СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Ветер

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового.Формирование представления о ветре и его роли в природе и жизни человека.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Ветер»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лидинская основная общеобразовательная школа»











Тема урока: «Ветер»

6 класс

Тип урока Изучение нового материала






Учитель Швецова Валентина Владимировна

Учитель географии,

I квалификационная категория























Задачи урока

Образовательные:1. сформировать понятие "ветер", раскрыть причины его образования; показать значение ветра для природы.

Развивающие: продолжать формировать умение выделять главное в тексте учебника, делать самостоятельные выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные: уважать мнение товарищей при участии в дискуссии, уметь отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: учебник «География «Землеведение» 6 класс (В.П. Дронов, Л.Е. Савельева), Презентация «Географическая копилка» (решение задач по теме Атмосфера» карточки-задания, Презентация «Ветер».

Ход урока

Отбор минимума содержания урока

- новое знание, которое должны открыть дети:

Цель урока

Предметные умения+ новое знание (УУД)

Формирование представление о ветре и его роли в природе и жизни человека

Детальные знания:


понятия: ветер, сила и направление ветра, бризы, муссоны, роза ветров


закономерности: зависимость силы и направления ветра от распределения атмосферного давления


факты: ветер как стихийное бедствие, ветер на службе у человека


Задачи:

- предметные

Раскрыть причины образования ветра, показать значение его для природы и роль в жизни человека, формировать умение строить розу ветров и читать её.

- Метапредметные

Развивать внимание, формировать умения сравнивать, аргументировать, обобщать

- личностные

Воспитывать умение уважать мнение других в ходе дискуссии, формировать рефлексивные качества личности

Учитель

Ученики

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок!

Пожелаем всем удачи-

За работу, в добрый час!


Прежде чем приступить к изучению нового материала, мы с вами проведем интеллектуальную игру


Какую оболочку Земли вы сейчас изучаете?

Атмосферу- воздушная оболочка Земли

Каковы свойства воздуха?

Температура, влажность.

От чего зависит температура воздуха?

От нагревания земной поверхности

Что такое атмосферное давление.

От чего оно зависит?

Это сила, с которой воздух давит на земную поверхность и все находящиеся на ней предметы.

Разница в температуре воздуха.

А сейчас откроем нашу географическую копилку и решим задачи на пройденные темы. За правильные ответы я выдам вам жетоны.

Отвечают на поставленные вопросы. Подсчитываются жетоны и выявляются победители.

Ребята, многое мы узнали об атмосфере, знаем, что теплый воздух легкий и поднимается вверх, а холодный тяжелый, опускается вниз. Значит, воздух движется, перемещается. Вот и поговорим сегодня о движении воздуха.

Движение воздуха является причиной какого-то процесса. Отгадайте загадку:

Без рук, без ног
А дерево гнет.

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает.

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет.








Ветер

Ветер уникальное, удивительное явление природы, которое всегда вызывало у людей интерес. Во многих пословицах, поговорках, песнях, сказаниях упоминается о ветре. В них ветер называют теплым, ласковым, нежным, игривым, озорным, буйным, жестоким, отчаянным, злым.

Читают стихи, поговорки, сказки

1. Что такое "ветер" и основные причины его образования. Предлагаю прочесть текст-карточку "Как образуется ветер" (приложение 1), рассмотреть схему образования ветра и последовательно рассказать о причинно-следственных связях

Как образуется ветер

Рассмотрим, что происходит в атмосфере в жаркий летний день. Открытое пространство, например, поверхность луга, нагревается сильнее, чем земная поверхность над лесом. Нагревшийся от земли теплый легкий воздух поднимается вверх, и над лугом формируется область пониженного атмосферного давления. Прохладный воздух из леса, где давление чуть выше, начинает перемещаться на луг. Из леса веет прохладой, возникает ветер.

Ветер - горизонтальное перемещение воздуха из области высокого давления в область низкого.

По схеме определим направление и силу ветра

В первом случае ветер будет дуть слева на право, сила ветра равна 35 единиц, во втором случае наоборот, справа налево, сила ветра 70 единиц.


Схема

1) 770 мм.рт. ст 735 мм.рт.ст

2) 720 мм.рт.ст 790 мм.рт.ст

(появляются стрелки, указывается сила)

1) 770 мм.рт. ст (35)735 мм.рт.ст

2) 720 мм.рт.ст (70) 790 мм.рт.ст


Вопрос: От чего зависит сила ветра? Сделаем вывод:

Открывают учебник, стр.110 (от разности атмосферного давления, от различий в нагреве поверхности и т.д.)

Чем больше разница атмосферного давления, тем сильнее ветер, тем больше его скорость.

Ветер характеризуют по трем показателям:

Направление

Скорость

Сила

Определить направление ветра очень просто, это направление, откуда он дует. Например, западный ветер дует с запада, а восточный с востока.

(Открыли календари погоды и заполним таблицу направления ветра 1 команда «Декабрь», 2 команда- «Январь»)



Задание: заполнить таблицу, показав стрелками направление ветров.








Схема

Ветер

сила

скорость



направление









Месяц

С

СВ

В

ЮВ

Ю

ЮЗ

З

СЗ



















Для определения направления ветра используют флюгер.







Результаты наблюдений за направлением ветра можно изобразить с помощью особого графика «Розы ветров».

Строиться роза ветров очень просто.

Начертим линии основных и промежуточных сторон горизонта.

На каждой линии, начиная от центра, нанесем деления по 0,5 см. Затем считая 1 деление – 1 день, отмечаем на каждой линии количество дней в месяце ветров одного направления.

Когда все направления отмечены, соединяем концы отрезков. Возникшая фигура и есть роза ветров для данного места в данный месяц.

Иллюстрация построения


Важной характеристикой ветра является его сила.

Сила ветра зависит от скорости. Скорость ветра измеряется в м/с, км/ч,

а сила ветра - в баллах. Эти единицы измерения связаны между собой. 1 балл – 2м/с

Сила ветра - в баллах

1 балл – 2м/с

Скорость ветра – м/с, км/ч









В 1805 году британский адмирал Бофорт составил шкалу силы ветров.

Только в 1874 году эта шкала была принята Международным метеорологическим комитетом и получила название «Шкала Бофорта»

По шкале Бофорта

Скорость в м/сек

Сила ветра в баллах

Название ветра

Признаки

Мене 1

0

Штиль

Дым из трубы идёт вверх, почти вертикально

4-5

3

Слабый

Ветка качаются. Отклоняется дым

11-12

6

Сильный

Толстые ветки гнутся верхушки деревьев, шумят

19-22

9

Шторм

Листья срываются, ветки на деревьях ломаются

Более 29

12

Ураган

Срывает крыши с домов, ломаются деревья



Флюгер –анемометр-определяет скорость ветра в данном месте

Ф ЛЮГЕР-АНЕМОМЕТР


Физкультминутка.

(учащиеся встают и выходят из - за столов)

Ветер дует нам в лицо (вращение руками),

Закачалось деревцо (наклоны в разные стороны),

Ветерок все тише, тише (приседания),

Деревцо все выше, выше (потягивание вверх).


Ветры, наблюдаемые у земной поверхности очень разнообразны.


На Земле существуют очень интересные ветры, которые образуются на берегу морей и больших озер и называются они бризы, что в переводе с французского означает "легкий ветер".

Используя рис.104 учебника " Бриз ", прошу рассказать об образовании бриза.(карточка-задание)группе1

1.Перерисуйте рис.104, обозначьте направление дневного бриза.

Для этого: а) определите различия в нагревании поверхности суши и моря и обозначьте области АД;

б) покажите стрелками направление ветра.

2.Нарисуйте в тетради схему ночного бриза. Температуру и давление обозначьте произвольно.

3.Сформулируйте определение, что называется бризом.

4.В чем главная особенность этого ветра?

Как вы думаете, в какой сезон года бризы выражены сильнее?

Учитель: На юге Дальнего Востока России, образуются ветры, которые меняют своё направление два раза в год. Это муссоны.

.

"Ветер - друг или враг человека?"

Учащиеся делают вывод: "С одной стороны, ветер полезен для природы и жизни человека, а с другой - враг, приносит немало бед".

Проверка знаний, полученных на уроке

Тест. Детям раздаются карточки с диктантом, выполняют на листочках. (2 мин)

  1. Ветер

  2. Бриз

  3. Флюгер

  4. Анемометр

  5. Муссон

  6. Давление воздуха

  7. Ураган

  8. Штиль


  1. Ветер, дующий днём с моря на сушу, а ночью с суши на море.

  2. Движение воздуха в горизонтальном направлении из мест высокого давления к местам низкого давления.

  3. Прибор для определения скорости ветра.

  4. Простейший прибор, определяющий направление ветра.

  5. Сила, с которой воздух давит на поверхность.

  6. Сезонный ветер, дующий зимой с суши на море, летом с моря на сушу.

  7. Полное безветрие или очень слабый ветер со скоростью не более 0,5 м/сек.

  8. Ветер разрушительной силы и большой продолжительности.

Последовательность выполнения:

Проверка теста (слайд)

1

2

3

4

5

6

7

8

2

1

4

3

6

5

8

7


Подведение итога урока

Выставление оценок. Задание на дом:

  • 29 продолжить заполнение календаря погоды. Найти определение ветров: самум. Бора, фён



  1. У вас на партах лежат индикаторы настроения, с каким настроением вы сейчас уходите с урока, прикрепите индикатор к карте настроения.


Источники информации:


1. В.П. Дронов, Л.Е. Савельева Учебник «География «Землеведение» 6 класс М. Дрофа 2011г.

2. Данилина Г.Т. «Движение воздуха. Ветер».// География в школе - №2, 1999, стр.57.//

2.Крылова О.В. Современный урок географии. Уроки развивающего обучения 6-7 класс. М., «Школьная Пресса», 2005, стр.54-56.

3. Постникова М.В. Физическая география. Контрольные вопросы, занимательные задания, кроссворды, тесты. 6 класс. – М., «Издательство НЦ ЭНАС», 2005. стр. 109-111.

4.Ревина Н.Н. Урок по теме «Ветер». // География в школе - №2 2005, стр.47//





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!