СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока в 6 классе "Ритм и метр"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:создать эффективные условия для освоения понятия «метр и ритм в сложных музыкальных произведениях».

Задачи:

1. Обеспечить прирост знаний по теме «Метр и Ритм», «Группы инструментов» через личностно ориентированную деятельность.

2. Создать условия для специфического вида деятельности («пение» - имитация звучания инструмента) таким образом, чтобы способствовать умению планировать и организовывать деятельность: предмет, способ, цель (ценность).

3. Способствовать осознанию обучающимися значения ритма по отношению к метру в музыке, жизни и истории.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока в 6 классе "Ритм и метр"»

Конспект урока по музыке в 6 классе

«Диалог ритма и метра»

Предмет: музыка.

Класс: 6.

Преподаватель: Зайцева О.В.

Тема: Ритм и метр.

Цель:создать эффективные условия для освоения понятия «метр и ритм в сложных музыкальных произведениях».

Задачи:

1. Обеспечить прирост знаний по теме «Метр и Ритм», «Группы инструментов» через личностно ориентиованную деятельность.

2. Создать условия для специфического вида деятельности («пение» - имитация звучания инструмента) таким образом, чтобы способствовать умению планировать и организовывать деятельность: предмет, способ, цель (ценность).

3. Способствовать осознанию обучающимися значения ритма по отношению к метру в музыке, жизни и истории.

Результат освоения урока:

- личностные  -формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности.

- метапредметные – размышление о воздействии музыки на человека,ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

 - предметные - умение отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке.

Материалы и оборудование: медиапроектор, доска, раздаточный материал (цитата), фортепиано, медиатека СПКУ.

Методы: размышления и обобщения.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-практикум.

Ход урока.

Этап урока
Деятельность преподавателя и воспитанников

Элементы используемых технологий

Формируемые компетенции и УУД

1

Этап мотивации Проверка готовности к уроку, присутствия кадет. Приветствие.

Технология критического мышления


Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества преподавателем и с воспитанниками.

2


Актуализация знаний. Вы пришли на урок музыки. Какие могут быть взаимоотношения между преподавателем и кадетами на уроке – диалог, спор, борьба. (На доске)

Мы с вами изучали понятие метр и размер на прошлых уроках. Что такое метр? А что такое ритм? Можем ли мы распространить понятие метра на равномерное чередование чего-либо в нашей жизни? Как происходит отношение ритма с метром? Можем ли мы применить понятия отношения преподавателя и кадета к понятиям метра и ритма?Они вступают в спор, борьбу или диалог.

Технология проблемного обучение. Воспитанники отвечают на вопросы преподавателя.

Рефлексивные: умение кадет действовать в соответствии с полученным заданием.

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности воспитанников. Тогда давайте попробуем понять, что мы сегодня изучаем?

Отношение метра и ритма. На вопрос – как? – с помощью источников информации, прослушивания произведений, исполнения и т.д. На вопрос – зачем?, есть ли ценность для нас изучение метра и ритма в музыке? Есть ли это в нашей жизни?? Что мы сможем почерпнуть из этого урока?? На этот вопрос мы ответим в конце урока, а пока я предлагаю вам выбрать из 3 взаимоотношений одно у вас на листиках. Написали?? А теперь переверните листики и прочитайте, что там написано. Что означает этот отрывок?? Музыка как пророк и отображение времени. Она улавливает дух эпохи. Теперь любое произведение мы будем оценивать еще со стороны истории.

Технология проблемного обучения.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: творческое овладение знаниями, умениями и навыками, развитье мыслительных способностей.

4

Этап прослушивания произведения и его анализ. Может ли ритм существовать без метра?? Практически нет. Бывает, что ритму удается - пусть на короткое время - вырваться из ритмических оков. Это не означает, что он начинает действовать сам по себе, вне связи с общей ритмической организацией сочинения. Однако в сознании слушателей, а порой и в памяти многих слушательских поколений какой-нибудь ритмический оборот может стать самым ярким образом, сигналом всего последующего образного развития. Бетховен Симфония №5 Начало. (Сыграть сначала на фортепиано)

Что происходило на экране?? Спор. Как вы думаете, возможен ли спор между ритмом и метром?? Сможет ли ритм преодолеть сдерживающую размеренность метра??

Проблемное обучение.

Учебно-познавательные и ценностно-смысловые компетенции.

5

Практическая часть групповая работа воспитанников

Поделимся на 4 группы. Каждая группа исполняет свою партию. А теперь прослушаем произведение, которое мы попытались исполнить. (Фрагмент из балета А. Хачатуряна «Гаянэ» «Танец с саблями».)

Заметьте, что мы поделились на 4 группы не случайно! Ведь это относится именно к 4 группам инструментов симфонического оркестра. Какая же группа вступает в спор с метром? В основном вторая и третья группа (возможно, они спорят между собой) – это духовые инструменты.

В этом наскакивающем ритме для меня улавливается радость от разрушения старых устоев как в музыке, так и в жизни. Это музыка не гармонична…А может ли ритм вступить в борьбу с метром, может даже с метром времени??

Технология использования в обучении игровых методов

Коммуникативная компетенция. Умение работать в группе и с другими группами для решения творческой задачи

6

Этап прослушивания произведения и его ценностно-смысловой анализ. Это ярко отображает нам произведение Свиридова «Время вперед». Что вы почувствовали при прослушивании этого произведения?? Здесь ритм открыто борется с метром. Музыка дисгармонична. Музыка не человечна, холодна. Скрипки не играют красивых и теплых мелодий. Звучит только барабан и непрекращающаяся борьба в партии рояля. Кстати, Свиридов это написал в разгар холодной войны, когда возможна была третья мировая война, при которой настала бы ядерная зима!! И вся эта бойня как «Жар-птица» Стравинского, пожирающая деву жизни.

Технология проблемного обучения

Ценностно-смысловые и общекультурные компетенции

7

Подведение итогов урока. Тогда какой вы выберет тип взаимоотношений ритма и метра – многие переметнулись в сторону диалога. Диалог создает гармонию и мир – они хрупки и их легко разрушить, мир легко превращается в войну, а в гармонии меняешь всего одну ноту, и аккорд становится дисгармоничным, враждебным. Надеюсь и на нашем уроке у нас был диалог с вами. А закончить я хотел возрождающейся девой жизни на музыку Стравинского!!


Технология критического мышления.

Воспитанники осуществляют самооценку собственной деятельности.

Коммуникативные: умение точно и грамотно выстраивать устную речь; личностные:

смыслообразование;

познавательные:

рефлексия.



Домашнее задание. Запишите в рабочих тетрадях название музыкальных произведений, отличных от тех, которые мы сегодня прослушали, в которых наблюдается диалог, спор и борьба ритма с метром.


Проблемное обучение. Кадеты получают задания проблемного характера.

Ценностно-смысловая компетенция.

Учебно- познавательная компетенция.

Кадеты выстраивают самостоятельно траекторию самостоятельной учебной деятельности.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!