СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: «Весна, весна, и все ей радо. Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится...»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предназначен для учащихся 2 класса, по программе УМК"Петерсон"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: «Весна, весна, и все ей радо. Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится...»»

УМК «ПЕРСПЕКТИВА»
Предмет:
Литературное чтение

Класс: 2 «а»
Тема: «Весна, весна, и все ей радо. Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится...»
Тип урока: урок развития речи

Цель: познакомить со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» ;
Задачи:

  • Образовательная: формировать умение анализировать художественный текст; работать над навыком осознанного и выразительного чтения.

  • Развивающая: развивать психические процессы: внимание, память, воображение, устную речь.

  • Воспитательная: воспитывать нравственные качества: осуждение простодушия, доверчивости, наивности, глупости, уважение и сострадание друг к другу

УУД

  • Регулятивные: 1. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; 2.Адекватно воспринимать оценку учителя;3.учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

  • Познавательные: 1.Строить речевое высказывание, проводить сравнение,

  • Коммуникативные: 1.Строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы

  • Личностные: 1.Постановка учебной задачи (определение темы и цели урока) 2. Организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества

Ход работы:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)


- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Тихо сели девочки, тихо сели мальчики.



Приветствие учителя

Личностные:

организация форм

совместной учебной

деятельности, учебного

сотрудничества

Л-2

Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии

-Обратите внимание на слайд, прочитайте стихотворение.
Речевая разминка

- Сейчас мы с вами прочитаем стихотворение, шепотом.

Речка голубая

Под небом голубым,

И туман растаял,

Голубой, как дым.

Будто бы кивая

Круглой головой,

Пьет сойка голубая

Из лужи голубой.

- Прочитайте с удивлением, раздражением.

- Прочитайте стихотворение выразительно.
Давайте, проверим домашнее задание. (выставление ученикам оценки за ответ)



Чтение стихотворения разными интонациями











Выставление оценок

Р-1

Выявление места и причины затруднения (определение границ знания и незнания)

Сейчас мы с вами немного поиграем, я вам буду загадывать загадки, кто будет знать отгадку-руку на локоток. Итак, начнём:
1.Из-под снега расцветает.
Раньше всех весну встречает.

2.Их в Голландии найдёте,
Там везде они в почёте.
Словно яркие стаканы,
В скверах там цветут …

3.На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.

4.Дни погожие не редки,

Греются на солнце ветки.

И, как маленькие точки,

На ветвях набухли...


5.Снег и лед на солнце тают,

С юга птицы прилетают,

И медведю не до сна.

Значит, к нам пришла...

Как вы думаете, о чём сегодня пойдет речь на нашем уроке?

Откройте учебник на странице 60.

-Прочитайте название раздела. Как вы его понимаете?




подснежник







тюльпаны




одуванчик




почки



весна


о весне

последовательности

промежуточных целей с

учетом конечного

результата; составление

плана и

последовательности

действий

Л-1

Построение проекта выхода из затруднения

-Определите тему и цель нашего урока.
Правильно, тема нашего урока: «Весна, весна, и всё ей радо. Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится»,

-Откройте свои учебники на стр. 50.Давайте прочитаем диалог Ани и Вани.(дети читают)


-Что вы узнали из этого разговора?



-Прочитайте, что нам говорит профессор Самоваров.

-Что вы узнали из этого разговора?







тема: «Весна, весна, и все ей радо. Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится», цель: познакомиться с лирическими произведениями о весне

Самое главное в стихотворение -это рифма.

в стихотворениях важна рифма. В некоторых стихотворениях нет рифмы, но они не менее красивы

П-1
К-1
Р-3

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Сейчас я вам расскажу о биографии Ф.И Тютчева.
Федор Иванович Тютчев- человек пушкинского поколения. Он младше Александра Сергеевича Пушкина на четыре с половиной года. С детства Фёдор Иванович писал стихотворения, и свое первое стихотворение опубликовал в 14 лет. В своих произведениях он воспевал красоту родной природы.

Первичное знакомство с текстом.

- А сейчас я познакомлю вас со стихотворением Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…» Закройте свои глаза и попробуйте представить картины которые возникают у вас при прослушивании этого стихотворения.(аудизапись)

- Кто является главными героями этого стихотворения?

- «Зима не даром злится...».Что вы представили, услышав название этого стихотворения?

-Закройте глазки и постарайтесь представить себе эту картину. Что происходит между героями в стихотворении?

Кто прав? Кто должен отступить?Какой месяц зимы описывает автор? Подходит ли февраль?

 Словарная работа( слова выведены на слайд)
Недаром – не напрасно, не зря
Пора – время 
Нудит – заставляет
Трезвон – частые, резкие звонки, сильный звон 
Хлопочет – занимается чем-то усердно, добивается чего-то
Пуще – сильнее
Горя мало – о беззаботном, не унывающем человеке, 
Наперекор – назло
Первичный анализ.

-Почему автор слова Зима и Весна пишет с заглавной буквы?



Посмотрите,  как Тютчев называет Зиму? а Весну?

А на самом деле Весна и Зима живые существа?

Тютчев использует в своём стихотворении такой поэтический приём, когда не живые существа предстают перед нами в роли живых. Такой приём называется олицетворение. Давайте прочитаем что оно означает.(кто-то из учащихся читает со слайда определение) 
Поэт пишет о зиме и весне, как о живых существах. Найдите и прочитайте эти строчки.
Зима не хочет уходить почему?





 
Как шумит весна?

Как в природе зима хлопочет, ворчит?

Как отреагировала весна? Почему?


ФИЗМИНУТКА
А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко
И отправились в дорожку.



















Зима и Весна борются за власть на Земле

Весна. Зима
да, подходит так как февраль последний месяц зимы













Зима и Весна-как живые существа, главные герои произведения. У поэта они ведут себя как люди

Ведьма злая. Прекрасное дитя.

нет









потому что ей понравилось,  что  всё белое, холодное, в сосульках, что проявляются уже проталинки, и ей пора уходить.


ручьями, пением птиц

Вьюгами, метелями, пургой с забавой, с задором потому что она молодая, энергичная

Р-1
Р-2

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Повторное чтение и углубленный анализ.

 -Перечитайте стихотворение про себя. Какое настроение у поэта: он радуется или печалится?

-На сколько частей вы поделили стихотворение?

Прочитайте 1 часть.(один из уч-ся читает вслух)

Почему Зима злится?




-Как понимаете 2 последние строчки?

-Прочитайте эту часть выразительно.



Прочитайте 2 часть.(Один читает)

-Как понимаете слова «Все засуетилось»?

-В каком темпе будем читать эту часть

-Прочитайте эту часть выразительно.

-Прочитайте 3 часть.(Один читает)

-Прочитайте и найдите слова, передающие настроение Зимы и Весны.

-Как шумит Весна?

-Прочитайте эту часть выразительно.

-Прочитайте 4 часть.(Один читает)

-Прочитайте и выберите из текста слова в доказательство того, что Зима так просто не уходит. Эти слова являются основными в этой части.

-Как называет поэт Зиму?

-А Весну?


-Прочитайте 5 часть.(Один читает)

-Как отреагировала Весна на проказы Зимы?


-А теперь, кто хочет прочитать всё стихотворение    выразительно? (Несколько детей читают стихотворение вслух)  






на 5 прошла ее


прошла ее пора, наступает Весна, Зиме нужно уходить

сменяются времена года, зима уходит и наступает весна



начало суетиться, действовать торопливо
быстро, торопливо





зима-хлопочет, ворчит; весна-хохочет, шумит
ручьи
шумят весной



Зима хлопочет, на Весну ворчит
ведьма злая
прекрасное дитя


не замечает Зиму, умылась в снегу

Р-3
К-1


Включение в систему знаний и повторение

- С творчеством, какого писателя ознакомились на уроке? Назовите имя. Что вы узнали о его жизни и творчестве?


С каким стихотворением мы познакомились на уроке? 


Ф. И. Тютчев.С детства писал стихи. Писал много о природе
стихотворение Тютчева «Зима не даром злится..»)

Р-3
К-1

Рефлексия учебной деятельности на уроке

У вас на столах лежит шаблон, нарисуйте соответствующий смайлик вашей работы на уроке


Рефлексия

Р-1

Домашнее задание

Выучить стихотворение Ф.И Тютчев «Зима не даром злится…»

Записывают домашнее задание










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!