Тема: «Внутреннее убранство избы. Работа с пластичными материалами (пластилин). Лепка»
Цель: научить изготавливать модель печь из пластилина.
воспитывать уважительное отношение друг к другу.
- выстраивать последовательность необходимых для решения учебной задачи операций;
- формировать уважительное отношение к друг другу.
- проявлять интерес к истории и культуре своего народа.
- получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, об отдельных профессиях.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Оборудование | Примечание |
1. Организацион-ный момент | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Диана Евгеньевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. - Тихо присаживаются девочки. - Ещё тише присаживаются мальчики. - Проверьте, всё ли необходимое у вас готово к началу занятия. Сегодня на уроке вам понадобится подкладной материал, пластилин, доска для лепки, стека и лист картона. Всё лишнее уберите с парт. | Слушают учителя. Присаживаются девочки. Присаживаются мальчики. Самопроверка готовности к уроку. | Подкладной материал, доска для лепки, пластилин, стека, лист картона | |
2. Мотивация к учебной деятельности | - Начать наше занятия я бы хотела с девиза: «Ум и сердце в работу вложи, Каждой минутой в труде дорожи». - Как вы думаете, почему я выбрала именно эти строки?? - Верно, работать нужно осознанно и с душой, не отвлекаться на посторонние вещи. Надеюсь, что мы сегодня с вами поработаем очень продуктивно. | - Потому что на сегодняшнем уроке мы должны хорошо поработать. - В работу нужно вкладывать не только ум, но и сердце. - У нас урок ограничен по времени, поэтому нужно быстро выполнять все указания учителя и не отвлекаться. | | |
3. Актуализация и пробное учебное действие | - Ребята, посмотрите на доску, что это? - Правильно, перед вами русская изба. Давайте войдём в неё. Как же много здесь различных предметов, что вы можете мне назвать? - Отлично, сегодня мы с вами поговорим о внутреннем убранстве избы. Чтобы узнать, о каком предмете мы будем вести речь, я предлагаю вам отгадать загадку. Помните, что отвечаем мы только по поднятой руке. С места не выкрикивать. - Слушайте внимательно загадку: - Из кирпича, да не дом. Греет, да не шуба. День и ночь дрова глотает, Пирогами угощает. - Что же это? - Верно, ребята, ответом на загадку была печь. Для чего нужна печь? - Правильно, ребята. Раньше печь играла очень большую роль в жизни человека. Печь давала людям тепло, чтобы согреться. С её помощью готовили еду. На печи можно было спать. Поздними вечерами на печке рассказывали сказки, легенды и былины. Но печь и сама была участницей русских народных сказок. Можете ли вы вспомнить, в каких сказках или сказаниях упоминалась печь? - Верно, посмотрите на доску. Печь упоминалась в сказке «Гуси-лебеди», а в сказке «По щучьему велению» печь была транспортным средством. А ещё считалось, что за печкой живёт хранитель дома – домовой. | - Изба. - Печь, прялка, лавка, стол, сундук. - Печь. - Печь вырабатывает тепло, на ней готовили еду. - «Гуси-лебеди», «По щучьему велению». | Интерактивная доска | Слайд 1 Слайд 2 Слайды 3, 4, 5 Слайд 6 |
4. Целеполагание | - Как вы думаете, что мы сегодня будем делать? - Из чего мы будем её изготавливать? - Назовите тему урока. - Отлично, вы правы, тема нашего урока: «Изготовление модели печи из пластилина». - Какую цель мы поставим? - Правильно, сегодня мы с вами научимся изготавливать модель печи из пластилина. Вот такая композиция у вас получится. (Демонстрирует). - Что нам нужно для этого знать? - Правильно. А уметь? - Отлично. | - Модель печи. - Из пластилина. - Изготовление модели печи из пластилина. - Научиться изготавливать модель печи из пластилина. - Знать конструкцию печи, последовательность этапов изготовления. - Уметь изготавливать модель печи и каждый элемент. | Образец | |
5. Анализ конструкции изделия | - Давайте для начала посмотрим на саму печь. Как вы думаете, из какой фигуры я слепила модель печи? - Отлично. Модель печи сделана из куба. Теперь нам нужно узнать, из каких элементов состоит печь. Может кто-то из вас знает уже? - Хорошо, давайте начнём с самого простого. Для того чтобы из печки выходил дым, ей нужен дымоход. Под какой он цифрой на схеме? - Хорошо, помните, мы вспоминали сказки с участием печи. Вот Емеля из сказки «По щучьему велению» всегда на печи лежал. Место это называлось лежанкой. Под какой цифрой оно на схеме? - Верно. Посмотрите, где лежанка на модели. (Демонстрирует). Что в сказке «Гуси-лебеди» Баба-Яга хотела сделать с бедным Иванушкой? - А засунуть в печь она его хотела через устье. Так под какой цифрой находится устье печи? - Отлично. Посмотрите теперь на модель. (Демонстрирует). - Вот эта часть называется шесток. По легенде именно на нём любит спать хранитель избы – домовой. Под какой цифрой находится шесток на схеме? - Здорово. Посмотрите на модель, вот где находится шесток (демонстрирует). - Печь не только грела людей. На ней также спали, а ещё готовили еду. Но для этого были нужны специальные приспособления. Посмотрите на доску. Что это за приспособления? - Правильно, люди использовали кочергу, ухват и лопату, а также разные горшки и чугунки. (Демонстрирует). - А знаете ли вы, как назывались специалисты по кладке и ремонту печей? - Они назывались печниками. В народе их очень уважали. Сегодня вы тоже попробуете себя в роли печников и создадите собственную композицию из печи и приспособлений для неё. | - Кубик. Затруднение. - 1. - 2. - Посадить в печку. - 3. - Заслонкой. - 4. - Ухватом засовывали в печь и доставали из неё горшки и чугунки. Лопатой помещали в печь хлеб, а кочергой мешали угли. Затруднение. | Образец Интерактивная доска | Слайд 7 (по ходу ответов появляются названия) Слайд 8 Слайд 9 |
6. Анализ технологической последовательности изготовления изделия (составление плана практической работы) | - Сейчас внимательно послушайте меня. Я объясню вам, как изготовить модель печи. Пока что вы только слушаете, никто не начинает работу. (Учитель вывешивает этапы изготовления, при этом параллельно изготавливает модель печи из пластилина, демонстрируя об-ся). - Посмотрите, что мы сделаем сначала? - Верно. Это 1 этап (вешает на доску). - Что происходит далее? - Правильно, затем мы немного вытягиваем наш куб. (Вешает на доску 2 этап). - Делаем дымоход, лежанку. Каким образом мы делаем дымоход? - С помощью чего мы сделаем устье и шесток? - Отлично. - После этого вам останется лишь сделать дополнительные приспособления: горшки или чугунки, лопату, ухват или кочергу. На ваш выбор. Вы можете сделать одеяло. - Из каких деталей состоит кочерга? Каким образом мы будем её делать? - Отлично, а лопату как можно сделать? - Верн, а ухват? - Кто может предположить, как сделать горшки? - По завершении работы у вас получится целая композиция с моделью печи. Как основу используем лист картона. | Слушают учителя. - Куб. - Слегка его вытягиваем. - Таким же образом, как и основу печи. - Стеки. - Жгут. (Объясняют, как скрутить жгут). - Нужен жгут и прямоугольник. - Два жгута: второй мы загнём. - Из шаров. | Образец Презентация Этапы изготовления модели печи из пластилина: 1. Изготовить куб. 2. Слегка вытянуть его. 3. Сделать дымоход и лежанку. 4. С помощью стеки сделать устье и шесток. 5. Слепить дополнительные приспособления. 6. Составить композицию на листе картона. | Слайды 10-15 |
7. Организация рабочего места | - Итак, ещё раз проверьте, всё ли необходимое у вас есть: пластилин, стека, доска для лепки, лист картона. Как мы работаем с пластилином? - Правильно, давайте подготовим наши руки к работе с пластилином. Повторяйте за мной: Мы ладони потрясём, 1, 2, 3, 4, 5. Каждый палец разомнём, 1, 2, 3, 4, 5. Хорошенько разомнёмся 1, 2, 3, 4, 5. И к работе мы вернёмся 1, 2, 3, 4, 5. | - Работаем на доске, сначала пластилин разминаем, не кидаемся пластилином друг в друга. Повторяют упражнения за учителем. | | |
8. Практическая работа | - Итак, можете приступить к выполнению работы. - Если у вас будут возникать вопросы или трудности, то поднимите руку, я подойду и помогу вам. - Что мы с пластилином делаем сначала? - А зачем мы это делаем? - Для начала давайте сделаем куб. - Покажите мне, какие кубы у вас получились. - Отлично, теперь немного вытягиваем его. - Покажите, что у вас получилось. - Берём стеку и с её помощью делаем лежанку, шесток. - Покажите, что получилось. - Молодцы, теперь сделайте устье печи. - Покажите мне, что у вас получилось. - Молодцы, теперь можете вылепить горшки или другие приспособления, такие как кочерга, ухват или лопату. | Непосредственное выполнение работы. - Разминаем. Разминают пластилин. - Чтобы он стал податливым и пластичным. Делают куб. Показывают. Вытягивают. Показывают. Делают. Показывают. Делают. Показывают. | Образец | |
9. Организованное прерывание практической работы и уборка рабочих мест | - Итак, ребята, заканчивайте работу, убирайте рабочие места. Свои поделки оставьте пока на партах. Сейчас мы посмотрим и оценим несколько работ. | Убирают рабочие места. | | |
10. Актуализация знаний и оценка деятельности обучающихся | - Мы с вами закончили наши работы. Давайте вспомним, что мы с вами учились изготавливать на уроке? - Из каких элементов состоит печь? - Отлично, какие приспособления используют при работе с печью? - Как называются специалисты по кладке и ремонту печей? - Отлично, сейчас я предлагаю посмотреть и оценить несколько работ по критериям. (Вызывает несколько обучающихся к доске). - Отлично, спасибо, ребята, присаживайтесь. | - Мы учились изготавливать модель печи из пластилина. - Лежанка, устье, шесток. - Ухват, лопату, кочергу. - Печники. Несколько обучающихся оценивают свои работы по представленным критериям. | Критерии: 1. Законченность 2. Последова-тельность 3. Аккуратность 4. Оригинальность | |
11. Рефлексия учебной деятельности | - Итак, ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним тему нашего урока. - Отлично, какую цель мы поставили? - Оцените свою деятельность на уроке с помощью незаконченных предложений. - Отлично. На этом наш урок окончен. Всем спасибо за работу! | - Изготовление модели печи из пластилина. - Научиться изготавливать модель печи из пластилина. - Сегодня я узнала, из каких элементов состоит печь. - Теперь я умею изготавливать - Мне стало понятно, как люди согревались в избах зимой. | Интерактивная доска | Слайд 16 |