СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока. Тема «Россия и мир накануне Первой мировой войны» Класс – 10

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первая мировая война носила империалистический характер, причина её заключалась в империалистических противоречиях между государствами Тройственного союза и Антанты:

-между Англией и Германией (экономический, военно-морской, колониальный антагонизм);

-между Францией  и Германией (из-за Эльзаса и Лотарингии; из-за французских колоний в Африке, на которые претендовала Германия);

-между европейскими державами на Балканах и Ближнем Востоке (проблема сфер влияния, политических позиций на Балканах, вопрос о проливах.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Тема «Россия и мир накануне Первой мировой войны» Класс – 10»

Конспект урока. Тема «Россия и мир накануне Первой мировой войны»

Класс – 10

Цель: рассмотреть изменения, произошедшие в экономическом положении великих мировых держав в начале XX в.; определить военно-политические блоки и их цели; проанализировать причины Первой мировой войны.

Планируемые результаты. Предметные: обучающиеся показывают на карте государства Антанты и Тройственного союза; определяют планы противоборствующих сторон; рассказывают о событиях послуживших поводом к войне. Метапредметные: определять несколько путей достижения поставленной цели; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций; распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые учебные и познавательные задачи. Личностные: складывание способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России.

Тип урока: открытие нового знания.

Ход урока. I.Организационный момент.

II. Актуализация темы.

Объявление темы и определение целей урока совместно с обучающимися.

III. Изучение нового материала.

План.

  1. Завершение территориального раздела мира.

  2. Военно-политические блоки.

  3. Новые средства военной техники и программы перевооружений.

  4. Предвоенные международные кризисы.

  5. Сараевский выстрел и начало войны.

  6. Планы сторон.

Тезаурус:

Антанта – военно-политический блок Великобритании, Франции, России, созданный в качестве противовеса Тройственному союзу в 1904-1907 гг.

Концерн – одна из форм монополистических объединенийэто финансово-промышленная группа компаний различных отраслей промышленности. . Концерн — объединение предприятий, при котором они сохраняют свою юридическую самостоятельность, но финансовый контроль и часть других функций взяты под единое управление.

Кооперация – форма организации труда, при которой определённое количество людей или предприятий совместно участвует в трудовом, производственном процессе, или же в различных, но связанных между собой процессах труда (производства).

Модернизация – (от англ. модерн – современный, передовой, обновленный) – это процесс перехода от традиционного общества к обществу индустриальному).

Монополистический капитализм – это форма или стадия капитализма, вызвавшая развитие картелей и монополий, способных контролировать, а также ограничивать действие рынка свободной конкуренции.

План Шлиффена - германский план ведения войны. Назван по имени начальника немецкого Генерального штаба генерала Альфреда фон Шлиффена, под руководством которого план был разработан к 1905 году

Тройственный союз — военно-политический блок Германии, Австро-Венгрии и Италии. Во время 1-й мировой войны противостоял странам Антанты.

Трест - одна из форм монополистических объединений, в рамках которой участники теряют производственную, коммерческую, а порой даже юридическую самостоятельность. 

Актуализация опорных знаний

Вспомним, что представляла собой Российская империя накануне Первой мировой войны.

- Что представляла собой политическая организация Российской империи в начале XX века?(Император- Правительствующий Сенат- Государственный Совет- Комитет министров - Святейший Синод)

- Какая форма правления была в Российской империи? ( Монархия)

- Какой сектор экономики был лидирующим? (Аграрный сектор)

- Какие отрасли промышленности развивались? (Металлургия, машиностроение, легкая, пищевая и др.)

- Какие виды транспорта были развиты в России? (Железные дороги, речной транспорт, гужевой транспорт)

- Какие виды собственности преобладали? (Государственная, частная)

- Что представляла собой социальная структура? ( Одновременно существовали сословия и классы)

Российская Империя, решила значительно улучшить своё стратегическое положение: установить господство над Черноморскими проливами ( Босфор и Дарданелла) , воссоединить польские земли. Эти цели совпадали с замыслами стран Антанты (Англия, Франция, Россия) – остановить Германскую экспансию ( расширение сфер господства).

Указ о всеобщей мобилизации русских войск Николай II издал 17(30) июля 1914 г. Германия потребовала прекратить мобилизацию, но Россия не ответила на германский ультиматум и 19 июля (1 августа) 1914 г. Германия объявила войну.

Начало войны вызвало взрыв патриотических чувств, прошли демонстрации в поддержку Российской армии. Много людей оправлялось на фронт,

Население считало себя обязанным защищать свою Родину.

Теоретический материал.

Империализм -  (от лат. imperium — власть, господство) — государственная политика, основанная на использовании военной силы для разных форм внешнеполитической экспансии.( распространение, расширение)

По объёму тяжёлой промышленности Германия обогнала Англию, ведущую промышленную державу с середины XIX в.

Завершился колониальный раздел Африки.

Усилилось проникновение ведущих мировых держав в Китай, на Ближний и Средний Восток. Германия угрожая войной Китаю, добилась права аренды порта Циндао и сделала сферой своего влияния обширные китайские земли.

На Тихом океане Германия приобрела у Испании Каролинские, Марианские острова и архипелаг Палау. Овладела половиной Новой Гвинеи. Захватила колонии в Восточной и Западной Африке. Посягала на территории, принадлежавшие в то время Франции, Англии, Бельгии, Португалии.

Активность Германии в Османской империи привела к серьёзному столкновению интересов. Германия объявила об участии в экономической и политической модернизации Турции, направив туда огромные инвестиции. Основным проектом стало строительство Багдадской ж/д из Берлина через Стамбул в Багдад. Эти планы вызвали серьёзные опасения во Франции, Англии и в России.

Первая мировая война носила империалистический характер, причина её заключалась в империалистических противоречиях между государствами Тройственного союза и Антанты:

-между Англией и Германией (экономический, военно-морской, колониальный антагонизм);

-между Францией и Германией (из-за Эльзаса и Лотарингии; из-за французских колоний в Африке, на которые претендовала Германия);

-между европейскими державами на Балканах и Ближнем Востоке (проблема сфер влияния, политических позиций на Балканах, вопрос о проливах.

Предвоенные международные кризисы.

(1905-1906) и 1911 – два марокканских кризиса.

1908 – Боснийский кризис, из-за аннексии ( насильственному захвату территории одного государства другим)Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины.

1911 – Италия объявила войну Турции, оккупировала Триполитанию (Ливию), архипелаг Додеканес в Эгейском море. Германия приняла сторону Турции, что привело к началу распада Тройственного союза.

(1912-1913) – Первая Балканская война. Балканский союз (Болгария, Греция, Сербия, Черногория) нанесли поражение Турции.

1913 – Вторая Балканская война.

Перемена в расстановке сил. Болгария примкнула к Тройственному союзу, Румыния перешла на сторону Антанты. Усиление позиций Германии в Болгарии и Турции, претензии немцев на контроль проливов Босфор и Дарданеллы создавали угрозу жизненно важным интересам России.

Военно-политические блоки.

1882 – Тройственный союз. Германия, Австро-Венгрия, Италия.

1904-1907 – Антанта. Англия, Франция. Россия.

Сараевский выстрел и начало войны. (Сообщения учащихся)

Поводом к началу войны послужило убийство в Сараево наследника австрийского престола, эрцгерцога Франца Фердинанда и его жены членом сербской националистической организации Гавриилом Принципом 28 июня 1914 г.

23 июля Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум с неприемлемыми условиями: допущение австрийских следователей на территорию страны и ввод ограниченного контингента войск.

31 июля – в России была объявлена общая мобилизация. (привлечение сил, средств, ресурсов, внутренних резервов, необходимых для решения какой-либо важной задачи)

1 августа – Германия объявила войну России.

3 августа Германия вступила в войну с Францией.



*К началу XX века на международной арене произошли серьёзные изменения. Если XIX век условно можно назвать веком Англии, то к началу XX века пальму первенства на мировой арене берёт Германия.

Кайзер Германии Вильгельм II решил, что Германия должна стать ведущей колониальной державой, гегемоном среди империалистических государств.

Однако на пути Германии к установлению мирового господства стояла Англия.

Противостояние Англии и Германии в начале XX века привело к образованию двух противоборствующих военно-политических блоков: Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанты (Англия, Франция, Россия). На фоне данных событий, европейские страны принимают и осуществляют программы модернизации своих флотов, проводят перевооружение армий. Программы отвечали требованиям времени, так как на рубеже XIX-XX вв. изобретаются новые виды военной техники и средства массового поражения. Так, в 1864 году участвовала в сражении американская подводная лодка. В 1880-х годах американец Х. С. Максим изобрёл первый скорострельный пулемёт. В 1903 году в воздух поднялся первый самолёт «Флайер» американцев братьев Райт. В 1906 году на воду спущен английский линкор нового типа «Дредноут», что произвело революцию в военно-морском деле.

В 1908 году осуществлён пуск первой в мире российской подводной лодки с дизельным двигателем «Минога». В 1913 году русский авиаконструктор Игорь Сикорский создаёт первый и самый большой в мире самолёт-бомбардировщик «Илья Муромец».

Началась разработка химического оружия, ставшего первым видом оружия массового поражения.

Необходимо отметить, что военная программа России, принятая в 1912 году с целью усиления Балтийского и Черноморского флотов, ещё не была завершена к началу войны.

Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно узнать, что же представляла из себя Российская империя перед началом Первой мировой войны? Развитие экономики России рассматриваемого времени вызывает неоднозначное впечатление.

С одной стороны, успехи были высокими. Россия входила в пятёрку ведущих экономических держав, уступая только Великобритании, Германии, догоняя Францию и США.

Очень быстро росло химическое производство, нефтедобыча, высокий рост был зафиксирован в угледобыче.

Строились железные дороги: с 1891 по 1916 годы построили Транссибирскую железнодорожную магистраль (Транссиб или Великий Сибирский путь). Она соединила Москву и крупнейшие дальневосточные промышленные центры империи. Это была самая длинная железная дорога в мире – более 9 тыс.км.

Быстрыми темпами развивался процесс монополизации промышленности. Именно в это время в России появляются монополистические объединения высших типов — тресты и концерны. Поэтому положение догоняющей державы стало характерным для России второй половины XIX начала XX вв.

С другой стороны, по качественным показателям она занимала последнее место (как и Япония). В этом отношении Россия отставала от ведущих индустриально-развитых стран в 3–8 раз, от Италии и Австро-Венгрии — в 1,5–3 раза. Этот разрыв объясняется тем, что Россия вступила на путь индустриализации значительно позже всех ведущих европейских стран. По словам В.И. Ленина Россия вступила в войну «…невероятно, невиданно отсталой страной, нищей и полудикой, оборудованной современными орудиями производства вчетверо хуже Англии, впятеро хуже Германии, вдесятеро хуже Америки» ( В.И. Ленин. Соч. Т. 19, стр. 261.)

Происходили существенные сдвиги и в сельском хозяйстве. Производство хлеба в предвоенное пятилетие увеличилось по сравнению с первым пятилетием XX века на 20%. Накануне войны экспорт хлеба составлял в среднем 727 млн. пудов. Россия занимала первое место на мировом хлебном рынке. Экспортировались и другие виды сельскохозяйственной продукции.

В конце XIX – начале XX вв. в России начинается подъём кооперативного движения. Особенно быстро росли сельскохозяйственные кооперативы. Их количество за первые 15 лет XX века увеличилось в 44 раза. В земледелии крестьяне объединялись для совместной обработки земли, осушения заболоченных угодий, орошения, переработки и сбыта зерна, льна, пеньки и т.д. Приобретение новых, более производительных машин и орудий, покупка породистых быков, наём специалистов отдельным мелким хозяйствам было не под силу. Поэтому крестьяне организовывали товарищества, которые сообща покупали технические средства и сообща ими пользовались, строили складские помещения, машинные дворы, подбирали большие партии своей продукции и продавали её по более высоким ценам. Кооперативное движение было вызвано к жизни потребностями развивающихся капиталистических отношений, но не стало определяющим для развития сельского хозяйства России.

Что касается государственно – правового устройства российской империи, то необходимо знать, что в результате преобразований 1905-1906 гг. в России утвердилась конституционная монархия. Осенью 1912 года прошли выборы в IV Государственную Думу. Взаимное недоверие и подозрительность всё более определяли отношения между царём, правительством и Думой.

Активизировалось рабочее движение в ответ на усиление эксплуатации предпринимателями. Рабочие участвовали в забастовках, стачках, демонстрациях, которые жестоко подавлялись властью.

Так, 4 апреля 1912 года произошла трагедия на Ленских золотых приисках: мирное шествие рабочих против ареста членов стачечного такомите было расстреляно правительственными войсками. Было убито 270 человек и сотни ранены. Размах рабочего движения набирал силу.

В такой неспокойной социальной обстановке Россия стала одной из участниц Первой мировой войны, в которую будут втянуты 38 государств.

Разбор заданийз

1. Вставьте пропущенные слова, выбирая из списка правильные ответы:

1.На рубеже 1910-1911 гг. в России активизировалось рабочее движение в ответ на усиление ____________ предпринимателями.

2. Осенью 1912 года прошли выборы в IV-ю Государственную ____.

Варианты ответов:

Монополизации; кооперации; эксплуатации; Охрану; Думу; Организацию.

Правильный вариант: эксплуатации; Думу.

Подсказка: 1. Вспомните, как называется процесс принудительного труда и присвоение результатов чужого труда; 2. Как назывался законодательный орган власти в России, ограничивший власть русского императора?

2. Когда произошёл Ленский расстрел?

Варианты ответов:

А) в 1914 г.

б) в 1915 г.

в) в 1912 г.

г) в 1916 г.

Правильный вариант: В






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!