СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 8 классе по обществознанию на тему: " Общество как форма жизнедеятельности людей" .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 8 классе по обществознанию на тему: " Общество как форма жизнедеятельности людей" .»

8 класс ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Тема урока: Общество как форма жизнедеятельности людей .

Цель урока: дать целостное представление об обществе и его структуре.


Задачи урока: способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся;

развитее умения применять полученные знания в новой коммуникативной ситуации;

развитие умения работать в команде.

План изучения нового материала:

  1. Что мы называем обществом?

  2. Основные сферы жизни общества.

  3. Ступени развития общества.

Ход урока.

1. Организационное начало урока.

Проверка присутствующих на уроке. Подготовка необходимого к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

А) Устный опрос

Б) Проверка письменного задания

В) Фронтальная беседа

- Как история объясняет происхождение человека и общества?

- Какие аспекты жизни общества (вариант: какие общественные явления) были рассмотрены в курсе обществознания в предшествующих классах?


3. Работа по теме урока.

  1. Что такое общество?

Общество — это система связанных друг с другом каким-либо образом людей. Связью общества может служить социальное происхождение индивидов, их интересы, общая работа, выполнение каких-либо схожих обязанностей, работ и просто территориально близкое местонахождение, обязывающее и располагающее к общению.

Общество – это часть материального мира, неразрывно связанное с природой, включающее в себя формы и способы взаимодействия людей.

Первое и, пожалуй, самое важное для историка и этнолога значение термина «общество» — отдельное, конкретное общество, являющееся относительно самостоятельной единицей исторического развития. Этот смысл слова «общество» очень часто не отличают от другого его значения — общества вообще, в котором выражается то общее, что присуще всем конкретным отдельным обществам, независимо от их типа, индивидуальных особенностей, времени существования и т.п. А отличать эти два смысла слова «общество» крайне необходимо для любого обществоведа, историка прежде всего.

Учитель предлагает вопросы:

- Что такое потребности?

- Почему для их удовлетворения исторически складываются различные формы взаимодействия людей?

- В какой форме осуществлялось взаимодействие людей в первобытном обществе (например, при охоте на мамонта)?

- Назовите формы взаимодействия людей в Средние века (между феодалами, между феодалами и крестьянами, между жителями города и деревни, между ремесленниками и т. п.).Между людьми в результате взаимодействия возникают определённые отношения. Это могут быть отношения сотрудничества, союза, эксплуатации, конфликта, противостояния и т. п. Поэтому социологи определяют понятие «общество» как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающуюся в процессе их совместной деятельности.

2.Следующий шаг в изучении понятия «общество» — выделение в нём сфер, или областей, каждая из которых имеет свои особенности. Учитель, опираясь на схему и текст в учебнике, перечисляет характерные элементы каждой области. Необходимо отметить, что в каждой сфере можно обнаружить определённые отношения между людьми (например, экономические, национальные, семейные, политические и т. п.), свойственные данной сфере виды человеческой деятельности (например, производственная, коммерческая или социально-педагогическая, духовнаяи т. п.), соответствующие этим отношениям организации, учреждения (например, промышленные предприятия, клиники, партии, театры и т. п.).

Все сферы взаимодействуют между собой. Можно предложить учащимся самим показать на примерах связь между экономикой и государством, социальной сферой и духовной культурой. Взаимодействуют не только сферы, но и элементы, которые входят в каждую из них. Эти многообразные связи и есть общество. Благодаря этим связям все составные части общества существуют не сами по себе, а как элементы целого. Полезно вместе с учащимися проделать такую работу: проанализировать тот тип общества, который в данное время изучается в курсе истории (на примере конкретной исторической эпохи), его характерные особенности.

Как «выглядит» экономика? Что представляет собой социальная сфера? Какую роль в жизни общества играет политика? Каковы основные элементы духовной сферы?

Вопрос «Основные сферы жизни общества» целесообразно изучать с использованием наглядной схемы, отражающей взаимосвязи различных сфер, и таблицы, в которой

учащимся предлагается расписать по сферам различные явления жизни общества.

Роль социальных норм можно показать, используя в рассуждениях доказательство от противного: учащимся предлагается высказать свои мнения о том, что было бы, если бы в обществе не существовали правила поведения, обязательные для всех людей. Подводя итог высказываниям учащихся, можно познакомить их с характеристикой подобного общества, которую дал английский философ Томас Гоббс: «Пусть имеется какое угодно множество людей, однако если каждый будет руководствоваться в своих действиях лишь частными суждениями и стремлениями, они не могут ожидать защиты и покровительства ни от общего врага, ни от несправедливостей, причинённых друг другу. Ибо, будучи несогласными во мнениях относительно лучшего использования и применения своих сил, они не помогают, а мешают друг другу и взаимным противодействием сводят свои силы к нулю, вследствие чего они не только легко покоряются немногочисленным, но более сплочённым врагам, но и при отсутствии общего врага ведут друг с другом войну за свои частные интересы».

Конкретные формы социальных норм требуют соответствующих пояснений учителя. Желательно предложить школьникам привести примеры каждой из форм, а если они не смогут ответить, предложить свои примеры.

3.Важнейшая характерная черта общества, которую нужно раскрыть на уроке, — непрерывное изменение, развитие как следствие многообразной деятельности людей. Общество как целостный организм характеризуется

самоорганизацией и саморазвитием. Учитель может предложить учащимся привести примеры незначительных, малозаметных изменений в обществе и примеры глубоких,

коренных изменений, влияющих на облик общества, создающих новое общественное устройство.

Рассматривая ступени развития общества, учитель обращает особое внимание на характеристику индустриального и постиндустриального общества.

Чем отличается жизнь современного общества от той, какой она была, когда наши отцы заканчивали школу?

Как изменился образ жизни за два десятилетия? Можно предложить школьникам обсудить эти вопросы с родителями и вернуться к ним на следующем уроке.

Обсуждение проблемы позволяет сделать вывод о том, что общество меняется не только при переходе от одной эпохи к другой, но и в течение жизни одного поколения.

В этом отличие современного общества от общества далёкого прошлого, когда условия и образ жизни людей существенно не менялись столетиями. В заключительной части урока учитель называет основные характерные черты российского общества.

Можно отметить, что сегодня общество в нашей стране имеет более сложную структуру, чем два-три десятилетия назад. Возникли социальные группы, связанные с частной собственностью, углубились различия по источникам и размерам доходов, уровню жизни. Государственная политика направлена на то, чтобы постепенно уменьшать численность социальных групп, находящихся за чертой бедности.

В учебнике сказано, что российское общество пока является индустриальным, но ставится задача развития тех отраслей экономики, которые основаны на современных научных знаниях. Создание таких отраслей, внедрение информационных технологий в различные сферы деятельности будут способствовать переходу к информационному, постиндустриальному обществу. В документе «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», утверждённом в феврале 2008 г., говорится: «Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий» (Российская газета. — 2008. — 16 февраля).

Важной чертой российского общества является способность органично сочетать обычаи и культуры многочисленных народов, входящих в его состав. Политика российского государства направлена на укрепление единства народов, на противодействие попыткам разрушения России как единого многонационального общества.

4. Закрепление изученного на уроке. Подведение итогов урока.

5. Домашнее задание. § 3 учебника; задания в рабочей тетради, вопросы и задания рубрик «Проверим себя» и«В классе и дома»




8 класс Домашнее задание Урок №4. Дата ___________________


    1. Дать определение понятий.

Социальная стратификация - ……. Гражданин - …… Подданный - …….. Нация - …..

    1. На рубеже XX и  XXI вв. наиболее развитые страны мира вступил

 а) традиционное общество б) индустриальное общество

в) информационное общество г) аграрное общество

    1. Первой ступенью в развитии общества было  

а) индустриальное общество б) информационное общество  

 в) земледельческое общество  г) общество охотников и собирателей

    1. Верны ли следующие суждения о формировании личности?

 А. Личность формируется во взаимодействии с окружающими.

Б. Формирование личности не прекращается на протяжении всей жизни человека.

 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    1. Верны ли следующие суждения о деятельности?

 А. Деятельностью называют целенаправленную активность животных.

Б. Деятельность человека направлена на удовлетворение его потребностей.

 1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения4) оба суждения неверны

    1. Какой из примеров иллюстрирует влияние природы на развитие общества?

 1) сельскохозяйственная специализация отдельных регионов 2) принятие закона об охране природы 3) организация биосферного заповедника 4) повышение квалификации работников лесного хозяйства

    1. Леонид занимается в секции фигурного катания, художественной школе, много читает и очень любит играть с младшими братом и сестрой. Обогащая таким образом собственный социальный опыт, Леонид становится

 1) гражданином 2) личностью 3) работником 4) индивидом



8 класс Домашнее задание Урок №4. Ключ к проверке.


  1. Дать определение понятий.

Социа́льная стратифика́ция (от лат. stratum — слой и facio — делаю) — одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе;

Гражданин — лицо, принадлежащее к постоянному населению определённого государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей.

Подданный - Лицо, состоящее в подданстве какого-л. государства.
2. устар. Лицо, находящееся в личной экономической зависимости от кого- либо Нация - Исторически сложившаяся часть человечества, объединенная устойчивой общностью языка, территории, экономической жизни и культуры.

2. На рубеже XX и  XXI вв. наиболее развитые страны мира вступил

 а) традиционное общество б) индустриальное общество

в) информационное общество г) аграрное общество

3. Первой ступенью в развитии общества было  

а) индустриальное общество б) информационное общество  

 в) земледельческое общество  г) общество охотников и собирателей

  1. Верны ли следующие суждения о формировании личности?

 А. Личность формируется во взаимодействии с окружающими.

Б. Формирование личности не прекращается на протяжении всей жизни человека.

 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Пояснение.

Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой внешней и предметной, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта. 

Правильный ответ указан под номером 3.


  1. Верны ли следующие суждения о деятельности?

 А. Деятельностью называют целенаправленную активность животных.

Б. Деятельность человека направлена на удовлетворение его потребностей.

 1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения4) оба суждения неверны

Пояснение.У животных отсутствует целеполагание, так как у них нет сознания, соответственно, деятельностью они не владеют.

деятельность — целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. 

Правильный ответ указан под номером 2.

  1. Какой из примеров иллюстрирует влияние природы на развитие общества?

 1) сельскохозяйственная специализация отдельных регионов

2) принятие закона об охране природы

3) организация биосферного заповедника

4) повышение квалификации работников лесного хозяйства

Пояснение.

Природные условия определяют сельскохозяйственную специализацию отдельных регионов, например, занятие оленеводством в районах Крайнего Севера.

 Правильный ответ указан под номером 1.

  1. Леонид занимается в секции фигурного катания, художественной школе, много читает и очень любит играть с младшими братом и сестрой. Обогащая таким образом собственный социальный опыт, Леонид становится

 1) гражданином 2) личностью 3) работником 4) индивидом

Пояснение.

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.

Индивид — отдельный человек как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств.

Работник — лицо, работающее по трудовому договору (контракту), подчиняющееся внутреннему трудовому распорядку предприятия (учреждения).

Гражданин — индивид, на политико-правовой основе связанный с определенным государством, что позволяет правоспособному гражданину, по отношению к другим гражданам и обществу (государству), иметь взаимные права, обязанности и, в их рамках, свободы.

 Правильный ответ указан под номером 2.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!