1. Обеспечить прирост знаний по теме «Метр и Ритм», «Группы инструментов» через личностно ориентиованную деятельность.
2. Создать условия для специфического вида деятельности («пение» - имитация звучания инструмента) таким образом, чтобы способствовать умению планировать и организовывать деятельность: предмет, способ, цель (ценность).
3. Способствовать осознанию обучающимися значения ритма по отношению к метру в музыке, жизни и истории.
№ | Этап урока Деятельность преподавателя и воспитанников | Элементы используемых технологий | Формируемые компетенции и УУД |
1 | Этап мотивации Проверка готовности к уроку, присутствия кадет. Приветствие. | Технология критического мышления | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества преподавателем и с воспитанниками. |
2 | Актуализация знаний. Вы пришли на урок музыки. Какие могут быть взаимоотношения между преподавателем и кадетами на уроке – диалог, спор, борьба. (На доске) Мы с вами изучали понятие метр и размер на прошлых уроках. Что такое метр? А что такое ритм? Можем ли мы распространить понятие метра на равномерное чередование чего-либо в нашей жизни? Как происходит отношение ритма с метром? Можем ли мы применить понятия отношения преподавателя и кадета к понятиям метра и ритма?Они вступают в спор, борьбу или диалог. | Технология проблемного обучение. Воспитанники отвечают на вопросы преподавателя. | Рефлексивные: умение кадет действовать в соответствии с полученным заданием. |
3 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности воспитанников. Тогда давайте попробуем понять, что мы сегодня изучаем? Отношение метра и ритма. На вопрос – как? – с помощью источников информации, прослушивания произведений, исполнения и т.д. На вопрос – зачем?, есть ли ценность для нас изучение метра и ритма в музыке? Есть ли это в нашей жизни?? Что мы сможем почерпнуть из этого урока?? На этот вопрос мы ответим в конце урока, а пока я предлагаю вам выбрать из 3 взаимоотношений одно у вас на листиках. Написали?? А теперь переверните листики и прочитайте, что там написано. Что означает этот отрывок?? Музыка как пророк и отображение времени. Она улавливает дух эпохи. Теперь любое произведение мы будем оценивать еще со стороны истории. | Технология проблемного обучения. | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: творческое овладение знаниями, умениями и навыками, развитье мыслительных способностей. |
4 | Этап прослушивания произведения и его анализ. Может ли ритм существовать без метра?? Практически нет. Бывает, что ритму удается - пусть на короткое время - вырваться из ритмических оков. Это не означает, что он начинает действовать сам по себе, вне связи с общей ритмической организацией сочинения. Однако в сознании слушателей, а порой и в памяти многих слушательских поколений какой-нибудь ритмический оборот может стать самым ярким образом, сигналом всего последующего образного развития. Бетховен Симфония №5 Начало. (Сыграть сначала на фортепиано) Что происходило на экране?? Спор. Как вы думаете, возможен ли спор между ритмом и метром?? Сможет ли ритм преодолеть сдерживающую размеренность метра?? | Проблемное обучение. | Учебно-познавательные и ценностно-смысловые компетенции. |
5 | Практическая часть групповая работа воспитанников Поделимся на 4 группы. Каждая группа исполняет свою партию. А теперь прослушаем произведение, которое мы попытались исполнить. (Фрагмент из балета А. Хачатуряна «Гаянэ» «Танец с саблями».) Заметьте, что мы поделились на 4 группы не случайно! Ведь это относится именно к 4 группам инструментов симфонического оркестра. Какая же группа вступает в спор с метром? В основном вторая и третья группа (возможно, они спорят между собой) – это духовые инструменты. В этом наскакивающем ритме для меня улавливается радость от разрушения старых устоев как в музыке, так и в жизни. Это музыка не гармонична…А может ли ритм вступить в борьбу с метром, может даже с метром времени?? | Технология использования в обучении игровых методов | Коммуникативная компетенция. Умение работать в группе и с другими группами для решения творческой задачи |
6 | Этап прослушивания произведения и его ценностно-смысловой анализ. Это ярко отображает нам произведение Свиридова «Время вперед». Что вы почувствовали при прослушивании этого произведения?? Здесь ритм открыто борется с метром. Музыка дисгармонична. Музыка не человечна, холодна. Скрипки не играют красивых и теплых мелодий. Звучит только барабан и непрекращающаяся борьба в партии рояля. Кстати, Свиридов это написал в разгар холодной войны, когда возможна была третья мировая война, при которой настала бы ядерная зима!! И вся эта бойня как «Жар-птица» Стравинского, пожирающая деву жизни. | Технология проблемного обучения | Ценностно-смысловые и общекультурные компетенции |
7 | Подведение итогов урока. Тогда какой вы выберет тип взаимоотношений ритма и метра – многие переметнулись в сторону диалога. Диалог создает гармонию и мир – они хрупки и их легко разрушить, мир легко превращается в войну, а в гармонии меняешь всего одну ноту, и аккорд становится дисгармоничным, враждебным. Надеюсь и на нашем уроке у нас был диалог с вами. А закончить я хотел возрождающейся девой жизни на музыку Стравинского!! | Технология критического мышления. Воспитанники осуществляют самооценку собственной деятельности. | Коммуникативные: умение точно и грамотно выстраивать устную речь; личностные: смыслообразование; познавательные: рефлексия. |
| Домашнее задание. Запишите в рабочих тетрадях название музыкальных произведений, отличных от тех, которые мы сегодня прослушали, в которых наблюдается диалог, спор и борьба ритма с метром. | Проблемное обучение. Кадеты получают задания проблемного характера. | Ценностно-смысловая компетенция. Учебно- познавательная компетенция. Кадеты выстраивают самостоятельно траекторию самостоятельной учебной деятельности. |