СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 4 классе "Синонимы. Антонимы. Омонимы" (УМК "Школа России")

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 4 классе "Синонимы. Антонимы. Омонимы" (УМК "Школа России")»

Урок русского языка в 4 классе (29.09)


Учитель: Волочаева Любовь Александровна

Должность: учитель начальных классов.

Технологическая карта урока русского языка.

Класс: 4

Тема урока: «Синонимы. Антонимы. Омонимы».

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок-закрепление).

Форма урока: повторительно-обобщающий урок.

Цель: распознавать синонимы, антонимы, омонимы.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться подбирать к слову синонимы, антонимы.

Личностные: 4,5,6 - формировать мотивацию к изучению русского языка, уважительное и доброжелательное отношение к одноклассникам, способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Метапредметные: Р - Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи. Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним.

П - Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов), находить в них нужную информацию о слове. Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

К - формировать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать в паре: находить общее решение и разрешать конфликты, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Оборудование урока: карточки, тетради, доска, экран, учебники по русскому языку (4 класс), пеналы. Карточки для создания кластера, карточки с заданиями.







Ход урока:

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и приемы организации деятельности

1. Организационный этап

1 мин

Приветствие учеников.

- Сегодня я приготовила для вас интересные задания. Вы готовы поиграть со мной в речевые игры?

Тогда начнём!

Приветствуют учителя;
Настраиваются на урок

Словесный.

Слово учителя

2. Актуализация знаний.

4 мин

1). -Поиграем в игру «Наоборот»? Правила игры вы все знаете: я называю слово, а вы в ответ – слово, противоположное по значению. Перебивать друг друга нельзя! Готовы?

Лето, печальный, юг, тепло, солнечно, жаркий, красивая, быстро, полезный, забывать, прощание


-Как называются слова, имеющие противоположные значения? (карточка на доске).

2). А теперь вы получите другое задание: послушайте стихотворение и назовите слова, сходные по значению.

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.


--Как называются слова, сходные по значению?

(карточка на доске).




Отвечают на вопросы учителя, называя слова, противоположные по значению.


-АНТОНИМЫ.



Отвечают на вопросы учителя.



СИНОНИМЫ.

Фронтальная.

Словесный.

Беседа


3. Постановка цели и задач урока.

2 мин

-Как вы думаете, как будет звучать тема урока? КАРТОЧКА.

-Что будем учиться делать на уроке? Поставьте цель урока. КАРТОЧКА. (распознавать синонимы, антонимы)

Определяют тему и цель урока.


Фронтальная.

Словесный.

Беседа


4. Первичное закрепление в знакомой ситуации.

3 мин








4 мин







1 мин



3 мин

1. Откройте тетради. Число. Классная работа.

- Я предлагаю вам провести минутку чистописания и записать эти слова в тетради.

(Контролирует выполнение минутки чистописания, следит за правильной посадкой во время письма.)

2. Словарь.

-Но работа со словами сегодня будет необычная. В учебнике есть словари синонимов и антонимов. Откройте стр.154-155.

Найдите синонимы к слову голубой, смелость. Выпишите любую строчку со словами-синонимами.


ФИЗМИНУТКА «Наоборот»


3. Найдите в словаре антонимов слово лень. Назовите противоположное слово.

Выпишите 3 пары любых слов-антонимов.

(Чистописание.) Записывают слова синонимы, антонимы.






Работают с учебником, тетрадями. Проверяют друг друга. Рассуждают над проблемным вопросом.

Осуществляют профилактику утомления.


Трудолюбие.

Выписывают слова-антонимы.

Индивидуальная.

Словесный, наглядный



Индивидуальная, письмо.




Индивидуальная, письмо.

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)




3 мин












2 мин.


1 мин

10 мин




  1. Сидите вы за партами,

Пора работать парами.

-Сейчас каждая пара получит карточку с предложениями.

Прочитайте. Обсудите в парах значение выделенных слов. Некоторые из них можно найти на стр.156.

-Как называются слова, написание которых одинаковое, но лексическое значение разное? (карточка омонимы).


- Какое слово мы добавим к понятиям сегодняшнего урока?


2. Теперь давайте рассмотрим кластер на стр.47.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


3. Предлагаю вам упражнение 73 на стр.48. Работа в паре. Работа со словарями.


4. РЕЗЕРВ

(карточки)



Обсуждают в паре. Вспоминают понятие «ОМОНИМЫ».









Работа с учебником.






Индивидуальная



Работа в парах, словесный, наглядный


Практический

Письмо


Словесный, письмо (индивидуальное)

6. Рефлексия

6 мин

-Напомните тему и цель урока (КАРТОЧКИ)

-Как вы считаете, нам удалось достичь цели?

-Давайте вспомним, чем мы занимались сегодня на уроке? (Составление кластера «Работа на уроке»)

-Сейчас каждый по очереди подойдёт к доске и оставит смайл на том этапе работы, который понравился больше всего.

СПАСИБО за отличную работу! Сегодня каждый из вас очень старался и внёс большой вклад в наш урок.



Обдумывают, обсуждают, составляют кластер «Работа на уроке».




Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. Благодарят друг друга за урок.

Фронтальная.

Словесный.

Беседа























СИНОНИМЫ

АНТОНИМЫ

ОМОНИМЫ



Для создания рисунка я взял чистый лист.

В руках у мальчика кленовый лист.




У моей сестрёнки нежные ручки.

У меня в пенале новые ручки.



Я изобразил скрипичный ключ.

Я положил на полку запасной ключ.



Я часто покупаю киви.

В Австралии живёт птичка киви.



Пробежали молодые лисички.

Я собрала в корзину лисички.

Я приобрёл новый лук.

Мама режет лук в салат























Карточка

Цель: закрепить умение находить антонимы в тексте.

Задание: Найдите антонимы в тексте, подчеркните их, обозначьте орфограмму в этих словах.

Стройный в сентябре лес, в нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка. Тёплое солнце и холодный ветер. Увядание и рассвет. Песни и тишина. Грустно и радостно.


Цель: закрепить умение находить антонимы в тексте.

Задание: Найдите антонимы в тексте, подчеркните их, обозначьте орфограмму в этих словах.

Стройный в сентябре лес, в нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка. Тёплое солнце и холодный ветер. Увядание и рассвет. Песни и тишина. Грустно и радостно.






























2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!