СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 6 классе по теме "Признаки делимости на 3 и на 9"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока математики в 6 классе составлен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся класса.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 6 классе по теме "Признаки делимости на 3 и на 9"»

План-конспект урока


1.

ФИО (полностью)

Батова Татьяна Валерьевна

2.

Место работы

ГОКУ СКШ №11 г. Иркутска

3.

Должность

учитель математики

4.

Предмет

математика

5.

Класс

6

6.

Тема и номер урока в теме

Признаки делимости на 9 и на 3

7.

Базовый учебник

Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.  Математика 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций- М.: Вентана-Граф, 2018


8. Цель урока: овладеть признаком делимости на 9 и на 3, научить применять полученные знания

9. Планируемые результаты: обучающиеся научатся формулировать признаки делимости на 3 и на 9; научатся по записи натурального числа определять, делится оно на 3, на 9.

10. Задачи урока:

образовательные (формирование познавательных УУД)

- познакомить учащихся с признаками делимости на 9 и на 3.

развивающие (формирование регулятивных УУД)

- развивать вычислительные навыки, математическую речь, логическое мышление;

- формировать умения сравнивать, анализировать, обобщать по разным основаниям; моделировать выбор способов деятельности; ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла; планировать в сотрудничестве с учителем и самостоятельно свои действия для решения задачи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности.

воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД)

- развивать навыки самостоятельной работы, анализа своей работы;

- способствовать формированию познавательного интереса учащихся к предмету;

- воспитывать культуру общения, активность.

11. Тип урока: урок «открытия» новых знаний

12. Методы: словесные, наглядные, репродуктивный, частично-поисковый, эвристическая беседа.

13. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

14. Организация деятельности учащихся на уроке:

- самостоятельно выходят на проблему и решают её;

- самостоятельно определяют тему и цели урока;

- работают с текстом учебника;

- отвечают на вопросы;

- решают самостоятельно задания.

15. Необходимое оборудование: учебник математики, доска, раздаточный материал (карточки), презентация, проектор, экран.


16. Структура и ход урока


Технологическая карта урока и разработка урока





Этап урока



Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Время

(в мин.)




Формирование УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

1

Организационный этап

Создать благоприятный психологический настрой

Приветствие учащихся.

Проверка готовности класса к уроку. Организация внимания. Речевая разминка.

-

1

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

Умение выделять нравственный аспект поведения

2

Повторение изученного материала

Актуализация опорных знаний и способов действия

Вступительное слово. Повторение пройденного материала. Беседа с проблемным вопросом по теме урока.

Участие в работе по повторению, ответы на вопросы в беседе с учителем.

3

Анализ объектов с целью выделения признаков. Поиск и выделение необходимой информации

Выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка учебной задачи на основе известного

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Самоопределение

3

Подготовительный

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока

Определение цели урока вместе с учениками.

Определение темы и цели урока

5

Самостоятельное выделение - формулировка познавательной цели

Целеполагание

Постановка вопросов

Самоопределение и учебная мотивация

4

Изучение нового материала

Обеспечение восприятия, осмысления и запоминания детьми

Создает ситуацию, в ходе решения которой учащиеся делают необходимые выводы

Отвечают на поставленные вопросы, ищут необходимую информацию

12

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний

Планирование и прогнозирование

Умение слушать и вступать в диалог

Самоопределение. Развитие познавательных интересов

5

Закрепление и усвоение знаний

Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действия

Направляет работу учащихся. Выступает в роли тьютора для слабых учащихся.

Самостоятельно решают задачи. Делают сравнительный анализ ответов. Отвечают на проблемный вопрос. В группах выполняют задание. Делают записи в тетради

14

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез. Построение логической цепи рассуждения

Планирование деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция.

Умение слушать и вступать в диалог. Коллективное обсуждение проблем (при необходимости). Интегрирование в группу.

Ориентация в межличностных отношениях. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

6

Подведение итогов урока. Рефлексия

Самооценка результатов своей деятельности и деятельности всего класса

Подводит итоги работы в классе

Отвечают на поставленные вопросы. Оценивают свою работу и работу одноклассников

2

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов

Планирование деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция

Поддержание соперничества для мотивации учебной деятельности, планирование сотрудничества со сверстниками, участие в обсуждении

Жизненное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация обучающихся

7

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Задает дозированное домашнее задание

Записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока

2

-

Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

Управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка

Нравственно-этическая ориентация


Деятельность учителя



Деятельность учащихся


1этап. Организационный

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, организация внимания детей.

Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию.

Проверьте готовность к уроку: у всех ли на партах лежат учебники, тетради, дневники, ручки.


Учащиеся слушают учителя, улыбаются друг другу.

Включаются в деловой ритм урока, получают позитивный заряд.

2 этап. Повторение изученного материала

Здравствуйте! Садитесь!

А девизом нашего урока будут такие слова: «Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий»


Задание

- Как, не выполняя деление, определить, делится ли данное число на 10? на 2? на 5? В каждом случае приведите примеры чисел, делящихся и не делящихся на указанное число (слайд 2).

- Какие из чисел 132, 915, 189, 2700, 541, 1000, 9376, 871, 1050, 109, 12345, 1312 делятся на 2, на 5, на 10? (слайд 3).


Слушают учителя.





Выполняют устно задания на повторение, объясняют, проговаривают признаки делимости при затруднении.






3 этап. Подготовительный

У китайцев есть притча:

Скажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и я запомню;
Дай сделать – и я пойму.

Так давайте на уроке совместно попробуем вывести новые правила, научимся применять их при решении задач.


- Какие из предложенных чисел делятся на 3, на 9?





- Проверьте правильность своих предположений на практике, работая в группах.




- Сформулируйте тему урока (слайд 4).

- Чему хотим научиться на уроке?









Учащиеся высказывают предположение, что последняя цифра числа должна делиться на 3, на 9, т.е.:

- числа 189, 2700, 9376, 1000, 1050, 109 делятся на 3;

- числа 189, 2700, 1000, 1050, 109 делятся на 9.


Учащиеся выполняют в группах задание и приходят к выводу, что для некоторых чисел их предположение верно, а для других – нет. Таким образом, приходят к выводу, что по записи числа нельзя сделать вывод о его делимости на 9 или на 3. Нужен новый признак делимости.


Формулируют тему урока – «Признаки делимости на 9, на 3».



















Формулируют цель урока:

«открыть» признак делимости на 9, на 3.

4 этап. Изучение нового материала

- Для достижения полученной цели составим план действий:

1. Рассмотреть отдельные случаи с числами, которые точно делятся на 3, на 9.

2. Найти какие-то отличительные черты у этих чисел.

3. Выдвинуть гипотезы о том, какие числа делятся на 3, на 9.

4. Проверить гипотезы на каком-то «большом» числе.

Реализация плана проводится в группах. Две группы работают над признаком делимости на 3, заполняя таблицу в соответствии с планом действий:


число

сумма цифр

делится ли сумма цифр на 3

делится ли число на 3

12




16




63




20




Гипотеза:

1245




(слайд 5)

Одна группа работает над признаком делимости на 9, заполняя таблицу в соответствии с планом действий:


число

сумма цифр

делится ли сумма цифр на 9

делится ли число на 9

45




23




63




15




Гипотеза:

5436




(слайд 6)







Учитель наблюдает за работой групп, оказывает посильную помощь.

- Прочитайте признаки делимости на 9 и на 3 на страницах 14 – 15 учебника, сравните их с вашими гипотезами, сделайте вывод.

(слайд 7)

Впервые признаки делимости были обстоятельно изложены итальянским математиком Леонардом Пизанским (1180-1240 г.)


Совместно составляют план действий.






Класс делится на 3 группы, две из которых работают над признаком делимости на 3, а одна группа – над признаком делимости на 9. Задания учащимся предлагаются на карточках.

Работая в группах, выдвигают в ходе обсуждения гипотезы, проверяют их верность на примерах.




























После обсуждения каждая группа знакомит с результатом своей работы – полученным признаком делимости на 9, на 3.

Совместно составляются формулировки признаков, сравниваются с предложенными в учебнике.

5 этап. Закрепление изученного материала


- Выполните в группах следующее задание на применение полученных признаков делимости:

Из чисел 2 387, 4 275, 5 532, 6 674, 17 589, 35 916, 58 658 выпишите те, которые делятся нацело: 1) на 3; 2) на 9; 3) на 3 и на 2. (слайд 8)

Далее учащимся предлагаются разноуровневые задания.


1 уровень - №73 и №74 (совместно с учителем), №75 (самостоятельно, два человека работают на скрытых досках) (слайд 9)

2 уровень - №77, №79 (слайд 10)

3 уровень - №85, 89 (слайд 11)



Работают в группах, учатся применять полученные признаки.


Выполненные задания учащиеся каждой группы записывают на доске, заслушиваются пояснения каждой из групп.





























Учащиеся определяют уровень заданий, который они способны выполнить

1 уровень – учащиеся работают под руководством учителя. Это задания, направленные на отработку признаков в стандартной ситуации (т.е. необходимо просто определить делимость числа на 9 или на 3)

















2 уровень – учащиеся работают в группе (группах, в зависимости от их количества), при необходимости обращаются за помощью к учителю.


















3 уровень – учащиеся работают самостоятельно. Они выполняют задания, в которых необходимо применить изученные признаки в нестандартных ситуациях.

6 этап. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Подводятся итоги урока:

- Какая цель была поставлена на уроке? - Достигли мы цели?

- Для чего необходимо знать признаки делимости?

- С какими признаками делимости мы познакомились?

- Почему признаки делимости на 2, 5, 10 определены в одной группе, а признаки делимости на 3, 9 – в другой?

- Сформулируйте признак делимости на 3 и на 9

- Продолжите предложения:

- На уроке для меня самым интересным было …

- На уроке для меня самым трудным было …

- Своей работой на уроке я …


Отвечают на поставленные вопросы, осуществляя рефлексию собственной деятельности.

7 этап. Домашнее задание.

- Выучить признаки делимости на 9 и на 3 (в. 1-2 на стр.15)

- Выполнить № 76, № 80.

Урока время истекло,
Я вам ребята благодарна! 
За то, что встретили тепло,
И поработали ударно!

Спасибо вам за урок!

До свидания!


Учащиеся внимательно слушают, получают информацию о домашнем задании и записывают его.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!