Отбор минимума содержания урока - новое знание, которое должны открыть дети: | Цель урока Предметные умения+ новое знание (УУД) Формирование представление о ветре и его роли в природе и жизни человека |
Детальные знания: понятия: ветер, сила и направление ветра, бризы, муссоны, роза ветров закономерности: зависимость силы и направления ветра от распределения атмосферного давления факты: ветер как стихийное бедствие, ветер на службе у человека | Задачи: - предметные Раскрыть причины образования ветра, показать значение его для природы и роль в жизни человека, формировать умение строить розу ветров и читать её. - Метапредметные Развивать внимание, формировать умения сравнивать, аргументировать, обобщать - личностные Воспитывать умение уважать мнение других в ходе дискуссии, формировать рефлексивные качества личности |
Учитель | Ученики |
Долгожданный дан звонок- Начинается урок! Пожелаем всем удачи- За работу, в добрый час! Прежде чем приступить к изучению нового материала, мы с вами проведем интеллектуальную игру | |
Какую оболочку Земли вы сейчас изучаете? | Атмосферу- воздушная оболочка Земли |
Каковы свойства воздуха? | Температура, влажность. |
От чего зависит температура воздуха? | От нагревания земной поверхности |
Что такое атмосферное давление. От чего оно зависит? | Это сила, с которой воздух давит на земную поверхность и все находящиеся на ней предметы. Разница в температуре воздуха. |
А сейчас откроем нашу географическую копилку и решим задачи на пройденные темы. За правильные ответы я выдам вам жетоны. | Отвечают на поставленные вопросы. Подсчитываются жетоны и выявляются победители. |
Ребята, многое мы узнали об атмосфере, знаем, что теплый воздух легкий и поднимается вверх, а холодный тяжелый, опускается вниз. Значит, воздух движется, перемещается. Вот и поговорим сегодня о движении воздуха. |
Движение воздуха является причиной какого-то процесса. Отгадайте загадку: |
Без рук, без ног А дерево гнет. Летит без крыльев и поет, Прохожих задирает. Одним проходу не дает, Других он подгоняет. | Ветер |
Ветер уникальное, удивительное явление природы, которое всегда вызывало у людей интерес. Во многих пословицах, поговорках, песнях, сказаниях упоминается о ветре. В них ветер называют теплым, ласковым, нежным, игривым, озорным, буйным, жестоким, отчаянным, злым. | Читают стихи, поговорки, сказки |
1. Что такое "ветер" и основные причины его образования. Предлагаю прочесть текст-карточку "Как образуется ветер" (приложение 1), рассмотреть схему образования ветра и последовательно рассказать о причинно-следственных связях | Как образуется ветер Рассмотрим, что происходит в атмосфере в жаркий летний день. Открытое пространство, например, поверхность луга, нагревается сильнее, чем земная поверхность над лесом. Нагревшийся от земли теплый легкий воздух поднимается вверх, и над лугом формируется область пониженного атмосферного давления. Прохладный воздух из леса, где давление чуть выше, начинает перемещаться на луг. Из леса веет прохладой, возникает ветер. Ветер - горизонтальное перемещение воздуха из области высокого давления в область низкого. |
По схеме определим направление и силу ветра В первом случае ветер будет дуть слева на право, сила ветра равна 35 единиц, во втором случае наоборот, справа налево, сила ветра 70 единиц. | Схема 1) 770 мм.рт. ст 735 мм.рт.ст 2) 720 мм.рт.ст 790 мм.рт.ст (появляются стрелки, указывается сила) 1) 770 мм.рт. ст (35)735 мм.рт.ст 2) 720 мм.рт.ст (70) 790 мм.рт.ст |
Вопрос: От чего зависит сила ветра? Сделаем вывод: | Открывают учебник, стр.110 (от разности атмосферного давления, от различий в нагреве поверхности и т.д.) Чем больше разница атмосферного давления, тем сильнее ветер, тем больше его скорость. |
Ветер характеризуют по трем показателям: Направление Скорость Сила Определить направление ветра очень просто, это направление, откуда он дует. Например, западный ветер дует с запада, а восточный с востока. (Открыли календари погоды и заполним таблицу направления ветра 1 команда «Декабрь», 2 команда- «Январь») Задание: заполнить таблицу, показав стрелками направление ветров. | Схема Ветер сила скорость направление Месяц | С | СВ | В | ЮВ | Ю | ЮЗ | З | СЗ | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Для определения направления ветра используют флюгер. | |
Результаты наблюдений за направлением ветра можно изобразить с помощью особого графика «Розы ветров». Строиться роза ветров очень просто. Начертим линии основных и промежуточных сторон горизонта. На каждой линии, начиная от центра, нанесем деления по 0,5 см. Затем считая 1 деление – 1 день, отмечаем на каждой линии количество дней в месяце ветров одного направления. Когда все направления отмечены, соединяем концы отрезков. Возникшая фигура и есть роза ветров для данного места в данный месяц. | Иллюстрация построения |
Важной характеристикой ветра является его сила. Сила ветра зависит от скорости. Скорость ветра измеряется в м/с, км/ч, а сила ветра - в баллах. Эти единицы измерения связаны между собой. 1 балл – 2м/с | Сила ветра - в баллах 1 балл – 2м/с Скорость ветра – м/с, км/ч |
В 1805 году британский адмирал Бофорт составил шкалу силы ветров. Только в 1874 году эта шкала была принята Международным метеорологическим комитетом и получила название «Шкала Бофорта» | По шкале Бофорта Скорость в м/сек | Сила ветра в баллах | Название ветра | Признаки | Мене 1 | 0 | Штиль | Дым из трубы идёт вверх, почти вертикально | 4-5 | 3 | Слабый | Ветка качаются. Отклоняется дым | 11-12 | 6 | Сильный | Толстые ветки гнутся верхушки деревьев, шумят | 19-22 | 9 | Шторм | Листья срываются, ветки на деревьях ломаются | Более 29 | 12 | Ураган | Срывает крыши с домов, ломаются деревья | |
Флюгер –анемометр-определяет скорость ветра в данном месте | Ф ЛЮГЕР-АНЕМОМЕТР |
Физкультминутка. (учащиеся встают и выходят из - за столов) Ветер дует нам в лицо (вращение руками), Закачалось деревцо (наклоны в разные стороны), Ветерок все тише, тише (приседания), Деревцо все выше, выше (потягивание вверх). | |
Ветры, наблюдаемые у земной поверхности очень разнообразны. | |
На Земле существуют очень интересные ветры, которые образуются на берегу морей и больших озер и называются они бризы, что в переводе с французского означает "легкий ветер". |
Используя рис.104 учебника " Бриз ", прошу рассказать об образовании бриза.(карточка-задание)группе1 1.Перерисуйте рис.104, обозначьте направление дневного бриза. Для этого: а) определите различия в нагревании поверхности суши и моря и обозначьте области АД; б) покажите стрелками направление ветра. 2.Нарисуйте в тетради схему ночного бриза. Температуру и давление обозначьте произвольно. 3.Сформулируйте определение, что называется бризом. 4.В чем главная особенность этого ветра? Как вы думаете, в какой сезон года бризы выражены сильнее? |
Учитель: На юге Дальнего Востока России, образуются ветры, которые меняют своё направление два раза в год. Это муссоны. |
. |
|
"Ветер - друг или враг человека?" Учащиеся делают вывод: "С одной стороны, ветер полезен для природы и жизни человека, а с другой - враг, приносит немало бед". |
Проверка знаний, полученных на уроке Тест. Детям раздаются карточки с диктантом, выполняют на листочках. (2 мин) Ветер Бриз Флюгер Анемометр Муссон Давление воздуха Ураган Штиль | Ветер, дующий днём с моря на сушу, а ночью с суши на море. Движение воздуха в горизонтальном направлении из мест высокого давления к местам низкого давления. Прибор для определения скорости ветра. Простейший прибор, определяющий направление ветра. Сила, с которой воздух давит на поверхность. Сезонный ветер, дующий зимой с суши на море, летом с моря на сушу. Полное безветрие или очень слабый ветер со скоростью не более 0,5 м/сек. Ветер разрушительной силы и большой продолжительности. | Последовательность выполнения: Проверка теста (слайд) 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 2 | 1 | 4 | 3 | 6 | 5 | 8 | 7 | |
Подведение итога урока Выставление оценок. Задание на дом: 29 продолжить заполнение календаря погоды. Найти определение ветров: самум. Бора, фён |
1. В.П. Дронов, Л.Е. Савельева Учебник «География «Землеведение» 6 класс М. Дрофа 2011г.
2. Данилина Г.Т. «Движение воздуха. Ветер».// География в школе - №2, 1999, стр.57.//
2.Крылова О.В. Современный урок географии. Уроки развивающего обучения 6-7 класс. М., «Школьная Пресса», 2005, стр.54-56.
3. Постникова М.В. Физическая география. Контрольные вопросы, занимательные задания, кроссворды, тесты. 6 класс. – М., «Издательство НЦ ЭНАС», 2005. стр. 109-111.
4.Ревина Н.Н. Урок по теме «Ветер». // География в школе - №2 2005, стр.47//