СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "В.М. Гаршин. "Сигнал"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "В.М. Гаршин. "Сигнал"»

Тема. В.М. Гаршин. О писателе. Психологизм произведений писателя. В.М. Гаршин. Героизм и готовность любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал».

 Цели урока:

  • проанализировать рассказ В.М. Гаршина «Сигнал»;

  • охарактеризовать образы главных героев произведения;

  • дать определение понятию «подвиг» на основе анализа поступков героев произведения;

Задачи урока:

  • продолжить работу по обучению анализировать литературный текст, делать обобщающие выводы, высказывать и обосновывать собственную точку зрения.

  • углублять умение художественного восприятия, художественного истолкования эпизодов литературного произведения; развивать умения сравнивать и характеризовать литературных героев; развивать речь и словарный запас учащихся;

  • воспитывать нравственные качества: доброту, ответственность за себя и других людей, совести, долга, самопожертвования; способствовать воспитанию духовно развитой личности.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Приёмы, УУД

Организационный момент

 

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Первичное усвоение новых знаний.

 Всеволод Михайлович Гаршин (1855–1888) – автор двух небольших книжек рассказов, в которых, по словам Г. Успенского, было «положительно исчерпано все содержание нашей жизни». Рассказ «Сигнал» был написан и впервые опубликован в журнале «Северный вестник» в 1887г.



Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в тетради.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные: давать определения новым понятиям темы.

Первичное закрепление.

  1. Словарная работа

- Что такое дрезина? Дрезина – это небольшая тележка, передвигаемая по рельсам вручную.

- А что обозначает костыль в данном тексте? Это толстый гвоздь, которым рельс прикрепляется к шпале.

- А какие меры длины вам встретились? Верста(1,06 км), сажень(2,13)

2) Аналитическая работа по тексту

Кто является главными участниками этого эпизода, как и рассказа в целом? (Семен Иванов и Василий Спиридов)

Итак, какие фрагменты рассказа характеризуют Семена Иванова, а какие Василия Спиридонова?

Похожи или различны образы главных героев? Различны.

Каким же представляется вам Семен?

А каким вы увидели Василия?

Чьи действия вам кажутся более предсказуемыми? Почему?

Можно ли сказать, что герой совершает подвиг человеколюбия? Почему?

Ребята, а в первый ли раз Семен жертвует собой ради других?

А теперь давайте подумаем над действиями Василия. Однозначны ли они?

Можно сказать, что Василий совершает 2 поступка:

1) Ставит под угрозу жизни людей, испортив пути;

2) Спасает людей;

Как вы думаете, что повлияло на возвращение ослепленного обидой Василия?

Сожалеет ли Василий о содеянном?

Что хотел сказать В.М. Гаршин своим рассказом?

Осуществляют учебные действия по намеченному плану
Обсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.
Объясняют, анализируют, формулируют.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе.

Домашнее задание

 Подготовиться к сочинению-рассуждению.

Письменно ответить на вопрос: Какой смысл вкладывает писатель в название своего рассказа?

Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей, записывают домашнее задание

Регулятивные: умение выбрать задание по силам.
Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем.

  




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!