- познакомить учащихся с признаками делимости на 9 и на 3.
- формировать умения сравнивать, анализировать, обобщать по разным основаниям; моделировать выбор способов деятельности; ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла; планировать в сотрудничестве с учителем и самостоятельно свои действия для решения задачи; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности.
- воспитывать культуру общения, активность.
- решают самостоятельно задания.
№ | Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) | Формирование УУД |
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные |
1 | Организационный этап | Создать благоприятный психологический настрой | Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку. Организация внимания. Речевая разминка. | - | 1 | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | Прогнозирование своей деятельности | Умение слушать и вступать в диалог | Умение выделять нравственный аспект поведения |
2 | Повторение изученного материала | Актуализация опорных знаний и способов действия | Вступительное слово. Повторение пройденного материала. Беседа с проблемным вопросом по теме урока. | Участие в работе по повторению, ответы на вопросы в беседе с учителем. | 3 | Анализ объектов с целью выделения признаков. Поиск и выделение необходимой информации | Выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка учебной задачи на основе известного | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог | Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Самоопределение |
3 | Подготовительный | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока | Определение цели урока вместе с учениками. | Определение темы и цели урока | 5 | Самостоятельное выделение - формулировка познавательной цели | Целеполагание | Постановка вопросов | Самоопределение и учебная мотивация |
4 | Изучение нового материала | Обеспечение восприятия, осмысления и запоминания детьми | Создает ситуацию, в ходе решения которой учащиеся делают необходимые выводы | Отвечают на поставленные вопросы, ищут необходимую информацию | 12 | Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний | Планирование и прогнозирование | Умение слушать и вступать в диалог | Самоопределение. Развитие познавательных интересов |
5 | Закрепление и усвоение знаний | Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действия | Направляет работу учащихся. Выступает в роли тьютора для слабых учащихся. | Самостоятельно решают задачи. Делают сравнительный анализ ответов. Отвечают на проблемный вопрос. В группах выполняют задание. Делают записи в тетради | 14 | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез. Построение логической цепи рассуждения | Планирование деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция. | Умение слушать и вступать в диалог. Коллективное обсуждение проблем (при необходимости). Интегрирование в группу. | Ориентация в межличностных отношениях. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов |
6 | Подведение итогов урока. Рефлексия | Самооценка результатов своей деятельности и деятельности всего класса | Подводит итоги работы в классе | Отвечают на поставленные вопросы. Оценивают свою работу и работу одноклассников | 2 | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов | Планирование деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция | Поддержание соперничества для мотивации учебной деятельности, планирование сотрудничества со сверстниками, участие в обсуждении | Жизненное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация обучающихся |
7 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Задает дозированное домашнее задание | Записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока | 2 | - | Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности | Управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка | Нравственно-этическая ориентация |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1этап. Организационный Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, организация внимания детей. Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию. Проверьте готовность к уроку: у всех ли на партах лежат учебники, тетради, дневники, ручки. | Учащиеся слушают учителя, улыбаются друг другу. Включаются в деловой ритм урока, получают позитивный заряд. |
2 этап. Повторение изученного материала Здравствуйте! Садитесь! А девизом нашего урока будут такие слова: «Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий» Задание - Как, не выполняя деление, определить, делится ли данное число на 10? на 2? на 5? В каждом случае приведите примеры чисел, делящихся и не делящихся на указанное число (слайд 2). - Какие из чисел 132, 915, 189, 2700, 541, 1000, 9376, 871, 1050, 109, 12345, 1312 делятся на 2, на 5, на 10? (слайд 3). | Слушают учителя. Выполняют устно задания на повторение, объясняют, проговаривают признаки делимости при затруднении. |
3 этап. Подготовительный У китайцев есть притча: Скажи мне – и я забуду; Покажи мне – и я запомню; Дай сделать – и я пойму. Так давайте на уроке совместно попробуем вывести новые правила, научимся применять их при решении задач. - Какие из предложенных чисел делятся на 3, на 9? - Проверьте правильность своих предположений на практике, работая в группах. - Сформулируйте тему урока (слайд 4). - Чему хотим научиться на уроке? | Учащиеся высказывают предположение, что последняя цифра числа должна делиться на 3, на 9, т.е.: - числа 189, 2700, 9376, 1000, 1050, 109 делятся на 3; - числа 189, 2700, 1000, 1050, 109 делятся на 9. Учащиеся выполняют в группах задание и приходят к выводу, что для некоторых чисел их предположение верно, а для других – нет. Таким образом, приходят к выводу, что по записи числа нельзя сделать вывод о его делимости на 9 или на 3. Нужен новый признак делимости. Формулируют тему урока – «Признаки делимости на 9, на 3». Формулируют цель урока: «открыть» признак делимости на 9, на 3. |
4 этап. Изучение нового материала - Для достижения полученной цели составим план действий: 1. Рассмотреть отдельные случаи с числами, которые точно делятся на 3, на 9. 2. Найти какие-то отличительные черты у этих чисел. 3. Выдвинуть гипотезы о том, какие числа делятся на 3, на 9. 4. Проверить гипотезы на каком-то «большом» числе. Реализация плана проводится в группах. Две группы работают над признаком делимости на 3, заполняя таблицу в соответствии с планом действий: число | сумма цифр | делится ли сумма цифр на 3 | делится ли число на 3 | 12 | | | | 16 | | | | 63 | | | | 20 | | | | Гипотеза: | 1245 | | | | (слайд 5) Одна группа работает над признаком делимости на 9, заполняя таблицу в соответствии с планом действий: число | сумма цифр | делится ли сумма цифр на 9 | делится ли число на 9 | 45 | | | | 23 | | | | 63 | | | | 15 | | | | Гипотеза: | 5436 | | | | (слайд 6) Учитель наблюдает за работой групп, оказывает посильную помощь. - Прочитайте признаки делимости на 9 и на 3 на страницах 14 – 15 учебника, сравните их с вашими гипотезами, сделайте вывод. (слайд 7) Впервые признаки делимости были обстоятельно изложены итальянским математиком Леонардом Пизанским (1180-1240 г.) | Совместно составляют план действий. Класс делится на 3 группы, две из которых работают над признаком делимости на 3, а одна группа – над признаком делимости на 9. Задания учащимся предлагаются на карточках. Работая в группах, выдвигают в ходе обсуждения гипотезы, проверяют их верность на примерах. После обсуждения каждая группа знакомит с результатом своей работы – полученным признаком делимости на 9, на 3. Совместно составляются формулировки признаков, сравниваются с предложенными в учебнике. |
5 этап. Закрепление изученного материала - Выполните в группах следующее задание на применение полученных признаков делимости: Из чисел 2 387, 4 275, 5 532, 6 674, 17 589, 35 916, 58 658 выпишите те, которые делятся нацело: 1) на 3; 2) на 9; 3) на 3 и на 2. (слайд 8) Далее учащимся предлагаются разноуровневые задания. 1 уровень - №73 и №74 (совместно с учителем), №75 (самостоятельно, два человека работают на скрытых досках) (слайд 9) 2 уровень - №77, №79 (слайд 10) 3 уровень - №85, 89 (слайд 11) | Работают в группах, учатся применять полученные признаки. Выполненные задания учащиеся каждой группы записывают на доске, заслушиваются пояснения каждой из групп. Учащиеся определяют уровень заданий, который они способны выполнить 1 уровень – учащиеся работают под руководством учителя. Это задания, направленные на отработку признаков в стандартной ситуации (т.е. необходимо просто определить делимость числа на 9 или на 3) 2 уровень – учащиеся работают в группе (группах, в зависимости от их количества), при необходимости обращаются за помощью к учителю. 3 уровень – учащиеся работают самостоятельно. Они выполняют задания, в которых необходимо применить изученные признаки в нестандартных ситуациях. |
6 этап. Подведение итогов урока. Рефлексия. Подводятся итоги урока: - Какая цель была поставлена на уроке? - Достигли мы цели? - Для чего необходимо знать признаки делимости? - С какими признаками делимости мы познакомились? - Почему признаки делимости на 2, 5, 10 определены в одной группе, а признаки делимости на 3, 9 – в другой? - Сформулируйте признак делимости на 3 и на 9 - Продолжите предложения: - На уроке для меня самым интересным было … - На уроке для меня самым трудным было … - Своей работой на уроке я … | Отвечают на поставленные вопросы, осуществляя рефлексию собственной деятельности. |
7 этап. Домашнее задание. - Выучить признаки делимости на 9 и на 3 (в. 1-2 на стр.15) - Выполнить № 76, № 80. Урока время истекло, Я вам ребята благодарна! За то, что встретили тепло, И поработали ударно! Спасибо вам за урок! До свидания! | Учащиеся внимательно слушают, получают информацию о домашнем задании и записывают его. |