Урок № Дата проведения: ________________
Тема: В.П. Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои. Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Класс: 5
Цели: познакомить учащихся с творчеством В.П. Астафьева, пробудить интерес к личности писателя, к его произведению; формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
Задачи: обучающие:
- познакомить учащихся с биографией В.П. Астафьева (кратко), пробудить интерес к его личности;
- продолжить работу по обучению аналитическому пересказу и аналитическому комментарию художественного текста, работу над характеристикой литературного героя;
развивающие:
- совершенствовать речевые умения: пересказ художественного произведения, выразительное чтение отрывков;
- развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном;
воспитательные:
- помочь учащимся задуматься, как человеку выйти из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью;
- вызвать у учащихся эмоциональный отклик на прочитанное.
Оборудование: раздаточный материал, презентация, проектор, компьютер, доска, текст «Васюткино озеро»
Ход урока
1) Организационный этап.
2)Постановка целей и задач урока.
Ребята, сегодня мы познакомимся с творчеством замечательного русского писателя Виктора Астафьева, продемонстрируем умения и навыки в области литературы на примере рассказа "Васюткино озеро".
3) Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания. Рассказ ученика о детстве писателя, рассказ о предыстории «Васюткиного озера»
4) Первичное усвоение новых знаний.
1)Автобиографичность произведений. Рассказ «Васюткино озеро»
Прочитаем статью В. П. Астафьева «Судьба рассказа „Васюткино озеро“» в учебнике (с. 117).
Запишем на доске и в тетрадях слово биография.
— Как вы думаете, это слово исконно русское или заимствованное? Из какого языка оно заимствовано?
— Как вы понимаете значение слова биография?
— Кто такой автор произведения? Что означает слово автобиография?
Автобиография — описание своей жизни.
— Какое произведение мы можем назвать автобиографическим?
Автобиографическое произведение — произведение, в котором автор рассказывает о своей жизни.
Сделаем в тетради еще одну запись:
Автобиографичное произведение — произведение, содержащее элементы автобиографии.
Рассказывает писатель именно о себе или ставит своего героя в ситуацию, в которой оказался он сам?
Приходим к выводу, что Астафьев рассказывает не о себе, но наделяет своего героя чертами своей биографии, поэтому рассказ называем автобиографичным.
2)Словарная работа
3)Работа с литературоведческими терминами.
Сюжет художественного произведения и его элементы (раздаточный дидактический материал на партах).
4)Составление композиционного плана. (На соответствие) (слайд)
Экспозиция. 1. Рассуждения об озёрах и их названиях. 2. Неудачные дни бригады Шадрина.
Завязка. Поход Васютки в тайгу.
Развитие действий. 1. Потеря затесей. 2. Страх и отчаяние героя. 3. Действия по спасению. 4. Выход к реке.
Кульминация. Появление бота и возвращение домой.
Развязка. 1. Васютка дома. 2. Путь к озеру и его освоение.
Эпилог. Пятнышко на карте - "Васюткино озеро".
Физминутка
6) Первичное закрепление.
Герои (схема на доске Гл, второст):
Посмотрим на систему персонажей в рассказе.
В любом произведении персонажи по-разному влияют на сюжет, и им отводится разное место.
Поэтому есть главные персонажи, которым отводится самая важная роль в сюжете. Есть второстепенные персонажи, которые менее важны. И есть эпизодические персонажи, которые просто мелькают в тексте. В рассказе Астафьева главный персонаж – один.
Чтение таблицы по произведению (слайд)
Коррекционное упражнение «Узнай и назови одним словом»
Неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый (лес)
Молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая (тайга)
Небольшое, унылое, подёрнутое ряской (озеро)
Молочный, клейкий, неподвижный (туман)
Далёкие, таинственные, мерцающие (звезды)
Раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая (река)
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
На 4:
Нарисуйте иллюстрации к рассказу, перескажите изображённый эпизод.
Составить памятку «Советы, идущему в лес».
На 5:
Составить кроссворд по содержанию рассказа.
Напишите письмо Васютке, расскажите, чему вы у него научились.
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
- чему научило вас произведение В.П. Астафьева? (желание изучать и беречь живую природу своего края)
- в чем заключается главная мысль произведения? (уметь находить выход в самой трудной ситуации, надеяться на лучшее, не опускать руки)
- почему автор так назвал свое произведение?
Словарная работа.
Фортуна – судьба, случай, счастье («Нет фарту», - говорит один из героев. Значит не везет.)
Бот – небольшое плавательное судно для ловли рыбы.
Бурелом – деревья, поваленные бурей.
Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.
Затесь– зарубки на стволах деревьев.
Переметы – ловушки для рыб, которые ставят поперек течения реки.
Паромы – сети.
Патронташ – специальная лента с гнёздами для патронов.
Тягун – подводное течение.
Сюжет художественного произведения и его элементы
Сюжет - это система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям.
Иными словами, сюжет - это схема, цепь событий, из которых состоит ваша история.
Элементы сюжета - экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка.
Экспозиция - изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки, в которых они находятся в начале действия, до основного события.
В экспозиции даётся место, где происходит действие, настроение, психологический климат в начале сюжета.
Завязка - начальный момент в развитии событий. Читатель получает первые представления об изображаемых характерах и конфликте между ними.
Развитие действия - цепочка событий, приближающих героя к его финальной "битве"(к главному поступку, переживанию, потрясению).Нарастает напряжение, мы приближаемся к кульминации.
Кульминация - точка высшего напряжения. Играет существенную роль в раскрытии характеров действующих лиц и в развёртывании художественного конфликта.
Развязка - заключительный момент в развитии произведения. Она как бы добавляет последние штрихи к характерам действующих лиц.
Словарная работа.
Фортуна – судьба, случай, счастье («Нет фарту», - говорит один из героев. Значит не везет.)
Бот – небольшое плавательное судно для ловли рыбы.
Бурелом – деревья, поваленные бурей.
Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.
Затесь– зарубки на стволах деревьев.
Переметы – ловушки для рыб, которые ставят поперек течения реки.
Паромы – сети.
Патронташ – специальная лента с гнёздами для патронов.
Тягун – подводное течение.
Сюжет художественного произведения и его элементы
Сюжет - это система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям.
Иными словами, сюжет - это схема, цепь событий, из которых состоит ваша история.
Элементы сюжета - экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка.
Экспозиция - изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки, в которых они находятся в начале действия, до основного события.
В экспозиции даётся место, где происходит действие, настроение, психологический климат в начале сюжета.
Завязка - начальный момент в развитии событий. Читатель получает первые представления об изображаемых характерах и конфликте между ними.
Развитие действия - цепочка событий, приближающих героя к его финальной "битве"(к главному поступку, переживанию, потрясению).Нарастает напряжение, мы приближаемся к кульминации.
Кульминация - точка высшего напряжения. Играет существенную роль в раскрытии характеров действующих лиц и в развёртывании художественного конфликта.
Развязка - заключительный момент в развитии произведения. Она как бы добавляет последние штрихи к характерам действующих лиц.