Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1 этап. Организационный момент (1-2 мин.) Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Давайте повторим правила поведения на уроке. | Дети проверяют, всё ли приготовили к уроку на столе. Настраиваются на работу. | Личностные: смыслообразование, самоопределение (формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности). Регулятивные: (управление своей деятельностью). |
2 этап. Мотивационный этап (самоопределение к деятельности) Цель: мотивация к учебной деятельности; 1) создаются условия для возникновения у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 2) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); 3) устанавливаются тематические рамки («могу»). не | Сегодня вместе с вами мы будем открывать новые знания, проведём урок – исследование. Исследовать – это значит наблюдать для выявления и изучения чего-то нового. Мы все исследователи. Чтобы исследование прошло результативно, вам понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, думать, рассуждать, активно работать, использовать знания предыдущих уроков, помогать друг другу. | Высказывают предположения о том, что пригодиться для успешной работы на уроке. | Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; Регулятивные: формирование умения ставить учебную задачу урока, планирование. Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; формулировать своё мнение и позицию. |
3 этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.(4-5 мин.) Целеполагание. Цель: обеспечение готовности учащихся к включению в продуктивную обучающую деятельность, повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» Деятельность учителя Помощь ученикам при включении в работу; организация живого диалога; создание проблемы перед изучением нового материала. 1)актуализировать учебное содержание. 2) актуализировать мыслительные операции. | Вспомним эталон прошлого урока: тела естественные искусственные состоят из веществ твёрдые жидкие газообразные - предлагаю выполнить тест - откройте тетрадь «Проверь себя» с. 11-12 - рассмотрите задание, задайте вопросы - Оцените результат своей работы. - кто справился с тестом и не допустил ошибок? Ставим себе «+». - у кого есть ошибки? Как вы будете с ними справляться? - я рада! | Дети дополняют алгоритм На доске Дети анализируют, если что-то не понятно, задают вопросы. Выполняют работу в тетради. Проверяют и оценивают свою работу. | Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать тему урока, познавательную цель, проблему урока. Коммуникативные: использование речи для планирования и регуляции своей деятельности. Регулятивные: формирование умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того что известно и усвоено учащимися и того, что неизвестно, составление плана и последовательности действий, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. |
4 этап. Работа по теме урока. Исследование. ( 10 минут) Цель: спроектировать ход учебных действий, необходимых для решения обозначенной проблемы; | - Мы продолжаем разговор о разнообразии веществ. - перед вами разные вещества. - какие? - давайте повторим и узнаем всё, что необходимо для открытия нового. - вы уже знаете, что веществом называют то, из чего состоит физическое тело, материя. - приведите примеры веществ, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни. - в каком физическом состоянии вещества встречаются в природе? - сегодня на уроке, мы познакомимся с твёрдыми веществами и попробуем определить из чего они состоят? - первое вещество! Загадка. Маленький домик С дырявой крышей, Под крышей амбар, В амбаре – снег; Кто дом наклонит, тот снег просыпает. ( соль) - прочитайте про соль в учебнике с. 41. Образец № 2. Загадка. Бел, как снег, в чести у всех. В рот попал – там и пропал. - прочитайте про сахар в учебнике на с. 42. Про крахмал дети читают в учебнике с. 42 физминутка | Дети формулируют тему и цель. Рассматривают, делают выводы, заполняют исследовательскую карту. Отгадывают загадку. Хорошо читающие дети читают вслух! Делают выводы заполняют исследовательскую карту. | Коммуникативные: в коммуникативной форме обдумывают учебные действия, аргументируют своё мнение и позицию в коммуникации. |
5 этап. Самостоятельная работа с само- или взаимопроверкой по эталону. (4-5 мин.) Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что умеет | Практическая работа р /т с. 26 - откройте тетрадь - достаточно ли у вас знаний, чтобы выполнить эту работу? - составим алгоритм работы. - эту работу выполняем в парах. - давайте вспомним, как работать в паре | Выход на алгоритм (открытие) Выполняют исследования Составляют алгоритм. правила | Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательств. Коммуникативные: достижение договорённости и согласованности общего решения, умение выражать свои мысли. Регулятивные: целеполагание, планирование, саморегуляция. |
Реализует способ действия. Цель: решение учебной проблемы | | выполняют практическую работу. | Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Коммуникативные: умение слушать, друг друга |
| Деятельность учителя: Дает небольшой объем самостоятельной работы; организация самоконтроля и самопроверки. | | Познавательные: построение логической цепи рассуждений, выведение следствий, выполнение действий по алгоритму. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные: Задавание вопросов, контролирование действий партнёра. |
6 этап Контроль за процессом и результатом учебной деятельности (5 мин) Цель: закрепление полученных навыков и самопроверка | После выполнения работы проводится самопроверка по эталону. - какие трудности возникли? - какие ошибки допустили? В чём причина? | Дети обсуждают выполнение практической работы. | |
7 этап. Включение его в систему знаний и повторение. (10 мин.) Цель: каждый должен сделать вывод о том, что уже умеет и знает. | Проверим, как вы поняли тему. - выполняем тест. Тест на доске. | Проверяют и оценивают себя. | Познавательные: Анализ, синтез, выполнение действий по алгоритму. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. |
Деятельность учителя: Применение индивидуальных эталонов в оценке труда. | | . | Познавательные: моделирование, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выбор эффективных способов решения задач. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
8 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) (2-3 мин.) - фиксация нового знания; - оценка собственной деятельности на уроке Цель: сравнение целей, поставленных в начале работы, с полученным результатом, подведение объективного результата работы | Наши исследования подошли к концу У – узнали, что… Р – рассуждали о чём… О – объясняли, что… К – коллективно работали, дружно? | Ответы детей. | Личностные: самооценка на основе критерия успешности. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. |
| - пора подводить итоги урока. - Объяснили, где можно воспользоваться этим открытием? – Результативно ли прошло наше исследование? Как доказать? -Тот, у кого ещё есть вопросы и сомнения - ? -Кто хорошо понял - ! - пора подводить итоги. Как вы думаете пригодятся ли нам эти знания? - урок окончен. | Дети поднимают знаки. Всё понятно - ! Есть вопросы - ? | Личностные: Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности. Смыслообразование (сформированность мотивации к дальнейшему обучению) Самоопределение Формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение) и математической компетентности. Познавательные: Использование индуктивного умозаключения, рефлексия способов и условий действия. Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция. Коммуникативные: достижение общего решения в совместной деятельности. |
1. Плешаков А.А. Окружающий Мир. Учебник. 3 Класс. Ч.1.- М.: Издательство «Просвещение», 2013 г. (серия «Школа России»)
2. Плешаков А.А. Окружающий Мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Ч. 1.– М.: Издательство «Просвещение», 2015 г.
3. Плешаков А.А. Окружающий Мир. Проверим себя: тетрадь для учащихся 3 класса. Ч. 1.– М.: Издательство «Вита», 2015 г.
4. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель.– М.: Издательство «Просвещение», 2012 г.