СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока. Тип Кишечнополостные

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока. тип Кишечнополостные

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Тип Кишечнополостные»

Дата

00.00.202__;

Предмет

Биология

Тема

Тип Кишечнополостные.

Тип урока

Освоение нового материала

Номер урока в изучаемой теме

1

Класс

7;

Учитель

Сейталиева Э.Э


Цель урока: Раскрыть особенности внешнего строения кишечнополостных на примере пресноводной гидры.

  Задачи урока:

Образовательные: 

- Изучить общую характеристику Типа Кишечнополостные;

-Познакомится с представителями класса Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые;

-Дать понятие о способах размножения половое, бесполое и явлении к регенерации;

Воспитательные:

- Формировать естественнонаучное мировоззрение учащихся; научить слушать учителя и своих одноклассников,  вести беседу.

-Закрепление навыков работы в паре;

  Развивающие:

- Развивать логическое мышление, умение наблюдать, анализировать, находить причинно-следственные связи, делать выводы, формировать интерес к предмету, развивать навык самостоятельной работы с учебником, рабочей тетрадью.

Методы:

Словесные: рассказ учителя, объяснение, обсуждение;

Наглядные: использование мультимедийной презентации; таблиц;

Практические: выполнение заданий в рабочей тетради (заполнение таблицы);


Оборудование: таблица «Тип Кишечнополостные. Гидра», «Сцифоидные», «Коралловые полипы» ИКТ презентация Power Point, рисунки клеток тела гидры.


Базовые понятия и термины: кишечнополостные, радиальная симметрия, эктодерма, эндодерма, эпителиально-мускульные клетки, стрекательные клетки, нервные клетки, промежуточные клетки, железистые клетки, пищеварительно-мускульные, регенерация.


Концепция урока: раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения пресноводной гидры в связи со средой обитания; показать особенности клеточного строения тела гидры и  функциональное значение клеток.

Личностная значимость изучаемого для школьников: с помощью нервной системы осуществляется связь организма со средой, на любые раздражители из вне организм рефлекторно отвечает.


Планируемый результат: учащиеся сравнивают одноклеточные и многоклеточные организмы, составляют общую характеристику типа; распознают и сравнивают различные клетки тела гидры.


Конспект урока



1. Организационная часть.

Приветствие учителя и учащихся; проверка к готовности к уроку.

Проверка отсутствующих, запись темы в журнал.

2. Актуализация  знаний.

На прошлом уроке мы с вами узнали об одноклеточных животных.

Простейшие представляют собой ранний этап исторического развития органического мира.(Слайд)

- Какие функции выполнять клетка? (Слайд)

- Всегда ли клетка – это один организм? (Слайд)

- Каких многоклеточных животных вы можете назвать? (Слайд)

3. Изучение новой темы.

Кишечнополостные — исключительно водные животные, главным образом морские многоклеточные животные. Есть свободноплавающие и сидячие, одиночные и колониальные формы. 


Для кишечнополостных характерна радиальная, или лучеваясимметрия: через их тела можно провести несколько плоскостей симметрии. (Слайд)

Выделяют две жизненные формы кишечнополостных: медуза и полип.

Медуза — это свободноплавающая форма, передвигающаяся реактивным способом. Обычно представляет собой половое поколение. (Слайд)

Полип — это прикреплённая, неподвижная или малоподвижная форма, бесполое поколение, размножающееся обычно почкованием. (Слайд)

.

Тело кишечнополостных состоит из двух слоёв клеток: наружного (эктодермы) и внутреннего (энтодермы). Между ними расположен желеобразный слой — мезоглея , в котором изредка встречаются клетки, мигрировавшие из дермальных слоёв. (Слайд)

Характерной особенностью кишечнополостных является наличие в эктодерме стрекательных клеток, использующихся для поимки добычи и защиты от нападения хищников. (Слайд)

Эти клетки содержат капсулу с ядом и свёрнутую стрекательную нить, которая выбрасывается при прикосновении к чувствительному волоску. Стрекательные клетки погибают после выстреливания, а новые образуются из промежуточных клеток. (Слайд)


Кишечнополостные — хищники, питаются планктонами и небольших беспозвоночных и рыб. (Слайд)

У кишечнополостных нет специальных органов дыхания и выделения.

Пищеварительная система замкнутая, представлена кишечной полостью с единственным отверстием — ротовым. Через него поступает пища, а затем удаляются непереваренные остатки. (Слайд)

Нервная система диффузного типа, состоит из сети клеток звёздчатой формы. Органы чувств лучше развиты у плавающих форм. (Слайд)

Строение и жизнедеятельность кишечнополостных на примере гидры

Гидра — это небольшой, около одного сантиметра длиной, одиночный полип, обитающий в пресных водоёмах. Её мешкообразное тело основанием — подошвой — прикреплено к субстрату (водным растениям, камням, корягам). На верхнем конце тела расположено ротовое отверстие, окружённое венчиком щупалец. (Слайд)

а

б

(Слайд)

Стенка тела из двух слоёв клеток, слой мезоглеи очень тонкий. Промежуточные клетки эктодермы постоянно делятся, образуя все типы клеток. Сильно развита регенерация.

(Слайд)

Гидры обычно раздельнополы, реже встречаются гермафродиты.

В течение всего лета гидра размножается бесполым путём — почкованием, а осенью переходит к половому размножению. В эктодерме гидры формируются половые железы, в них развиваются половые клетки — гаметы. Сперматозоиды образуются в небольших бугорках на верхней части стебелька, а яйцеклетки — в узелках у основания стебелька. Сперматозоиды выходят в воду и проникают в яйцеклетки других особей, то есть оплодотворение перекрёстное. Образовавшаяся зигота несколько раз делится и покрывается плотной оболочкой. Эту стадию называют, во время неё развитие зародыша замирает. Взрослые гидры гибнут, а эмбриотека в покоящемся состоянии зимует. Весной из неё развивается молодая гидра, которая через разрыв оболочки эмбриотеки выходит наружу. (Слайд)

Класс Гидроидные

Гидроидные -встречаются во всех типах водных экосистем: пресных водоёмах, морях и океанах.

Жизненный цикл может быть представлен либо чередованием полипоидного и медузоидного поколений, либо только стадией полипа, либо реже только стадией медузы. Развитие происходит с превращением, личинка свободноплавающая.

Полипоидное поколение, как правило, образует колонии (сифонофоры, обелии), но есть и одиночные виды (гидра). (Слайд)

Класс Сцифоидные

Медузы достаточно крупных размеров с хорошо развитыми органами чувств. Жизненный цикл сцифоидных представлен преимущественно стадией медузы. Сильно развита мезоглея. 

Ротовое отверстие медузы находится на нижней вогнутой стороне тела. У большинства видов рот окружён ротовыми лопастями со стрекательными клетками. Кишечная полость имеет четыре складки (перегородки, септы). (Слайд)

Класс Коралловые полипы, или Антозои 

Среди антозоев есть колониальные и одиночные формы; многие виды имеют скелет, есть бесскелетные формы. 

К одиночным бесскелетным морским полипам относится актиния. Она при помощи мускульной подошвы может медленно передвигаться по дну.

Колониальные коралловые полипы образуют крупные колонии разнообразных форм и расцветок. 

Их внешний или внутренний скелет состоит из извести или рогоподобных органических веществ. 

Колониальные полипы образуют на мелководье густые поселения — коралловые рифы и коралловые острова (атоллы), нередко являющиеся опасным препятствием для судоходства. (Слайд)



4. Физкультминутка: для глаз.

5. Первичное закрепление знаний.

Заполните пропуски в тексте.

Стенки тела гидры состоят из _________ слоев клеток. Внутри тела имеется ________ полость. В _________ слое располагаются различные клетки. Покров тела гидры образуют __________ клетки. Благодаря наличию мускульных волоконцев в основании каждой такой клетки гидра может передвигаться и _________ в длину своего тела. На поверхности тела гидры, особенно на ее щупальцах, много ___________ клеток. В этих клетках,  в особой ___________,  находятся тонкие нити с зазубринами. Когда добыча, проплывающая мимо, коснется чувствительного волоска, _________ выбрасывается наружу и вонзается в тело жертвы. Яд __________ добычу. Стрекательные клетки _____________ гидру от рыб и крупных водных насекомых. Промежуточные клетки отвечают за___________ гидры. Она может восстановить любую часть _____________.


6. Подведение итогов урока

Рефлексия

- Что нового узнали на уроке?

- Какая информация вас удивила, заинтересовала?

- Что запомнилось?

7. Домашнее задание.

смотреть в электроном журнале.




Заполните пропуски в тексте.

Стенки тела гидры состоят из _________ слоев клеток. Внутри тела имеется ________ полость. В _________ слое располагаются различные клетки. Покров тела гидры образуют __________ клетки. Благодаря наличию мускульных волоконцев в основании каждой такой клетки гидра может передвигаться и _________ в длину своего тела. На поверхности тела гидры, особенно на ее щупальцах, много ___________ клеток. В этих клетках,  в особой ___________,  находятся тонкие нити с зазубринами. Когда добыча, проплывающая мимо, коснется чувствительного волоска, _________ выбрасывается наружу и вонзается в тело жертвы. Яд __________ добычу. Стрекательные клетки _____________ гидру от рыб и крупных водных насекомых. Промежуточные клетки отвечают за___________ гидры. Она может восстановить любую часть _____________.




Заполните пропуски в тексте.

Стенки тела гидры состоят из _________ слоев клеток. Внутри тела имеется ________ полость. В _________ слое располагаются различные клетки. Покров тела гидры образуют __________ клетки. Благодаря наличию мускульных волоконцев в основании каждой такой клетки гидра может передвигаться и _________ в длину своего тела. На поверхности тела гидры, особенно на ее щупальцах, много ___________ клеток. В этих клетках,  в особой ___________,  находятся тонкие нити с зазубринами. Когда добыча, проплывающая мимо, коснется чувствительного волоска, _________ выбрасывается наружу и вонзается в тело жертвы. Яд __________ добычу. Стрекательные клетки _____________ гидру от рыб и крупных водных насекомых. Промежуточные клетки отвечают за___________ гидры. Она может восстановить любую часть _____________.







Заполните пропуски в тексте.

Стенки тела гидры состоят из _________ слоев клеток. Внутри тела имеется ________ полость. В _________ слое располагаются различные клетки. Покров тела гидры образуют __________ клетки. Благодаря наличию мускульных волоконцев в основании каждой такой клетки гидра может передвигаться и _________ в длину своего тела. На поверхности тела гидры, особенно на ее щупальцах, много ___________ клеток. В этих клетках,  в особой ___________,  находятся тонкие нити с зазубринами. Когда добыча, проплывающая мимо, коснется чувствительного волоска, _________ выбрасывается наружу и вонзается в тело жертвы. Яд __________ добычу. Стрекательные клетки _____________ гидру от рыб и крупных водных насекомых. Промежуточные клетки отвечают за___________ гидры. Она может восстановить любую часть _____________.




Заполните пропуски в тексте.

Стенки тела гидры состоят из _________ слоев клеток. Внутри тела имеется ________ полость. В _________ слое располагаются различные клетки. Покров тела гидры образуют __________ клетки. Благодаря наличию мускульных волоконцев в основании каждой такой клетки гидра может передвигаться и _________ в длину своего тела. На поверхности тела гидры, особенно на ее щупальцах, много ___________ клеток. В этих клетках,  в особой ___________,  находятся тонкие нити с зазубринами. Когда добыча, проплывающая мимо, коснется чувствительного волоска, _________ выбрасывается наружу и вонзается в тело жертвы. Яд __________ добычу. Стрекательные клетки _____________ гидру от рыб и крупных водных насекомых. Промежуточные клетки отвечают за___________ гидры. Она может восстановить любую часть _____________.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!