СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок-это урок-игра,построенный в форме диалога

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 5 классе»

Тема: Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?”

Тип урока: урок-диалог

Цели урока: расширить словарный запас пятиклассников в области речевого этикета и подвести их к осознанию важности умения употреблять разнообразные формулы речевого этикета, выраженные как словами, так и словосочетаниями, в зависимости от ситуации общения.  основе которых лежат ролевые проблемные коммуникативные ситуации, актуальные для детей данной возрастной категории. Ситуации и задания уроков повышают культуру речи учащихся, формируя языковую и речевую компетенции, задают установки толерантности как готовности сторон идти на взаимные уступки в сфере общения


- обучающая: формирование представлений о речевом этикете;

- развивающая: продолжение развития навыков связной и диалогической речи учащихся;

- воспитательная: воспитание культуры общения, самосознания детей

Раздаточный материал: кейс - задания.

Ход урока Эпиграф Среди невезенья иного,
Среди невесёлого дня
Скажите мне доброе слово,
И слово утешит меня.


1.Знакомство с темой и целями урока.

1. Вступительное слово учителя. Что же такое ЭТИКЕТ? (индивид. задание по словарю-Жакупова) Слайд №1

Попытаемся сформулировать цели и задачи нашего урока.

- Ребята, мы продолжаем постигать тайны общения. Человек живет среди людей. Все его радости, горести, дела и заботы связаны с людьми. Звонит ли девочка по телефону, пишет ли сын письмо матери, разговаривают ли ученики на перемене – везде происходит общение.

А для чего надо уметь общаться? Как вы думаете? Что является важнейшим средством общения? (Язык)

а) Запись в тетрадь. Язык – важнейшее средство общения.(у доски ,объясняя орфограммы,Утемисова)

Вывод: чтобы нас понимали, слушали с удовольствием, приходили на помощь, нам надо знать и употреблять особые слова, “волшебные”, т.е. этикетные слова. И чем больше таких слов в нашей речи, тем приятнее общаться с нами будет людям.


Турабаева: Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы

Ничего не сказали.

3 ученика поочередно задают вопросы:

- Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

- Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

- Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Учитель: Так поэт В. Солоухин размышляет о роли приветствия в жизни человека.Действительно, приветствие, не имея информативного значения, обладает особой значимостью, отчего солнца прибавляется в мире и радостней делается жизнь.

Итак, мы сказали друг другу «Здравствуйте!» Много это или мало? (слушаю мнение детей)

Действительно, с одной стороны, как будто мало: что нового мы сообщили?А с другой стороны, КАК вы себя чувствуете? ЧТО вы переживаете, если знакомый человек прошел мимо, не поздоровавшись? (досадно, неловко, обидно)

- А что мы подтверждаем, когда приветствуем другого? (ответы детей)

Учитель: Вы правы, мы подтверждаем наше знакомство и готовность продлить его.А что мы выражаем, здороваясь с незнакомым человеком? (ответы детей)

Учитель: Да, мы показываем ему свое доброжелательное отношение и наше намерение вступить с ним в контакт.


Учитель:.

А сейчас детская писательница Агния Барто и мои помощники покажут возможности контакта людей. Подумайте, с помощью чего он возможен?(Морозов,Андреев,Инсебаев)

1-ый Я была в стране Суоми…

Вспоминаю часто

Снежный лес и низкий домик.

И девчонка- Аста.

Она была глазаста,

Ходила в белой блузке

И только слово «Здрасте»

Могла сказать по-русски.

Всего одно словечко,

А как нас выручало!

2-ой Потрескивала печка,

Девчонка не молчала.

Пирог со свежей рыбой

Разрезала на части

И на мое «Спасибо»,

Смеясь, сказала:»Здрасте!»

Я улыбнулась Асте,

Она мне снова:-Здрасте…

Всего одно словечко,

А как нас выручало!

3-ий Мы вышли на крылечко,

Девчонка не молчала.

И на прощанье снова,

Как пожеланье счастья,

Звучало слово:

- Здрасте…(дети говорят это хором)

( по мере разговора на доске будет рождаться солнышко со словами – лучами и словом

«здравствуйте» в середине круга)

Известно, что ситуации приветствия незнакомых у разных народов разные.

- Вы здороваетесь с незнакомцами в лифте? Принято ли это у нас? (ответы)

У русских не принято, а у европейских народов это обязательное правило этикета.

- Если на улице у прохожего вы интересуетесь временем, как вы говорите? (ответы детей)

Учитель: При обращении людей друг к другу с вопросом на улице русские не здороваются, а извиняются: «Простите, скажите, пожалуйста»…

А в Таллине сначала здороваются, а потом спрашивают.

Во всех деревнях мира с незнакомым на улице здороваются все селяне, показывая свое доброжелательное, гостеприимное отношение к прохожему.

Американский психотерапевт Эрик Берн назвал знаки, которые мы подаем друг другу во время приветствия, «поглаживаниями». В приветствии, пишет ученый, содержится один из принципов

гуманизма (индив. задание по словарю - значение слова- Шендрик) слайд 2

Мы улыбнулись другому и поклонились, нам ответили тем же - это обмен «поглаживаниями», т.е. приятными ощущениями. У знакомых ритуал приветствия в основном состоит из 8 поглаживаний. Давайте послушаем:

Диалог 2 учеников: - Здравствуй! (1-ое)(Ешимбетова,Титова)

- Привет! (2-ое)

- Как дела? Как жизнь? (3-ье)

- Да неплохо. А у тебя? (4-ое)

-Тоже нормально. Погода-то какая стоит! (5-ое)

- Да, погода замечательная. Подольше бы такая постояла.(6-ое)

- Ну пока. (7-ое)

- Всего хорошего! (8-ое)

Учитель: При таком общении мы как бы говорим: «Я к тебе хорошо отношусь и желаю тебе добра».

-А как, чем может выражаться приветствие? (ответы детей: словами, поклоном, наклоном головы, прикосновением щек, похлопыванием рукой, пожатием рук).

В русском языке большинство приветствий - это пожелания: здравствуйте, будьте здоровы, здравия желаю!

В прошлом в русском языке было много приветствий, употреблявшихся в зависимости от того, чем был занят человек.

Например, если девушка несла воду, ей говорили:

Свеженькой воды!

Если крестьяне молотили зерно, им желали:

По сто пудов на день! По тысяче на неделю!

Если женщина доила корову:

Море под коровой!

Все это пожелания, поэтому и отвечали на них: «Спасибо!»

Некоторые из таких ситуативных пожеланий сохранились и сегодня:

(называю ученика и ситуацию. Что вы ему скажете?)

1.Ваня работает, копает грядку - Бог в помощь!

2.Саша идет из бани - С легким паром!

3.Настя обедает в столовой - Приятного аппетита!

4.Семья друга за столом, а вы входите - Хлеб да соль! Чай и сахар!

5.Друг уезжает - Счастливого пути!

6.Друг вернулся из поездки - С приездом!

Учитель: Итак, приветствия! Отчего зависит их выбор? (варианты детей)

(от возраста ,от пола ,от степени близости –

официальное - Позвольте вас приветствовать! Приветствую вас! – фамильярное - Приветик! от времени суток -

Вывод: В приветствие могут включаться фразы о жизни, делах, здоровье. Они существуют в нейтральных и дружеских вариантах. Причем, для русского языка типичны

эмоциональные и часто шуточные формы приветствий:

Диалог с детьми:

Ответьте мне шутливо. – Как жизнь? – Как в сказке!

- Как дела? – Как сажа бела!

- Как ваше ничего? – Как жизнь молодая?

Учитель: Немалую роль в ритуале приветствия играют его эмоциональная окрашенность, интонация. У слова «здравствуйте» может быть 50 вариантов», - писал А. Макаренко.

- Давайте попробуем, сколько вариантов получится у вас? (ответы детей)

Знаки этикета всегда должна сопровождать улыбка! Э.Берн заметил, что способность здороваться проявляется у тех людей, которые обладают «одной из величайших драгоценностью мира - настоящей естественной улыбкой. Она освещает лицо, говорит об открытом добром характере».

Улыбка – знак доброжелательного взаимопонимания.слайд №3

Сент - Экзюпери пишет: «Часто улыбка и есть главное. Улыбкой благодарят. Улыбкой вознаграждают. Улыбкой дарят тебе жизнь.

Она освобождает от гнетущей тоски наших дней, оделяет уверенностью и покоем»…

- Ребята, общение- это диалог. А что такое диалог? Как он оформляется на письме?

(реплики и тире)

-

Учитель: А какие ещё формы приветствия вы знаете? Давайте вспомним, какие формы приветствия мы используем в зависимости от ситуации.

Вывод по словам приветствия: как мы видим, слова приветствия имеют разнообразные формулы речевого этикета, выраженные как словами, так и словосочетаниями, в зависимости от ситуации общения, а также и разные стилистические оттенки, поэтому, прежде чем включать какое-либо этикетное выражение в свою речь, надо хорошо знать значение, которое оно в себе заключает.

А какие формы прощания вы знаете?

ЗАДАНИЕ 2. Послушайте несколько отрывков их художественных произведений, где используются разные формы прощания и определим их значение.

Текст 1.- Я не всех зверей возьму в Африку, - сказал доктор Айболит. -.. А возьму я с собой Крокодила, обезьяну Чичи и попугая Карудо, потому что они родом из Африки: там живут их родители, братья и сестры. Кроме того, я возьму с собой Авву, Кику, Бумбу и свинку Хрю-Хрю.

. – А нас? – закричали Таня и Ваня. - Неужели мы останемся здесь без тебя?

- Да! – сказал доктор и крепко пожал им руки. – До свидания, дорогие друзья!..

Таня и Ваня понурили головы. Но подумали немного и сказали:

- Ничего не поделаешь: мы е щё маленькие. Счастливого пути! До свидания! А когда мы подрастем, мы непременно поедем с тобой путешествовать. (К.Чуковский)

Текст 2. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей… За ней побежали утята – пять штук… Радостно снял я шляпу и, помахав ею, крикнул:

- Счастливого пути, утята!

Ребята надо мной засмеялись.

- Что вы смеетесь, глупыши? – сказал я ребятам, - думаете, так – то легко попасть утятам на озеро? Снимайте живо шапки, кричите “до свидания”!

И те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись в воздух; все ребята разом закричали:

- До свидания, утята! (М.Пришвин)

Текст 3. А если нас услышит иль встретит кто-нибудь, друзей он не обидит и скажет: “В добрый путь!” (С.Михалков)

Вопросы по содержанию:

- Определите отличия в значении встретившихся формул прощания.

- Что вы скажете об употреблении слова “до свидания”? Часто или редко мы его употребляем?

- Имеет ли значение возраст собеседников для использования этой формы прощания?

Вывод: До свидания - наиболее употребительное, нейтральное выражение. Может произноситься и тем, кто остается, и тем, кто отправляется в путь. Возраст собеседников влияния на употребление этой формулы не оказывает.

- Близки ли по значению формы прощания “счастливого пути” и “в добрый путь”? Кому они чаще всего адресуются? Обратите внимание на интонацию автора при произношении словосочетания “счастливый путь”. Что вкладывает автор в эти слова? Какие чувства выражает восклицательной интонацией?

Эти слова совмещают в себе значения прощания и пожелания удачи в дороге, поэтому эти формулы чаще всего адресуются тому, кому предстоит дальняя дорога. Кроме того, автор вкладывает особую сердечность и доброту в эти слова. Не случайно мальчишки, которые сначала закидали утят шапками, а потом по приказу прощались с ними, кричали просто до свидания,а не счастливый путь, как сам автор.

- Чем различаются выражения “до скорого свидания” и “прощай”? они противоположны по значению. В каких ситуациях вы используете эти словосочетания?

5. Слово учителя.

В жизни мы встречаемся с разными ситуациями, когда нужно не только выбрать форму приветствия или прощания, но и уметь поблагодарить, отказать, попросить, утешить, сделать комплимент (похвала).

6. Работа в группах (для каждой группы задания лежат на столах).

1 группа. Речевая ситуация: просьба.

Чтобы твою просьбу выполнили, надо уметь попросить. Для этого в нашем языке существует много разных средств: вежливая интонация, специальные слова и выражения,

Вежливые слова и выражения:

Пожалуйста

Прошу вас (тебя)

Будьте добры, будьте так добры

Будь другом..

Если вам (тебе) не трудно..

Не могли бы Вы (ты)..

1. Ты знаешь, что одну и ту же просьбу можно выразить по-разному. Выбери наиболее вежливую форму для объявления в школьной столовой.

    1. Убирайте за собой посуду!

    2. У нас посуду убирают сами.

    3. Не забыл ли ты убрать за собой посуду?

(Ответ: 3-я форма самая вежливая, так как в ней нет прямого побуждения к действию.)

2. Выбери наиболее вежливое выражение просьбы.

  1. Уступите, пожалуйста, место моей бабушке.

  2. Извините, не уступите ли Вы место моей бабушке?

  3. Уступите бабушке место, вы что, не видите, старый человек еле стоит?

(Ответ: 1-2 показывают вежливость, а 3-й недостаточность вежливости.)

Работа с классом. Предлагается рассмотреть ещё одну ситуацию, в которой герой тоже использовал вежливые слова для своей просьбы, но что из этого получилось (чтение учителем отрывка).

На остановке в трамвай вошел человек. Все заметили, что у него нет ноги. Протез. Это заметила и девочка, сидевшая на переднем сиденье. Она быстро вспорхнула со своего места и громко, на весь вагон, чтобы все поняли, какая она воспитанная и добрая, сказала:

- Садитесь, пожалуйста, дяденька. Вам же очень тяжело стоять!

Всем стало неловко, а мужчина покраснел и не знал, куда себя деть. На следующей остановке он вдруг взял и вышел из трамвая. Девочка удивилась, чем это все недовольны, ведь она уступила инвалиду свое место и сделала это очень вежливо.

- Что девочка сделала неправильно?

- Почему все её осудили?

2 группа Речевая ситуация: отказ.

Слова и выражения для вежливого отказа:

Остался бы, да не могу,

Извините, но я это сделать не в силах

С радостью бы пришел, но не могу..

1. Ты, конечно, помнишь сказку “Садко”. Представь себе, что ты попал в подводное царство и Царь предлагает тебе сундук с великолепными морскими сокровищами, чтобы ты остался у него навсегда.

Какой вариант отказа ты выберешь?

  1. Не нужны мне твои сокровища, я хочу домой.

  2. О, Подводный Царь! Я бы с удовольствием взял любое из твоих бесценных сокровищ, но никак не могу остаться в твоем царстве.

  3. Благодарю тебя, о, Великий Царь, за прекрасные подарки! Но не могу взять их и остаться в твоем царстве, так как ждут меня друзья и невеста.

(Ответ: 1 – царь рассердится на тебя и бросит в темницу;

2 – почему все-таки ты не можешь остаться? (нет причины отказа);

3 – правильный ответ.)

2. Ты помнишь эти строки?

Ты все пела? Это дело:

Так пойди же попляши! (Крылов. “Стрекоза и муравей”)

Так Муравей отказал Стрекозе в просьбе прокормить и обогреть её “до вешних только дней”.

А как бы ты отказал Стрекозе, если бы был добрым, но не очень богатым Муравьем?

1. К сожалению, у меня не хватит еды, чтобы кормить тебя всю зиму. Но сейчас обогрейся и пообедай вместе с нами.

2. Я не смогу кормить тебя всю зиму. Но мой сосед, Шмель, ищет учительницу пения и танцев для своих шмелят. Наверное, он устроит тебя на зиму. А если не получится – заходи поесть и обогреться.

3. Ну ладно, оставайся. Хотя ты и лентяйка, но несколько дней я смогу тебя прокормить. А там – ищи себе другое место.

3 группа. Речевая ситуация: утешение.

Для этой речевой ситуации существуют слова и выражения с разными смысловыми оттенками. Поэтому, утешая, можно успокоить, можно помочь, можно поддержать.

Не беспокойся.. не огорчайся.. не тревожьтесь… не волнуйтесь… успокойся..

1. Представь себе, что ты успокаиваешь героев мультфильмов. Выбери для каждой ситуации подходящую пословицу.

1. Помнишь ли ты, как Винни-Пух объелся в гостях у Кролика и развалил его дом?

- Не горюй, милый Кролик! Я знаю, ты построишь дом ещё лучше прежнего.

Твоя пословица:

2. Дядя Федор уехал с Котом в Простоквашино, а родители мальчика очень огорчились.

- Не беспокойтесь, дорогие, все будет хорошо. Ваш мальчик самостоятельный, он не пропадет. Соскучится – вернется.

Твоя пословица:

3. Кот Леопольд очень расстроился после очередного нашествия мышей.

- Уважаемый Леопольд, не огорчайся! Все в жизни бывает.

Твоя пословица:

Пословицы для выбора:

  1. Горе не беда – с кем не была.

  2. Нет худа без добра.

  3. Одна беда – не беда.

  4. Эта беда – не беда, только бы больше не была.

  5. Наши лепешки тоже поели кошки.

  6. И у нас дома не здорово – таракан с печки свалился.

2. Определите, кому из сказочных героев принадлежат эти слова утешения?

1. Спокойствие, только спокойствие!

2. Что ты, молодец, не весел, что головушку повесил?

3. Не волнуйтесь, ребята, главное – здоровье.

4. Мои дорогие! Какие вы все сказочно сильные, умные, удачливые.

Слова для выбора: Айболит, Василиса, Карлсон, Дюймовочка.

7.

Учитель: Хочется закончить эту групповую работу словами Н.Рыленкова:

На доброе слово

не надо скупиться.

Сказать это слово – что дать напиться.

б) Упражнение 338 стр.112 Чтение пословиц и поговорок и определение в них правил речевого поведения.

1. Сердечное слово до сердца доходит.

2. Малое слово большую обиду творит.

3. Язык и хлебом кормит, и дело портит.

4. Слово народы поднимает.

Формулируется вывод: “ Язык твой – друг твой”.

5. Слово учителя.

В жизни мы встречаемся с разными ситуациями, когда нужно не только выбрать форму приветствия или прощания, но и уметь поблагодарить, отказать, попросить, утешить, сделать комплимент (похвала).

6. Работа в группах (для каждой группы задания лежат на столах).

1 группа. Речевая ситуация: просьба.

Чтобы твою просьбу выполнили, надо уметь попросить. Для этого в нашем языке существует много разных средств: вежливая интонация, специальные слова и выражения,

Вежливые слова и выражения:

Пожалуйста

Прошу вас (тебя)

Будьте добры, будьте так добры

Будь другом..

Если вам (тебе) не трудно..

Не могли бы Вы (ты)..

1. Ты знаешь, что одну и ту же просьбу можно выразить по-разному. Выбери наиболее вежливую форму для объявления в школьной столовой.

    1. Убирайте за собой посуду!

    2. У нас посуду убирают сами.

    3. Не забыл ли ты убрать за собой посуду?

(Ответ: 3-я форма самая вежливая, так как в ней нет прямого побуждения к действию.)

2. Выбери наиболее вежливое выражение просьбы.

  1. Уступите, пожалуйста, место моей бабушке.

  2. Извините, не уступите ли Вы место моей бабушке?

  3. Уступите бабушке место, вы что, не видите, старый человек еле стоит?

(Ответ: 1-2 показывают вежливость, а 3-й недостаточность вежливости.)

Работа с классом. Предлагается рассмотреть ещё одну ситуацию, в которой герой тоже использовал вежливые слова для своей просьбы, но что из этого получилось (чтение учителем отрывка).

На остановке в трамвай вошел человек. Все заметили, что у него нет ноги. Протез. Это заметила и девочка, сидевшая на переднем сиденье. Она быстро вспорхнула со своего места и громко, на весь вагон, чтобы все поняли, какая она воспитанная и добрая, сказала:

- Садитесь, пожалуйста, дяденька. Вам же очень тяжело стоять!

Всем стало неловко, а мужчина покраснел и не знал, куда себя деть. На следующей остановке он вдруг взял и вышел из трамвая. Девочка удивилась, чем это все недовольны, ведь она уступила инвалиду свое место и сделала это очень вежливо.

- Что девочка сделала неправильно?

- Почему все её осудили?

2 группа Речевая ситуация: отказ.

Слова и выражения для вежливого отказа:

Остался бы, да не могу,

Извините, но я это сделать не в силах

С радостью бы пришел, но не могу..

1. Ты, конечно, помнишь сказку “Садко”. Представь себе, что ты попал в подводное царство и Царь предлагает тебе сундук с великолепными морскими сокровищами, чтобы ты остался у него навсегда.

Какой вариант отказа ты выберешь?

  1. Не нужны мне твои сокровища, я хочу домой.

  2. О, Подводный Царь! Я бы с удовольствием взял любое из твоих бесценных сокровищ, но никак не могу остаться в твоем царстве.

  3. Благодарю тебя, о, Великий Царь, за прекрасные подарки! Но не могу взять их и остаться в твоем царстве, так как ждут меня друзья и невеста.

(Ответ: 1 – царь рассердится на тебя и бросит в темницу;

2 – почему все-таки ты не можешь остаться? (нет причины отказа);

3 – правильный ответ.)

2. Ты помнишь эти строки?

Ты все пела? Это дело:

Так пойди же попляши! (Крылов. “Стрекоза и муравей”)

Так Муравей отказал Стрекозе в просьбе прокормить и обогреть её “до вешних только дней”.

А как бы ты отказал Стрекозе, если бы был добрым, но не очень богатым Муравьем?

1. К сожалению, у меня не хватит еды, чтобы кормить тебя всю зиму. Но сейчас обогрейся и пообедай вместе с нами.

2. Я не смогу кормить тебя всю зиму. Но мой сосед, Шмель, ищет учительницу пения и танцев для своих шмелят. Наверное, он устроит тебя на зиму. А если не получится – заходи поесть и обогреться.

3. Ну ладно, оставайся. Хотя ты и лентяйка, но несколько дней я смогу тебя прокормить. А там – ищи себе другое место.

3 группа. Речевая ситуация: утешение.

Для этой речевой ситуации существуют слова и выражения с разными смысловыми оттенками. Поэтому, утешая, можно успокоить, можно помочь, можно поддержать.

Не беспокойся.. не огорчайся.. не тревожьтесь… не волнуйтесь… успокойся..

1. Представь себе, что ты успокаиваешь героев мультфильмов. Выбери для каждой ситуации подходящую пословицу.

1. Помнишь ли ты, как Винни-Пух объелся в гостях у Кролика и развалил его дом?

- Не горюй, милый Кролик! Я знаю, ты построишь дом ещё лучше прежнего.

Твоя пословица:

2. Дядя Федор уехал с Котом в Простоквашино, а родители мальчика очень огорчились.

- Не беспокойтесь, дорогие, все будет хорошо. Ваш мальчик самостоятельный, он не пропадет. Соскучится – вернется.

Твоя пословица:

3. Кот Леопольд очень расстроился после очередного нашествия мышей.

- Уважаемый Леопольд, не огорчайся! Все в жизни бывает.

Твоя пословица:

Пословицы для выбора:

  1. Горе не беда – с кем не была.

  2. Нет худа без добра.

  3. Одна беда – не беда.

  4. Эта беда – не беда, только бы больше не была.

  5. Наши лепешки тоже поели кошки.

  6. И у нас дома не здорово – таракан с печки свалился.

2. Определите, кому из сказочных героев принадлежат эти слова утешения?

1. Спокойствие, только спокойствие!

2. Что ты, молодец, не весел, что головушку повесил?

3. Не волнуйтесь, ребята, главное – здоровье.

4. Мои дорогие! Какие вы все сказочно сильные, умные, удачливые.

Слова для выбора: Айболит, Василиса, Карлсон, Дюймовочка.

7.

Учитель: Хочется закончить эту групповую работу словами Н.Рыленкова:

На доброе слово

не надо скупиться.

Сказать это слово – что дать напиться.

8. Заключение. Слово учителя.

Наша речь должна не просто подчиняться законам логики и разумного выбора нужной формулы речевого этикета, она должна быть пронизана доброжелательностью и вниманием по отношению к собеседнику. Причем то, как мы говорим, не менее важно, чем то, что мы говорим. Выражением доброго отношения к человеку чаще всего бывают не просто формулы вежливости, но и жесты, улыбки, их сопровождающие.

Произносите чаще добрые приятные слова и выражения, они раскрывают необыкновенную красоту родного языка, несут радость людям – от этого и вы будете радостнее жить.



Итог: В качестве вывода по сегодняшнему разговорузапишите его. (Во внутреннем мире человека доброта – это солнце. Сердечность - такой же дар, как красота и ум. Любовь к людям - это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего).

- Прочитайте ваш вывод.

СПАСИБО ВСЕМ ЗА РАБОТУ!







ЗАДАНИЯ ПО РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ

Ка р т оч к а 1 . Пр и в е т с т в и я .

Задание: этими выражениями люди часто пользуются в начале и в конце разговора для установления контакта.

Оцените, уместно ли каждое из них в разговоре с незнакомым взрослым человеком.

Если выражение уместно, введите букву У (уместно), если нет - букву Н.

1-Пока! 6. Здорово!

2. До свидания. 7. Хэлло!

3. Привет! 8. Чао!

4. Доброе утро! 8. Бай-бай!

5. Здравствуйте! 10. Доброй ночи!

Ка р т оч к а 2 . Из в и н е н и е з а б е с п о ко й с т в о .

Задание: представьте себе, что вы звоните по телефону и хотите позвать к телефону друга (подругу).

Выберите наиболее вежливую форму выражения просьбы и обведите в кружок цифру,ей соответствующую.

1. Позовите Машу.

2. Здравствуйте! Попросите, пожалуйста, Машу.

3. Здравствуйте! Извините, Маша дома?

4. Кто говорит? А мне бы Машу.

Ка р т оч к а 3 . Из в и н е н и е з а б е с п о ко й с т в о .

Задание: представьте, что вы опоздали на урок и хотите войти в класс.

Выберите наиболее вежливое выражение просьбы и обведите в кружок цифру, ей соответствующую.

1. Можно войти?

2. Я войду?

3. Извините, можно войти?

4. Здрасьте, а вот и я, немного опоздал...

Ка р т оч к а 4 . Из в и н е н и е з а б е с п о ко й с т в о .

Задание: представь, что ты едешь в переполненном автобусе и должен пробраться к выходу. Выбери наиболее вежливое выражение просьбы и обведи в кружок цифру, ей соответствующую.

1. Разрешите пройти.

2. Пропустите меня, я выхожу.

3. Извините, можно пройти?

4. Эй, подвинься, мне на выход.

Ка р т оч к а 5 . Из в и н е н и е з а п о с т у п о к .

Задание: представь, что тебе нужно дать совет Маше из сказки «Три медведя», как поступить.

Выбери номер ответа, который тебе больше всего понравится.

1. Медведи, я заблудилась, устала, помогите мне вернуться домой.

2. Мишеньки, я заблудилась и попала к вам в дом. Извините за беспорядок, я помогу все убрать.

3. Медведи, я устала, пусть Мишутка отнесет меня домой. А моя бабушка даст ему меда и малины.

Ка р т оч к а 6 . Из в и н е н и е з а п о с т у п о к .

Задание: помоги Маше из сказки «Три медведя» принести медведям - хозяевам жилища - извинения за доставленные неудобства.

• Составь и запиши извинение каждому из медведей по схеме:

Извини(те) + обращение + за что?

Прости(те) + обращение + за что?

• Попробуй предположить, как отреагируют медведи на твои извинения.

Медведь нехотя принимает твое извинение и отвечает тебе: _____________________

Медведица в раздумье, но все же принимает твое извинение и отвечает тебе: _______

Мишутка приветливо принимает твое извинение и отвечает тебе: _________________

Ка р т о ч к а 7 . Бл а г о д а р н о с т ь з а в н има н и е .

Задание: вставь известные тебе пропущенные слова благодарности (спасибо, большое

спасибо, благодарю вас/тебя).

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало,

А оно-то, как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас ...

Но молчит она, как рыба,

Вместо каждого ...

Ка р т о ч к а 8 . Бл а г о д а р н о с т ь з а в н има н и е .

Задание: выбери номер ответа, который тебе больше всего понравился.

• На уроке твой друг одолжил тебе линейку. Что ты скажешь?

1. Спасибо.

2. Большое спасибо.

3. Благодарю.

• Что ты скажешь учителю, который принес тебе книгу, которую ты давно хотел прочитать?

1. Спасибо, Галина Петровна!

2. Большое спасибо, Галина Петровна!

3. Благодарю Вас, Галина Петровна, я очень давно ищу эту книгу.

Ка р т о ч к а 9 . Бл а г о д а р н о с т ь з а п о д а р о к .

Задание: выбери номер подходящего ответа, как бы ты стал на месте Мухи-Цокотухи

принимать подарок и благодарить за него (принимая сапожки в подарок от блошек).

1. Вы рассматриваете сапожки и говорите:

Что за чудные сапожки!

Где вы их достали, блошки?

Буду их всю жизнь носить

Вас весь век благодарить.

2. Вы держите сапожки в руках и говорите:

У меня уж есть сапожки,

И получше этих, блошки.

Их отдам своей сестре,

Что живет на той горе.

3. Вы примеряете сапожки и говорите:

Вам спасибо, мои блошки,

За прекрасные сапожки,

Ох, какое будет горе,

Если мне они не впору.

• А что бы ты сделал с медом, который в подарок Мухе-Цокотухе принесла пчела?

Выбери номер подходящего ответа.

1.Ты поставишь мед на стол для гостей.

2.Прячешь мед подальше.

3.Перекладываешь часть меда из банки в красивую вазочку и ставишь на стол для гостей.

Ка р т о ч к а 1 0 . Пр и в е т с т в и я

Задание: найдите и выпишите из текстов произведений формулы приветствия сказочных и былинных героев.

• Как приветствуют друг друга положительные и отрицательные герои?

Ка р т о ч к а 1 1 . Пр и в е т с т в и я и п р оща н и е .

Задание: составьте диалог сказочных или былинных героев, используя формулы речевого приветствия и прощания.__










Давайте сформулируем основные правила речевого этикета:

  1. Нельзя, чтобы речь была засорена жаргонными словами. Произношение должно быть правильным, ударение верным. Нужно говорить ясно, спокойно, не повышая голоса.

  2. На «ты» можно обращаться к людям, с которыми вас связывают узы товарищества, любви, дружбы. К детям обращаются на «ты» до тех пор, пока они не становятся молодыми людьми (студентами).

  3. Умение выслушать другого – непременное условие беседы. Бестактно прерывать собеседника _____________. У каждого человека, как бы ему не было скучно, должно хватить терпения, чтобы выслушать до конца мысль или рассказ собеседника. Если вы хотите вставить что-нибудь существенное, можно сказать: «Извините, что я перебиваю, но…»

  4. Нельзя начинать спор в защиту своего мнения. Такие споры портят настроение присутствующим.

  5. В компании не шепчутся. Это воспринимается как оскорбление. Если нужно сказать что-нибудь важное незаметно отходят в сторону.

  6. Неприлично делать вид, что не замечаете знакомого и тем более неприлично не  отвечать на приветствие.

  7. Прежде чем обратиться с вопросом к незнакомому, необходимо с ним поздороваться.

  8. Нельзя использовать слово «эй» для привлечения внимания к себе. Например, вместо эй! надо сказать: «Извините, пожалуйста…»

А теперь тест «Необходима ли коррекция вашего общения?»

  1. Часто ли я бываю хмурым?

  2. Всегда ли я внимательно выслушиваю собеседников?

  3. Перебиваю ли я собеседника, если мне приходит в голову важная мысль?

  4. Внимателен ли я к памятным датам моих знакомых?

  5. Повышаю ли я голос в споре?

  6. Стараюсь ли я в разговоре вникнуть в мнение моих собеседников?

  7. Часто ли мои собеседники уходят обиженными?

  8. Всегда ли я обдумываю заранее, как буду высказывать критические замечания собеседнику?

  9.  Приятно ли мне, когда в моем присутствии критикуют других людей?

  10.  Всегда ли я стремлюсь ответить на критику  в свой адрес?

Отвечайте «да» или «нет».

Обработка результатов:

Подсчитай те количество ответов «да» на вопросы 1, 3, 5, 7, 9 и 10.

0 – 1 да – коррекция не требуется.

2 – 3 да – требуется коррекция отдельных сторон общения.

4 – 5 да – требуется существенная коррекция.

6 да – общение неудовлетворительное.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!