СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "В царстве грибов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: рассказать обучающимся о строении гриба, о съедобных и несъедобных грибах; научить правильно собирать грибы; актуализировать знания детей о грибах родного края; сформировать представления о лишайниках; развивать познавательную активность детей.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "В царстве грибов"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Озерненская средняя школа

(МБОУ Озерненская СШ)

Окружающий мир 3 класс

Учитель начальных классов:

Орехова Татьяна Николаевна

Конспект урока



Тема урока:

В царстве грибов. Грибы родного края.


Тип урока:

комбинированный.


Цели урока:

познакомить учащихся с царством грибов.

Задачи урока:

рассказать обучающимся о строении гриба, о съедобных и несъедобных грибах; научить правильно собирать грибы; актуализировать знания детей о грибах родного края; сформировать представления о лишайниках; развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли, совершенствовать умения работать в паре, воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование:

Учебник «Окружающий мир», тетрадь на печатной основе, атлас–определитель « От неба до земли» А.А. Плешаков, мультимедиа оборудование, дидактический материал.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Давайте улыбнёмся друг другу. С хорошим настроением начинаем урок. Садитесь.

Хочу пригласить вас сегодня в лес. В нём – деревья, грибы и травы.

В добрый лес, могучий лес, Птицы, звери

Полный сказок и чудес. И прочие твари.

Если внимательны будете, дети, Учёные тоже работают тут,

Тайны чудные откройте эти. Лес они сообществом зовут.

Лес не только для нашей забавы.

- Нам предстоит сделать много новых открытий. Поэтому будьте внимательны.

  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос по теме «Охрана животных».

-Для чего нужна Красная книга? (красная книга нас информирует, какие растения и

животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять)

-Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не жёлтой, синей?

( красный цвет – это значит внимание. Стоп, не убивайте животных, не губите растения. Красная книга – это сигнал опасности.)

-Как вы думаете, почему Красная книга переиздавалась? (появились новые виды животных и растений, которые находятся на грани исчезновения)

- Вспомните, о каких животных мы говорили на прошлом уроке (отгадывает кроссворд каждый на своём листочке)

1.Очень ценный пушной зверёк. Был на грани уничтожения, но предпринятые людьми меры по его охране спасли этот вид животных. Сейчас общая численность их 700 тыс. голов (соболь).

2. Владыка Арктики ( белый медведь).

3. В двух-трёхлетнем возрасте эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются (журавль).

4. Эта большая белая птица служит символом красоты и любви, чистоты и нежности (лебедь).

  1. Знахари готовили из частей его тела лекарства от слабости и трусости (тигр).

  2. Детёныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым красным клювом и ходят два года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд (фламинго).

Самопроверка с образцом на доске. Оценочные листы. Выставляют отметки за домашнюю работу.


  1. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы, постановка целей.

На столе учителя стоит корзина с шишками, веточками деревьев, грибами.

Картинка «Смешанный лес». Звучит запись голосов птиц.

Над рекой широкой,

Сумраком покрыт,

В тишине глубокой

Лес густой стоит. (Н.Никитин)

-Ребята, вы уже догадались, куда мы сегодня отправимся? Конечно, наше путешествие будет в лес. А корзина нам нужна для сбора чего, отгадайте загадку:

И на горке, и под горкой.

Под берёзой, и под ёлкой,

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят (грибы).

Если мы говорим о природе, то прежде всего имеем в виду лес. Люди любят и берегут родные леса. В нашей стране много учёных-лесоводов, лесничих, агрономов, которые охраняют леса, выращивают новые. Там, где нет лесов, сажают лесополосы. Много книг, стихотворений, песен посвящено лесу. Нет такого произведения, где бы не описывалась природа. Родина и природа – понятия неотделимые. Родина – это наш край, район, наша деревня. Там, где лес, - там чистый воздух. Это дом для зверей и птиц, это грибные поляны и душистая, вкусная земляника. Наблюдайте, изучайте, запоминайте.

  1. Объяснение нового материала.

- Грибы- это часть живой или неживой природы? Если это часть живой природы, то к какой группе мы его отнесем к растениям или к животным?  

У Вас на столах опорные сигналы. Если вы считаете, что к растениям, то поднимите зеленый жетон, если это животное, то красный жетон, а если сомневаетесь, то знак «?».

- Я вижу, что ваше мнения разделились. Наука, которая изучает грибы, называется микология. Сегодня вы побудите в роли микологов.

-Чтобы ответить на вопрос: «К какому царству отнести грибы?», я предлагаю поработать в парах и найти ответ на этот непростой вопрос.

Каждая пара получает листок с вопросами. Подчеркни нужное слово.

Гриб  по строению (похож, не похож) на растение и животное. 

Грибы питаются так же, как (растения, животные). 

Грибы (передвигаются, не передвигаются) и (похожи, не похожи)  на (животных, растения).

Грибам необходимы (назовите картинки, которые обвели), как и (растениям, животным). 

Какой вывод мы можем сделать? (Грибы не похожи ни на растения, ни на животные).

Учёные несколько веков не могли решить: что это вообще такое. Сначала они были отнесены к растениям, потом к животным и, наконец, в XIX веке предложили выделить их в особое царство. ( Царство грибов) Грибы – удивительные организмы. У них нет корней и листьев, цветков и плодов, потому что это не растения. Не похожи они и на животных. Вот почему их выделяют в отдельное царство!



-Русские леса славятся грибами. Наверно, многие из Вас с родителями ходили в лес за грибами?

-Из каких частей состоит видимая часть гриба? Рассмотрите схему с.116 учебника

( шляпка и ножка).

-Что находится под землёй? ( грибница).


- Как вы думаете, лесу грибы нужны? Грибы в природе играют очень важную роль? (работа по учебнику с. 112-113)



-Так каким будет ваш ответ? (лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворёнными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.)


-Уничтожая растительные и животные остатки, они выполняют большую санитарную работу по очистке окружающей среды, создавая полезные вещества. Без деятельности грибов на Земле накапливались бы высохшие листья, истлевшие деревья и животные. Если не станет в лесу грибов – лес начнёт болеть.

Грибы- это богатство леса. Некоторые виды грибов занесены в Красную книгу и нуждаются в особой охране. В 1984 году 20 видов грибов было занесено в Красную книгу России. Среди них грифола курчавая, шишкогриб хлопьеножковый, решёточник красный, паутинник фиолетовый, рогатик пестиковый.



Тело гриба состоит из грибницы, ножки и шляпки. Грибница живёт в земле, оплетая корешки деревьев и добывая для них воду из почвы, а благодарные деревья снабжают грибы сладким питательным соком. Собирая грибы, надо аккуратно срезать их ножом, чтобы не повредить грибницу. На следующий год из неё вырастет новый гриб. Грибы бывают съедобные и несъедобные, в том числе ядовитые.

Где искать съедобные грибы?

Люблю грибы собирать! (Читает подготовленный ученик)

Под берёзами – подберёзовики. Ножка тоненькая, шляпка широкая. В сухом бору гриб боровичок. Боровичок – мужичок. Толстой ногой упёрся в землю, понатужился и поднял головой целый ворох хвоинок и листиков. Шапка на глаза насунулась, смотрит сердито… Бурый боровик. Вдоль ручья – осинки. Под осинками – подосиновики. Бравы ребята в белых майках и красных тюбетейках. Через осинник – лесная тропинка. Петляет, виляет и куда ведёт неизвестно. Иду и за каждой вилюшкой : то лисички – жёлтые граммофончики, то опёнки – ноги тонки, то сыроежки – говорушки. (По Сладкову Н.)

Показ слайдов грибов

  • Грибы съедобные

  • Грибы ядовитые

- Как человек использует грибы? 
- Съедобные грибы называют иногда растительным мясом. В них много необходимых организму питательных веществ и витаминов. Грибы богаты белками, содержат жиры, минеральные вещества, микроэлементы- железо, цинк, кальций, йод, фосфор.

- Некоторые несъедобные грибы употребляют в пищу животные: сороки, белки. А лоси проглатывают эти грибы целиком. Мухоморы для лосей являются лекарством.

V. Физкультминутка.

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И немножко все устали!

VI. Самостоятельная работа

  1. Правила сбора грибов (читают в учебнике с.115)

  2. Работа в тетради на печатной основе.

VII. Подведение итогов урока.

-Вернёмся к началу урока и вспомним вопрос, который мы себе поставили?

-Как вы думаете, мы ответили на него?

-Для себя вы что-нибудь новое открыли?

- Как могут пригодиться в жизни, знания открытые на уроке?

  1. Трудно представить себе землю без лесов. Лес – чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена года. Леса украшают землю. Люди не могут обойтись без леса. Лес – это лёгкие нашей планеты. Его надо охранять и беречь.



VIII. Домашнее задание. С 116

IX. Рефлексия урока.

-Закончите фразу…

  • сегодня я узнал...

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • я научился…

  • я смог…

  • было интересно узнать, что…

  • меня удивило…

  • мне захотелось














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!