Конспект урока природоведения в 5 классе коррекционной школы VIII вида по теме «Собака – друг человека»
Цель: познакомить учащихся с видами собак.
Задачи:
Образовательная: расширять знания учащихся о породах собак, и их роли в жизни человека.
Коррекционная: развивать операции синтеза и анализа на основе упражнений в классификации и обобщении; коррегировать искаженные представления о жизни, природе, обществе; совершенствовать перенос опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях; развивать устойчивое внимание.
Воспитательная: воспитание заботливого и ответственного отношения к домашним питомцам.
Оборудование.
Карточки с названием пород собак.
Презентация « Собаки».
Карточки «Уход за собакой, живущей в доме».
Карточки с планом описания собаки.
Карточки с тестом.
Ход урока.
I. Организация.
На доске карточки со словами, расположенными вразброс: гуппи, меченосец, хомяк, собака, морская свинка, черепаха, канарейка, попугай. Карточки демонстрируются несколько секунд, потом закрываются. Садится тот, кто назовёт записанное на карточке слово.
II. Проверка домашнего задания.
На доске смоделировать аквариум (прикрепить с объяснением грунт, водоросли, меченосцев, гуппи, вуалехвоста).
III. Работа над новым материалом.
1.Отгадать загадку.
Уши чуткие - торчком,
Хвост взлохмаченный – крючком,
У дверей она лежит,
Дом хозяйский сторожит.
- Почему считаете, что отгадка именно такая?
2. Составить на доске предложение из слов, напечатанных на карточках.
Собака - человека друг
- Почему так говорят?
3. Запись темы в тетрадях. «Собака – друг человека».
4. Рассказы учащихся о собаке, которая живёт в доме у учащихся по данному плану. ( План у каждого ученика на карточке на парте).
План.
кличка;
её место в доме;
внешний вид;
чем ты её кормишь;
как ты с ней играешь;
интересный случай с твоей собакой.
IV. Рассказ учителя о собаках. Презентация «Собаки».
Задание перед просмотром презентации:
Запомнить на какие три группы можно разделить все породы собак.
Собаки – одни из первых домашних животных, прирученных человеком. Предком домашней собаки был волк. Человек тогда еще не занимался земледелием и животноводством и прирученный волк помогал в охоте на зверя.
Все собаки разные: маленькие и очень большие. Самая маленькая в мире собака –чихуа – хуа, её рост 15 сантиметров. Самая большая – английский мастиф, её рост до 91сантиметра, а вес до 100 килограммов.
Со временем появились самые разнообразные породы собак: служебные, охотничьи, комнатные декоративные.
Охотничьи собаки: таксы, терьеры, гончие, борзые, спаниели.
Служебные собаки. Их отличает бесстрашие, хорошее чутьё, выносливость.
Эти собаки участвуют в охране границ, в спасении людей во время землетрясений, в сапёрных работах, спасают утопающих, служат поводырями у слепых людей. К служебным породам относятся овчарки, колли, доберманы, ротвейлеры.
Комнатно – декоративные собаки. Эти собаки живут рядом с человеком и не принося никакой материальной пользы. Они радуют человека своей красотой, дружбой и преданностью. Это пекинесы, болонки, пудели, карликовые пинчеры.
Человек живёт в среднем 75 лет, а собаки – 10-13 лет. Один год собачьей жизни приравнен к 7 годам жизни человека. Собака различает до 2000000 запахов. Её обоняние в 1000 раз лучше, чем у человека.
Собаки страдают такими же заболеваниями, как и люди. За здоровьем собак надо следить. У них может быть ангина, простуда, язва желудка, мочекаменная болезнь, инфаркт. Собак и других животных лечит ветеринар.
С собаками надо заниматься, их надо учить и воспитывать. Воспитанием и обучением собак занимается кинолог.
«Собака точная копия своего хозяина, только уменьшенная, лохматая и хвостатая».
«Собаки милейшие существа – они всё о нас знают, всё понимают и никому ничего не рассказывают».
V. Заполнить схему в тетрадях, выбирая слова из столбика для справок: злые, ласковые, охотничьи, служебные, декоративные, громко лающие. Под терминами поместить картинки с изображением собак.
Собаки.
Служебные Охотничьи Декоративные
VI. Закрепление материала.
Чтение статьи учебника.
- Прочитать статью, найти ответ на вопрос: «Как ухаживать за собакой?»
Работа по карточкам.
1 группа. (сильные учащиеся) Дополнить рассказ «Уход за собакой, живущей в доме». (При необходимости воспользоваться текстом учебника).
Уход за собакой, живущей дома.
В доме для собаки должно быть отведено _________________________.С животным гуляют__________ раза в день. Во время прогулки в городе на большую собаку нужно надеть ____________________. Собаку надо кормить _________________________________________. Миска со свежей _____________________для питья должна стоять в определённом месте. Для того, чтобы собака не болела, ей надо делать ________________________. Чтобы щенок вырос умным и послушным, надо _______________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________
VII. Обобщение. Итог.
Собаки бывают служебными, охотничьими и декоративными. Человек должен воспитывать собаку и ухаживать за ней.
VIII. Домашнее задание. Прочитать вопрос, подобрать к нему правильный ответ. (стр 107-109, вопросы и задания).
VIX. Рефлексия.
Что запомнилось из урока?
Что понравилось?
- Ответы свои начинайте словами
Я понял(а), что…
Я узнал(а), что…
К сожалению…
Мне было интересно…
Теперь я буду…
- Ребята, спасибо за ваше участие на уроке.