1. Формулирование темы урока. 2. Формулирование целей урока 3. Запись в тетрадь плана урока (Слайд 6) 1) Значение отрасли в народном хозяйстве 2) Классификация цветных металлов 3) Особенности отрасли 4) Факторы размещения 5) Проблемы и перспективы развития отрасли 1. - О значении отрасли в народном хозяйстве - Благодаря своим уникальным свойствам цветные металлы на сегодняшний день незаменимы во многих отраслях, в том числе и наукоёмких. (Слайд 7) Слайд 8 – запасы руд цветных металлов в России: 2. Работа со схемой (стр.143, рис.65, слайд 9) – классификация цветных металлов Запись в тетрадь: - тяжёлые - лёгкие - драгоценные - редкие и редкоземельные 3. Ознакомление с образцами горных пород и металлов (на столах для каждой группы) - Ребята, вы наверняка согласитесь со мной, что металлургия как отрасль производства невозможна без минералов, залегающих в толще Земли, без огня, воды и воздуха. Предлагаю вам отдохнуть и полюбоваться на эти природные стихии. Релаксация – 4 стихии Цветные металлы в руде содержатся в очень малом количестве Запись в тетрадь: Особенности отрасли: (Слайд 10) 1) низкое содержание металла в руде (демонстрация образцов руды). Меди в руде – 1-2%, олова в руде менее 1%. Например, для получения 1т меди требуется более 100 т медной руды, из которых 99 т - пустая порода. Для производства олова необходимо более 300т руды. 2) многокомпонентный состав руд, т.е. содержат несколько разных металлов. 4. Просмотр видеофрагмента о производстве меди - Предлагаю вашему вниманию видеофрагмент о меди. После просмотра озвучим ещё раз самое важное, что вы узнаете (по ходу просмотра можете записывать) 5. Работа по группам - А теперь, работая в группах, вам предстоит выявить факторы размещения предприятий цветной металлургии. 1-я группа: тяжёлые цветные металлы (Слайд 12) Работа с картами «Чёрная и цветная металлургия», «Электроэнергетика» и текстом учебника, стр.121: - На карте “Металлургия” найдите медеплавильные, никелевые, свинцовые и цинковые заводы. Задание: - Где сформирована основная металлургическая база тяжелых цветных металлов? - Назовите центры плавки меди, цинка, никеля. Нанесите на контурную карту центры. - Какие факторы влияют на размещение? Сделайте вывод. (Озвучивают ответы и показывают на карте центры) 2-я группа: лёгкие цветные металлы. Работа с картой и текстом учебника, стр.121: - По карте атласа (картосхеме) найдите, где в России плавится большая часть алюминия? - Какие факторы влияют на размещение металлургии легких металлов? У каких электростанций размещаются алюминиевые заводы? - Нанесите на контурную карту центры алюминиевых производств. Сделайте вывод. (Озвучивают ответы и показывают на карте центры) Слайд 13 – факторы размещения 5. Беседа о проблемах и перспективах отрасли - Предлагаю обсудить проблемы и перспективы отрасли Проблемы: - Экологическая проблема (металлургия – грязная отрасль) Задание: Проанализируйте таблицу (Слайд 14) - Какое место занимает металлургия среди отраслей промышленности по выбросам вредных веществ в атмосферу? Вывод: ТЭК даёт 50 % выбросов в атмосферу, металлургия 37% и стоит на втором месте по выбросам вредных веществ в атмосферу. Здесь не учитывается нарушение ландшафтов при добыче руды. (Слайд 15) - Истощение месторождений медных, алюминиевых руд. - Отсутствие крупных месторождений марганцевых, хромитовых, титановых и других руд. - Дороговизна российского металла (цены выше мировых на 20 – 40%) 2. Перспективы: - развитие Дальневосточной металлургической базы. - применение новых технологий добычи и переработки руды, позволяющих меньше загрязнять окружающую среду. (Сообщение учащихся – опережающее задание) Видео новостей (эфир от 26.10.2016) - Слайд 16 - Одно из перспективных направлений в металлургии - это создание автоматизированных мини-заводов, которые работают на металлоломе, меньше загрязняют окружающую среду. При плавке 1 т металлолома экономится 4 тонны железной руды, 530 т медной руды. Загрязнение атмосферы сокращаются в 7 раз, количество отходов снижается в 16 раз. (Слайд 16) |