СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 9 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок обществознания по теме «Право на труд. Трудовые правоотношения». Цели урока:  Сформировать представление о трудовом законодательстве и понимание смысла основных терминов трудового права, особенностей трудового права несовершеннолетних.

Развивать умения поиска и извлечения нужной информации в различных источниках.

Формировать у учащихся опыт работы с правовыми документами и их анализа, применения знаний по трудовому праву на практике.

Способствовать формированию таких качеств личности как уважение к труду, ответственность, осознанный выбор профессии.  

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 9 классе»

Дата: 06.03.2017

Класс: 9

Открытый урок обществознания по теме «Право на труд. Трудовые правоотношения».
Цели урока: 
Сформировать представление о трудовом законодательстве и понимание смысла основных терминов трудового права, особенностей трудового права несовершеннолетних.

Развивать умения поиска и извлечения нужной информации в различных источниках.

Формировать у учащихся опыт работы с правовыми документами и их анализа, применения знаний по трудовому праву на практике.

Способствовать формированию таких качеств личности как уважение к труду, ответственность, осознанный выбор профессии.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Организация деятельности учащихся – работа в группе.
Оборудование урока – компьютер, проектор, раздаточный материал.
Ход урока:
I. Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок я хочу начать с притчи.
«Три человека возили в тележках камни.
У одного из них спросили:
— Что ты здесь делаешь?
Остановившись и вытерев пот, он устало ответил:
— Я таскаю камни.
Тот же вопрос задали второму. Он ответил:

— Я зарабатываю деньги. У меня большая семья, и я должен её кормить.
Третий человек, услышав такой же вопрос, ответил:
— Я строю храм!»
О чем эта притча? (Об отношении человека к труду, к своей работе). Действительно, сегодня мы будем говорить об очень важных для каждого человека вопросах – труде, трудовых правоотношениях. Вы уже знакомы с некоторой информацией о трудовом праве, и сегодня, наверняка, узнаете что-то новое. Для начала вам нужно разделиться на 2 команды. Урок будет проходить в форме квест – игры. Итак, сегодня, вам предстоит пройти три этапа игры, которая покажет, сумеете ли вы в жизни применить правовые и социальные знания.

Работать сегодня, как я уже говорила, вы будете в группах (командах), за все задания квеста каждая группа сможет заработать определенное количество баллов. Квест будет пройден успешно, если команда наберет более 20 баллов. На столах вы видите оценочные листы, в которые вы будете записывать количество полученных баллов вашей группы за каждый этап квеста, а в конце урока каждый из вас оценит работу своей группы. Таким образом, пройдя все этапы квеста, мы узнаем, какая группа сможет применить свои знания в жизни, в частности при устройстве на работу.

Если в ходе нашего квеста, вы увидите ошибочный ответ выступающей группы или хотите дополнить ответ, то вы можете выразить протест, подняв флажок, и дать правильный ответ, заработав себе дополнительный балл. На выполнение каждого задания дается определенное количество времени, по истечении которого дается сигнал.







Разминка:

Составить пословицы о труде. Каждый участник 1 команды составляет свою пословицу о труде и зачитывает, а 2 команда проверяет правильность. Потом участники 2 команды зачитывают свои пословицы, 1 проверяет их правильность (полностью правильно – 5 баллов).

А теперь переходим к 1 этапу игры.

1 этап квеста. «Трудовые правоотношения»

Назовите, что же является источниками ТРУДОВОГО ПРАВА в современном обществе? (Конституция РФ и Трудовой кодекс РФ)

Каждая группа получает задание, связанное с трудовым законодательством, где необходимо заполнить вторую часть таблицы. Затем представитель от группы озвучивает результат работы, а участники 2 группы внимательно слушают, и если что-то хотят добавить или с чем-то не согласны, то поднимают руку, таким образом, они могут заработать дополнительный балл. (5 баллов)

1.Отметьте знаком «+» обязанности работодателя и знаком «-» обязанности работника:

А) лично выполнять определенную соглашением трудовую функцию

-

Б) предоставить работу по обусловленной трудовой функции (специальность, квалификация, должность)

+

В) обеспечить условия труда, предусмотренные законодательством

+

Г) соблюдать действующие в организации правила внутреннего распорядка

-

Д) своевременно и в полном объеме выплачивать заработную плату

+



2 этап квеста. «Основные понятия» (5 баллов)

На данном этапе вам предлагается привести в соответствие колонки таблицы, в которой основные понятия и термины перепутаны местами.


Понятия


Определения


1

Безработный



А. Добровольное соглашение между работником и работодателем, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по его трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно выплачивать заработную плату, а работник обязуется выполнять определённую этим соглашением трудовую функцию и соблюдать правила внутреннего распорядка.


2

Трудовой договор


Б. Лицо, не имеющее работы и постоянного заработка, зарегистрированное в службе занятости.


3

Трудовые отношения


В. Объединение работников предприятия для защиты своих интересов, предусмотренное Трудовым законодательством.

4

Профсоюз


Г. Документ, подтверждающий трудовую деятельность.

5

Трудовая книжка


Д. Отношения между людьми в процессе трудовой деятельности.


Ответы: 1 - Б; 2 - А; 3 - Д; 4 - В; 5 – Г.

(5 баллов)

На следующем этапе вам предлагается вставить нужные слова в текст.

3 этап квеста.

«Работа с текстом»

1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, называется ________(труд)________.

2. Отношения, возникающие между людьми по поводу их непосредственного участия в процессе труда, называются ________(трудовые взаимоотношения)_________.

3. Отрасль права, которая регулирует общественные отношения по применению труда на предприятиях, называется ___(трудовое право)___.

4. Главный правовой акт трудового права ___(Трудовой кодекс)___.

5. Письменное соглашение между работником и работодателем называется __________________________. (5 баллов).

4 этап. «Правовые задачи». На данном этапе вам нужно решить правовые задачи, используя документы, которые лежат у вас на столах, дать обоснованные ответы. При полном ответе каждая задача оценивается в 5 баллов, итого за все задания можно получить 10 баллов).

1 группа

1. 17-летний молодой человек хотел бы работать в ночное время в ресторане «Сона». Допускается ли такой вариант работы несовершеннолетнего? (Нет. К работам в ночное время, а также к сверхурочным, к работе в выходные дни лица моложе 18-ти лет не допускаются).

2. Несовершеннолетний Цыренов устроился на работу в спортивный комплекс «Тамир». Он заключил трудовой договор, куда с его согласия было включено условие об испытательном сроке продолжительностью 3 месяца. По окончании трех месяцев испытательного срока Цыренова уволили, признав неудовлетворительными результаты испытания. Правомерно ли увольнение Цыренова? Почему? (трудовой договор заключается с 16 лет, несовершеннолетним не устанавливается испытательный срок).

2 группа

1. Шестнадцатилетний учащийся агропромышленного техникума Бадмаев намеревался устроиться на работу в период летних каникул на мясокомбинат г. Закаменск. Но в отделе кадров ему в этом отказали, ссылаясь на несовершеннолетие и отсутствие разрешения родителей на трудоустройство.
Правомерен ли отказ? С какого возраста и при каких условиях граждане могут быть субъектом трудового права?  

(Статья 188. Возраст, с которого допускается прием на работу
Не допускается прием на работу лиц моложе шестнадцати лет.
С согласия одного из родителей или лица, его заменяющего, могут, как исключение, приниматься на работу лица, достигшие пятнадцати лет.
Для подготовки молодежи к производительному труду допус­кается прием на работу учащихся общеобразовательных школ, про­фессионально-технических и средних специальных учебных заве­дений для выполнения легкой работы, не причиняющей вреда здо­ровью и не нарушающей процесс учебы, в свободное от учебы вре­мя по достижении ими четырнадцатилетнего возраста с согласия одного из родителей или лица, его заменяющего).

2. При производстве ремонтных работ по водоснабжению работник Семенов, в возрасте 17 лет, отработав дневную смену - 7 часов, отказался от дальнейшего выполнения работы сверхурочно и покинул рабочее место, за что ему работодателем был объявлен «строгий выговор».

Дайте обоснованную правовую оценку действий работника и работодателя.

(В соответствии со статьёй 94 ТК РФ – продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

для работников в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - 5 часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 7 часов;

Статья 268. Запрещение направления в служебные командировки, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет.

Запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет (за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений, профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями профессий, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений).

Статья 192. Дисциплинарные взыскания.

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям).

Таким образом, работник Семёнов законно отказался от дальнейшего выполнения работы сверхурочно.

5 этап квеста. «Найдите нарушения прав».

Текст 1
Задание: найдите нарушения трудовых прав Золушки, проанализировав предложенный текст:
15-летнюю Золушку мачеха отправила на работу в Дом быта. Отец Золушки ничего не знал об этом, т.к. дочь не хотела его расстраивать. При приёме девочка устно обговорила условия своей работы с хозяйкой Дома быта. После чего приступила к исполнению своих обязанностей с 6-00 до 21-00 ч. В течение трёх месяцев она должна была проявить себя, после чего хозяйка примет окончательное решение: оставить на работе или уволить.
Однажды хозяйка вызвала Золушку и сказала: «Скоро новогодний бал! Нужно привести в порядок новогодние костюмы для придворных, поэтому придется работать в выходные дни». Девочка проработала все выходные и даже оставалась ночью, чтобы выполнить задание хозяйки. Золушка надеялась, что на повышенную зарплату за работу в выходные дни и ночные смены, она сможет купить себе вечернее платье и покорить принца. Но к её удивлению, зарплата оказалась той же, что и в прошлом месяце.
На балу Золушке так и не пришлось танцевать с принцем. Хозяйка по поручению короля отправила её работать крупье в придворный игорный клуб.
Золушка трудилась не покладая рук целый год и заслужила настоящий отпуск. Пришло лето. Хозяйка сама уехала отдыхать в тридесятое царство, а у Золушки как всегда было много работы, и в отпуск она не пошла. Лишь осенью хозяйка сжалилась над девочкой и дала отдохнуть ей две недели.


Текст 2

Задание: найдите нарушения трудовых прав падчерицы из сказки «12 месяцев», проанализировав предложенный текст:


Главная героиня сказки «12 месяцев» устрои­лась служанкой в дом к своей мачехе. Мачеха устно оговорила все ее обязанности, которые заключались в том, чтобы выполнять работу по дому. Однако мачеха устную договоренность не соблюдала. 15-летняя девушка чистила снег, в сильный мороз ходила в лес за хворостом.
Частенько мачеха отправляла ее на несколько дней в соседнюю деревню помочь своей сестре. Днем и ночью, не покладая рук, трудилась бед­няжка, носила тяжелые ведра с водой, колола дрова, а по ночам гладила белье.
Приближались новогодние праздники, девуш­ка возлагала большие надежды на них, рассчиты­вая встретить праздник дома у елки. Но коварная мачеха в новогоднюю ночь отправила ее в город за подснежниками. В цветочном магазине «12 месяцев» девушке помогли не только с подснеж­никами, но и предложили хорошую работу.


Завершающий этап. Давайте подведем итоги нашей квест - игры. Итак, сегодня наши команды заработали ….., что говорит о том, что все неплохо поработали. Пожалуйста, скажите, что нового мы с Вами узнали на уроке? Нашли ли ответы на вопросы, которые стояли перед нами? Трудно ли было? Какие этапы игры были наиболее интересными?

(В ходе урока мы выяснили, что каждый гражданин России имеет право на труд, имеет право свободно выбирать профессию и место работы и т.д.)

Итоги урока:

Самые активные учащиеся получают…….

Всем спасибо за работу. Хочу пожелать вам, чтобы в жизни вы выбрали такую работу, которая приносила бы вам радость и удовольствие, чтобы вы поняли, что не таскаете камни и не просто зарабатываете деньги, а возводите храм - храм своего благополучия и счастливого будущего!

Домашнее задание: прочитать § 17, выполнить задания 4,5 на с.141.



























1. Старший брат 16-летней Ольги работает в казино. Он предложил Ольге устроить её на работу в качестве уборщицы игрового зала. Может ли администрация казино заключить с Ольгой трудовой договор?

2. Несовершеннолетний Иван подал заявление на имя директора магазина. В заявлении он просил принять его на работу ночным сторожем. Можно ли принять Ивана для выполнения этой работы?

3. Несовершеннолетний Антон устраивается на работу. В отдел кадров предприятия он принёс трудовую книжку, паспорт, заявление, документ воинского учёта, свидетельство государственного пенсионного страхования. Можно ли с Антоном оформить трудовой договор?

4.В марте 17-летняя Ольга была принята на работу. В июне она подала заявление с просьбой предоставить ей отпуск в июле. Администрация завода отказалась удовлетворить просьбу Ольги, сославшись на то, что отпуск за первый год работы предоставляется работникам по истечении шести месяцев непрерывной работы. Права ли администрация завода?

5. Сироткин, 16 лет, и Мальцев, 17 лет, приняты на работу на автозавод учениками слесаря. В течение первых двух месяцев они работали по 7 часов в день. Затем им поручили работу на полуавтомате, и мастер распорядился, чтобы Сироткин и Мальцев работали по 8 часов в день. Инженер по технике безопасности указал мастеру на нарушение закона. Мастер возразил, сказав, что им присвоен третий разряд и они уже не являются учениками. Кто прав в данной ситуации? Поясните свой ответ.

Ответы:

Нет, работа в подобных заведениях, которые могут отрицательно влиять на нравственность подростка, запрещена ТК (ст. 256).

Нет. Ночная работа запрещена для несовершеннолетних (ст. 265 ТК).

Нет, не хватает медицинской справки о состоянии здоровья несовершеннолетнего.     (Ст. 266 ТК).

Администрация не права, т.к. несовершеннолетний работник может получить ежегодный оплачиваемый основной отпуск в удобное для него время (Ст. 267 ТК).

Неправ мастер. Норма рабочего времени для несовершеннолетних 16 лет составляет 7 часов независимо от должности несовершеннолетнего (Ст. 94 ТК.)

 



Тест для 9 класса по теме «Право на труд. Трудовые правоотношения»

Примечарие: количество заданий в тесте может быть изменено учителем. Тестовые задания могут даваться дифференцированно.

1. Документ, подтверждающий трудовую деятельность:

1) трудовая книжка;                   3) Трудовой кодекс РФ;

2) трудовой договор;             4) коллективный договор.

2. Обязанностью работника является:

1) создание профессиональных союзов;                3) соблюдение трудовой дисциплины;

2) повышение своей квалификации;                      4) выплата заработной платы.

3. Верно ли, что:

а) размер заработной платы всегда зависит от наличия образования;

б) размер заработной платы не может быть меньше установленного государством минимального размера оплаты труда?

1) верно только а;    2) верно только б;    3) верны оба суждения;    4) оба суждения неверны.

4. Верно ли, что:

а) досрочное расторжение трудового договора, увольнение возможны только по обоюдному согласию работника и работодателя;

б) о расторжении трудового договора работник должен предупредить работодателя за 2 недели до увольнения?

1) верно только а;    2) верно только б;    3) верны оба суждения;    4) оба суждения неверны.

5. Что является объектом трудовых правоотношений?

1) результат трудовой деятельности;         3) работник;

2) работодатель;                                           4) взаимные права и обязанности сторон.

6. Обязанностью работодателя является:

1) создание профессиональных союзов;        3) соблюдение трудовой дисциплины;

2) повышение своей квалификации;              4) своевременная выплата заработной платы.

7. Верно ли, что:

а) для работников, продолжающих обучение в школе, предусмотрен сокращенный рабочий день;

б) льготой для работников, получающих высшее профессиональное образование, является предоставление им дополнительного отпуска?

1) верно только а;    2) верно только б;    3) верны оба суждения;    4) оба суждения неверны.

8. Нормальная продолжительность рабочей недели составляет не более:

1) 36 часов;    2) 24 часов;    3) 40 часов;    4) 35 часов.

9. Что является причиной увольнения сотрудника?

1) инициатива работника;              3) личная неприязнь;

2) прогул;                                          4) неисполнение трудовых обязанностей.

10. Заполните пропуск в предложении.

Рабочее время - это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего распорядка организации и условиями трудового договора ______________________________________________________________________________________________________________________________.

11. Заполните пропуск в предложении.

Для подростка не достигшего возраста 16 лет продолжительность рабочего времени не должна составлять более _______ часов в неделю.

12. Назовите не менее 2-х прав и 2-х обязанностей работника.

13. Что такое источники трудового права. Назовите не менее 3-х источников.

14. Назовите виды отдыха (5 видов).























4.1. Образец трудового договора.

Примечание: Учитель вносит в текст договора необходимые изменения.

ТРУДОВОЙ ДОГОВОР

с.Бургуй                                                                                                                                                                                                          1 сентября 2016 г.

МАОУ «Бургуйская СОШ», именуемая в дальнейшем «Организация», в лице директора школы Тудуновой Д.Б., действующего на основании Устава, и гражданин Бадмаев Б.Б., именуемый в дальнейшем «Работник», заключили настоящий договор о нижеследующем:

1.Предмет договора.

1.1. Работник с 1 сентября 2016 г. принимается на должность старшего кочегара «Организации» с возложением на него обязанностей, соответствующих этой должности.

2.Взаимные обязательства сторон.

2.1.В качестве старшего кочегара работник: ____________________________________

2.2.Организация обязуется:

  • обеспечить работнику условия труда, необходимые для выполнения им обязанностей по договору;

  • оборудовать рабочее место работника необходимым инвентарем.

3. Оплата труда.

3.1. Работнику гарантируется оклад в размере 5000 руб. в месяц.

3.2.Работнику выплачивается вознаграждение по результатам работы за год.

3.3. Оплата труда может повышаться в порядке, установленном законом РФ «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан РФ».

4.Рабочее время и время отдыха.

4.1. Работнику устанавливается ненормированный рабочий день.

4.2. Окончание и начало работы, перерывы на обед определяются правилами внутреннего трудового распорядка.

4.3. Ежегодно работнику предоставляется отпуск в 28 календарных дней.

4.4. К ежегодному отпуску выплачивается материальная помощь в размере трёх размеров минимальной оплаты труда.

5.Изменение, прекращение договора.

5.1. Осуществляется на основе действующего законодательства.

Адреса сторон:

Подписи сторон.

 




6. Мальчики (Артур - 18 лет, Семён - 16 лет, Леонид - 15 лет, но уже закончил школу, Фёдор - 14 лет, ученик 9 класса) пришли наниматься на работу в должности расклейщиков объявлений. С кем и на каких условиях работодатель имеет право заключить трудовой договор?

9.Несовершеннолетний Петров решил устроиться на работу. Он обратился в ночной клуб с просьбой устроить его туда в качестве бармена. Примут ли Петрова на работу?

Задача 1
Семнадцатилетний учащийся агропромышленного техникума Гармаев на протяжении года в свободное от обучения время работал курьером в организации «Почта России».
Какой длительности должно быть его рабочее время?

(Ответ: продолжительность 18 часов в неделю).


собеседование

Как вы думаете, достаточно ли знать ТК РФ для устройства на работу?

Какими еще знаниями или умениями должен обладать человек для того чтобы получить желаемую должность? (ответы уч-ся)

Второй этап квеста состоит из трех заданий, оценивать правильность и полноту ответов вам предстоит у противоположной группы, обменяйтесь оценочными листами.

Задание №1. Вам необходимо свои жизненные (социальные) знания связать с ситуацией устройства на работу и согласиться либо не согласиться с утверждениями и обосновать свои ответы. Каждой группе дается четыре утверждения, на обсуждение которых у вас есть 1 минута. Затем каждая группа зачитывает утверждение и свои варианты ответа. Остальные группы внимательно слушают и не забывают про сигнальную кнопку.

За каждый правильный полный ответ группа получает 4 балла, если ответы неверны или допущены ошибки – 2 балла.



ТЕСТ «Что я знаю о психологических аспектах при приеме на работу»

Вопросы для группы №1

1. Готовясь к собеседованию необходимо изучить специфику работы организации и функционал вакантной должности:

А) «да»; Б) «нет, не обязательно»

2. Незначительное опоздание на собеседование не влияет на ее результат:

А) «да»; Б) «нет, не обязательно»

3. Одежда должна соответствовать дресс-коду, который принят в компании:

А) «да»; Б) «нет, не обязательно»

4. Во время собеседования необходимо как можно больше рассказать о себе:

А) «да»; Б) «нет».

Вопросы для группы №2

1. Собеседование необходимо начать с вопросов о графике работы и о заработной плате: А) «да»; Б) «нет»

2. Речь должна быть четкой, напористой и сопровождаться активной жестикуляцией:

А) «да»; Б) «нет».

3. Прерывание собеседования звонками вашего мобильного телефона не влияет на ее результат:

А) «да»; Б) «нет».

4.Свободная, вальяжная поза, обилие жестов и подвижная мимика свидетельствует об уверенности соискателя и располагает к успеху:

А) «да»; Б) «нет».

Задание №2.Как вести себя во время собеседования вы определили, а вот на какую вакансию вы сможете претендовать, не имея специального образования?

Ваша задача прочитать предложенные вакансии и выделить маркером только те, на которые сможет претендовать подросток 15-16 лет. На выполнение -30 секунд. Одна из команд зачитывает вакансии, обосновывая свой выбор, остальные сверяют правильность. Если задание выполняется без ошибок, команды получают по одному баллу. Если допущены ошибки- 0,5 балла.







Вакансии:

Почта (курьер) +

Помощник на автомойке +

Лагерь труда и отдыха (обработка овощных культур, прополка, благоустройство территории и т.д.) +

Промоутер (лицо, занимающееся целенаправленной рекламой товара)-

Расклейщик объявлений +

Распространитель флаеров +

Воспитатель д/сада -

Повар -

Ветеринар -

Ночной сторож -

Швея-

Системный программист -

Эколог -

Вожатый +

Печатник -

Редактор -

Лаборант -

Официант детского кафе +

Аниматор -

Задание №3: переверните лист с перечнем вакансий, перед вами трудовой договор для несовершеннолетнего подростка, в котором допущены ошибки. Определите и выделите маркером те условия, в которых эти ошибки допущены.

Затем одна из групп зачитывает ответы, а остальные сверяют правильность. На выполнение задания дается 1 минута. Если все условия учтены, группа получает 3 балла, если допущены ошибки или пропущен какой-нибудь пункт, то группа получает 1,5 балла. Не забывайте про сигнальную кнопку.



3 этап квеста. «Устройство на работу» (max – 5 баллов)

Представьте себе, что Вы решили летом подработать, изучили вакансии и отправились на собеседование. Ваша задача выбрать вакансию и определить из группы двух представителей: кандидата (соискателя) и рекрутер (человек, который занимается отбором кандидатов). Задача представителей групп обыграть ситуацию собеседования, используя свои жизненные знания о том, какие вопросы может задать вам работодатель и как необходимо вести себя во время собеседования соискателю. На подготовку вопросов к собеседованию и определение представителей у вас 1 минута.

Оценивание третьего задания осуществляется группами сразу после представления по следующим критериям: 5 баллов (красная карточка) – соискатель принят на работу, 4 балла (синяя карточка) - собеседование прошло успешно, 3 балла (желтая карточка) - соискатель не будет принят на работу.

Все команды выступили, производится подсчет баллов за три этапа квеста.

Поднимите красные карточки те, кто набрал более 20 баллов, синие карточки те, кто набрал от 15 баллов и желтые те, кто набрал от 10 баллов. Каждая карточка соответствует оценке за урок.

Таким образом, результаты квеста показали вам, кто сможет применить свои знания на практике, а кому еще необходимо подкрепить свои знания и умения.

Как вы думаете, почему лестница «Право на труд» не заканчивается на 3-ей ступени?

Рефлексия. И в завершение, я хочу вам предложить собрать деловой портфель в дорогу. Скоро лето и, наверное, кто-то из вас решит провести его с пользой, т.е. не только отдохнет, но и поработает. Какие знания или умения, полученные на уроке, возьмете с собой? Учащиеся наполняют портфель.

Домашнее задание: 1) дополнить полученные вами буклеты, пропущенной, но очень важной, по вашему мнению, информацией. 2) эссе «Что мне может помочь при устройстве на работу»



Задания для подготовке к ЕГЭ по теме «Трудовое право».

1.В порядке какого судопроизводства, согласно российскому законодательству, рассматриваются исковые дела по спорам, возникающим из трудовых правоотношений?

1) административного 2) гражданского 3) уголовного 4) арбитражного

2.Узнав, что бабушке требуется дорогостоящая операция, 16-летний школьник Иван решил устроиться продавцом в табачный киоск. Его устраивал размер предполагаемой оплаты труда и график работы. Но работодатель отказался принять Ивана на работу. Правомерны ли действия работодателя? Свой ответ поясните. Назовите любые две особенности регулирования труда работников младше 18 лет.

3.В каком из приведенных ниже случаев человек может обратиться в суд за восстановлением нарушенных прав?

1) Гражданку А. не приняли в институт, так как она не набрала необходимого количества баллов

2) Вернувшись на работу после длительной болезни, гражданин У. увидел на доске объявлений приказ о своем увольнении

3) Гражданке М., квартира которой пострадала от пожара по её вине, ДЭЗ отказал в бесплатном ремонте, сославшись на отсутствие страховки.

4)Во время урагана от упавшего дерева пострадала машина гражданина Ф., но администрация ДЭЗа отказала ему в праве на возмещение материального ущерба.

4.По итогам конкурса на замещение должности секретаря-референта работодатель отказал 50-летней Анне Ивановне, полностью соответствующей по своим профессиональным качествам должностным требованиям. На работу была принята 19-летняя студентка, не имевшая опыта работы и специального образования. Анна Ивановна сочла свои права нарушенными и обратилась в суд. Правомерны ли претензии Анны Ивановны? Дайте обоснованный ответ. В рамках какого судопроизводства будет рассмотрено это дело? Какая процессуальная роль будет у Анны Ивановны в судебном разбирательстве?

5.Согласно Трудовому кодексу РФ физическое лицо, которое обладает правом и возможностью работать по трудовому договору, называют: 1) тружеником 2) партнёром 3) работодателем 4) работником

6.Верны ли следующие суждения о прекращении трудового договора?

К основаниям прекращения трудового договора относится:

А.

расторжение трудового договора по инициативе работника.

Б.

истечение срока трудового договора.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

7.Найдите в приведенном ниже списке ситуации, которые связаны с трудовыми правоотношениями.

1) слесарь опоздал на работу 2) учитель не явился на урок 3) директор театра опоздал на юбилей 

4) начальник опоздал на совещание 5) пассажир опоздал на теплоход 6) секретарь опоздала на пикник

8.Укажите ситуацию, в которой администрация предприятия осуществила незаконное увольнение работника.

1) Работник был уволен в связи с реорганизацией предприятия по сокращению штатов

2) Работник был уволен за систематическое нарушение им правил внутреннего трудового распорядка на предприятии

3) Работник был уволен в связи с истечением срока трудового договора и решением администрации его не продлевать

4) Работник, оформивший больничный лист и не вышедший на работу, был уволен по статье за прогул

9.Найдите в приведенном списке юридические основания прекращения трудового договора и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) инициатива работника 2) сдельная заработная плата 3) нарушение трудового законодательства 4) смена собственника 5) экономический спад

10.Администрация предприятия наложила взыскание на работника, нарушившего трудовой распорядок. Какой вид юридической ответственности иллюстрирует данный пример? 1) дисциплинарную

2) административную 3) гражданскую 4) уголовную

11.Ниже приведен перечень характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к юридическим  основаниям прекращения трудового договора. Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Соглашение сторон, истечение срока, желание работника, спад производства, изменение условий.

12.Для обозначения одной из сторон трудового договора в Трудовом кодексе РФ используется термин

1) «предприниматель» 2. «работодатель» 3. «работающий по найму» 4. «физическое лицо»

13.Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основных права работодателя, закреплённые Трудовым кодексом РФ.

14.Верны ли следующие суждения о трудовых правоотношениях?

А.

Для возникновения трудовых отношений всегда необходимо заключение срочного договора между работодателем и работником.

Б.

Субъектами трудовых правоотношений являются работник и работодатель.

1) верно только А 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

15.Верны ли следующие суждения о правах работника?

А.

К основным правам работника относят требование соблюдать трудовую дисциплину.

Б.

Одно из прав работника – получение полной достоверной информации об условиях труда.

1) верно только А 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

16.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Гражданин К., 44 лет, прошёл собеседование при приёме на работу. (Б) Но работодатель отдал предпочтение другому претенденту, менее успешно прошедшему собеседование, только потому, что он моложе гражданина К. на три года. (В) Похоже, что работодатель плохо знает содержание статьи 64 Трудового кодекса РФ, не допускающей установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от возраста. (Г) Правильным со стороны гражданина К. было бы обжаловать это решение в суде. (Д) Урегулирование трудовых споров является одной из функций государства.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер 2. характер оценочных суждений 3. характер теоретических утверждений

17.В трудовую книжку вносятся данные о

1) состоянии здоровья 2. семейном положении 3. наградах и поощрениях 4. размере зарплаты

18.Верны ли следующие суждения о трудовых правоотношениях?

А. Трудовые правоотношения возникают по решению одной из сторон.

Б. При приёме на любую работу устанавливается испытательный срок не менее трёх месяцев.

1) верно только А 2. верно только Б 3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

19.Гражданину К. администрация предприятия отказала в предоставлении очередного отпуска. Гражданин решил оспорить данное решение. Куда (к кому) он должен обратиться для этого?

1) к нотариусу 2. в прокуратуру 3. в суд 4. уполномоченному по правам человека

20.Неявка на работу без уважительной причины является нарушением норм права

1) уголовного 2. Административного 3. Гражданского 4. трудового

21.Согласно ст. 63 Трудового кодекса РФ заключение трудового договора (по общему правилу) допускается с лицами, достигшими возраста

1) 16 лет 2. 18 лет 3. 21 года 4. 14 лет

22.Назовите любые три основания расторжения трудового договора и проиллюстрируйте примером каждое из них.

23.Верны ли суждения о трудовом договоре?

А.Трудовой договор может заключаться в устной форме

Б.Трудовой договор нуждается в нотариальном удостоверении

1) верно А 2) верно Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

24. Дед Андрея Степан Петрович обожает розыгрыши. Вчера, например, Степан Петрович, собираясь на работу в автохозяйство, попросил внука поискать трудовую книжку, которую он якобы потерял дома. В чём заключается розыгрыш?

25. Женщина, имеющая двоих маленьких детей, обратилась в отдел кадров завода с просьбой принять ее на работу, но учесть при этом, что за детьми требуется уход. Укажите, какой вид должны предложить ей с учетом ее положения: а) рабочий день нормальной продолжительности; б) рабочий день сокращенной продолжительности; в) неполный рабочий день.

26. По какому принципу образован ряд: Изменение условий труда, отказ работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников, выполнение коллективного трудового договора.

27. За час до окончания смены 17-летний слесарь убрал своё рабочее место и отправился в раздевалку. Проходивший мимо пожилой рабочий с другого участка спросил, не рано ли тот уходит домой. О чём забыл, делая замечание пожилой рабочий?

28. Испытания при приеме на работу не применимо к:

1) Лицам пенсионного возраста

2) Военнообязанным 3) Инвалидам 4) Работникам до 18 лет.

29. Срок действия дисциплинарного взыскания: 1) 1 год 2) 3 года 3) 6 месяцев 4) 2 недели

30.При приеме на работу не требуется документ:

1) паспорт 2) свидетельство о рождении 3) трудовая книжка 4) диплом

Приложение 1

Текст 1

Ленивицу мать отправила на заработки к рабо­тодателю Метелице, дав ей свое письменное согла­сие на трудоустройство. Метелица заключила с 15-летней Ленивицей трудовой договор в пись­менной форме, разъяснила ей ее обязанности и пообещала щедрое вознаграждение за работу. По договору Ленивица должна была выбивать пери­ны так, чтобы пух летел; готовить завтрак и обед; работать с 9.00 до 13.00. Первые несколько дней несовершеннолетняя Ленивица исправно выпол­няла свои обязанности. В следующие два дня она начала лениться, не приготовила завтрак, так как проспала, плохо выбила перины, а во время обеда перебила посуду. Затем она вообще перестала выбивать перины, а завтраки готовила время от времени. День ото дня она все больше ленилась и уже к 11.00 бросала все дела. В это время в город приехали бродячие артисты, которые давали представление как раз тогда, когда у Ленивицы был рабочий день. С той поры Ленивица вообще перестала ходить на работу. Метелица была очень недовольна своей работницей и предложила ей расторгнуть трудовой договор.

Задание: прочитайте и проанализируйте текст. Согласны ли вы со следующими утверж­дениями?

1)    Метелица нарушила порядок и условия заключения трудового договора

2)    Метелица установила своей работнице 24-часовую рабочую  неделю

3)    Ленивица выполняла свои обязанности в соответствии с трудовым  договором

4)    Права Метелицы были нарушены

Свой выбор аргументируйте.

Текст 2

Несовершеннолетний Буратино решил помочь папе Карло заработать денег и тайком устроился на работу в кукольный театр. Он согласился со следующим трудовым договором.

Трудовой договор.

«Кукольный театр», в лице директора Карабаса Барабаса, именуемый далее «работодатель», и Буратино, именуемый далее «работник», заклю­чили настоящий договор о нижеследующем:

1.Работник Буратино принимается на работу в «Кукольный театр» по профессии «актер».

2.Договор является договором по основной работе.

3.Вид договора: на неопределенный срок.

4.Срок испытания: 3 месяца.

5.    Права и обязанности работника:
- участвовать в спектаклях в вечернее и ночное время;

- соблюдать трудовую дисциплину;

- бережно относиться к театральному инвентарю.

6.Права и обязанности работодателя:
- вовремя выплачивать зарплату;
- обеспечивать безопасные условия труда.

7.Особенности режима рабочего времени:
ненормированный рабочий день;
работать 7 дней в неделю.

8.    Работнику устанавливается зарплата в раз­ мере 2 золотых монет в месяц.

9.  Работнику  устанавливается   ежегодный отпуск продолжительностью 28 рабочих дней.

Адреса и подписи сторон:

    Работник: Буратино, актер, 

                      адрес: дом папы Карло. 

                     Подпись

Работодатель: Карабас Барабас, директор кукольного театра

                   Адрес: ул. Кукольная, 10

                  Подпись 

Задание: прочитайте и проанализируйте текст. Согласны ли вы со следующими утверждениями?

1)   Трудовой договор можно признать недей­ствительным

2) Нарушены права работодателя

3)  Права   несовершеннолетнего   Буратино соблюдены в полной мере

г) В трудовом договоре указаны только обя­занности работника

Свой выбор аргументируйте

                                     Текст 3

Главная героиня сказки «12 месяцев» устрои­лась служанкой в дом к своей мачехе. Мачеха устно оговорила все ее обязанности, которые заключались в том, чтобы выполнять работу по дому. Однако мачеха устную договоренность не соблюдала. 15-летняя девушка чистила снег, в сильный мороз ходила в лес за хворостом.
Частенько мачеха отправляла ее на несколько дней в соседнюю деревню помочь своей сестре. Днем и ночью, не покладая рук, трудилась бед­няжка, носила тяжелые ведра с водой, колола дрова, а по ночам гладила белье.
Приближались новогодние праздники, девуш­ка возлагала большие надежды на них, рассчиты­вая встретить праздник дома у елки. Но коварная мачеха в новогоднюю ночь отправила ее в город за подснежниками. В цветочном магазине «12 месяцев» девушке помогли не только с подснеж­никами, но и предложили хорошую работу.

Задание: прочитайте текст, найдите, какие права главной героини нарушены.









Работник

Линии сравнения

Работодатель

Право иметь


Работа, рабочее место


Обязанность предоставить


Обязанность выполнять


трудовые функции


Право использовать


Право получать 


Зарплата 


Обязанность выплачивать


Обязанность соблюдать


Дисциплина труда


Право требовать


Право иметь


Отдых 


Обязанность предоставить


Обязанность


Беречь имущество


Право требовать


Учитель обращает внимание учащихся на то, что права работника - это обязанности работодателя и, наоборот, права работодате­ля - обязанности работника.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!