Дата | 00.00.202__; |
Предмет | Биология |
Тема | Тип Кишечнополостные. |
Тип урока | Освоение нового материала |
Номер урока в изучаемой теме | 1 |
Класс | 7; |
Учитель | Сейталиева Э.Э |
Цель урока: Раскрыть особенности внешнего строения кишечнополостных на примере пресноводной гидры.
Задачи урока:
Образовательные:
- Изучить общую характеристику Типа Кишечнополостные;
-Познакомится с представителями класса Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые;
-Дать понятие о способах размножения половое, бесполое и явлении к регенерации;
Воспитательные:
- Формировать естественнонаучное мировоззрение учащихся; научить слушать учителя и своих одноклассников, вести беседу.
-Закрепление навыков работы в паре;
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, умение наблюдать, анализировать, находить причинно-следственные связи, делать выводы, формировать интерес к предмету, развивать навык самостоятельной работы с учебником, рабочей тетрадью.
Методы:
Словесные: рассказ учителя, объяснение, обсуждение;
Наглядные: использование мультимедийной презентации; таблиц;
Практические: выполнение заданий в рабочей тетради (заполнение таблицы);
Оборудование: таблица «Тип Кишечнополостные. Гидра», «Сцифоидные», «Коралловые полипы» ИКТ презентация Power Point, рисунки клеток тела гидры.
Базовые понятия и термины: кишечнополостные, радиальная симметрия, эктодерма, эндодерма, эпителиально-мускульные клетки, стрекательные клетки, нервные клетки, промежуточные клетки, железистые клетки, пищеварительно-мускульные, регенерация.
Концепция урока: раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения пресноводной гидры в связи со средой обитания; показать особенности клеточного строения тела гидры и функциональное значение клеток.
Личностная значимость изучаемого для школьников: с помощью нервной системы осуществляется связь организма со средой, на любые раздражители из вне организм рефлекторно отвечает.
Планируемый результат: учащиеся сравнивают одноклеточные и многоклеточные организмы, составляют общую характеристику типа; распознают и сравнивают различные клетки тела гидры.
Конспект урока
1. Организационная часть.
Приветствие учителя и учащихся; проверка к готовности к уроку.
Проверка отсутствующих, запись темы в журнал.
2. Актуализация знаний.
На прошлом уроке мы с вами узнали об одноклеточных животных.
Простейшие представляют собой ранний этап исторического развития органического мира.(Слайд)
- Какие функции выполнять клетка? (Слайд)
- Всегда ли клетка – это один организм? (Слайд)
- Каких многоклеточных животных вы можете назвать? (Слайд)
3. Изучение новой темы.
Кишечнополостные — исключительно водные животные, главным образом морские многоклеточные животные. Есть свободноплавающие и сидячие, одиночные и колониальные формы.
Для кишечнополостных характерна радиальная, или лучевая, симметрия: через их тела можно провести несколько плоскостей симметрии. (Слайд)
Выделяют две жизненные формы кишечнополостных: медуза и полип.
Медуза — это свободноплавающая форма, передвигающаяся реактивным способом. Обычно представляет собой половое поколение. (Слайд)
Полип — это прикреплённая, неподвижная или малоподвижная форма, бесполое поколение, размножающееся обычно почкованием. (Слайд)
.
.
Тело кишечнополостных состоит из двух слоёв клеток: наружного (эктодермы) и внутреннего (энтодермы). Между ними расположен желеобразный слой — мезоглея , в котором изредка встречаются клетки, мигрировавшие из дермальных слоёв. (Слайд)
Характерной особенностью кишечнополостных является наличие в эктодерме стрекательных клеток, использующихся для поимки добычи и защиты от нападения хищников. (Слайд)
Эти клетки содержат капсулу с ядом и свёрнутую стрекательную нить, которая выбрасывается при прикосновении к чувствительному волоску. Стрекательные клетки погибают после выстреливания, а новые образуются из промежуточных клеток. (Слайд)
Кишечнополостные — хищники, питаются планктонами и небольших беспозвоночных и рыб. (Слайд)
У кишечнополостных нет специальных органов дыхания и выделения.
Пищеварительная система замкнутая, представлена кишечной полостью с единственным отверстием — ротовым. Через него поступает пища, а затем удаляются непереваренные остатки. (Слайд)
Нервная система диффузного типа, состоит из сети клеток звёздчатой формы. Органы чувств лучше развиты у плавающих форм. (Слайд)
Строение и жизнедеятельность кишечнополостных на примере гидры
Гидра — это небольшой, около одного сантиметра длиной, одиночный полип, обитающий в пресных водоёмах. Её мешкообразное тело основанием — подошвой — прикреплено к субстрату (водным растениям, камням, корягам). На верхнем конце тела расположено ротовое отверстие, окружённое венчиком щупалец. (Слайд)
| |
а | б |
(Слайд)
Стенка тела из двух слоёв клеток, слой мезоглеи очень тонкий. Промежуточные клетки эктодермы постоянно делятся, образуя все типы клеток. Сильно развита регенерация.
(Слайд)
Гидры обычно раздельнополы, реже встречаются гермафродиты.
В течение всего лета гидра размножается бесполым путём — почкованием, а осенью переходит к половому размножению. В эктодерме гидры формируются половые железы, в них развиваются половые клетки — гаметы. Сперматозоиды образуются в небольших бугорках на верхней части стебелька, а яйцеклетки — в узелках у основания стебелька. Сперматозоиды выходят в воду и проникают в яйцеклетки других особей, то есть оплодотворение перекрёстное. Образовавшаяся зигота несколько раз делится и покрывается плотной оболочкой. Эту стадию называют, во время неё развитие зародыша замирает. Взрослые гидры гибнут, а эмбриотека в покоящемся состоянии зимует. Весной из неё развивается молодая гидра, которая через разрыв оболочки эмбриотеки выходит наружу. (Слайд)
Класс Гидроидные
Гидроидные -встречаются во всех типах водных экосистем: пресных водоёмах, морях и океанах.
Жизненный цикл может быть представлен либо чередованием полипоидного и медузоидного поколений, либо только стадией полипа, либо реже только стадией медузы. Развитие происходит с превращением, личинка свободноплавающая.
Полипоидное поколение, как правило, образует колонии (сифонофоры, обелии), но есть и одиночные виды (гидра). (Слайд)
Класс Сцифоидные
Медузы достаточно крупных размеров с хорошо развитыми органами чувств. Жизненный цикл сцифоидных представлен преимущественно стадией медузы. Сильно развита мезоглея.
Ротовое отверстие медузы находится на нижней вогнутой стороне тела. У большинства видов рот окружён ротовыми лопастями со стрекательными клетками. Кишечная полость имеет четыре складки (перегородки, септы). (Слайд)
Класс Коралловые полипы, или Антозои
Среди антозоев есть колониальные и одиночные формы; многие виды имеют скелет, есть бесскелетные формы.
К одиночным бесскелетным морским полипам относится актиния. Она при помощи мускульной подошвы может медленно передвигаться по дну.
Колониальные коралловые полипы образуют крупные колонии разнообразных форм и расцветок.
Их внешний или внутренний скелет состоит из извести или рогоподобных органических веществ.
Колониальные полипы образуют на мелководье густые поселения — коралловые рифы и коралловые острова (атоллы), нередко являющиеся опасным препятствием для судоходства. (Слайд)
4. Физкультминутка: для глаз.
5. Первичное закрепление знаний.
Заполните пропуски в тексте.
Стенки тела гидры состоят из _________ слоев клеток. Внутри тела имеется ________ полость. В _________ слое располагаются различные клетки. Покров тела гидры образуют __________ клетки. Благодаря наличию мускульных волоконцев в основании каждой такой клетки гидра может передвигаться и _________ в длину своего тела. На поверхности тела гидры, особенно на ее щупальцах, много ___________ клеток. В этих клетках, в особой ___________, находятся тонкие нити с зазубринами. Когда добыча, проплывающая мимо, коснется чувствительного волоска, _________ выбрасывается наружу и вонзается в тело жертвы. Яд __________ добычу. Стрекательные клетки _____________ гидру от рыб и крупных водных насекомых. Промежуточные клетки отвечают за___________ гидры. Она может восстановить любую часть _____________.
6. Подведение итогов урока
Рефлексия
- Что нового узнали на уроке?
- Какая информация вас удивила, заинтересовала?
- Что запомнилось?
7. Домашнее задание.
смотреть в электроном журнале.
Заполните пропуски в тексте.
Стенки тела гидры состоят из _________ слоев клеток. Внутри тела имеется ________ полость. В _________ слое располагаются различные клетки. Покров тела гидры образуют __________ клетки. Благодаря наличию мускульных волоконцев в основании каждой такой клетки гидра может передвигаться и _________ в длину своего тела. На поверхности тела гидры, особенно на ее щупальцах, много ___________ клеток. В этих клетках, в особой ___________, находятся тонкие нити с зазубринами. Когда добыча, проплывающая мимо, коснется чувствительного волоска, _________ выбрасывается наружу и вонзается в тело жертвы. Яд __________ добычу. Стрекательные клетки _____________ гидру от рыб и крупных водных насекомых. Промежуточные клетки отвечают за___________ гидры. Она может восстановить любую часть _____________.
Заполните пропуски в тексте.
Стенки тела гидры состоят из _________ слоев клеток. Внутри тела имеется ________ полость. В _________ слое располагаются различные клетки. Покров тела гидры образуют __________ клетки. Благодаря наличию мускульных волоконцев в основании каждой такой клетки гидра может передвигаться и _________ в длину своего тела. На поверхности тела гидры, особенно на ее щупальцах, много ___________ клеток. В этих клетках, в особой ___________, находятся тонкие нити с зазубринами. Когда добыча, проплывающая мимо, коснется чувствительного волоска, _________ выбрасывается наружу и вонзается в тело жертвы. Яд __________ добычу. Стрекательные клетки _____________ гидру от рыб и крупных водных насекомых. Промежуточные клетки отвечают за___________ гидры. Она может восстановить любую часть _____________.
Заполните пропуски в тексте.
Стенки тела гидры состоят из _________ слоев клеток. Внутри тела имеется ________ полость. В _________ слое располагаются различные клетки. Покров тела гидры образуют __________ клетки. Благодаря наличию мускульных волоконцев в основании каждой такой клетки гидра может передвигаться и _________ в длину своего тела. На поверхности тела гидры, особенно на ее щупальцах, много ___________ клеток. В этих клетках, в особой ___________, находятся тонкие нити с зазубринами. Когда добыча, проплывающая мимо, коснется чувствительного волоска, _________ выбрасывается наружу и вонзается в тело жертвы. Яд __________ добычу. Стрекательные клетки _____________ гидру от рыб и крупных водных насекомых. Промежуточные клетки отвечают за___________ гидры. Она может восстановить любую часть _____________.
Заполните пропуски в тексте.
Стенки тела гидры состоят из _________ слоев клеток. Внутри тела имеется ________ полость. В _________ слое располагаются различные клетки. Покров тела гидры образуют __________ клетки. Благодаря наличию мускульных волоконцев в основании каждой такой клетки гидра может передвигаться и _________ в длину своего тела. На поверхности тела гидры, особенно на ее щупальцах, много ___________ клеток. В этих клетках, в особой ___________, находятся тонкие нити с зазубринами. Когда добыча, проплывающая мимо, коснется чувствительного волоска, _________ выбрасывается наружу и вонзается в тело жертвы. Яд __________ добычу. Стрекательные клетки _____________ гидру от рыб и крупных водных насекомых. Промежуточные клетки отвечают за___________ гидры. Она может восстановить любую часть _____________.