Урок мира
Цель:
познакомить обучающихся со значением слов МИР, СИМВОЛ, познакомить с символом мира – голубем;
показать причины возникновения войн, пути разрешения конфликтов;
развивать речь, логическое мышление, внимание, память;
воспитывать патриотизм, ответственное отношение к сохранению мира на Земле.
Оборудование:
демонстрационный материал, ребусы, карточки с пословицами, эмблема голубя, ножницы.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Добрый день, дорогие ребята! Какие вы сегодня красивые, нарядные!
Не жарким солнышком согреты,
Леса еще листвой одеты!
У всех детей в руках букеты,
День, хоть и грустный, но веселый,
Грустишь ты:
- До свидания, лето!
И радуешься:
- Здравствуй, школа!
II. Актуализация знаний.
- Сегодня праздник- День Знаний! Он посвящен началу нового учебного года. И мы отправляемся в очередное путешествие по стране Знаний. Много трудностей встретятся у вас на пути, но мы ведь опытные открыватели. Значит, со всем справимся. И начнем это прямо сейчас. Наш урок посвящен еще одному празднику, который отмечается 1 сентября. Ваша задача отгадать ключевое слово. (ребус ИРМ)
- 1 сентября – День мира. Что такое МИР?
- Вот какое объяснение значения этого слова дает толковый словарь:
1. МИР – Вселенная, планета, земной шар, а также население, люди земного шара.
2. МИР – дружеские связи, согласие между кем – либо, отсутствие войны; тишина, покой; соглашение о прекращении войны.
III. Работа по теме урока.
1. Мотивация
- Наш урок проходит под девизом: «Мир детям мира». Объясните смысл этого выражения.
2. Работа с пословицами. Работа в парах.
- А какие пословицы сочинил наш народ, вы узнаете, работая в парах. Выполните задание. Соберите из слов пословицы.
Пословицы: Мир строит, война разрушает.
Мир на планете – счастливы дети.
Худой мир лучше любой ссоры.
- Прочитайте и объясните смысл пословиц.
3. Упражнение «Художник»
- Назовите противоположное по значению слово к слову «МИР».
- Не всегда наше сердце спокойно. Радио, телевидение, газеты приносят тревожные новости. То в одном, то в другом конце земного шара падают на землю снаряды, горят школы и больницы, гибнут тысячи людей. Почему так происходит? Что мешает людям мирно жить?
- После Великой Отечественной войны прошло 77 лет. Но уже за это время в разных уголках нашей планеты бушевало более 100 войн. Какие же люди начинают эти войны? (жестокие, безжалостные).
- А можно ли избежать военных действий? Как? (Надо ответственно относиться к конфликтам, которые возникают между разными странами, решать возникшие проблемы путем переговоров, соглашений, уметь договариваться мирно)
- Часто войны возникают из-за непонимания разных сторон или когда одна страна вмешивается в решение спорных вопросов другой страны, что совершенно недопустимо. Посмотрите на картины о войне и о мирной жизни. Какие краски использовал художник, чтобы передать ужас и страдание, которые испытывают люди во время войны? (Мрачные, темные)
- А для изображения мирной жизни? (Светлые, яркие) Почему? (Эти краски выражают добрые чувства, хорошее настроение. Ведь без мира в масштабном понимании нет мира и душе)
4. Изготовление эмблемы «Голубь»
- Не только краски используют для передачи чувств и настроения. Иногда цвет что-то символизирует, т.е. является символом чего-то. Что такое СИМВОЛ? (Условный знак)
- А кто является символом мира? Отгадайте загадку:
Эта птичка – невеличка
В городах живет.
Крошек ей насыплешь –
Воркует и клюет. (Голубь)
- Не просто голубь является символом мира, а белый голубь. По библейскому приданию Ной выпустил голубя, чтобы узнать, сошла ли вода с Земли. Голубь возвратился к нему со свежим листом оливы в клюве. С тех пор оливковая ветвь в клюве белого голубя стала символом мира, мудрости и благополучия. Оливковая ветвь была античным символом мира. Я предлагаю вам изготовить из бумаги эмблему такого голубя.
Обучающиеся по трафаретам вырезают голубей.
- Давайте запустим наших символических голубей в мирное небо. (Дети прикрепляют голубей на магнитную доску)
Мир во всем мире – мечта моя,
Пусть люди живут, как одна семья.
Пусть больше не будет войн и орудий,
Пусть двери откроют в домах повсюду.
Любовь и доверье – это по мне.
И мир бесконечный – всей Земле!
IV. Закрепление материала
- Мир трудно построить, но еще труднее его сберечь. Мир очень хрупкий. Писатель Николай Тихонов сказал: «У каждого, кем бы он ни был, чем бы он ни занимался, есть еще один долг, который требует самоотверженного и верного служения – защищать мир. Как вы понимаете эти слова?
- Вы – молодые жители нашей планеты. И от вас в будущем многое на земном шаре будет зависеть.
Чтение стихов обучающимися:
Мамы и папы, все взрослые люди!
Слушайте голос своих детей.
Ядерных взрывов вовек пусть не будет.
Путь войне преградите скорей!
Нам нужен мир на голубой планете,
Его хотят и взрослые, и дети.
Им хочется, проснувшись на рассвете,
Не вспоминать, не думать о войне.
Нам нужен мир, чтоб строить города,
Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли.
Нам нужен мир навеки! Навсегда!
Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту.
Завещано беречь нам этот мир –
Такой неповторимый на рассвете.
Он с детства очень дорог нам и мил,
За будущее мира мы в ответе.
Мы не дадим стать пеплом и золой
Тому, что красотой земной зовется.
Пусть будет мирным небо над Землей,
Пусть вечно детство звонкое смеется!
V. Рефлексия.
- Я предлагаю сегодня и вам внести свой вклад в дело борьбы за мир. Представьте, что вы – посланники мира. Составьте список добрых дел, которые вы можете сделать сами или вместе со своими одноклассниками. (Звучит песня «Пусть всегда будет солнце»)