СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 10 класс по теме: "Религиозный состав населения этнорелигиозные конфликты"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 10 класс по теме: "Религиозный состав населения этнорелигиозные конфликты"»

География 10 класс

Урок на тему: «Религиозный состав населения этнорелигиозные конфликты»

Цели урока:

1)  дидактическая:   развитие познавательной активности учащихся        при изучении религиозного состава населения мира, способности самостоятельного анализа и синтеза добытых фактов.

       Задачи:

   - усвоить на уроке основные сведения о сущности и географии основных религий мира;

   - проанализировав полученные сведения, попытаться ответить на вопрос "Виновата ли хотя бы одна религия в современном терроризме?".

2) развивающая:   способствовать развитию логического мышления.

       Задачи (для учащихся):

  - анализировать имеющиеся факты;

  - обобщать изученный материал и делать выводы;

  - сравнивать и сопоставлять различные точки зрения;

  - аргументированно отстаивать свою точку зрения.

3) воспитательная:   стимулировать потребность в формировании ответственности, аккуратности, а также социальной коммуникации.

       Задачи (для учащихся):

   - осознавать ответственность за аккуратность и правильность работы в тетрадях, с контурными картами;

   - проявлять аккуратное отношение к своему рабочему месту;

   - учиться работать сообща.

Личностные

Наличие опыта разрешения проблемных ситуаций; владение толерантным сознанием и поведением в поликультурном мире; готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; сформированность умения соотносить общественно значимые представления о религиозном составе населения с моделью собственного отношения и отношения других людей.

Познавательные УУД: создавать и преобразовывать информацию для решения практических задач: составлять картосхемы связей географических процессов и явлений, распространения этнорелигиозных конфликтов в мире; строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы; составлять план доклада, сообщения о религиозном составе населения и этнорелигиозных конфликтах.

Регулятивные УУД: планировать и вести собственную познавательную деятельность; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; использовать полученные в процессе изучения религиозного состава населения компетенции в учебной и повседневной деятельности.

Коммуникативные УУД: структурировать и интерпретировать географические тексты; выделять главную и втор

Оборудование: карта распространения основных религий, контурные карты, атлас.

Тип урока: урок-семинар.

Ход урока

I. Опрос

1. Приведите примеры крупнейших языковых семей мира. Какие народы к ним относятся?

2. Какой из народов зарубежных стран, родственных якутам и тувинцам, самый многочисленный?

3. В каких природных зонах живет большинство представителей этой языковой семьи?

4. Покажите на карте современные очаги национальных конфликтов. Укажите причины их появления.

II. Изучение нового материала

Учитель. Религия — одна из форм культуры, особое мировоззрение, основанное на поклонении высшим силам. Религия пронизывает все стороны жизни верующих, освящает их нравы, работу, отдых. Оказывает существенное влияние на хозяйство, традиции и быт народов. Выделяют мировые религии или универсальные (распространены среди народов нескольких стран). Кроме того, существуют национальные религии или этнические (проповедуются среди населения одной страны или среди одного народа).

На доске начерчена схема. Учащиеся с помощью учителя заполняют ее в тетрадях.

 

Классификация религий

 

 

Далее можно заслушать выступления учащихся с докладами на темы: «Христианство», «Мусульманство», «Буддизм», «Национальные религии», «Местные верования». Ориентировочные тексты докладов см. в «Дополнительных материалах».

Задание: На основе карт атласа заполнить таблицу «Основные религии мира».

 

Религия

Основные районы распространения религии

Страны распространения

1. Христианство

 

 

Католицизм

Южная Европа, Южная Америка

Италия, Испания, Филиппины, Португалия, практически все страны Южной Америки

Протестантизм

Северная Европа, Северная Америка, Австралия, бывшие колонии Великобритании

Великобритания, ФРГ, Новая Зеландия, Австралия, ЮАР, Швеция

Православие

Восточная Европа

Россия, Грузия, Белоруссия, Восточная часть Украины, Греция, Болгария, Сербия и т. д.

2. Мусульманство

Страны Западной Азии, Северной Африки

Албания, Македония, Босния и Герцеговина, регионы России, Саудовская Аравия, Пакистан и т. д.

3. Буддизм

Южная и Восточная Азия

Китай, Монголия, Япония, Мьянма, Таиланд, Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Шри-Ланка, Россия(Бурятия, Калмыкия, Тува)

4. Индуизм

Южная Азия

Индия, Непал, Шри-Ланка

5. Конфуцианство

 

Китай

6. Синтоизм

 

Япония

7. Иудаизм

 

Израиль

8. Традиционные верования

Африка, Латинская Америка, Океания

 

 

Задание: Отметить на контурных картах страны распространения одной из мировых религий. Работа может быть организована по вариантам или по группам.

 Межэтнические и межрелигиозные конфликты в мире.

Религиозные противоречия являются одной из причин многих современных конфликтов. Можно назвать только два региона планеты, в которых конфликты подобного рода не играют большой роли. Это Австралия и Латинская Америка. В целом благополучна и Европа.

Но самыми конфликтными регионами являются Азия и Африка, острой проблемой региона Юго-Западной Азии является арабо-израильский конфликт. Проблема курдов народов 6 стран: Турции, Ирана, Ирака, Сири, Азербайджана и Армении. Курды пытаются создать собственное национальное гос-во затрагивая интересы данных стран. Межэтнические противоречия сложились на Кипре, сложная ситуация в тропической Африке. Исходя из приведенных фактов, можно отметить, что мы живем в неспокойном мире.



III. Закрепление изученного материала

Вопросы для дискуссий:

1. Почему основные религии мира возникли именно в Азии?

2. Объясните причины распространения мировых религий, и нераспространения национальных религий.

3. Почему приверженцев местных верований много в Африке и в Латинской Америке?

4. Назовите основные религиозные центры. Объясните появление их именно в этих районах мира. Когда они стали исполнять роль религиозных центров?

5. В чем влияние религии на хозяйство и демографическую ситуацию этих стран?

6. Какие табу есть в религиях и чем они объясняются?

 

IV. Домашнее задание

Подготовьте доклады на тему «Городской взрыв» в развивающихся странах». «Небоскребы в США», «Сравнительная характеристика городов в США и Европы».

 

Дополнительные материалы

Буддизм — одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник в Древней Индии в VI—V вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Расцвет буддизма в Индии V в. до н.э. — начало 1-го тыс.н.э. Распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии. В Индии к XII в. растворился в индуизме, сильно повлияв на него. В центре буддизма — учение о «4-х благородных истинах»:

1) существование, состоящее в рождении, старении, болезнях, смерти, недостижении желаемого и т. д. есть страдание;

2) причина страдания — жажда чувственных наслаждений, существования и гибельного перерождения;

3) страдание может быть прекращено только искоренением этой жажды, для чего предлагается восьмеричный путь;

4) Восьмеричный путь (он же Срединный), включающий в качестве ступеней созерцание Закона, размышление о нем, речь, поведение, способ поддержания жизни, приложение сил, память и сосредоточение.

Буддизм никогда не знал ни единой церковной организации. Единственным общим для всех буддистов правилом является право хранить три Драгоценности: Будду, Дхарму (закон) и Сангху, — что и передавалось из поколения в поколение практически по всем странам Южной, Восточной и Центральной Азии, а в XX в. — Северной Америки, Европы, России.

Согласно основному правилу буддизма, есть Будда — просветленное, всеведущее существо, достигшее духовных вершин естественным образом через развитие ума и сердца в длинной последовательности перерождений. Главными достижениями буддизма являются Просветление и Успокоение (нирвана), которые знаменуют окончательное освобождение и достижение высшей цели.

Есть Дхарма — Закон, открытый Просветленным, этот Закон Будда постиг и сообщил ученикам в виде Слова, текста проповедей, бесед. Тексты Закона Будды несколько столетий передавались изустно. В 80 г. до н. э. они были впервые записаны на пали, специально созданном буддийскими монахами языке индоевропейской группы (близком санскриту).

Есть сангха — община равных, не имеющих никакой собственности, нищенствующих, сообщество носителей Закона, хранителей знаний и мастерства, которые из поколения в поколение следуют путем Будды.

Буддизм начинался как движение нищих и отверженных. Людям, не нашедшим себе места, Будда предложил свой Закон (Дхарма) и путь спасения от страданий в общинном братстве, пребывающем вне гражданской жизни и государственных институтов, но и не порывающем с ними, кормящих граждан духовно и кормящемся от них материально. Таким образом, жизнь на обочине общества, в общине, монастыре становилась самым подходящим местом для совершенствования ума и психики человека.

Известны первые документальные сведения о буддизме, которыми стали выбитые в камне указы императора Ашоки (268-231 до н. э.), объединившего северо-восточную, северную и центральную Индию.

В странах Юго-Восточной Азии от Мьянмы (Бирмы) до Вьетнама буддизм закрепился постепенно в I-III вв. (в Лаосе лишь в XVI в.). На острова Малайского архипелага буддизм проник в конце VII в.

В страны Средней Азии буддисты пришли в 1 в. во времена великой империи Кушан, покровительствовавшей буддизму. Отсюда в этом же веке по двум основным караванным тропам Великого шелкового пути буддисты прибыли в города- государства на территории современного Синьцзяна и в китайскую столицу Лоян. Из Китая буддизм проникает во второй половине IV в. на Корейский полуостров, а оттуда в середине V] в. в Японию.

В Тибете буддизм распространялся с середины VII в. Он стал государственной религией в Тибете со второй половины VIII века. В Монголии — во второй половине XVI века. С этого времени его приняли и ойраты (западные монголы), сформировавшие в XVII—XVIII вв. огромное Джунгарское ханство, которое простиралось от Семипалатинска и степного Алтая до Тибета на юге и Тувы на востоке. А также Калмыцкое ханство, вошедшее в середине XVII в. в Московское царство. Тогда же в него вошло Забайкалье, которое одновременно с русскими заселялось бурятами, уже исповедовавшими тибетский буддизм. В 1741 г. императрица Елизавета Петровна узаконила буддизм и его монастыри в России (в 1991 праздновалось его 250-летие в нашей стране).

Одновременное распространением буддизма на Север и Восток с VIII в. начинается постепенный упадок буддизма на западе и юге Индийского субконтинента, а также изгнание монахов воинами ислама с земель современных Афганистана, республик Средней Азии, Пакистана.

Ислам (араб. — покорность) - монотеистическая религия, одна из мировых религий, ее последователи — мусульмане. Возник в Аравии в VII в. Основатель — Мухаммед. Основные направления — суннизм и шиизм.

Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Среднем Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы — поклонение единому богу — всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком — посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь.

Число приверженцев ислама в современном мире около 1 млрд человек. Большинство мусульман — сунниты (90%), шииты составляют около 10%.

Основатель ислама — Мухаммед (5707-632). До Мухаммеда арабам были известны монотеистические религии — иудаизм и христианство. Под определенным влиянием этих религий в 610-12 гг. началась религиозная проповедь Мухаммеда, первоначально не признаваемого и гонимого мекканцами. После переселения в 622 г. с небольшой группой последователей из Мекки в Медину Мухаммед выступает уже не только как проповедник, но и как теократический правитель, диктующий приверженцам нормы поведения в различных областях жизни.

Основной источник мусульманского вероучения — Коран, понимаемый мусульманами как предвечное, несотворенное «слово Божие», откровение, которое Бог, говорящий в Коране преимущественно от первого липа, как бы слою в слово продиктовал Мухаммеду через своего ангела Гавриила. Подобно тому, как для христиан Бог воплотился в Иисусе Христе, для мусульман Он открыл Себя в Книге — в Коране. Второй источник мусульманского вероучения — Сунна, своего рода священное предание, примеры из жизни Мухаммеда. Ислам находится в определенном родстве с иудаизмом и христианством, он может быть определен как богооткровенная и авраамическая религия, поскольку, исповедуя веру в единого, сущего и живого Бога, возводит свои истоки к «религии Авраама», частично забытой и искаженной, согласно представлениям мусульман, иудеями и христианами. Миссия Мухаммеда заключалась не в создании новой религии, а в восстановлении исконной и истинной веры в единого Бога.

Классический ислам в принципе не проводит национальных различий, признавая три статуса существования человека: в качестве правоверного (мусульманина), в качестве покровительствуемого (иудеи и христиане в мире ислама, они же - люди Книги, держатели Писания, не под лежащие насильственному обращению в ислам) и в качестве многобожника, непременно подлежащего обращению.

В исламе нет какого-либо институционального аналога церкви, как нет и духовенства. Имам или мулла — лишь предстоятель на общей молитве, которую может возглавить любой мусульманин, знающий Коран.

Вера, согласно большинству мусульманских теологов включает в себя пять основных предметов:

1) веру в единого и единственного Бога;

2) ангелов;

3) Богооткровенные Книги (в Коране названы пять таких Книг: свитки Авраама, Тора Моисея, Псалтырь Давида, Евангелие Иисуса, Коран Мухаммеда);

4) Божьих пророков и посланников;

5) Судный День, рай и ад, воздаяние и наказание.

Религиозные предписания, которые обязан соблюдать каждый мусульманин, пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама:

1) словесное исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммеда, выражающееся в произнесении молитвенной формулы свидетельства: «Нет божества, кроме Бога, и Мухаммед — раб Его и Посланник Бога»;

2) ритуальная молитва, которую мусульманин должен совершать пять раз в день;

3) очистительная милостыня в пользу нуждающихся;

4) пост в месяц — рамадан, который состоит в полном воздержании от еды, питья и любых увеселений в светлое время суток;

5) паломничество (хотя бы раз в жизни) в Мекку к главной мусульманской святыне — Каабе. Паломничество в Мекку, где ежегодно собираются мусульмане со всего мира, символизирует прежде всего единство мусульманской общины, которая в идеале не признает национальных и культурных различий.

После окончания паломничества начинается длящийся три дня главный мусульманский праздник — или курбан-байрам, праздник жертвоприношения, поскольку в последний день паломничества приносится в жертву домашний скот в память о жертвоприношении Авраама Второй по значимости мусульманский праздник — ураза-байрам, праздник разговенья в честь окончания поста в месяц рамадан. В целом ислам представляет собой нерасторжимое единство религии, культуры и социально-политического устройства, тотальную систему, объемлющую в их единстве все стороны, все уровни жизни человека.

Индуизм — совокупность религиозно-мифологических воззрений, сформировавшихся и бытующих в Южной Азии: Индии (83% населения), Непале, Шри-Ланке, Бангладеш. Отчасти распространен в Восточной Азии (Малайзия, Индонезия, Сингапур), Африке и некоторых других регионах — в основном среди выходцев из Индии или Шри-Ланки.

Термин «индуизм» возник на основе слова «хинду», персидского варианта имени реки Синдху (Инд). Позже это слово стало обозначать не только реку и страну, прилегающую к ней, то есть Индию, но и населяющий ее народ. Сами же хинду (индусы, индуисты), восприняв через англичан слово «индуизм», до сих пор продолжают использовать и самоназвание религии — «санатана дхарма», что, учитывая многозначность слова дхарма, можно перевести лишь очень обобщенно — как «извечный порядок», «извечный закон». Столь абстрактное определение как нельзя лучше отражает трудноуловимую суть этой религии, которая не поддается исчерпывающему описанию. Индуизм производит впечатление громоздкого, аморфного, лишенного четких границ комплекса, распадающегося на ряд течений, ветвей, бессчетное число школ, толков и культов. В индуизме огромное число богов, но нет единого для всех бога, нет основателя религии или пророка, нет единого Священного Писания. Но авторитет признаваемых каждым направлением основных текстов и преданий чрезвычайно высок; нет символа веры, но есть понятия, всегда находящиеся в центре внимания индуистов (дхарма, карма, сансара, мокша, брахман, атман, варна, каста и др.).

Знаменитому индуистскому принципу ненасилие над живыми существами противоречат до сих пор практикуемые кое-где кровавые жертвоприношения. В индуизме нет ничего подобного привычной Западу церковной организации, но в нем используются иные внутренние скрепы, самой мощной из которых, вероятно, является освящаемая им кастовая структура, нередко воспринимаемая как краеугольный камень традиционного индуистского общества. Обобщенно говоря, в индуизме нет ничего, что безоговорочно признавалось бы всеми индуистами и что рассматривалось бы лишь с одной, раз и навсегда закрепленной точки зрения.

Удивительная многоликость индуизма вынуждает некоторых исследователей утверждать, что индуизм не религия, а сочетание отдельных, хотя и близких друг другу религий (шиваизм, вишнуизм и т. д.). Другие, также отвергая существование индуизма вообще, предлагают различать л ишь разные его виды: храмовый, домашний, жреческий, сельский или народный, племенной и т. п. В этом проявляется принципиальный плюрализм индуизма, являющийся его наиболее характерной чертой. В истории индуизма борьба с инакомыслием редко принимала крайние формы, а чужеродные элементы, как правило, не изгонялись, а перерабатывались и усваивались им. Кое-что индуизм заимствовал даже из ислама и христианства.

Самым универсальным понятием индуизма является многозначное понятие «дхармы» (от санскритского корня «дхар» — поддерживать). Дхарма — это комплекс этических заповедей: стремление к истине, правильное поведение, добросовестность, чистота, незлобивость, непричинение вреда живым существам. Дхарма придает также человеку космическое измерение, ибо в наиболее общем плане она понимается как мировой закон, которому подчиняются и индивид, и человеческое общество, и боги, и космос. Человек, согласно учению большинства направлений индуизма, есть частица мирового духа Атман, заключенный в телесную оболочку. Эта оболочка обретается человеком по закону кармы, согласно которому деяния человека в одном рождении являются причиной его существования в следующем. Цепь перерождений оценивается в индуизме, как правило, негативно, поэтому идеалом и конечной целью индуиста должно быть прекращение, т.е. освобождение от перерождений, которое означает соединение Атмана с Брахманом и достижение высшего блаженства. Пути к этому предлагаются разнообразные, из них главнейшие: исполнение долга человека, ритуалов, почитание богов, предков; путь знания: интеллектуальная работа, поиск Истины, постижение единства духа и тела; путь преданности: эмоциональная любовь к богу, отдание себя на Его милость. Кроме того, внутри индуизма возникли и другие учения, предлагавшие свои способы освобождения. Таковыми, например, являются йога и тантризм, делавшие основной акцент на приемах и технике овладения телесным началом в человеке.

Человек в индуизме понимается как существо, степень свободы воли которого довольно мала. В индуизме сильно развита традиция этической проповеди и разного рода наставлений, а жизнь любого индуиста опутана сетью обрядов, ритуалов, норм и запретов. Самыми непременными из них являются ритуалы жизненного цикла, сопровождающие индуиста от момента рождения (а точнее, даже зачатия) до смерти. Грехом считается все то, что убивает человека с правильного пути, например, вожделение, гнев, алчность, невежество, гордыня, зависть.

Лишь очень немногие способны идти до конца и стать бродячими аскетами, (путь освобождения возможен лишь для мужчин).

Культовая жизнь индуиста состоит в исполнении домашних обрядов и поклонении богам (для чего в домах имеются алтари или маленькие комнаты) и посещении храма, где он получает лицезрение бога, представленного чаще всего алтарной статуей. Распространено паломничество (индивидуальное или с семьей) по святым местам. И дома, и в храме индуист совершает преподнесение к изображению бога цветов, фруктов, благовоний. Часть их храмовый брахман отдает богу, другую возвращает адепту в качестве освященной пищи. Специальных богослужений в индуистских храмах не происходит, но есть комплекс ритуалов по обслуживанию бога, включающих его пробуждение, омовение, одевание, кормление и т. д. Совершая эти процедуры, брахманы поют специальные гимны.

Иудаизм — наиболее ранняя монотеистическая религия, возникшая в 1-м тыс. до н. э. в Палестине. Распространена в основном среди евреев. Приверженцы иудаизма верят в Яхве (единого Бога, творца и властелина Вселенной), бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход мессии, богоизбранность еврейского народа (идея «завета», союза, договора народа с Богом, в котором народ выступает как носитель божественного откровения). Канон священных книг иудаизма включает Тору («Пятикнижие Моисея»), книги пророков и Писания. Различные толкования и комментарии канона собраны в Талмуде. Число последователей иудаизма оценивается в около 18 млн. (1/3 из них в США).

Конфуцианство большое направление общественной и религиозной мысли Китая, начавшее формироваться на рубеже 6 и 5 вв. до н. э., связанное с именем философа Конфуция.

В основе конфуцианского учения лежат идеи так называемой сыновней почтительности , то есть организация всех отношений между людьми и в стране в целом на основе беспрекословного и безоглядного уважения к старшим — по возрасту, по поколению, по чину, по званию и, наконец, старшим в силу принадлежности к мужскому полу. Другим важным элементом учения было представление о том, что все человеческие отношения должны подчиняться ритуалу, то есть строго определенным и традиционно выверенным нормам поведения.

В основе морально-этического оформления конфуцианского учения лежат идеи культуры, то есть определенного комплекса знаний, позволяющего каждому человеку находить свое законное, правильное место в мире и человечность, то есть установление такого характера межличностных и межгрупповых отношений, при

котором каждый индивидуум должен задумываться над тем, чтобы не доставлять окружающим тех нежелательных впечатлений, эмоций, огорчений, которых бы не желал самому себе. Эти нормы поведения конфуцианства очень важны для Китая, если учитывать его перенаселенность.

Гуманитарная основа учения Конфуция приводит к тому, что при возникновении отношений между культурным человеком и варваром культурный потенциал побеждает. Конфуцианское учение в таком виде в самом Китае получило название «религии ученых».

В широкой народной среде в конфуцианство внедрилась масса обычаев, обрядов и традиционных религиозных представлений, которые в целом образовали школу конфуцианства инь-ян — темного и светлого начала. Обрядовая сторона «религии ученых» эволюционировала и в древности, и на протяжении всего средневековья. Начиная с I века на нее оказывало влияние буддийское учение, а в конце средневековья — и христианское. В «религии ученых» сформировался строго разработанный ритуал, исполнявшийся на всех уровнях социальной жизни страны. Во главе ритуальной организации стоял сам император, исполнявший в течение годового цикла в своем столичном городе большое число обрядов, связанных с почитанием неба, солнца, луны, земли, небесных и земных божеств и т. д.

Все обряды, исполнявшиеся в столице, полностью дублировались во всех провинциальных городах и более мелких центрах, где от имени императора действовали его представители — чиновники, главы местных администраций. Тем самым с помощью обряда создавалась унифицированная политико-административная обстановка, благоприятная для сохранения общеимперской гармонии. Чиновники изучали общепринятые в китайской традиции литературные сочинения и сдавали по ним экзамены. В число экзаменов входили афоризмы самого Конфуция, сочинения его учеников, целый ряд литературных летописей китайского прошлого, дающих конкретные образцы благонравного общественного и политического поведения. При разных династиях предпочтение отдавалось разным частям древнего литературного наследия страны.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!