СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 7 классе по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 7 классе по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"»

Открытый урок на тему: «Повесть А.С.Пушкина

«Станционный смотритель». Образ Самсона

Вырина и тема «маленького человека» ( 7 класс)



Цели:

-образовательные: научить глубокому осмыслению повести,

сформировать навыки работы над художественной деталью; учить

анализу текста; помочь почувствовать трагизм положения в

обществе «маленького человека»;

-развивающие: анализ поведенческих ситуаций героев повести,

развитие навыков критического мышления;

-воспитательные: воспитание нравственных понятий; воспитывать

чувство ответственности за свои поступки.

Предметные: знать содержание повести, понимать тему и идею произведения, сформировать понятие об образе маленького человека, владеть элементами анализа текста, уметь описывать произведения изобразительного искусства.

.Метапредметные: выделять и формулировать познавательную цель,

самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Личностные: уважение личности и ее достоинства


  1. Организационный момент.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

II.Целеполагание.

1. Слово учителя:

Ребята,сегодня я предлагаю совершить заочное путешествие на тройке коней, как во времена А.С.Пушкина,по просторам нашей родины. После долгого пути мы остановились на одной из почтовых станций ( перевернуть картинки на доске)

- а Что такое ПС?(ответ учащ по словарю)

- А кто такой СС?( ответ по по словарю)


- Как называется произведение, где он является главным героем?(ответ)

- Какова же будет тема урока?

-А исходя из темы,что мы должны на уроке выяснить для себя и на какие вопросы ответить? (кто в повести «маленький человек»,каков его образ)

III. Мотивация.

В русской литературе существует ПОНЯТИЕ тема «маленький

человек».


Мы должны понять:

Какое значение имеет это понятие?

Каковы особенности изображения «маленького человека» в

художественном произведении?

Какие чувства вызывает у читателя этот образ?

На эти и другие вопросы мы постараемся найти ответ на нашем

уроке.

IV. Новая тема.

1.Для этого обратимся к повести А.С.Пушкина «Станционный

смотритель». В русской литературе она занимает особое место.

Именно в ней впервые были изображены жизненные невзгоды,

боль и страдания «маленького человека».

С нее в русской литературе начинается тема «униженных и

оскорбленных», тема «бедных людей», которая затем привлечет

внимание Гоголя, Достоевского, Чехова.

Описание 1( слайд):

- Итак, тема нашего урока «Образ Самсона Вырина и тема

«маленького человека» в повести А.С.Пушкина «Станционный

смотритель».

Описание 2 слайда:

2.

Как известно, Пушкин много путешествовал. Около 34 тыс. верст

проехал он по дорогам России, сотни почтовых станций довелось

ему посетить. со многими смотрителями встречаться.

Описание 3 слайда:

- Сейчас здесь располагается музей «Дом станционного

смотрителя». –сообщение ученика

( Это первый в нашей стране музей литературного

героя. Планировка и интерьер музея воссозданы по архивным

документам и повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

Переступив порог музея, мы попадаем в обстановку типичной

почтовой станции пушкинского времени. Музей «Дом

станционного смотрителя» находится в Гатчинском районе

Ленинградской области в деревне Выра).

В музее литературных героев словно оживают все образы повести:

голубоглазая красавица Дуня, молодой гусар Минский и Самсон

Вырин, станционный смотритель, - главный герой повести и нашего

урока.

-

- Давайте посмотрим, каким же предстают в повествовании образы

станционных смотрителей.

Выразительное чтение текста (с.96-97).

Записи в тетрадях ключевых слов, характеризующих смотрителей:

«сущий мученик», «дрожащий смотритель», «люди мирные,

услужливые, склонные к общежитию», «скромные в притязаниях

на почести», «не слишком сребролюбивые».

- Совпадает ли с этими представлениями образ Вырина?

- Каким мы увидели его впервые? (С.99)

- Найдите в повести другой портрет этого героя (с.100).

Записи в тетрадях:

1 встреча 2 встреча

Свежий седина

бодрый морщины

мужчина небритое лицо

сгорбленная спина

хилый старик

- Каким термином мы назовем прием подобного

противопоставления?

Запись понятия «антитеза».

-Чем были вызваны эти перемены?

( Всё, что было хорошего у отца – это его дочь Дуня. А когда она уехала с гусаром, он не мог понять и принять, что самый родной человек, ради которого он жил всё это время, так мог с ним поступить. Ему было очень больно и обидно, жить стало неинтересно и незачем. Весь смысл жизни был в Дуне.)

– Но Вырин сам отпустил Дуню с Минским прокатиться до церкви. Почему?

Не мог предположить, что за добро отплатят злом.

– Пробовал ли Вырин вернуть Дуню?

Да, Вырин пешком пошел в Петербург и там нашел свою дочь.

– Почему его попытки не увенчались успехом?

Бороться с Минским он не может. В первую встречу в Петербурге Минский пытается откупиться от него, а уже во вторую выгоняет за дверь .

В 1972 году режиссёр С.Соловьёв поставил фильм по этой повести. Давайте посмотрим фрагмент из него (просмотр фильма)


- Какие чувства вызывает он у вас? (Сочувствие, жалость,

сострадание.)

Сделайте вывод. Какой тип литературного героя мы называем

«маленьким человеком»?

Учитель вводит понятие «маленький человек». Учащиеся

записывают определение в тетрадь.

Описание 6 слайда:

Маленький человек - это человек невысокого социального

положения и происхождения, не одаренный выдающимися

способностями, не отличающийся силой характера, но при этом

добрый, никому не делающий зла, безобидный, обладающий

высокими душевными и духовными качествами.

Вернёмся в начало рассказа, почему рассказчик разместил на стенах «скромного жилища» смотрителя картинки о блудном сыне из притчи, которую нам перескажет ученик.

VI.Домашнее задание:

1.Найти и выписать понятие проблема текста

2.Выбрать из перечисленных высказываний одно,которое отражало ваше мнение о повести и обосновать его)

VI. Рефлексия. Всё ли было понятно на уроке?

Что нового узнали сегодня?

VII.Оценки за урок.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!