

3-я группа. Стихи о человеке и его делах.

4-я группа. Басни С. Михалкова.

5-я группа. Разножанровые про­изведения.

Литературная страничка "Стихи смешные и веселые".

Учитель открывает красочно оформленную литературную стра­ничку.

1. Работа над стихотворением "Про Мимозу".

Учитель. Это кто накрыт в кровати

Одеялами на вате?..

• Кто продолжит?

• Как называется это стихотворе­ние? ("Про мимозу".)

Почему мальчика Витю писатель сравнил с мимозой? (Мимоза — южное растение, некоторые виды его известны тем, что свертывают листья при прикосновении к ним. В переносном значении так говорят о недотроге: не человек, а мимоза.)

Поучительный вывод делает ученик:

— Это стихотворение про мальчи­ка, который ничего не делал сам, все за него выполняли его родители. Он не любил трудиться, учиться, не зани­мался спортом, а только ел и спал.

И живет он в новом доме,

Не готовый ни к чему.

Как растение мимоза

В ботаническом саду.

Плохим человеком вырастет этот мальчик, если не изменится.

Аналогично проводится работа над стихотворениями "Тридцать шесть и пять", "Фома".

2. Работа над стихотворением "Лапуся".

Учитель (читает отрывок):

До того я распустился,

Что грублю я всем вокруг.

Говорят, от рук отбился.

От каких, скажите, рук?..

Ученики отвечают на вопросы:

• О ком эти слова?

• Из какого произведения?

• Кто зачитает наизусть?

• Как понимаете фразеологичес­кий оборот "от рук отбился"? (От рук отбиться — перестать слу­шаться или перестать исполнять свое дело.)

• Какой совет можно дать маль­чику? (Не упрямиться, пере­стать грубить, слушаться роди­телей и т. д.)

• Какие стихотворения вы еще прочитали на эту тему?

• Какие поучительные выводы вы сделали для себя? (Писатель не дает конкретных советов — де­лай то-то, не делай того-то, а просто, со свойственной ему ве­селой иронией показывает, в ка­кое неловкое, некрасивое поло­жение ставят себя эти невоспи­танные дети.)

Участие в обсуждении произве­дений принимают и учащиеся 1-й группы.

• Какие стихи вам особенно за­помнились и понравились?

• Кого высмеивает писатель?

• Как пишет поэт о своих героях?

Литературная страничка "О че­ловеке и его делах".

Учитель. Какое из произведе­ний Сергея Михалкова известно всем? ("Дядя Степа".)

Учащиеся зачитывают наизусть понравившиеся отрывки.

Учитель. Кто такой Дядя Степа?

Учащиеся дают характеристику герою. Например: дядя Степа — "по фамилии Степанов и по имени Сте­пан" — обыкновенный человек не­обычайно высокого роста. Пользуясь своим ростом и силой, он делает добрые дела и ничего не требует взамен. Его хотят наградить: "Попро­сите что угодно, — дяде Степе гово­рят, он спокойно отвечает: "Мне не нужно ничего — я задаром спас его".

Учитель. Какие стихи вы еще прочитали о человеке и его делах? ("Зяблик", "Несбывшиеся мечты", "Сила воли", "Будь человеком", "На­ходка", "Хрустальная ваза" и др.)

Аннотация прочитанных про­изведений.

1-й ученик. Стихотворение "Зяблик" знакомит нас с мальчиком, который купил на птичьем рынке зяблика. Через две недели певец ему надоел. Однажды мальчик уехал на три дня за город, забыв оставить для зяблика корм. Возвратившись домой, герой стихотворения выхо­дил умирающего птенца, выпустил на волю. И когда ему родители пред­ложили подарить щенка ко дню рож­дения, он ответил: "Не надо. Я не го­тов пока!"

Воспитательное значение сти­хотворения — формировать чув­ство ответственности за тех, кого приручил.

2-й ученик. Стихотворение "Не­сбывшиеся мечты" рассказывает о заветных мечтах мальчика, который хотел иметь велосипед, санки, вы­растить щенка, а ему дарили "не то, что он хотел".

Как жаль, что взрослые подчас

Совсем не понимают нас.

А детство, сами говорят,

Бывает только раз!

3-й ученик читает отрывок из стихотворения "Сила воли".

Учитель. Что значит — воспи­тывать силу воли? (Это значит уметь одерживать победу над собой, над своими маленькими слабостями.)

4-й ученик зачитывает наизусть отрывок из стихотворения "Будь че­ловеком".

Учитель. Что значит — быть человеком? Каким людям симпатизирует Сергей Владимирович Михалков? (Смелым, верным слову, настойчивым, ответственным, воле­вым, добрым, внимательным, чест­ным и т. д.)

Обобщение: книги С. В. Михал­кова учат жить среди людей. Даже самые маленькие дети уже начи­нают понимать, что такое дружба, как относиться к родным и друзь­ям, что такое верность слову и честность.

VI. Физкультминутка.

Под аудиозапись "Песенки о волшебниках" дети выполняют раз­личные движения.

Литературная страничка "Басни и сказки С. Михалкова".

Учитель. Сергей Михалков — прекрасный баснописец и сказоч­ник. И вы в этом убедились, прочи­тав его басни и сказки. Какие басни вы прочитали? ("Заяц и Черепаха", "Кирпич и Льдина", "Полкан и Шав­ка", "Любитель книг", "Услужливый", "Наглый Заяц" и др.) Чему учит бас­ня? (Задумываться над своими по­ступками, делами, поведением.)

Мораль басни — поучительный вывод.

Учитель. В каких строчках за­ключается мораль басни "Заяц и Че­репаха"? ("Нам помощь скорая под­час нужна в делах, но горе, коль она в руках у черепах".) Какое устойчи­вое выражение употребляют, говоря о медлительном человеке? (Ползет как черепаха.) Чем отличается сказ­ка от басни?

Инсценирование отрывка из сказки "Зайка-Зазнайка".

1-й ведущий. Кто желает узнать, чем же закончится эта ис­тория, читайте сказку "Зайка-Зазнайка".

2-й ведущий.

Но знайте:

Теперь наш хвастунишка

Сгорает от стыда.

Он больше зазнаваться

Не будет никогда!

VII. Исследовательская ра­бота.

Учитель. В каком же жанре ра­ботал Сергей Михалков? Кто он?

• журналист

• сказочник

• поэт

• баснописец

• публицист

• драматург

• киносценарист

• песенник

(Высказывания ребят.)

Вывод: творчество писателя удивительно широко и многогранно. Его перу принадлежат произведе­ния самых разных жанров для чита­телей всех возрастов. (См. высказы­вания "Сам о себе" из литературной автобиографии.)

VIII. Работа над новым про­изведением.

1. Знакомство с новым про­изведением. В роли сказочника вы­ступает учитель, демострируя иллюс­трации к сказке "Все за одного".

2. Проблемная ситуация.

Учитель. Что мог сказать Ко­мар? Как Комар смог одолеть Мед­ведя? (Домысливание концовки.) А как у писателя?

— А я был не один, — отвечал Комар. — Нас много.

Один за всех, все за одного. Сказал и полетел: "Дзю-ю-ю!"

3. Сравнительная характерис­тика героев. Учитель использует слова-опоры:

Учитель. Как маленький Заяц смог проучить Медведя? (Ему по­могли Комар и все комариное пле­мя, они отомстили Медведю за обиженного зайца.)

Вывод: справедливость, таким образом, торжествует, обидчик на­казан более слабыми существами, уверенными в своей правоте и вза­имной выручке. Если будешь думать не только о себе, но и о других лю­дях, о тех, кто рядом, они тебя под­держат в нужную минуту.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, поддержка твоя,

Ты счастлив, что день

не напрасно был прожит!

Что годы живешь ты не зря!

Вывод: в сказке "Все за одного" есть намек — добрым молодцам урок о том, как жить среди людей.

IX. Обобщение "Знаешь ли ты произведения С. Михалкова?"

X. Рефлексия. Самооценка деятельности учащихся на уроке.

XI. Домашнее задание "Про­ба пера". Сочинить стихотворение по на­чалу:

Ты представь себе на миг:

Как бы жили мы без книг?..

XII. Заключительная часть.

Учитель. В каждом из вас есть маленькое солнце. Если человек, как солнце, "светит", радуются взрослые и дети. Сергей Михалков часто задает себе вопрос: "Ради чего живу? Что для меня важнее всего?" И отвечает: "Ощущение жизни. Ощущение того, что ты ну­жен людям".

Ты скажешь, эта жизнь —

одно мгновенье.

Ее цени и черпай вдохновенье,

Как проведешь ее, так и пройдет.

Не забывай: она твое творенье.

Таким твореньем являются не только произведения Сергея Михал­кова, но и вся его жизнь.

"Помните только, что все начи­нается с детства". Так сказал Сергей Владимирович Михалков.










Урок внеклассного чтения

по произведениям Е. Чарушина


Тема: Эти забавные животные.


Цель: познакомить учащихся с произведениями Е. Чарушина; развивать у них интерес к самостоятельному чтению книг; познакомить с художествен­ной и научно-познавательной литературой о живот­ных; воспитывать у учащихся любовь к животным, чувства ответственности и взаимопомощи.

Оборудование: портрет Е. Чарушина, выставка книг о животных, карточки с заданиями для работы в группах, центрах, картина с изображением лесной опушки, иллюстрации животных, аудиозапись пения птиц.

Ход урока

1. Организационный момент.

— Чарующая осень за окошком ра­дует нас своими красками. Каждый день удивляет нас своей неповторимос­тью. Давайте поприветствуем сегод­няшний день.

Пробудилось утро!

Здравствуй, день!

Здравствуй, класс уютный!

Улыбнитесь, я прошу вас, веселей

От улыбки все становятся добрей!

2. Вступительное слово учителя.

— Каждый день, идя в школу, вы видите удивительные творения приро­ды. А что же такое природа?

— Восхищение красотой пейзажа, красками и формами цветов, грацией животных... Благоухание весны, краски осени, блеск звезд, запах земли, чисто­та родниковой воды... И всё это приро­да. Не каждому человеку раскрывает она свои секреты. Только доброму откроет природа свои тайны. А чтобы много знать, надо быть наблюдательным, лю­бознательным и много читать. Ребята, обратите внимание на выставку книг.

— Книги каких авторов вы увидели на выставке? (И. Соколова-Микитова, М. Пришвина, Л. Толстого, В. Бианки, Е. Чарушина.)

— Какие авторы вам уже знакомы?

— О чем пишут эти писатели? (О при­роде.)

— Назовите книги, представленные на выставке.

— Как вы думаете, о чем эти кни­ги? (О животных, о лесе, о природе.)

— Почему вы так думаете? Что об этом свидетельствует? (Названия книг, иллюстрации.)

— О ком же пойдет речь на нашем уроке? (О животных.)

3. Разговор по кругу.

— Какие произведения вы прочита­ли к сегодняшнему уроку? — Что вам понравилось в прочитан­ных книгах? — Что вы узнали об авторе этих книг?

— Евгений Иванович Чарушин ро­дился в 1901 году в городе Вятке. Отец писателя был архитектором-художни­ком. Он научил сына хорошо рисовать. Отец часто ездил по служебным делам за город и брал с собой Женю. Мальчик видел восходы солнца, слышал, как про­сыпается лес, как хрустят по белому мху колеса. Приходилось ему и от волков спасаться, случалось и в болоте тонуть...

Многое о природе Женя узнал от своей матери. Он помогал ей собирать семена цветов, приносил из лесу ред­кие растения и сажал их в саду возле дома. В доме у Чарушиных всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбами, в клетках распевали и свистели птицы.

На своих детских рисунках мальчик чаще всего изображал зверей, птиц и животных, иногда рисовал всадников на горячих конях. Когда Е. И. Чару­шин окончил Академию художеств, ему предложили иллюстрировать кни­ги для детей. Он проиллюстрировал бо­лее 120 книг. Основная тема — живот­ный мир.

Евгений Иванович является еще и автором таких известных рассказов, как «Болтливая сорока», «Волчишко», «Про Томку», «Страшный рассказ» и т.д.

Учитель показывает книги на вы­ставке.

4. Чтение книги с выставки.

— Сегодня на уроке мы познако­мимся с книгой Е. Чарушина, которая называется «Кот Епифан и другие рас­сказы». Сейчас я прочитаю рассказ «Медвежата».

• Чтение рассказа учителем.

• Проверка первичного восприятия:

— Понравился ли ваш рассказ? По­чему? — Почему рассказ так назван?

• Анализ художественного произве­дения.

— Как попали медвежата к Праско­вье Ивановне? — Почему медвежата не убежали в лес?

— Почему соседи жаловались на медвежат? — Какой момент рассказа вам пока­зался самым интересным? — Волновал ли вас исход рассказа? Почему?

— Чаще всего Е. Чарушин изобра­жал животных в неволе, в загородках зоологического сада. Писатель делал это не случайно. Ведь только в зоологи­ческом саду и может познакомиться ре­бенок с живыми зверями и птицами разных стран мира. Ему важно не толь­ко правдиво описать поведение живот­ных в неволе, но и показать, что они окружены разумной заботой людей, что им стараются создать условия, близкие к природным.

5. Релаксация.

— Закройте глаза и представьте, что вы видите прекрасный сон. По осенней теплой тропинке, освещенной солнцем, вы отправляетесь в лес. Как хорошо дышится в лесу. Вздохните глубоко. Яркое нежное солнце нежно согревает нас. Вы чувствуете его теп­ло. Поют птицы (звучит запись голо­сов птиц). Давайте послушаем пение птиц... Теперь откройте глаза, подви­гайте головой, плечами, потянитесь, улыбнитесь.

На доске вывешивается картина «Лесная опушка».

— Что изображено на картине?

— На этой картине не видно лесных обитателей. Сейчас вы самост. прочитайте произвед. Е. Чаруши­на, а потом расскажите о своих впечат­лениях и разместите иллюстрации животных, о которых вы прочитали, на лесной опушке. (Иллюстрации нахо­дятся в конвертах на партах.)

6. Работа в группах.

Чтение произведений «про себя».

1-я группа — «Путешественники» (про лисят).

2-я группа — «Медвежонок» (про медвежат).

3-я группа — «Яшка» (про ворона).

7. Обобщение прочитанного. Беседа эмоционально-оценочного пла­на:

— Кто из героев вам особенно понра­вился?

— Какой момент рассказа вам пока­зался самым интересным?

— Чему учит это произведение?

8. Физкультминутка.

— А сейчас давайте совершим путе­шествие в лес и отдохнем.

Только в лес мы все зашли,

Появились комары.

Руки вверх — хлопок над головой,

Руки вниз — хлопок другой.

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем,

Руки за спину кладем

И вразвалочку идем.

Вдруг мы видим, как с куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем

И назад в гнездо кладем.

Зайчик быстро скачет в поле —

Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке —

Непоседы-ребятишки.

- Отдохнули немножко в лесу, а сей­час давайте с новыми силами возьмем­ся за работу.

9. Работа в центрах.

— Применить знания, полученные на сегодняшнем уроке, вы сможете, поработав в центрах. Предлагаю свобод­ный выбор.

Центр математики.

1. В клетки по часовой стрелке впи­шите в чайнворд названия животных.

2. Посчитайте, сколько зверей на полянке.

3. Посчитайте и напишите, какие из изображенных зверей и птиц живут в наших краях.

4. Посчитайте и напишите, какие животные не живут в наших краях.






Центр ИЗО.

1. Раскрасьте учеников лесной школы.

2. Найдите самого усердного ученика. Обоснуйте свой вывод.


Научный центр.

1. Прочитайте в журнале «Тошка и его компания» информацию о волках.

2. Подготовьте, пользуясь памяткой, информационное сообщение о волках.

Краткое досье

Семейство: волчьи.

Размер: высота в холке до 1 м, длина тела 1,5 м.

Меню: лоси, мускусные быки, косули, северные олени, зайцы-беляки, мелкие грызуны, иногда падаль.

Стая: от 8 до 20 животных.

Враги: отсутствуют (если не считать человека).

Голос: завывания волков слышны в радиусе 10 км.

Животный мир под угрозой

В наше время волки в некоторых районах стали редкими животными. Раньше этобыли самые распространенные хищники на свете. Но страшные (и не всегда правдивые) истории про злого волка, нападающего на людей и истребляющего целые стада, нагнали такого страху, что привели к их безжалостному отстрелу.

Волки возвращаются

Сейчас волки живут небольшими группами. В Восточной Европе и частично в Америке волков из национальных парков выпускают на волю, и они неплохо приживаются. Защитники живой природы борются за то, чтобы на волков больше не охотились.

Злые волки бывают только в сказках.

На самом деле они ведут мирную семейную жизнь и очень пугливы.

Каждый знает свое место

Волкам приходится соблюдать строгий! порядок в стае. Только благодаря этому они справляются с гораздо более крупными, чем они сами, животными. Стаей командует вожак. Он созывает волков на охоту. Затем стая воем настраивает себя на погоню за добычей.

Помогают все

Вожак и его волчица — единственные в стае, у кого бывает потомство. Весной волчица роет нору, и на свет появляются от пяти до восьми волчат. Когда малыши немного подрастут, в их воспитании принимает участив каждый волк стаи по очереди — кормит и охраняет их, пока остальные охотятся.

У всех волков...

...слух, в 20 раз лучший, чем у человека

...густой мех, защищающий от холода.

...нос, в 100 раз более чуткий, чем человека.

...крепкие зубы, способные разрывать мясо.

...острые как бритва когти.

...пушистый хвост, которым волки во время сна согревают нос.

...длинные сильные ноги, позволяющие бегать быстро и неутомимо.

Памятка для учащихся

«Правила изложения информационного сообщения»

1. Говори не слишком эмоционально.

2. Говори громко и четко, чтобы всем было слышно.

3. Сообщай новое.

4. Правильно составляй предложения и употребляй слова.

5. Приводи факты, конкретные примеры

6. Не отвлекайся от темы, плавно переходи от одной части сообщения к другой

10. Проверка выполненных заданий.

11. Подведение итогов урока.

— Евгений Иванович Чарушин со­здал несколько десятков книг для де­тей. Книги эти жизнерадостны и инте­ресны, они понятны даже самым ма­леньким читателям.

Е. Чарушин иллюстрировал сборни­ки русских народных сказок, литера­турные сказки М. Горького, книги пу­тешественника К. Арсеньева, стихи поэтов С. Маршака и К. Чуковского.

Много работал Евгений Иванович и по художественному фарфору. Он ле­пил фигурки животных, делая образ­цы, по которым на заводе выпускали готовые изделия из фарфора.

Труд талантливого художника был высоко оценен. В 1945 году Е. Чаруши­ну было присвоено звание заслуженно­го деятеля искусств. Как художник, он был удостоен золотой медали на Меж­дународной книжной выставке в Лейп­циге в 1965 году.

Книги Е. Чарушина учат нас любить и понимать природу. Только тот чело­век, который хорошо знает и любит природу, может сохранить ее неповто­римую красоту.

12. Рефлексия.

— Благодарю всех за активную работу на уроке.

— Чем интересен был сегодняшний урок?

— Какие трудности вы испытали на уроке?

Домашнее задание:

К следующему уроку прочитать произведения С. Маршака.














Урок внеклассного чтения

по произведениям С. Маршака


Тема: «Что говорят стихи, или Путеше­ствие в стихоград»


Цели: формировать у учащихся интерес к чтению стихов; продолжить работу над развитием устной речи; формировать навыки выразительного чтения; развивать коммуникативные навыки, умение анали­зировать, обобщать, делать выводы; развивать твор­ческие способности учащихся; воспитывать ответ­ственность в соблюдении правил пожарной безопасно­сти.

Оборудование: выставка книг С. Маршака, порт­рет поэта, задания для работы в группах.

Ход урока

1. Организационный момент.

Встало солнышко - ура!

Заниматься нам пора.

Учимся старательно,

Слушаем внимательно.

2. Вступительное слово учителя.

— Сегодня на уроке внеклассного чтения мы вновь встретимся со своими друзьями — книгами. (Учитель обра­щает внимание учащихся на выстав­ку книг.) Посмотрите! Узнаете ваших старых знакомых? Свернулся клубком усатый-полосатый, собрался сам не зная куда человек рассеянный, высту­пают артисты цирка, живет среди нас неизвестный герой... Этим произведе­ниям много-много лет. Их читали еще ваши папы и мамы...

Кто же автор этих стихов?

— Все эти произведения создал Са­муил Яковлевич Маршак. (Учитель по­казывает портрет поэта.) Он родил­ся в 1887 году. Прожив 76 лет, Самуил Яковлевич больше пятидесяти из них отдал литературе.

Неутомимый труженик, добрый и честный человек, энтузиаст своего дела, Маршак не терпел пустого време­ни. Он писал:

Мы знаем: время растяжимо,

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его. Он умел наполнить время работой до краев. О С. Маршаке говорили: «Это за­мечательный поэт!», «Это выдающийся детский писатель!», «Это великолепный переводчик!», «Это прекрасный драма­тург!», «Это талантливый прозаик, кри­тик, редактор, публицист...» Да, да, всё это говорили об одном человеке — о Са­муиле Яковлевиче Маршаке.

В этих книгах многое из того, что создал С. Маршак. Сегодня на уроке мы познакомимся со стихами замеча­тельного поэта, и вы убедитесь в том, как хорошо они написаны, как легко читаются, запоминаются наизусть.

3. Чтение стихов.

— В произведениях С. Маршака дети любознательны, дружелюбны, жизнерадостны. Они охотно участвуют в делах старших.

Подготовка к восприятию стихо­творения «Хороший день».

— Какой день можно назвать хоро­шим? Почему?

Словарная работа: тир, цесарка, ситро.

• Чтение стихотворения учителем.

• Проверка восприятия стихотворе­ния.

— Понравилось ли вам стихотворе­ние? Почему?

— Почему стихотворение так названо?

— С каким настроением надо читать это стихотворение?

• Самостоятельное чтение стихотво­рения учащимися.

• Анализ произведения.

— Почему папа не ушел на работу?

— Чем занимались в выходной день мальчик и папа?

— Как описана природа в стихотво­рении?

— Какому настроению человеческой души созвучно описанное поэтом состояние природы?

— Можем ли мы назвать мальчика счастливым? Почему?

— Герои произведений С. Маршака — обычные люди: рабочие, пожарные, почтальоны, студенты. Но обстоятельства, в которых они оказываются, позволяют проявиться героическим качествам этих людей.

• Подготовка учащихся к восприя­тию стихотворения «Пожар».

• Рассматривание книги.

— Как вы думаете: о чем эта книга?

— Почему может возникнуть пожар?

Игра «Огонь — хорошо, огонь —плохо».

Дети по очереди рассуждают: «Я считаю, что огонь — хорошо, потому что...», «Я считаю, что огонь — плохо, потому что...».

• Чтение стихотворения учителем.

• Словарная работа: каланча, дозор­ные, балка.

• Проверка восприятия стихотворе­ния.

— Какое это стихотворение: груст­ное или веселое?

— Кто является главным героем произведения?

— Почему стихотворение так названо?

• Самостоятельное чтение стихотво­рения.

— Почему возник пожар?

— Кто приехал тушить пожар?

— На каких литературных героев похож пожарный Кузьма? (На богаты­ря, спасающего беззащитных, побежда­ющего Змея Горыныча.)

— Опишите характер Кузьмы.

— Как в стихотворении описан огонь? (Как хитрое животное.)

— Найдите в тексте превращения, которые происходят с пламенем. (Сна­чала огонь мирно гудящий в печи, затем враг, набирающий силу.)

— Какие слова использует автор, что­бы передать «поведение» огня? (Соско­чил огонь с полена, перед печкой выжег пол, влез на стол, побежал по стульям, стены дымом заволок, лижет пол и по­толок, заклубился дым угарный.)

— Чему учит это стихотворение?

4. Физкультминутка.

5. Работа в группах.

— Каждое стихотворение имеет свою мелодию — грустную или веселую, быструю или медленную. Постарайтесь научиться слышать ее, когда будете читать стихи. И не забудьте представ­лять себе картины, описанные поэтом в стихотворении.

Вы знаете, что не всё сразу получает­ся. Много трудностей необходимо преодолеть, чтобы достичь желаемого. Не каж­дый человек может стать поэтом. Вспом­ните, как Незнайка возомнил себя вели­ким поэтом. И что из этого вышло? Ока­зывается, сочинять стихи не так-то про­сто! Почему? Да потому, что стихи — это не просто подобранная рифма. В некото­рых стихах (только представьте себе!) слова не рифмуются вообще! Сейчас мы познакомимся с такими стихами. А вы попробуете себя в роли поэтов.

1-я группа.

В Японии пишут необычные стихо­творения, которые называются хокку. В трех строчках автор «зашифровыва­ет» свою мысль.

* * *

Котенок-шалун...

Тихо трогает лапкой

Упавший листок.

Кобаяси Исса

— Вот как можно расшифровать эти стихи: котенок — это молодость, лис­ток — старость. Наверное, поэт хотел сказать, что молодые люди редко заду­мываются о старости.

Задание: попробуйте «расшифро­вать» второе хокку.

На чумазых котят

Так похожи сережки ивы,

А ведь тоже цветы!

2-я группа.

Давным-давно в ирландском городе Лимерике впервые зазвучали шутли­вые стихи всего в пять строчек. Теперь они так и называются — лимерики.

Задание: восстановите шутливое стихотворение.

Ну и шутник был старый Эдди,

Перепутывал всё на... (свете):

С кошкой вальс... (танцевал),

В шляпу чай... (наливал),

Что весьма раздражало... (соседей).

Эдвард Лир

3-я группа.

Многие поэты пишут акростихи. Тайна таких стихотворений заключает­ся в том, что из первых букв строчек составляется слово-отгадка.

Задание: назовите слово-отгадку.

Подарки солнышка

Весной деньки теплы и ярки!

Едва лишь утро настает,

Со мною встретившись, подарки

На нос мне солнышко кладет.

Узнать легко подарки эти:

Шесть желтых точек на носу.

Кто в мае их не видел? Дети,

Их я навстречу вам несу!

Александр Костюшин


6. Проверка выполненных заданий.

7. Подведение итогов урока.

— Сегодня мы совершили путеше­ствие в мир стихов С. Маршака и по­бывали сами в роли поэтов. Чтобы на­учиться понимать стихи, одного про­чтения недостаточно. Нужно перечиты­вать их несколько раз. Тогда каждое слово станет наполненным особой об­разностью, мелодией и выразительнос­тью. Ведь говорят же: «Читать вырази­тельно!» Это значит вкладывать смысл, настроение в каждое слово и выражать свое отношение к прочитанному.

А закончить урок мне хочется слова­ми С. Маршака.

Пожеланиям друзьям

Желаю вам цвести, расти.

Копить. Крепить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условие.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас.

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего,

А всё хорошее, друзья,

Дается нам недешево!


8. Рефлексия.

— Какими новыми мыслями и чув­ствами вы обогатились?

— Какое задание вам больше всего понравилось?

— Какие трудности вы испытывали на уроке?

— С каким настроением вы закан­чиваете урок?

Задание на дом:

к следующему уроку прочитать про­изведения К. И. Чуковского.

Рекомендательный список: «Федорино горе», «Путаница», «Муха-Цокотуха», «Чудо-дерево», «Краденое солнце», «Приклю­чения Бибигона».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!