1 | Организационный момент | Приветствую учащихся, поверяю готовность к уроку, организую внимание. - Добрый день, ребята, присаживайтесь! - Проверьте, пожалуйста, все ли у вас готово к уроку. Откройте тетради и запишите число и классную работу. | Приветствуют учителя, проверяют подготовку своих рабочих мест. Записывают в тетрадях дату, классную работу. | Фронтальная |
2 | Актуализация знаний | Провожу устный опрос для актуализации знаний. - Мы задаем число t, ему соответствует точка на окружности c двумя координатами – точка M (рис. 1). Как найти тангенс и котангенс? Вспомним: Отрезок на оси x от -1 до 1 называется линией косинусов. Отрезок на оси y от -1 до 1 называется линией синусов. Отсюда следуют свойства синуса и косинуса: Линия тангенсов параллельна оси y и проходит через точку Линия котангенсов параллельна оси x и проходит через точку - Давайте предположим, о чем сегодня мы поговорим. -Мы поговорим о тригонометрических функциях числового аргумента. | Отвечают на вопрос учителя: - Будем знакомиться с решением тригонометрических функций. | Фронтальная |
3 | Изучение нового материала | Основные тригонометрические формулы: Рассмотрим основные тригонометрические тождества. уравнение единичной окружности. - основное тригонометрическое тождество. связь между тангенсом и котангенсом. Выведем формулу, связывающую тангенс и косинус. Аналогичная формула есть для котангенса и синуса. Четность тригонометрических функций Исследуем тригонометрические функции на четность. функция нечетна. функция четна. Проиллюстрируем эти свойства на числовой окружности: Пример 1. Найти Решение (рис. 2). Докажем аналогичные свойства для тангенса и котангенса: тангенс – нечетная функция. доказать самостоятельно. Знаки тригонометрических функций в четвертях Рассмотрим знаки тригонометрических функций в четвертях: Знаки синуса и косинуса (рис. 3). Однако определять знаки синуса и косинуса можно и без этих рисунков. Например, нужно определить знак Определяем, в какой четверти находится угол во второй. Синус – это проекция на ось y, во второй четверти , значит Аналогично косинусы. Определим знак Угол находится в третьей четверти, косинус – это проекция на ось x, в третьей четверти , значит Знаки тангенса и котангенса (рис. 4). Проверить знаки функций в различных четвертях можно по линиям тангенсов и котангенсов. Например, возьмем угол, лежащий в третьей четверти. Через точку на окружности, соответствующую этому углу, и начало координат проведем прямую до пересечения с осью тангенсов. Значение тангенса для такого угла, также как для угла первой четверти, будет положительным. Аналогично для углов второй и четвертой четверти тангенс будет отрицательным (рис. 5). Решение вычислительных задач Задача 1. Дано значение синуса некоторого угла Найти Задача 2. Задана функция Найти Задача 3. Докажите тождество: Задача 4. Найти наибольшее значения функции | Слушают учителя. Слушают учителя и смотрят на слайд, конспектируют 1. Решение. Отметим на оси синусов число . Ему соответствуют две точки. Но нашему условию удовлетворяет только точка в первой четверти (рис. 1). Воспользуемся основным тригонометрическим тождеством: синус квадрат плюс косинус квадрат одного и того же угла равен единице. По условию точка находится в первой четверти, где значит Ответ: 2. Отметим на оси тангенсов число Ему соответствуют две точки. Условию удовлетворяет только точка из второй четверти (рис. 2). Чтобы вычислить воспользуемся формулой, связывающей и Вспомним также, как она получается из основного тригонометрического тождества. Точка находится во второй четверти, где значит Во второй четверти значит Ответ: 3. Доказательство: Тождество доказано. 4. Решение: Теперь определим, в каких пределах меняется значение функции. т.к. Ответ: . | Фронтальная, индивидуальная |
4 | Постановка задания на дом | № 14.14(а), 14.15(а), 14.16(а), 14.17(а), 14.34. | Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы | Индивидуальная |