Дата ____________ Класс ______
Урок № 5. Валентность. Валентные возможности атомов.
Тип урока: комбинированный урок.
Цель: развить представление о валентности, раскрыть физический смысл этого понятия и причины различных валентных возможностей атомов. Выявить закономерности изменения радиусов атомов химических элементов по периодам и главным подгруппам периодической системы.
Задачи:
Образовательная: знать определение валентности с точки зрения теории химической связи. Уметь составлять графические схемы строения внешних электронных слоев атомов, иллюстрирующие валентные возможности атомов, объяснять пятивалентность фосфора и четырехвалентность азота.
Развивающая: развитие внимания, логического мышления через взаимосвязь:; развитие творческого мышления; развитие навыков работы в группе.
Воспитательная: воспитание настойчивости в достижении знаний, чувства товарищества и коллективизма при работе в группе.
Оборудование: периодическая система химических элементов.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Приветствие, проверка посещаемости, сообщение темы урока.
II. Актуализация знаний.
Учитель задает учащимся вопросы:
1. Что такое валентность?
2. Чем определяется высшая валентность атомов?
3. Чем определяется низшая валентность атома?
Ответы учащиеся записывают в тетради:
1. валентность - способность атомов к присоединению определенного числа других атомов.
2. Высшая валентность х.э. – это число электронов на внешнем энергетическом уровне.
3. Низшая валентность – это число свободных мест на атомной орбитали внешнего уровня.
III. Повторение материала
Слово «валентность» (от лат. «valentia») возникло в середине XIX в., в период завершения химико-аналитического этапа развития химии. К тому времени было открыто более 60 элементов. Истоки понятия «валентность» содержатся в работах разных ученых. Дж.Дальтон установил, что вещества состоят из атомов, соединенных в определенных пропорциях. Э. Франкланд, собственно, и ввел понятие валентности как соединительной силы. Ф.А. Кекуле отождествлял валентность с химической связью. А.М.Бутлеров обратил внимание на то, что валентность связана с реакционной способностью атомов. Д.И.Менделеев создал периодическую систему химических элементов, в которой высшая валентность атомов совпадала с номером группы элемента в системе. Он же ввел понятие «переменная валентность».
Валентность – это число химических связей, которое данный атом может образовывать с другим атомом.
Валентность зависит от числа неспаренных электронов.
Валентные возможности атомов определяются не только числом неспаренных электронов, но и числом неподеленных электронных пар, способных переходить на свободные орбитали атомов другого элемента.
Валентные возможности атомов определяются числом неспаренных электронов, а так же числом неподелённых электронных пар способных переходить на свободные орбитали атома другого элемента (участвовать в образовании ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму).
Учитель на основании электронной конфигурации атома (и ее графического отображения) определить валентные возможности атома серы.
Электронная конфигурация S – 3s23p4
3p
3s
2 свободных электрона дают возможность сере образовывать 2 ковалентные связи по обменному механизму. Сера в данном случае проявляет валентность 2.
Химический элемент S расположен в третьем периоде, значит на внешнем энергетическом уровне его имеется 3 энергетических подуровня – s, p и d. Серу можно перевести в возбужденное состояние распарив электроны на 3p-подуровне.
*
3p 3d
3s 3p
3s
Теперь на внешнем энергетическом уровне находится 4 неспаренных электрона. Которые могут участвовать в образовании 4 ковалентных связей по обменному механизму. Валентность серы равна 4.
Аналогично можно распарить электроны, расположенные на 3s-подуровне.
* 3d ** 3d
3p 3p
3s 3s
6 неспаренных электронов на внешнем энергетическом уровне способны образовывать 6 ковалентных связей. Сера в таких соединениях проявляет валентность равную 6.
Таким образом, валентность серы в соединениях может быть равной 2, 4 и 6. В простых веществах валентность серы равно 0.
Понятие основное и возбужденное состояние.
Состояние атома с наименьшей энергией называется основное состояние.
Возбужденное состояние атома энергетически нестабильно. Это состояние, в которое атом переходит, получая энергию извне. Возбужденный атом, отдавая энергию, возвращается в основное состояние. Изменение энергии атома при переходе из одного стационарного состояния в другое связано с изменением строения его электронной оболочки.
Для возможности перехода атома в возбужденное состояние необходимо выполнение одновременно сразу 2-х условий:
Наличие спаренных электронов;
Наличие свободных орбиталей.
Затем учитель формулирует следующее положение: «Мы обсудили, что валентность атома определяется числом неспаренных электронов. Но тогда, мне бы хотелось знать, чему равна валентность азота в катионе аммония NH4+».
Учащиеся с помощью учителя, путем последовательных рассуждений, выводят решение этой проблемы:
Атом N образует три ковалентные связи с атомами водорода: 2p 2s H 1s H 1s H 1s молекула аммиака. Для образования катиона аммония необходимо присоединить к данной молекуле катион водорода (протон). N 2p 2s H 1s H 1s H 1s H+ 1s Такой механизм образования связи называется донорно-акцепторным. Валентные возможности атомов – это допустимые валентности элемента, весь спектр их значений в различных соединениях. |
IV. Закрепление.
Учащимся предлагается на основании электронной конфигурации атома (и ее графического отображения) определить валентные возможности атома.
Совместно с учащимися записываем валентные возможности кислорода, фосфора и азота.
Также разбирается суть таблицы:
V. Рефлексия.
Учитель задает учащимся следующие вопросы:
Что показалась трудным на уроке?
что осталось непонятым?
что бы вы хотели обсудить подробнее?
какое впечатление осталось от урока?
VI. Домашнее задание.
§ 6. упр. 3-4 на стр. 31
4