СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока технологии с применением технологии обучения в сотрудничестве для 1 класса "Игрушки из природных материалов. Береста""

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке технологии используется природный материал - береста. С правилами работы с берестой обучающиеся 1 класса знакомятся под  руководство учителя и мастера плетения из бересты. В процессе урока рассматриваются вопросы социальных компетенций, формируются социальные навыки и правила взаимодействия. Реализуется воспитательная задача в рамках волонтерского проекта "Милосердие".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока технологии с применением технологии обучения в сотрудничестве для 1 класса "Игрушки из природных материалов. Береста""»

Урок технологии с применением технологии обучения в сотрудничестве

1 класс 2017-2018 учебный год

Тема: «Игрушки из природного материала. Береста»

Цель:  создать условия для формирования коммуникативных знаний и умения поэтапного выполнения аппликации из бересты.

Задачи: 
Образовательная: 
- познакомить учащихся с берестой, с традиционным способом заготовки берёсты, её обработкой, хранением, с историей использования бересты у разных народов, с разнообразием изделий из бересты;

- показать учащимся приемы работы с берестой: вырезание деталей из бересты, сборка деталей, изготовление аппликация из бересты;

- формировать первоначальные навыки сбора информации, используя вопросы познавательного характера;
- отрабатывать навыки работы с текстовой и нетекстовой информацией.

Развивающая: 
• развивать алгоритмическое и логическое мышление, воображение, произвольное внимание, оперативную память, фантазию; 
• развивать умения задавать вопросы познавательного и учебного характера; 
• развивать осознанное позитивное эмоциональное отношение к себе и окружающему миру; 
• совершенствовать уровень развития грамотной речи, навыков общения со сверстниками. 
Воспитательная:
• воспитывать уважительное отношение к природе родного края;

  • воспитывать культуру общения, умение работать в парах, группах, слушать друг друга, воспитывать чувство взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу; 

  • воспитывать деловое и творческое сотрудничество, трудолюбие, аккуратность, желание доводить дело до конца.

Формируемые в рамках занятия универсальные учебные действия:

Личностные УУД: 
• способность высказывать суждение и давать им обоснование, уметь рационально организовывать рабочее место
Метапредметные: способствовать формированию УУД:
Регулятивных: 
• умение формулировать цель занятия, учить составлять план работы, соблюдать технологию, последовательность творческого процесса с помощью учителя; 
• учить принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
• выполнять учебные действия в устной и письменной форме; 
• работать самостоятельно и в группе; 
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Коммуникативных: 
• умение оформлять свои мысли с комментированием практических ситуаций; 
• слушать и понимать речь других; 
• совместно договариваться при работе в паре;
• формировать коммуникативную компетентность учащихся в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Познавательных: 
• учить устанавливать причинно-следственные связи;
• умение ориентироваться в своей системе знаний; 
• отличать новое от уже известного с помощью учителя; 
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.


Педагогические технологии: проблемно-диалогическое обучение, деятельностный подход в обучении; организация сотрудничества (партнерство в отношениях на уроке: учитель интересуется мнением учащихся, побуждает к самостоятельному выбору вариантов решений), использование интерактивных возможностей ИКТ. 

Оборудование: электронная презентация, технологическая карточка, выставка изделий из бересты, ножницы, клей, образцы аппликаций из бересты, книги, береста, компьютер.

 Ход занятия:
1.Организационный момент

Больше дела - меньше слов (девиз занятия)

2Создание проблемной ситуации

Сегодня утром меня поразила информация, которую я обнаружила в интернете.

- Вот послушайте сами: 

2117 год. Внимание, внимание! На раскопках был обнаружен ящик, в котором оказались предметы непонятного происхождения. Неизвестно, для чего они? Многие ученые съехались для разгадки этой тайны.

Вот они (показ трёх вещей: берестяная шкатулка, панно, предметная аппликация).

-Что это? Для чего?

- Из чего сделаны эти вещи? Как, вы тоже не знаете, из чего это сделано?

- Понимаете, какое было моё удивление, когда я прочитала это сообщение, прошло всего каких-нибудь 100 лет, а люди в будущем уже не знают, что это шкатулка, панно, предметная аппликация и выполнены они из бересты!

- Может быть, через 100 лет на земле не останется ни одной берёзы! А может быть, люди забыли и потеряли знания о том, как работать с берестой.

- Ребята, а вы знаете, что такое береста?

3.Определение темы и задач

Задачи урока (составляем план урока)

  • Узнать что такое береста?

  • Откуда береста?

  • Как работать с берестой?

  • Самим изготовить изделие из бересты

  • Оценить работу

4.Работа по теме урока

Исследовательская беседа

Что такое береста? Ответы детей.

Береста - это наружная часть коры березы. (фото)

Посмотрите, у вас на партах лежат березовые чурочки. Осторожно, не пораньтесь.(Практическая работа)

Березы бывают не только белыми. Есть березы с желтоватой, коричневой, черной корой. Всего на свете больше 60 разных видов берез.

Бересту заготавливают весной, после сокодвижения. (фото)

Для сбора бересты портить живые деревья ни в коем случае нельзя. Подходящие свежеспиленные деревья можно найти в местах заготовки дров.

Со спиленного дерева бересту снимают, пока бревно еще не высохло и кора гибкая. (фото)

Снятую бересту кладут под пресс во влажное место, чтобы она не пересохла. Посмотрите у вас есть на столах снятая береста. (Практическая работа)

Размоченная береста легко расслаивается на множество полупрозрачных пленок. (фото)

В зависимости от того, какой толщины будет изделие, мастер расслаивает бересту. (Обратиться к первоначальным трем образцам изделий из бересты, рассмотреть их толщину.)

5. Рассматривание изделий из бересты

Береста занимала большое место в жизни русского народа. Обратите внимание на выставку изделий из бересты, представленную в нашем классе)

1. Невозможно было обойтись без берестяной посуды, берестяных коробов для сбора ягод и грибов.(показ)

2. Береста – прочный эластичный материал. Небогатые люди обувались в лапти. Удобно было ходить в лаптях по болоту, когда ступаешь - вода набирается, а когда ногу поднимаешь – вода уходит .(показ)

3. В Древней Руси бересту использовали для письма – берестяные грамоты. Буквы на бересте процарапывались острой палочкой (писало).

4. Делали из бересты обереги, которые снимали головную боль и охраняли от плохого глаза.(показ)

5. Детские игрушки из бересты.(показ)

6. А ещё люди научились изготавливать из бересты различные картины.(показ)

7. Из бересты можно сделать вазы, шкатулки, заколки, бусы и многое другое.

8.Береста считается прабабушкой нашей бумаги, из неё делали вёдра, туески, шкатулки, даже обувь.

Что такое береста?

Что можно сделать из бересты?

Что вас удивило в этом рассказе?

А можно ли бересту найти у нас в Марий Эл?

А как вы думаете, заготавливая кору, не навредим ли мы самой березе? (Если бересту сняли не со спиленного дерева, то через несколько лет она восстанавливается (фото)

Сегодня мастера, которые работают с берестой, выполняют изделия не только предназначенные для быта, а также и просто для украшения дома. Посмотрите на экран, какие замечательные изделия!

 

[Черныш И.В. Поделки из природных материалов. - М.: АСТ - ПРЕСС, 1999. - 160с.]

-Понравились работы?

-А хотите тоже научиться делать?

- Вы уже знаете, что такое береста, и что из неё можно сделать, а сегодня на уроке у нас есть замечательная возможность исправить ошибку, которая может произойти через много лет, вы научитесь изготавливать изделие из бересты.

6. Создание ситуации для осознанного выбора.

- Внимательно рассмотрите выставку изделий из бересты еще раз, попробуйте, оценив свои силы, подобрать изделие из бересты для сегодняшней работы. Магнит на берестяном спиле можно сделать нам, первоклассникам.

-Почему выбрали именно это изделие?

- Для чего оно вам?

-Как вы распорядитесь этим изделием? (повешу дома на холодильник, подарю маме, не знаю)

В это время, как-будто случайно, появляется член школьного парламента с объявлением: «На новогоднем празднике для детей-инвалидов не хватает подарков. Не могли бы вы, ученики 1 А класса свои поделки отдать им?»

(Опрашиваем детей и выявляем таких ребят. Хвалим их. Если кто-то из взрослых изъявит желание, он садится за стол и работает вместе с детьми. Член школьного парламента так же может показать пример для подражания по выполнению бескорыстной работы.)

7. Представление мастера декоративно-прикладного искусства по плетению из бересты и росписи по дереву Дегтевой Марины Михайловны.

Все бы хорошо, можно приступить к работе, но я не умею работать с берестой, здесь нам нужен мастер.

Я его пригласила. Это Дегтева Марина Михайловна. Она - мастер декоративно-прикладного искусства по плетению из бересты и росписи по дереву. Является старшим научным сотрудником отдела по национальной культуре МУ «Козьмодемьянский музейный комплекс».

Марина Михайловна – вы мастер. Возьмите нас в подмастерья.

Рассказ о себе:

Я выросла в деревне Бусный Бор. Это луговая сторона Горномарийского района. Дедушка у меня был лесником. Вся семья была мастеровая. Всю домашнюю утварь короба, бурачки и лапти делали сами. В 10 лет бабушка решила передать мне все свои способности. Я могу вязать крючком, шить, плести. Особенно пришлось по душе плетение из бересты. Я сначала отказывалась, не понимала, зачем мне это надо. Зато теперь это приносит мне дополнительный заработок и, самое главное, я представляю РМЭ во всей России на разных фестивалях и конкурсах. Потому бабушку вспоминаю с благодарностью!

8. Практическая часть

Сегодня наша задача изготовить аппликацию из бересты. А скажите, пожалуйста, что такое аппликация? (ответы детей)

Аппликация- вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, дерево. Аппликация связана с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.

а) Показать образец аппликации из бересты.

Посмотрите, на ваших столах подготовлены все необходимые материалы для работы.

Перечислите их.

Клей «Момент», вместо кисточки – ватные палочки, березовый спил, береста, украшение в виде божьей коровки, магнит, ножницы, салфетка, подкладной лист или клеёнка, нарукавники.

Верно, у вас есть все материалы и инструменты, нужна технологическая карта, которая будет для вас подсказкой.



б) Составление технологической карточки:

  • Взять лист бересты

  • Вырезать из бересты по шаблону необходимые детали

  • Расположить их на березовом спиле, создавая композицию

  • Приклеить детали: на спил- листочек, вырезанный из бересты, на листочек – божью коровку, на спил с обратной стороны – магнит.

  • Дать работе высохнуть

Физминутка

в) Инструктаж по ТБ

- А скажите, пожалуйста, выполняя работу, мы всегда должны помнить о чём?

(О технике безопасности.)

-Верно! Вспомните правила безопасности!

1.Правила работы с берестой.

2. Работа с клеем, его опасность для здоровья и меры предосторожности работы с ним.

г)Разработка критериев

-Но перед тем, как выполнить работу давайте разработаем критерии оценки

-Что будем учитывать при оценке изделия?

Аккуратность

Творческий подход

Самостоятельность

-Сейчас приступайте к работе, если вы будете испытывать затруднения, можете обращаться ко мне.

д)Самостоятельная работа (во время работы играет спокойная медленная музыка, демонстрируется презентация о работе мастера Дегтевой М. М.).

е) Подведение итогов

- Молодцы, вы выполнили работу. Каждого из вас можно назвать мастером.

Создатель миров дал человеку дар творить,

И этот царственный подарок обязаны вы сохранить.

Творцов прекрасного немного на Земле,

Я счастлива, что он теперь у каждого из вас в душе.





- Давайте посмотрим, как вы справились с заданием, я предлагаю разместить ваши работы на доске. Но вы знаете, что каждая работа заслуживает оценки.

-Мы с вами составили критерии. Кто попробует оценить свою работу или работу товарища.

- Посмотрите, все работы получились замечательные. Все ваши работы я сфотографирую и размещу на своем сайте, чтобы ими могли полюбоваться другие. В первую очередь хочется сфотографировать работы тех, кто решил их отдать в подарок детям – инвалидам.

Для них, ребят, у которых доброе сердце предлагается мультфильм «Просто так».

-Не появилось ли еще у кого-нибудь желание отдать свои магнитик детям – инвалидам.

9. Рефлексия

- А скажите, пожалуйста, с каким природным материалом мы сегодня работали?

-Какими свойствами обладает береста?

-Кто может рассказать этапы выполнения аппликации.

-Как вы думаете, справились ли мы сегодня с задачей и сможем ли мы изменить ситуацию в будущем?

-Какое чувство будут испытывать дети, которые получили ваши подарки?

-Я думаю, если вы научите и других ребят выполнять аппликацию из бересты, а также будете учиться работать с берестой и в дальнейшем передавать свои знания и умения, то люди в будущем будут знать, что такое береста и будут уметь выполнять красивые и полезные вещи.

-Ребята, я думаю, вам было интересно и вы захотите сами что-то изготовить из бересты, для этого я рекомендую вам посмотреть вот эти книги.

10. Премьера книг

Гульянц, Базик «Что можно сделать из природного материала» 1999 г.

Финягин. Уроки ремесла. Изделия из бересты.2001 г.

Белая берёза, милая сестра
Ты  расти не бойся злого топора
Белая берёза – птицы по ветвям,
Я тебя в обиду никому не дам,
Белая берёза дует ветерок
Он к тебе заглянет в синий вечерок
Белая берёза  он к тебе с высот
Из-за синя - моря песню принесёт
Белая берёза – мой поклон тебе
Ты в судьбе народа и в моей судьбе
Белая берёза – милая земля,
И печаль, и радость, и любовь моя.

Так, на примере БЕРЕЗЫ мы учимся бережному отношению ко всей природе: от травинки до дерева.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!