Предмет, тема урока | Русский язык (обучение письму) Тема: «Письмо заглавной буквы И, строчной буквы и» Тип урока: урок введения нового знания |
Цель изучения темы (для учителя) | формировать навыки каллиграфического письма, развивать мелкую моторику, речь, образное мышление; принимать учебную задачу урока и осуществлять её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий; способствовать развитию фонематического слуха, речи, памяти, внимания; прививать интерес к предмету, любовь к русскому языку. |
Основные термины и понятия | Рабочая тетрадь «Прописи №1», иллюстрации, элементы букв, звуки, буквы, звуковой анализ, гласный звук, согласный звук, схема слова, строчная буква, заглавная буква, печатная буква, письменная буква, верхнее, нижнее, среднее соединение |
Информационно- образовательная среда | Ресурсы | Межпредметные связи |
- УМК «Начальная школа XXI века»; - рабочая тетрадь «Прописи №1» М.М.Безруких, М.И.Кузнецова, Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2016 г. ; - рабочая тетрадь «Я учусь писать и читать» М.И. Кузнецова. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2016 г; - касса букв; - схемы звуков; - алфавит. | Литературное чтение Окружающий мир. |
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый. Формы обучения: фронтальная работа; работа в парах; индивидуальная. I. Планируемые результаты изучения темы (для обучающихся) |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
-научить писать заглавную букву И; -научить писать строчную букву и; провести сравнительный анализ письменных букв у, и; развивать мелкую моторику, глазомер, положительное отношение к предмету. | Познавательные умения: формулирование познавательной цели; постановка вопросов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; ориентироваться в материале прописи и находить по заданию учителя нужную информацию, формировать умение выделять основу для сравнения, проводить сравнение; Регулятивные умения: целеполагание; планирование работы на уроке; понимать, принимать и сохранять учебную задачу;осуществлять самоконтроль и самооценку; Коммуникативные умения: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; сотрудничество в сборе информации; умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами, соблюдение правил общения | способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности. |
II. Этапы изучения темы |
Этапы урока | Содержание, деятельность учителя | Способы действий обучающихся; виды деятельности обучающихся | Формируемые УУД |
1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | Психологически настраивает обучающихся на урок. Ребята, настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе, все здоровы, вдохните и выдохните своё беспокойство. Я желаю всем нам хорошего урока, садитесь. Проверяет готовность к уроку. Приветствует обучающихся. | Психологически настраиваются на урок, проверяют посадку, наклон головы, прописи, готовят ручку, цветные карандаши. Приветствуют учителя. | Л.: жизненное самоопределение Р.: целеполагание, привитие навыка психологической подготовки к уроку, организация рабочего места, К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений | -С каким звуком и буквой мы познакомились на уроке чтения? (и) - Что о нем узнали? (гласный, обозначается буквой « И и» ) -Чем отличается звук от буквы? (Звук слышим, произносим, букву видим, пишем). -Назовите признаки гласного звука. (Воздух проходит свободно, без преград, можно петь). Игра «Найди букву» (магнитные буквы на доске ) На доске магнитные буквы вперемешку. - Найдите среди букв буквы И и. -Чем различаются эти буквы? (большие и маленькие) -А чем похожи? (эти буквы печатные) -А какие ещё бывают буквы? (письменные) -А кто уже умеет писать букву И и? (предложить написать ее на доске). | Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Развивают знаково – символические действия | К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками П.: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; выбор способов решения задачи; логические - анализ объекта с целью выделения признаков |
3. Постановка учебной задачи | - Какая тема нашего урока? (Письмо букв И и) -Чему должны учиться на уроке? (Писать букву И и, буквосочетания с этими буквами) | Ставят цели, формулируют тему урока (Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой, узнаем из каких элементов она состоит, какой звук обозначает; будем учиться писать заглавную и строчную букву) | Р.: целеполагание П.: постановка вопросов; логические - формулирование проблемы |
4.Открытие нового знания | 1. Работа с образцом заглавной буквы И. -Рассмотрите образец заглавной буквы И. Сравните печатную и письменную буквы. Расскажите о направлении движения руки при написании буквы И. (Буква И состоит из двух элементов. Заглавную букву И начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки. Ведем линию вверх вправо, закругляем, ведем наклонную палочку вниз к нижней линии рабочей строки. Чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до верхней линии рабочей строки. Затем начинаем писать второй элемент. Он находится на том же уровне, что и первый. Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки.) 1. Показ написания буквы учителем на доске крупным планом поэлементно, обращает внимание на параллельность линий. 2.Запишите букву в воздухе под счет «и-раз, и, два- и». 3. Написать мокрой кисточкой на доске. – Самостоятельно обведите и допишите буквы на 1–5-й строчках. Проверка: обменяйтесь тетрадями и подчеркните самую красивую букву своего товарища. Двигательная физминутка. 2. Работа с образцом строчной буквы и. – Рассмотрите образец строчной буквы и. Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по-разному они пишутся? (Буквы отличаются размером и первым элементом.) – Расскажите о направлении движения руки при написании буквы и. (Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведем вверх, чуть выше середины рабочей строки. Второй элемент пишется так же, как и первый, но заканчивается на середине рабочей строки.) 1. Показ написания буквы учителем на доске крупным планом поэлементно, обращает внимание на параллельность линий. 2.Запишите букву в воздухе под счет «раз - и, два - и». 3. Написать на доске мокрой кисточкой. – Для чего нужны синие стрелки и точки? (Сигнал для начала работы) – Самостоятельно обведите и допишите буквы на 1–2-й строчках. Проверка: обменяйтесь тетрадями и подчеркните самую красивую букву своего товарища. | Анализируют буквы в соответствии с эталоном Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Сравнивают печатную и письменную буквы. Дети усваивают алгоритм написания буквы, подробно перечисляют все элементы, планируют свои действия. | Познавательные: осмысление соответствия звука букве; осмысление разницы между печатным и письменным шрифтами. Регулятивные: освоение способов написания и соединения письменных букв. Коммуникативные: умение объяснять свои действия (способ написания), сотрудничество в сборе информации |
5. Первичное закрепление | Игра на внимание «Найди такую же тройку букв». – Рассмотрите заданную тройку букв. Найдите такую же. Подчеркните ее синим карандашом. – Прочитайте соединения букв на следующих строчках. (Ия, Иа, ие) - Почему написаны с большой буквы? (Имя девочки, кличка ослика из мультфильма). - Как будете присоединять строчную я? (Нижним соединением) Строчную а? (Начнём писать сверху) Строчную е? (Среднее соединение) Учитель показывает на доске. - Напишите эти буквосочетания. Работа в парах: в тетрадях по чтению выполнить звуковой анализ слова Ия; придумать слова, которые начинаются с большой буквы И. Одна пара работает у доски. Проверка схемы у доски. Почему звуков больше, чем букв? Какую работу выполняет буква я в слове Ия? (Обозначает 2 звука, так как стоит после гласной) -Какие слова придумали? (Игорь, Италия, Испания, Инна, Игнат, Иванов) Пальчиковая физминутка | Укрепляют мелкую моторику руки Расширяют словарный запас Дети закрепляют алгоритм написания буквы И, усваивают, как нужно писать соединение букв. Делают звуковой анализ слов самостоятельно. Учатся проводить контролирующие и оценочные действия Запоминают слова с новым звуком | Л.: жизненное самоопределение К.: сотрудничество в сборе информации П.: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации Р.: контроль, оценка, |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение | – Сравните буквы у – и. Чем они похожи? Чем отличаются? (У этих букв одинаковый первый элемент – короткая линия с закруглением внизу. Отличаются они вторым элементом.) – У какой буквы второй элемент – длинная линия с петлей внизу? (У строчной буквы у.) – Запишите на строке буквы и, у, чередуя их. – Напишите самостоятельно сочетания этих букв на следующей строке, сохраняя заданную закономерность. Самопроверка: подчеркните буквосочетания, которые получились лучше всего у вас. - Сколько пустых строк осталось на странице? (2) - Мы напишем небольшой диктант. - Напишите письменными буквами последовательность букв, написанную на доске печатными буквами: ы, е, э, ю, у, ё, о, я, а, и. - Чем похожи буквы, которые вы написали? (Гласные, строчные) - На какие 2 группы их можно разбить? ( Буквы, которые обозначают мягкость согласного звука – я, ё, е, и, ю; твёрдость согласного звука – а, о, э, ы, у) - На последней строке напишите следующие буквы: 1 буква в слове Инна, 3 буква в слове книга, все гласные буквы, обозначающие гласный звук в словах: клён, пять, мяч, клюв, кит, кот, Яша, Ира, Юля. (Один человек выполняет у доски, проверка: ё, я, я, ю, и, о, Я, а, И, а, Ю, я) | Дети закрепляют алгоритм написания буквы и, усваивают, как нужно писать соединение букв. Учатся проводить контролирующие и оценочные действия Развивают внимание и мышление, фонематический слух, зрительную память. Учатся ориентироваться в своей системе знаний: ОТЛИЧАТЬ НОВОЕ от уже известного, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. | К.: сотрудничество в сборе информации, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами П.: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации, выбор эффективных способов решения задачи, смысловое чтение (извлечение необходимой информации из текста) знаково-символические – моделирование схемы слова; логические - анализ объекта с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей, подведение под понятие, доказательство Р.: контроль, оценка |
8. Рефлексия. | - Какие новые знания вы получили на уроке? ( Научились писать букву И заглавную, строчную и) - Чем похожи буквы заглавная и строчная? (Первая и вторая линия имеют закругления внизу, параллельностью) - Чем различаются? ( Отличаются размером, положением на строке, первым элементом, у заглавной – линия с закруглением вверху и внизу, а у строчной – это линия только с закруглением внизу). - Какое задание понравилось больше других? (Писать диктант, оценивать работу друга). Оцените себя на «Лесенке успеха», которая лежит у вас на парте: - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; - средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; - верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось. (Дети подчёркивают человечка, которого выбрали и поднимают листочки вверх) | Отвечают на поставленные вопросы, осуществляя самоанализ учебной деятельности, используя лист самооценки. Развивают мышление. | К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью П.: общеучебные – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Р.: оценка (осознание, что уже усвоено, а что ещё нужно усвоить) Л.: смыслообразование |
|