СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Труд – основа жизни".Обществознание, 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

обучающиеся смогут определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде; содействовать развитию способностей к выбору будущей профессии.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Труд – основа жизни".Обществознание, 6 класс»

Конспект урока

Обществознание, 6 класс

Урок . Труд – основа жизни

Тип урока: УКИЗ (урок комплексного использования знаний)

Содержание образования: Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд- условие благополучия человека.

Понятия и персоналии: Труд, профессия, товары, услуги, заработная плата.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):

• Предметные: Обучающиеся смогут характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека.

• Метапредметные:

регулятивные: обучающиеся смогут определять основные проблемы темы; планировать учебную деятельность для решения проблем.

коммуникативные: обучающиеся смогут уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; излагать свое мнение по проблеме: «Труд – источник всех богатств или основное условие человеческой жизни?», аргументируя его.

познавательные: обучающиеся смогут объяснять значение трудовой деятельности для личности и для общества; различать материальную и моральную оценку труда; точно выражать свои знания о том, что создается трудом человека.

• Личностные: обучающиеся смогут определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде; содействовать развитию способностей к выбору будущей профессии.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Особенности труда как вида деятельности.

  2. Значение труда в жизни общества и человека.

Тезаурус

Труд – это целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения.

Мотивы труда – причины, определяющие поведение человека в процессе труда (например, экономические и социальные стимулы труда).

Товар – любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи; продукт, произведённый для продажи.

Услуга – это действие в интересах другого лица, в результате которого не создаётся новый материально-вещественный продукт, но изменяется качество имеющегося продукт.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2017.

  2. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. Электронная форма учебника.

Ход урока:

1 Организационный момент.

2,Введение в тему урока. Определение целей и задач урока.

Учитель: Наш народ богат талантами, мастерами своего дела. Таким человеком был замечательный поэт, творивший в начале прошлого века, Валерий Яковлевич Брюсов. Сейчас мы познакомимся с одним из его стихотворений. Но вот беда – одно слово в нём за давностью лет утеряно. Давайте восстановим его!

В мире слов разнообразных,

Что блестят, горят и жгут, —

Золотых, стальных, алмазных, —

Нет священней слова: («Труд!»)

Все, что пьем мы полной чашей,

В прошлом создано (трудом):

Все довольство жизни нашей,

Все, чем красен каждый дом.

Новой лампы свет победный,

Бег моторов, поездов,

Монопланов лет бесследный,

Все — наследие (трудов)! ….

- Какое слово вы вставили в стихотворение?

Ответ обучающихся: Труд

-Учитель: Как вы догадались, что это слово «труд»?

Ответ обучающихся: Весь текст является подсказкой для определения основной мысли стихотворения.

3,Изучение новой темы.

-что же такое труд?

Труд- это…

1.Работа, занятие.

2.Результат деятельности, работы, произведение.

3.Целенаправленная деятельность человека по созданию с помощью орудий труда материальных и духовных ценностей.

4.Усилие, направленное на достижение чего-либо.

- Ребята, а зачем человеку трудиться? Что создается трудом?

Пищу, одежду, возможность самореализации, новые знакомства, умение взаимодействовать, предметы быта, духовные ценности, жилище, богатство

Учитель: Сыграем в игру «Угадайка».

— Угадайте, кому для выполнения своих профессиональных обязанностей нужны указанные предметы.

Шампунь, ножницы, фен, расческа; (Ответ обучающихся: парикмахер)

градусник, скальпель, бинт, зеленка; (Ответ обучающихся: врач)

мел, указка, журнал, глобус; (Ответ обучающихся: учитель)

диск, дисплей, мышь, модем; (Ответ обучающихся: программист)

краски, холст, кисти, мольберт; (Ответ обучающихся: художник)

трактор, комбайн, плуг, семена. (Ответ обучающихся: комбайнер)

Труд различается по содержанию и сложности. Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается, простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому такой труд называется сложным. Согласны ли вы с этим?

Давайте проанализируем некоторые профессии, приведем примеры разного рода труда. Для этого поработаем с таблицей:

На первой карточке у вас таблица с профессиями, на второй- характеристики- антонимы. Задание: подберите подходящую характеристику для каждой предложенной профессии и запишите в таблицу ,т.е установите соответствие между профессиями и характеристиками труда

Постоянный- временный, простой- сложный, умственный- физический, оплачиваемый- безвозмездный, добровольный- принудительный, ручной- автоматизированный, творческий- традиционный, коллективный- индивидуальный.

Проверка:

«Я считаю, что для профессии шахтера подходят характеристики……..»

Великий английский экономист Адам Смит считал, что «Не на золото и серебро, а именно трудом были изначально приобретены все богатства мира».

- Ребята, а почему говорят, что труд является источником всякого богатства?

Ответ обучающихся: Если человек трудится .значит он имеет деньги.

Если у человека много денег,значит он богатый.

Учитель:Деньги — это еще не богатство. Их количество не может служить мерой богатства (вернее, может, но лишь косвенно). На самом деле сами по себе деньги вообще не имеют никакой ценности, это всего лишь кусочки бумаги с цифрами. Ценность деньгам придают люди, согласные обменять эти бумажки на что-то нужное именно вам. Известно такое выражение: «В пустыне кружка воды стоит миллионы». В чем смысл этого выражения?

Действительно, при отсутствии возможности покупать что-либо деньги становятся абсолютно ненужными.

Проблемный вопрос: Как можно оценить богатство руководителя компании, который зарабатывает очень много денег, но у которого нет времени побыть со своей семьей?

Ответ обучающихся: Семья-это богатство. Если руководитель компании не уделяет время семье, то для кого он зарабатывает деньги?

Учитель: Кто богаче — миллионер, умирающий от тяжелой болезни, или человек без средств, но с отличным здоровьем?

Ответ обучающихся: Я считаю, что здоровье ценнее денег. Если нет здоровья, то за деньги его не купишь.

Учитель: Конечно, богатство каждый понимает по своему ,Для кого то это семья, для кого то здоровье

Мы знаем, что независимо от богатства человек должен творить добро

Издавна на Руси известен девиз купцов: «Богатство обязывает».

Итак.«Богатство обязывает» — в этих двух словах заключена основа благотворительности.

Благотворительность в России уходит корнями в историю. Кому и что должны богатые? Разве не свободны они в своих поступках, хотя бы потому, что богаты?

— Как вы понимаете смысл данного высказывания?

(Ответы учеников.)

— Запишите в тетрадях слово благотворительность и объясните, из каких двух слов оно состоит.

(Проверка выполнения задания.)

В будущем ,когда вы станете взрослыми . самостоятельными, я уверена , что вы тоже будете творить благие дела. Давайте вместе подумаем, какую помощь своему селу вы бы оказали?

Трудом создаются различные продукты. Среди них- вещи, разные изделия, а также услуги. Например, книги, которые лежат у вас в портфелях, - это изделие. А вот когда вы идете в парикмахерскую или к врачу, вы пользуетесь услугой.

Продукты труда используются человеком либо для удовлетворения собственных нужд, либо для продажи. Продукт, произведенный на продажу, называется товаром. В товарах, которые вы приобретаете для своих нужд, заключен многообразный человеческий труд.

Физминутка. Игра «Товары и услуги»

Я называю слова, если это товар- нужно присесть, если услуга- встать, руки поднять вверх.

Стрижка в парикмахерской (у), татрадь в клетку (т), фотоальбом (т), велосипед (т), поездка в метро (у), книга (т), удаление зуба(у), ремонт сломанного замка на куртке (у), ремонт сломанного телевизора (у), мороженое (т)

- Ребята, а как оценивается труд работника?

Труд людей чаще всего оценивается по количеству сделанного. Но как оценить труд ученого или воспитателя? Важную роль в оценке труда играет качество.

Вывод: Все в этой жизни имеет свою цену .А труд учителя оценивают по качеству или по количеству? Обоснуйте ответ. Приведите примеры оценивания труда по количеству.

Плата за труд составляет заработную плату работника. Качественный труд заслуживает поощрения. Это может быть премия или дополнительная оплата (надбавка), а может быть и благодарность или повышение в должности. Для добросовестного работника важна и моральная оценка его труда (одобрение, похвала), собственная удовлетворенность результатами. За плохую работу может быть наложено взыскание в виде штрафа, а то и последовать увольнение.

- Для того, чтобы вопрос с оцениванием был у нас с вами полным, предлагаю вам следующее задание.

Вы должны закончить предложения:

Папа за работу на заводе получил __________________________ .

Маша учится в строительном институте и получает __________________ .

Бабушка каждый месяц получает _____________________ .

На младших детей в семье мама получает __________________ .

Вся Учитель: Любой труд на благо людей должен быть оценён по достоинству, потому что он должен приносить «вкусные плоды», съев которые всем будет хорошо. Я не зря так образно выразилась, потому что мы с вами сейчас проанализируем баснюЛ. Н.Толстого «Старик и яблони»

Содержание басни: Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

Учитель: Как вы понимаете смысл этой басни?

Ответ обучающихся: Старик старался ради людей, которые благодарили его за то, что он посадил дерево, дающее вкусные плоды (яблоки). Результатом его благородного труда пользуются люди, понимающие, что этим творением рук человеческих он обогатил род людской, оставил о себе добрую память, живущую в веках.

Учитель: Можно ли труд старика - садовода назвать бескорыстным?

Ответ обучающихся: Да, этот труд можно назвать бескорыстным, потому что он был на благо людей и старика не требовал никакой похвалы, вознаграждения, благодарности.названное выше составляет ________________________ семьи.



Учитель: Подумайте, от чего зависит достаток в вашем доме?

Ответ обучающихся: Достаток в доме зависит от нашего труда, от усилий, которые в него вложены и от его оплаты.

Учитель: Как оценивается учеба — ваш главный труд? А как я оцениваю ваш труд?

Ответ обучающихся: Учеба оценивается уровнем и качеством знаний. Которые мы получаем.

Учитель: Прочитайте стихотворение Агнии Барто, которое посвящено труду.

Выступал докладчик юный,

Говорил он о труде.

Он доказывал с трибуны:

— Нужен труд всегда, везде!

Нам велит трудиться школа,

Учит этому отряд...

— Подними бумажки с пола!

Крикнул кто-то из ребят.

Но тут докладчик морщится:

— На это есть уборщица!

Учитель: Как вы понимаете это стихотворение? Какое отношение мы видим к людям рабочих профессий?

Ответ обучающихся: Мы видим пренебрежительное отношение к людям рабочих профессий . Несмотря на то, что нас учат трудиться, мы относимся с неуважением к людям рабочих профессий. Мы должны помнить, что нужно относиться с уважением к любому труду.

4. Рефлексия

Домашнее задание :

1.Прочитать §

2.Написать рассказ на основе предложенной притчи.

Планета круглая

Репортер как-то раз спросил у фермера, может ли тот поделиться секретом выращивания своей кукурузы, которая из года в год выигрывала все конкурсы по качеству. Фермер ответил, что весь секрет состоит в том, что он раздает лучшие початки для засева всем своим соседям.

— Зачем же раздавать лучшие зерна соседям, если они постоянно наряду с вами участвуют во всех конкурсах и являются конкурентами?

— Видите ли, — улыбнулся фермер. — Ветер переносит пыльцу с моих полей на поля соседей, и наоборот. Если у соседей будут сорта хуже, чем у меня, то вскоре и мои посевы станут ухудшаться. А как уж каждый из нас будет ухаживать за своими посевами — это другой вопрос. Подобное происходит и в жизни людей. Тот, кто хочет быть успешным, должен заботиться о ближних и помогать им добиваться успеха, потому что чем лучше живется людям вокруг, тем лучше тебе самому. Мы все взаимосвязаны в этом мире.

3.Разработать анкету «Популярная профессия»( 4-5 вопросов)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Труд – это целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения.

Трудом создаются различные продукты. Среди них – вещи, разные изделия, а также услуги.

Продукты труда используются человеком либо для удовлетворения собственных нужд, либо для продажи. Продукт, произведённый на продажу, называется – товаром.

Труд людей чаще всего оценивается по количеству сделанного. Также важную роль в оценке труда играет качество. Плата за труд составляет заработную плату работника. Качественный труд заслуживает поощрения. Это может быть премия или дополнительная оплата (надбавка), а может быть и благодарность или повышение в должности. Для добросовестного работника важна и моральная оценка его труда (одобрение, похвала), собственная удовлетворённость результатами. За плохую работу может быть наложено взыскание в виде штрафа, или даже увольнение.

Труд является не только основой жизнедеятельности человека, но и условием его благополучия. Богатство – это обилие материальных ценностей, денег. Но если рассмотреть это понятие немного иначе, то богатство – это все то, что ценят люди, что является значимым для них. Поэтому, для того чтобы ощущать себя по настоящему богатым человеком – это принести пользу обществу.

Пользу обществу можно принести, например, занимаясь благотворительностью или меценатством. Меценатство – это бескорыстное финансовое и другое участие в развитии культуры, науки, помощь её деятелям. Название произошло по имени известного римлянина Мецената, который большую часть своего состояния истратил на художников, музыкантов, поэтом, помогая им материально.

Существуют различные виды труда, их классифицируют по таким критериям как:

- содержание;

- характер труда;

- результат труда;

- методы привлечения людей к труду.

Давайте рассмотрим каждую из этих классификаций в отдельности.

По содержанию различают следующие виды труда: умственный и физический труд.

Умственный труд или интеллектуальный труд – это деятельность, связанная с оперированием информацией, ее приёмом и переработкой. Профессии этой группы требуют постоянного напряжения мышления, внимания и памяти. Примером умственного труда могут послужить такие профессии как: учитель, архитектор, бухгалтер.

Физический труд – это работа, связанная с напряжением мышечной силы человека. Примером могут служить такие профессии, как сварщик, слесарь, повар.

Также по содержанию труд можно разделить на простой и сложный.

Простой труд – это труд работника, не имеющего профессиональной подготовки.

Сложный труд – это труд квалифицированного работника, обладающего определённой профессией. Как пример: труд дворника или уборщицы считается простым, потому что не требует определённой профессиональной подготовки. А труд полицейского является сложным, потому работать в такой сфере без определённого образования невозможно.

Ещё один вариант разделения труда по его содержанию, это:

- репродуктивный;

- творческий труд.

Репродуктивный труд отличается тем, что его результат заранее известен и не несёт в себе ничего нового. Творческий же труд свойственен не каждому работнику, он обусловлен как уровнем образования и квалификации работника, так и способностью к новациям. К творческому труду относятся профессии актёра, художника, музыканта.

По характеру труда различают:

- конкретный;

- абстрактный труд.

Конкретный труд – это труд конкретного работника, преобразующего предмет природы с целью придания ему определённой полезности. Например, труд сапожника, пекаря и т.д.

Абстрактный труд – это труд в целом, как общечеловеческий.

Также по характеру труда выделяют индивидуальный и коллективный труд.

Индивидуальный труд – это труд отдельно взятого работника.

Коллективный труд – это труд группы людей. Как пример - субботник в школе.

В зависимости от результатов труда выделяют следующие его виды: производительный и непроизводительный труд. Результатом производительного труда являются натурально - вещественные блага. Например, труд портного и слесаря является производительным.

А труд редактора журнала – непроизводительным, так как представляет собой социальные и духовные блага.

По методам привлечения людей к труду различают:

- Труд по внеэкономическому принуждению (рабство);

- Труд по экономическому принуждению, а именно, чтобы заработать необходимые средства к существованию.

- Добровольный, свободный труд является потребностью человека в реализации собственного трудового потенциала на благо общества, вне зависимости от вознаграждения (как пример – волонтёрская деятельность).

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Выделите зелёным цветом понятие, которое характеризуется следующим определением:

«Вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы».

Варианты:

Льгота.

Пенсия.

Премия.

Заработная плата.

Правильный ответ: Заработная плата.

Задание 2. Решите кроссворд.

По горизонтали:

1. Процесс активного взаимодействия субъекта (живого существа) с объектом (окружающей действительностью), во время которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя какие-либо свои потребности, достигая цели.

2. Причина, определяющая поведение человека в процессе труда.

По вертикали:

3. Действие в интересах другого лица, в результате которого не создаётся новый материально - вещественный продукт, но изменяется качество имеющегося продукт.

4. Любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи; продукт, произведённый для продажи.

5. Целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения.

6. Основной род занятий трудовой деятельности.

Правильный ответ:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!