СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Участие России в Первой мировой войне

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в форме лабораторного занятия по анализу исторических источников. Соответствует ФГОС СОО.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Участие России в Первой мировой войне»

МОУ «ДАШКОВСКАЯ СОШ»










ПРОЕКТ УРОКА

по теме

«Участие России в

Первой мировой войне»



Учитель истории и обществознания

Сорокина Марина Викторовна














2019 г.

Цели урока: На основе исторических документов, изучить ситуацию в России в годы Первой мировой войны, а также выяснить отношение современников к ней, помочь ученикам в определении собственного отношения к данной теме.

а) образовательные:

  • проверить уровень усвоения знаний и качество полученных знаний;

  • обучение систематизации знаний;

  • обучение логическому мышлению и формулированию выводов;

  • обучение прогнозированию ситуации;

  • закрепление навыков анализа и прогноза;

б) воспитательные:

  • формирование негативного отношения к силовому решению конфликтов;

  • убежденности, что каждое действие имеет свои последствия;

  • воспитание формирование гражданственности и патриотизма.

в) развивающие:

  • Развитие логического мышления во время работы с историческими документами;

  • Формирование умения делать выводы на основе известных фактов.

Планируемые результаты

Предметные

Объяснять цели, задачи России в Первой мировой войне, степень ее готовности к длительным и масштабным военным действиям;

Давать характеристику социально-экономической ситуации в России накануне войны;

Оценить отношение современников к войне, изменение отношения общества к войне с 1914г. по1917г.

Формулировать и аргументировать свое мнение с опорой на исторические источники

Метапредметные УУД

Познавательные: овладевать целостными представлениями о качествах личности человека; привлекать информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планировать цели и способы взаимодействия; обмениваться мнениями; участвовать в коллективном обсуждении проблем; распределять обязанности, проявлять способность к взаимодействию.

Регулятивные: учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала свою точку зрения по отношению к про­блеме прав человека на переходном эта­пе развития общества.

Личностные

Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.)


Тип урока: лабораторное занятие

Место урока в учебном плане: Данный урок завершает тему «Россия в Первой мировой войне» курса История России.

Техническое и методическое обеспечение урока:

  • Компьютерная презентация;

  • Карточки с документами по Первой мировой войне;

  • Карточки с заданиями для рефлексии;

  • Ноутбуки

Программное обеспечение урока:

  • Текстовый редактор Word;

  • Наличие выхода в Интернет;

  • Графический редактор Paint;

  • Презентация Microsoft Power Point.



Информационная карта урока


Этап урока

Дидактическая цель

Методы

Виды деятельности учащихся

I. Организационный момент

Включение учащихся в деловой ритм. Подготовка класса к работе.

Учитель сообщает тему, выдвигает учебные проблемы; определяет форму самостоятельной работы учащихся (групповая); разъясняет инструкцию и требования к оформлению результатов лабораторной работы

Настрой на продуктивную деятельность

1. Вступительное слово учителя

Определить значимость изучаемой темы

Учитель помогает сформулировать тему урока и ее место в курсе истории

Формулируют тему урока

2. Постановка цели урока

Настроить учащихся на работу, определить проблемы и задачи на урок

Начало презентации, постановка проблемы

Формулируют цели и задачи урока

3. Мотивация

Повышение интереса учащихся к истории Первой мировой войны.

Представление учителем исторической справки

Настраиваются на работу

4.Постановка проблемного задания

Определение формы и методов работы на уроке, разбивка на группы и постановка задач для каждой группы

Правила работы с историческими документами на экране. Раздача заданий для групп

Учащиеся знакомятся с историческим документом, правилами работы с ним. Распределяют роли в группе

II. Самостоятельная работа учащихся с историческими документами.

обучение систематизации знаний; обучение логическому мышлению и формулированию выводов; обучение прогнозированию ситуации;

закрепление навыков анализа и прогноза.

Учитель выступает в роли консультанта и координатора совместной деятельности класса.

Работа в группе с историческими документами, составление творческого отчета по документу, сообщение от группы

1. Работа в группах

Сформировать умение организовать работу в группе, чтобы получить положительный результат

Распределение ролей в группе так, чтобы каждый учащийся имел самостоятельное задание и возможности его решения

Работают с историческими документами, отвечают на вопросы к нему.

2.Письменное оформление отчетов - ответов

Зафиксировать полученные результаты работы

Заполнение презентации для отчета

Учащиеся формулируют свои выводы и заносят их в презентацию

Ш. Творческие отчеты групп



Сообщение полученных данных другим группам, обсуждение и формулировка общих выводов

Могут быть творческие отчеты групп, выступление представителей.

Сообщение учащихся, представление информации, полученной из источников.

Коллективное обсуждение результатов.

Вовлечение всех учащихся в решение поставленной в начале урока проблемы

Беседа по вопросам учителя

Ответы учащихся, высказывание собственного мнения по данной проблеме

IV. Подведение итогов. Рефлексия


Закрепление полученных знаний, подведение итогов урока

Суммирование подходов и оценок или формулирование общего вывода; оценивание школьников.

Учащиеся делают вывод по уроку

1. Фронтальная работа с классом – обсуждение урока

Выяснить, эффективность данной формы работы на уроке

Ответы на вопросы по эффективности урока


2. Заполнение формы – отчета по уроку

Выяснить отношение учащихся к данному уроку

Учитель предлагает заполнить бланки для ответов

Учащиеся заполняют все поля в бланках для ответов

3. Домашнее задание

Закрепление полученных знаний дома

Написать небольшое эссе «Мое мнение о роли России в Первой мировой войне»

Письменное домашнее задание



I. Организационный момент. Определение темы, целей и задач урока. (7 мин)

1. Вступительное слово учителя (слайд 1)

Учитель: Добрый день ребята! Добрый день наши уважаемые гости! Сегодня у нас не обычный урок, в течение следующих 45 минут вам предстоит попробовать перевоплотиться в настоящих исследователей. Изучением событий истории занимаются люди различных профессий: археологи, социологи, психологи, архивисты, экономисты, статисты, политологи и т.д. Вы сейчас находитесь на пороге выбора своей дальнейшей дороги в жизни. Возможно, наше занятие поможет вам по-другому взглянуть на себя, открыть новые способности. Сегодня вы ненадолго станете учеными и постараетесь самостоятельно собрать информацию о событиях прошлого, проанализировать полученные данные и дать им оценку. Желаю удачи!

2. Определение темы урока (слайд 2)

“Не первый вечер пели волны
В народном море, и стонал
Стихийный ветер, мощи полный
И к небу гимн летел, как вал.

Опять на небе пламенела
Заря, невиданно ясна,
Когда из вражьего предела
Домчалась весть войны. Война!

Война! Война! Так вот какие
Отверзлись двери пред тобой,
Любвеобильная Россия,
Страна, с христовою судьбой!

Так ты прими венок терновый,
И в ад убийственный сойди.
В руке с мечом своим суровым,
С крестом, сияющим в груди!”

Учитель: Мы уже изучили события мировой истории 20-го века и истории России в начале 20-го века. Давайте подумаем, о какой войне идет речь в данном стихотворении? (Ответ: Первая мировая война)


3. Постановка целей и задач урока

Первая мировая война, драматически выявив противоречия мира, став итогом кризиса в международных отношениях, сама стала проявлением кризиса европейской цивилизации. По масштабам, жертвам она оставила позади все предыдущие войны, включая войны Наполеона. О нежелательности для России большой войны предупреждали многие деятели. Однако с войной правительство связывало возможность стабилизировать внутреннее положение в стране, отвлечь общество от острых социальных проблем и конфликтов. Но отношение к войне в российском обществе было неоднозначным. В причинах столь неоднозначного отношения нам и предстоит разобраться.

Давайте вместе постараемся определить цели и задачи нашего урока.

Ответы учащихся:

  1. выяснить причины участия России в войне, степень ее готовности к масштабным военным действиям;

  2. определить, как менялось отношение российского общества к Первой мировой войне;

  3. составить собственное мнение по вопросам – была ли Россия готова к длительной войне? Каковы ее последствия для России?


  1. Мотивация

Столетие отделяет нас от начала Первой мировой войны. Она стала «последней войной царской России», переломным испытанием, во многом предопределившем последующую судьбу нашей страны. Гибель миллионов людей, двойная смена политического строя, коренная переоценка ценностей... 
И до сих пор - дискуссии в научном мире по многим проблемам и огромное количество «белых пятен» при исследовании этого события всемирного значения.
На изучение темы «Первая мировая война» в школьном курсе истории (всеобщей и российской) отведено ничтожно мало времени. Тем значимее для нас взглянуть на эти события глазами их современников, «прикоснуться» к ушедшей эпохе, составить собственное представление о пережитом нашими предками.
Ответить на данные вопросы мы постараемся, используя исторические документы.


  1. Постановка проблемного задания для каждой группы.

Вы заранее разделились на группы. Каждая получила небольшое задание: собрать информацию о профессии, методах и приемах работы ученых данной специальности. Полученные знания помогут вам выполнить задание. На столе перед вами сборники исторических документов, распечатки текстов исторических документов, и бланк заданий. В течение 15 минут вам предстоит провести лабораторное исследование документов по своему направлению и представить в форме небольшой презентации результат вашей работы. Сегодня изучением истории участия России в Первой мировой войне занимаются архивисты, статистики и политологи. Перед началом работы вам необходимо распределить роли для выполнения задания и выбрать хранителя исторических документов, специалиста по ИКТ, художественного редактора по созданию презентации, руководителя группы.

Думаю, всем вместе нам удастся найти ответы на поставленные вопросы:

    1. Почему Россия решила принять участие в войне, когда многие деятели выступали против и предупреждали царя о возможных негативных последствиях?

    2. Была ли Россия готова к войне?

    3. Как менялось отношение в обществе от 1914г. к 1917г?

    4. Какую роль сыграла Первая мировая война в истории нашей страны?


II. Самостоятельная работа учащихся с историческими документами. (12 мин)


Физкультминутка

      1. Гимнастика для глаз

Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.

  • Движение глаз по горизонтальной линии вправо-влево.

  • Движение глаз по вертикальной линии вверх-вниз.

  • Круговые движения открытыми глазами по часовой и против часовой стрелке.

  • Сведение глаз к кончику носа, затем смотреть в даль.

      1. Упражнения для шейного отдела позвоночника

Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.

  • «Черепаха»: наклоны головы вперёд-назад.

  • Наклоны головы вправо-влево.

  • «Сова»: поворот головы вправо-влево.

      1. Историческая разминка

Я называю фамилии исторических деятелей, если они являлись современниками изучаемых событий, вы приседаете, если нет, то вы поднимаете руки вверх.

П.А. Столыпин, В.И. Ленин, ПетрI, П.Н. Милюков, Л.Д. Троцкий, Лорис - Меликов


Прежде чем мы познакомимся с результатами работы групп, давайте вспомним из курса Всеобщей истории причины начала Первой мировой войны.

Ответы учащихся:

  1. Стремление к ослаблению стран – конкурентов в экономическом и военном развитии;

  2. стремление всех стран к захвату новых территорий, разделу колоний, переделу сфер влияния в мире;

  3. создание военно – промышленных блоков в Европе;

  4. стремление стран отвлечь внимание народа от внутренних проблем; 

  5. повсеместное усиление националистических настроений.

Слайд 3 (причины войны)


III. Представление результатов работы по группам:

    1. Группа (источниковеды)

  1. Вопрос. Почему Россия решила принять участие в войне, когда многие деятели выступали против и предупреждали царя о возможных негативных последствиях?

Документ 1. Из высочайшего Манифеста от 20 июля 1914 г. об объявлении состояния войны России с Германией

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ МЫ, НИКОЛАЙ ВТОРОЙ, ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ ВСЕРОССИЙСКИЙ, ЦАРЬ ПОЛЬСКИЙ, ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ФИНЛЯНДСКИЙ И ПРОЧАЯ, И ПРОЧАЯ, И ПРОЧАЯ

Объявляем всем верным Нашим подданным:
Следуя историческим своим заветам, Россия, единая по вере и крови с славянскими народами, никогда не взирала на их судьбу безучастно. С полным единодушием и особою силою пробудились братские чувства русского народа к славянам в последние дни, когда Австро-Венгрия предъявила Сербии заведомо неприемлемые для державного государства требования.
Презрев уступчивый и миролюбивый ответ Сербского правительства, отвергнув доброжелательное посредничество России, Австрия поспешно перешла в вооружённое нападение, открыв бомбардировку беззащитного Белграда.
Среди дружественных сношений, союзная Австрии Германия, вопреки Нашим надеждам на вековое доброе соседство и не внемля заверению Нашему, что принятые меры отнюдь не имеют враждебных ей целей, стала домогаться немедленной их отмены и, встретив отказ в этом требовании, внезапно объявила России войну.
Ныне предстоит уже не заступаться только за несправедливо обиженную родственную Нам страну, но оградить честь, достоинство, целость России и положение ее среди Великих держав. Мы непоколебимо верим, что на защиту Русской Земли дружно и самоотверженно встанут все верные Наши подданные.
В грозный час испытания да будут забыты внутренние распри. Да укрепится еще теснее единение Царя с Его народом, и да отразит Россия, поднявшаяся, как один человек, дерзкий натиск врага.

Документ 2. Из заявления императора Николая II послу Франции в России М. Палеологу (21 ноября 1914)

Вот как, приблизительно, я представляю себе результаты, которых Россия вправе ожидать от войны и без которых мой народ не понял бы тех трудов, которые я заставил его понести. Германия должна будет согласиться на исправление границ в Восточной Пруссии. Мой генеральный штаб хотел бы, чтобы это исправление достигло берегов Вислы; это кажется мне чрезмерным; я посмотрю. Познань и, быть может, часть Силезии будут необходимы для воссоздания Польши. Галиция и северная часть Буковины позволят России достигнуть своих естественных пределов - Карпат В Малой Азии я должен буду, естественно, заняться армянами: нельзя будет, конечно, оставить их под турецким игом Наконец, я должен буду обеспечить моей империи свободный выход через проливы Турки должны быть изгнаны из Европы Константинополь должен отныне стать нейтральным городом под международным управлением.

Документ 3. Из воспоминаний генерала А. А. Брусилова

Даже после объявления войны прибывшие из внутренних областей России пополнения совершенно не понимали, какая это война свалилась им на голову, — как будто бы ни с того ни с сего. Сколько раз спрашивал я в окопах, из-за чего мы воюем, и всегда неизбежно получал ответ, что какой-то там эрц-герц-перц с женой были кем-то убиты, а потому австрияки хотели обидеть сербов. Но кто же такие сербы, не знал почти никто А почему немцы из-за Сербии вздумали воевать, было совершенно неизвестно. Выходило, что людей вели на убой неизвестно из-за чего, т. е. по капризу царя Солдат не только не знал, что такое Германия и тем более Австрия, но он понятия не имел о своей матушке России. Он знал свой уезд и, пожалуй, губернию, знал, что есть Петербург и Москва, и на этом заканчивалось его знакомство со своим Отечеством.

Вопросы и задания:

  1. Прочтите документы 1 и 2. Как в Манифесте Николай II объяснил причину вступления России в войну?

  2. Во имя каких целей Николай II призывал подданных участвовать в войне?

  3. К чему в начавшейся войне Николай II призывал российское общество?

  4. Каких результатов намеревался достичь Николай II? Охарактеризуйте на основе документа территориальные притязания России. Что, по вашему мнению, позволяло Николаю II прогнозировать успешное достижение поставленных задач?

  5. Сопоставьте документы 1 и 3. Можно ли утверждать, что провозглашённые царем цели участия России в войне были понятны солдатам?

  6. Выскажите собственное мнение по вопросу: была ли Россия заинтересована в развязывании войны?

Документ 4. Соглашение России, Англии и Франции о незаключении сепаратного мира (Документы и справочные материалы с. 55)

2 группа (статистики)

2. Вопрос. Насколько русская армия была подготовлена к войне?

Документ 1. Потребность в артиллерийских снарядах и фактическая обеспеченность ими к началу Первой мировой войны



Документ 2. Потребность в артиллерийских орудиях и фактическая обеспеченность ими к началу Первой мировой войны


Документ 3. Сравнительные данные о количестве рельсовых путей по состоянию на январь 1911 г. (в км)

Документ 4. Сравнительные данные производства основных товаров стратегического назначения в России и крупнейших европейских странах в годы Первой мировой войны. (Документы и справочные материалы. с.49)

Вопросы и задания:
Проанализируйте данные таблиц.

  1. Сделайте выводы о степени обеспеченности российской армии:
    а) артиллерийскими орудиями;
    б) артиллерийскими снарядами.

  2. Почему обеспечению армии артиллерией придавалось особое значение?

  3. Сопоставьте данные о количестве рельсовых путей в различных странах. Чем объяснить отставание России по этому показателю?

  4. Какую роль был призван сыграть железнодорожный транспорт в войне?

Документ 5. Из книги советского историка И. И. Ростунова «Русский фронт Первой мировой войны»

С конца XIX в. на вооружении русской армии состояли 3-линейные (7,62 мм) винтовки образца 1891 г. системы С. И. Мосина. Потребность в них по мобилизационному расписанию № 19 (1910 г.) определялась в 4 559 003 штуки. К тому времени на складах хранилось около 810 тыс. снятых с вооружения 4,2-линейных винтовок системы Бердана.
Установленная норма потребности в винтовках должна была составлять 4 210 582 винтовки образца 1891 г. и 348 421 Берданку. В начале XX в. на вооружение стали поступать пулемёты - новое весьма эффективное огневое средство. Общая потребность армии в пулемётах определялась следующими данными: 4990 шт. К началу войны в наличии имелось 4157 пулемётов. Военное ведомство рассчитывало восполнить некомплект в течение 4-5 месяцев.
На 20 июля (2 августа) 1914 г. в армии имелось 2446 млн патронов. Не доставало до нормы 383 млн штук. Комиссия в 1910 г. постановила иметь на 76 милимметровую полевую пушку, 76 милимметровую конную пушку, 122 милимметровую и 152 милимметровую гаубицы по 1000 выстрелов, а на 76 милимметровую горную и 107 милимметровую пушки - по 1200 выстрелов. Это была заниженная норма расхода боеприпасов. Во Франции она составляла 1300-1500, в Германии до 1500 снарядов на орудие. Ставился вопрос об увеличении нормы выстрелов на одно орудие с 1000-1200 до 1500. Однако он не получил поддержки.
Большое влияние на стратегическое развертывание оказывал железнодорожный транспорт. Общая протяжённость железных дорог, находившихся в эксплуатации к 31 августа 1913 г., составляла 69 576 км. В сравнении с другими странами этого было мало.
Подвижной состав был недостаточен. К началу войны насчитывалось 20 057 паровозов, в том числе 16 234 товарных и 3823 пассажирских. Это давало на 100 км железных дорог 32 паровоза. В Германии и Австро-Венгрии имелось соответственно 50 и 28 паровозов. Положение усугублялось большой изношенностью русских паровозов.
Существенное значение имели шоссейные дороги. Первые шоссе появились в России в 1817 году. Их прокладка не прекращалась вплоть до 1867 года. Затем началось усиленное железнодорожное строительство. Развитию шоссейных дорог перестали уделять должное внимание. В 1910 г. на каждые 100 квадратных верст в Европейской России приходилось всего 0,66 версты шоссе, тогда как в Германии их было 49 вёрст. Россия продолжала оставаться страной бездорожья. Этому соответствовало и состояние автомобильного дела. Отечественного производства автомобилей фактически не было. Грузовики вообще не изготовлялись. Легковые машины выпускались единицами заводом «Руссобалт». Автомобили были редкостью. Их покупали за границей - в Англии, Америке, Франции, Италии.
Русское командование уделяло недостаточно внимания тому, как будут справляться военные сообщения с сосредоточением войск и подвозом всего необходимого для успешного ведения боевых действий. Ещё в меньшей степени интересовались тем, как в целом транспорт будет справляться с общегосударственными перевозками.
Вероятные противники России (Германия и Австро-Венгрия) имели возможность по состоянию развития транспорта закончить сосредоточение своих сил между 13-м и 15-м днями мобилизации, тогда как Россия могла это сделать только на 28 день, и то не полностью.

Вопросы и задания:

  1. Перечислите виды вооружений российской армии к началу Первой мировой войны.

  2. Какие проблемы в материально-техническом обеспечении армии имели место? С чем, на ваш взгляд, они были связаны?

  3. По каким показателям Россия отставала от других стран?

  4. Сделайте общий вывод о подготовке и степени готовности России к «большой» войне в материально-техническом отношении.

Как, по вашему мнению, влияла на обороноспособность России господствовавшая в то время теория скоротечной войны?


Ответ группы:

Русская армия оказалась хуже подготовленной к войне, чем Германия, Франция. Имели место нехватки снарядов, патронов, стрелкового оружия, обмундирования и снаряжения. Но надо сказать, что никто из планировщиков войны ни в одном генеральном штабе любой страны не предполагал, что она продлится 4 года и 3 с половиной месяца. Ни одна страна не имела ни вооружения, ни снаряжения, ни продовольствия на такой огромный срок. Генеральные штабы рассчитывали максимум на 3-4 месяца, в худшем случае на полгода.


3. группа (политологи)

3. Вопрос. Как менялось отношение в обществе к участию России в войне от 1914г. к 1917г?

Документ 1 «К вопросу о морально-политическом состоянии русской армии в 1917 г.» (Кн.: «Первая мировая война: дискуссионные проблемы истории». М., 1994)

Важным итогом идеологической подготовки к войне, проделанной всеми наличествующими тогда средствами, был высокий патриотический подъем в стране накануне августа 1914 года. 96 % подлежащих призыву явились на мобилизационные приёмные комиссии. Если до объявления общей мобилизации численность вооруженных сил России составляла 1 423 000 человек, то после её осуществления, давшей армии прибавление в 3 115 000 человек и проведения дополнительных призывов к концу 1914 г. в строю оказалось свыше 6,5 млн человек.
Характеризуя народные настроения в 1914 г., бывший профессор императорской военной академии генерал Н. Н. Головин писал: «Первым стимулом, толкавшим все слои населения России на бранный подвиг, являлось сознание, что Германия сама напала на нас... Угроза Германии разбудила в народе социальный инстинкт самосохранения. Другим стимулом борьбы, оказавшимся понятным нашему простолюдину, явилось то, что эта борьба началась из необходимости защищать право на существование единокровного и единоверного сербского народа.
Это было сочувствие к обиженному младшему брату... Это чувство защитника обиженных славянских народов нашло своё выражение в слове «братушка», которым наши солдаты окрестили во время освободительных войн болгар и сербов и которое так и перешло в народ. Теперь вместо турок немцы грозили уничтожением сербов - и те же немцы напали на нас. Связь обоих этих актов была совершенно ясна здравому смыслу нашего народа.

Вопросы и задания:

  1. Чем был вызван патриотический подъём в стране в начале войны? В чём он проявился?

Документ 2. Из статьи историка А.П. Жилина «К вопросу о морально-политическом состоянии русской армии в 1917 г.

К 1917 г. армия претерпела существенные изменения. Прежде всего, почти полностью выбыл в результате кровопролитных боёв кадровый состав. Верховное командование, готовясь к ведению кратковременной войны, не берегло ни офицерские, ни унтер-офицерские кадры, вливая их в ряды действующих частей.
Возникший в ходе войны кризис в снабжении армии вооружением, особенно тяжёлой артиллерией, боеприпасами, вынуждал возмещать этот недостаток более интенсивным использованием живой силы. В начале 1916 г. начальник штаба верховного главнокомандующего генерал М.В. Алексеев в своём выступлении в Ставке заявлял, что поскольку русская армия не имеет такой могучей артиллерии, как её союзники, то «придётся брать количеством пехоты». Именно нехватка необходимого количества снарядов, особенно в первые два года войны, была, как писал Е.Барсуков, исследовавший эволюцию русской артиллерии в годы войны, «одной из серьёзных причин военных неудач на русском фронте и, в частности, чрезмерных потерь пехоты».
Огромные жертвы, плохое снабжение вооружением, неудачи на фронте, особенно в ходе кампании 1915 г., серьёзно отразились на моральном состоянии армии и всей страны, вызвав политический кризис. Как на фронте, так и в тылу у многих закрадывалось сомнение в конечном успехе в войне. Брожение докатилось до глубокого тыла. В середине июня 1915 г. серьёзные волнения произошли в Москве. Дело приняло такие размеры, что властям пришлось прибегнуть к вооружённой силе. В широких слоях населения постепенно рассеивались иллюзии относительно официально декларируемых целей войны.
Официальные сводки штабов и армий свидетельствуют об изменении в отношении солдат к войне, о падении дисциплины в войсках. Главным, основным в настроениях армии на фронте становилось стремление к миру, скорейшему окончанию чуждой народу длительной и кровопролитной войны. Стремление солдат к скорейшему окончанию войны проявлялось в различных формах. Широкий размах приобретало братание, дезертирство. Всюду в воинских частях, в офицерских собраниях в присутствии командиров, в штабах и т.д. говорилось о негодности правительства, о придворной грязи.
Показательно, что в феврале 1917 г. ни один из главнокомандующих фронтами не смог выделить сколько-нибудь надёжных частей для спасения династии Романовых. Вот что телеграфировал Николаю II главнокомандующий Западным фронтом генерал А.Е. Эверт: «Ваше величество, на армию в настоящем её составе при подавлении внутренних беспорядков рассчитывать нельзя».
Пришедшее в ходе революции к власти Временное правительство, взяв курс на продолжение мировой войны, приступило к подготовке наступления русской армии в соответствии с решениями союзнических конференций в Шантильи и Петрограде, разработавших общий стратегический план кампании 1917 г. Согласно этому плану предусматривалось осуществление согласованных наступательных действий армиями Антанты, которые должны были «вестись с наивысшим напряжением и с применением всех наличных средств, дабы создать такое положение, при котором решающий успех союзников был бы вне всякого сомнения». Союзники оказывали сильное давление на Временное правительство, требуя ускоренной подготовки и проведения наступления русской армии для того, чтобы облегчить положение своих войск, потерпевших крупное поражение на Западном фронте в апреле 1917 г. («операция Нивеля»).
Вопрос о наступлении русской армии и для союзников России весной 1917 г. перестал быть только военно-стратегическим вопросом. Правительства Франции, Англии, Италии, обеспокоенные происходящими в России революционными событиями, видя в них одну из главных причин, повлиявших на усиление классовой борьбы в своих странах, требовали от Временного правительства ускоренной подготовки и проведения наступления. Они также считали, что наступление на фронте должно стать наступлением на революцию. Глава американской специальной миссии, побывавшей в России летом 1917 г., Э. Рут в беседе с сотрудником газеты «Новое время» заявил, что победа на фронте и укрепление положения правительства - это две стороны единой задачи.
На объединённом совещании главнокомандующих фронтами, членов Временного правительства и представителей Исполнительного комитета Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов 4 мая была дана следующая общая характеристика морального состояния армии: «Господствующее настроение в армии - жажда мира... Стремление к миру является настолько сильным, что приходящие пополнения отказываются брать вооружение - “зачем нам, мы воевать не собираемся”».
С каждым днем на фронте увеличивалось число антивоенных выступлений. И если в марте–апреле солдатские массы стихийно боролись с лозунгом о продолжении войны, то уже в период непосредственной подготовки летнего наступления в мае - начале июня командование русской армии всё чаще и чаще сталкивалось с организованными сознательными отказами солдат идти в наступление.

Вопросы и задания:

  1. Как и почему изменились настроения на фронте в 1916 г.?

  2. В чём состояли причины понесённых армией больших потерь?

  3. Как потери и неудачи отразились на моральном состоянии армии?

  4. Почему союзники России настаивали на наступлении русской армии в 1917 г.?

  5. Какие настроения в армии весной–летом 1917 г. наиболее тревожили Временное правительство?

  6. В чём конкретно проявились эти настроения? Подтвердите ответ выдержкой из текста.

  7. Почему различные политические силы в России «боролись за армию»?

Документ 3. Из книги участника Первой мировой войны генерала А.И. Деникина «Очерки русской смуты».

Я не склонен идеализировать нашу армию. Много горьких истин мне приходится высказывать о ней. Но когда фарисеи-вожди российской революционной демократии, пытаясь оправдать учинённый главным образом их руками развал армии, уверяют, что она и без того близка была к разложению, - они лгут. Я не отрицаю крупных недостатков в системе назначений и комплектовании высшего командного состава, ошибок нашей стратегии, тактики и организации, технической отсталости нашей армии, несовершенства офицерского корпуса, невежества солдатской среды, пороков казармы. Знаю размеры дезертирства и уклонения от военной службы, в чём повинна наша интеллигенция едва ли не больше, чем тёмный народ. Но ведь не эти серьёзные болезни армейского организма привлекали впоследствии особливое внимание революционной демократии. Она не умела и не могла ничего сделать для их уврачевания, да и не боролась с ними вовсе. Я, по крайней мере, не знаю ни одной больной стороны армейской жизни, которую она исцелила бы, или, по крайней мере, за которую взялась бы серьезно и практически. Пресловутое «раскрепощение» личности солдата? Отбрасывая все преувеличения, связанные с этим понятием, можно сказать, что самый факт революции внёс известную перемену в отношение между офицером и солдатом, и это явление обещало при нормальных условиях, без грубого и злонамеренного вмешательства извне, претвориться в источник большой моральной силы, а не в зияющую пропасть. Но революционная демократия в эту именно рану влила яд. Она поражала беспощадно самую сущность военного строя, его вечные, неизменные основы, оставшиеся ещё непоколебленными: дисциплину, единоначалие и аполитичность. Это было, и этого не стало. А между тем падение старой власти как будто открывало новые широчайшие горизонты для оздоровления и поднятия в моральном, командном, техническом отношениях народной русской армии.
Каков народ, такова и армия. И как бы то ни было, старая русская армия, страдая пороками русского народа, вместе с тем в своей преобладающей массе обладала его достоинствами, и прежде всего необычайным долготерпением в перенесении ужасов войны, дралась безропотно почти 3 года, часто шла с голыми руками против убийственной высокой техники врагов, проявляя высокое мужество и самоотвержение, и своей обильной кровью искупала грехи верховной власти, правительства, народа и свои.
Наши союзники не смеют забывать ни на минуту, что к середине января 1917 года эта армия удерживала на своём фронте 187 вражеских дивизий, т. е. 49 % всех сил противника, действовавших на европейских и азиатских фронтах. Старая русская армия заключала в себе достаточно ещё сил, чтобы продолжать войну и одержать победу.

Вопросы и задания:

  1. О каких недостатках и проблемах русской армии говорит автор фрагмента?

  2. Какие достоинства, по мнению автора, отличали армию?

  3. Оцените состояние и роль русской армии к началу 1917 г.

  4. Кого Деникин считает главным виновником развала армии?

  5. Что имел в виду Деникин, утверждая, что «революционная демократия поражала беспощадно самую сущность военного строя»?

  6. На чём, на ваш взгляд, основано утверждение, что «старая русская армия заключала в себе достаточно сил, чтобы продолжать войну и одержать победу»?

Документ 4. Приказ № 1. Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов «О демократизации армии» (1 марта 1917 г.)

По гарнизону Петроградского округа всем солдатам гвардии, армии, артиллерии и флота для немедленного и точного исполнения, а рабочим Петрограда для сведения.
Совет рабочих и солдатских депутатов постановил:

  1. Во всех ротах, батальонах, полках, парках, батареях, эскадронах и отдельных службах разного рода военных управлений и на судах военного флота немедленно выбрать комитеты из выборных представителей от нижних чинов вышеуказанных воинских частей.

  2. Во всех воинских частях, которые ещё не выбрали своих представителей в Совет рабочих депутатов, избрать по одному представителю от рот, которым и явиться с письменными удостоверениями в здание Государственной думы к 10 часам утра 2 сего марта.

  3. Во всех своих политических выступлениях воинская часть подчиняется Совету рабочих и солдатских депутатов и своим комитетам.

  4. Приказы военной комиссии Государственной думы следует исполнять, за исключением тех случаев, когда они противоречат приказам и постановлениям Совета рабочих и солдатских депутатов.

  5. Всякого рода оружие, как-то: винтовки, пулемёты, бронированные автомобили и прочее должны находиться в распоряжении и под контролем ротных и батальонных комитетов и ни в коем случае не выдаваться офицерам даже по их требованиям.

  6. В строю и при отправлении служебных обязанностей солдаты должны соблюдать строжайшую воинскую дисциплину, но вне службы и строя в своей политической, общегражданской и частной жизни солдаты ни в чем не могут быть умалены в тех правах, коими пользуются все граждане. В частности, вставание во фронт и обязательное отдание чести вне службы отменяется.

  7. Равным образом отменяется титулование офицеров: ваше превосходительство, благородие и т.п., и заменяется обращением: господин генерал, господин полковник и т.д.

  8. Грубое обращение с солдатами всяких воинских чинов и, в частности, обращение к ним на «ты» воспрещается, и о всяком нарушении сего, равно как и о всех недоразумениях между офицерами и солдатами, последние обязаны доводить до сведения ротных командиров.
    Настоящий приказ прочесть во всех ротах, батальонах, полках, экипажах, батареях и прочих строевых и нестроевых командах.

Вопросы и задания к документу:

  1. Опираясь на знания по истории, сформулируйте причины появления данного приказа.

  2. Какие новшества в армии вводил Приказ № 1? Допустимы ли они, по вашему мнению, в армии?

Определите последствия этого приказа. Свой ответ аргументируйте.

  1. Документы и справочные материалы (Документы №9, №10 с.58-59)


Выступление группы: Наша группа изучила документы и сделала следующие выводы:

1-й год войны - стабилизация внутриполитического положения. В стране преобладало патриотическое воодушевление, звучали призывы к гражданскому миру, согласию, значительно сократилось число волнений и забастовок.

2-год - настроения в обществе меняются в связи с военными неудачами, осложняется внутриполитическое положение, оживляется рабочее движение, появляется лозунг «патриотической тревоги».

3-год. Всё более заметным фактором российской жизни становится хозяйственная разруха (документ 4). Отношение к войне становится негативным. Становятся популярными лозунги большевиков о «революционном пораженчестве».

Таким образом, в ходе войны произошло ухудшение экономического положения всех слоёв населения. Нарастало озлобление, ненависть к власти. Уже было непонятно, за что воевали русские солдаты.

Причинами такого изменения отношения людей к войне можно назвать смену кадрового состава армии, отсутствие четкого понимания целей и необходимости войны у простого населения, агитационную политику партии большевиков, призывавших превратить войну империалистическую в войну освободительную.


IV. Коллективное обсуждение результатов. (3 мин)

Учитель: Спасибо, итак мы попробовали себя в роли ученых, проанализировали разнообразные исторические источники. А сейчас давайте все вместе попробуем ответить на последний вопрос. Какую роль сыграла Первая мировая война в истории нашей страны?

Ответы учащихся

Именно в результате этой военной кампании, в которой погибло более 2 млн. человек, произошли самые значительные события XX в., полностью изменившие судьбу страны: сначала Февральская, а затем Октябрьская революции.

После Октябрьской революции, которая "расколола" российское общество на части, началась кровопролитная Гражданская война, царская семья была жестоко расстреляна, и Российская империя прекратила свое существование.

Вывод: Война остановит или крайне замедлит внутреннее реформирование России, которое могло спасти империю. Пока шла война, невозможно было завершить земельную реформу, радикально улучшить положение рабочих, ввести всеобщее начальное образование и т. д. Этим воспользовались различные радикальные силы.


V. Рефлексия

Достигнуты ли цели урока?


Что особенно понравилось или не понравилось на уроке?

Нужно ли на уроках истории работать с источниками? Почему?


Какие вопросы еще хотелось бы обсудить на следующих уроках?



VI. Подведение итогов.


VII. Домашнее задание параграф 7, написать эссе «Является ли Первая мировая война причиной революции февраля 1917года?».



18




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!