План - конспект урока
Технология. Базовый уровень в 10 классе МБОУ НСШ
Урок № 5.
Современные технологии материального производства сервиса и социальной сферы.
Тема урока: Технологии агропромышленного производства.
План- конспект разработан
Учителем технологии
Сердополецкой Викторией Владимировной
Дата проведения урока: _____________
1.Цель: систематизировать знания о технологиях агропромышленного производства.
2. Тип урока – Урок усвоения новых знаний.
3. Формы работы: индивидуальная; фронтальная; групповая
4. Методическое рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий.
Задачи урока:
Образовательные: ознакомить учащихся с понятиями: «агропромышленный комплекс», «сельское хозяйство»; сформировать знания о сферах агропромышленного комплекса, этапах технологии агропромышленного производства; дать представление о технологиях земледелия и животноводства;
Развивающие: развивать память, мышление, речь, внимание, умения слушать; формировать навыки конспектирования;
Воспитательные : воспитывать терпение, коммуникативные навыки.
В результате должны Знать:
- основные виды современных технологий производства сельскохозяйственной продукции;
- характерные особенности современных технологий производства сельскохозяйственной продукции.
Уметь: приводить примеры эфективного применения технологий производства сельскохозяйственной продукции
6. Формируемые УУД:
Познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнения логических операций: сравнения, анализа, обобщения, структурирование знания, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные: управление своей деятельностью, планирование, контроль и коррекция, оценка, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, уметь задавать вопросы, речевая деятельность, навыки сотрудничества.
7. Основные термины, понятия –
8. Оборудование: тетради, карточки, учебные пособия О.А Кожина.
9. Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие. Контроль посещаемости, проверка готовности к уроку.
Актуализация знаний
Проверка сообщений.
Что понимается под индустриальным производством? (выпуск продукции с применением машин и механизмов)
Что в себя включает индустриальное производство? (тяжелая и легкая индустрия)
Какие промышленности в них входят? (машиностроение, топливная, энергетическая, металлургическая, химическая. Лесная) (текстильная, трикотажная, швейная, меховая)
Дайте понятия определению машиностроение? (это совокупность отраслей, производящих машины и осуществляющих обработку металла для производства машин, создание металлических конструкций и изделий).
Назовите отрасли машиностроения? Назовите их? (старые, новые, новейшие)
Назовите новейшие разработки в пищевой промышленности? (искусственное копчение, криозаморозка, искусственное выращивание микробов, волокна пищевые)
Объяснение нового материала
Тема урока: «Технологии агропромышленного производства»
Удовлетворение потребностей людей в одежде и пище остается насущной задачей человечества. Поэтому знакомство с технологиями агропромышленного комплекса, полезно всем, невзирая на интерес к той или иной профессии и, кроме того, сориентирует вас в мире профессий этой сферы деятельности. Чтобы понять, в чем состоит конкретный настоящий труд, надо, прежде всего, основательно изучить содержание работы, ее особенности, профессию. Знания, полученные сегодня на уроке, помогут вам сделать выбор специальности, найти правильные ответы на вопрос о будущей профессии.
Цели урока: Сегодня мы познакомимся с основными технологиями агропромышленного производства, с технологиями земледелия и животноводства.
Работать мы будем по плану:
1. Что такое АПК и его основная цель.
2. Сферы АПК.
3. Технология агропромышленного производства.
4. Современные технологии в сельском хозяйстве.
5. Технология земледелия.
6. Технология животноводства.
Сообщение теоретических сведений.
Понятие Агропромышленный комплекс (АПК) включает в себя совокупность всей сельскохозяйственной отрасли народного хозяйства и связанных с ней технологически, экономически и организационно промышленных предприятий транспорта, связи, материально-технического снабжения, энерго- и водоснабжения – всего 80 отраслей.
Напомню, что Отрасль - предприятия, производящие похожую продукцию
- Как вы думаете, какая цель стоит перед АПК? (ответы учащихся)
Правильно, основная цель деятельности всех предприятий - обеспечение населения страны (т.е. нас) продуктами и товарами, перерабатываемыми из сельскохозяйственного сырья.
Рассмотрим, на какие сферы делится все агропромышленное производство.
Работа с учебником стр. 83 структура отраслей АПК
Учащиеся под руководством учителя изучают схему «Сферы АПК»
По окончании изучения учащиеся отвечают на вопросы:
1) На какие сферы делится агропромышленный комплекс?
Основу агропромышленного комплекса составляют 3 сферы деятельности:
Сферы агропромышленного комплекса: Основой АПК является сельское хозяйство:
Сельское хозяйство - процесс возделывания сельскохозяйственных культур и разведения домашних животных в целях получения продовольствия и сырья для промышленности - является древнейшей сферой человеческой деятельности, известной еще со времен палеолита (каменный век- 2,6 млн.лет назад).
растениеводство, животноводство, агрохимическая (занимается использованием минеральных удобрений),
ветеринарно-санитарная службы (вопрос безопасности продукции животного происхождения)); Но Сельское хозяйство одно не может справиться со столь важной задачей. Ему необходима техника (комбайны, тракторы, картофелекопалки и т. д.), удобрения, ядохимикаты, новые сорта растений и лучшие породы скота, комбикорма и т. д.
Поэтому нужны:
Отрасли, обеспечивающие развитие АПК (фондообразующие отрасли): производящие средства производства для других сфер (тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; производство удобрений; производство кормов; сельское строительство и др.)
Переработка, хранение и реализация сельхозпродукции (заготовительная отрасль, пищевая, частично легкая промышленность, торговля, общественное питание).
Что означает понятие «фондообразующие отрасли»?
Какие предприятия относятся к фондообразующим отраслям?
С развитием научно-технического и общественного прогресса роль фондообразующих и перерабатывающих отраслей постепенно возрастает. Это объясняется увеличением потребления населения и ростом потребностей в более разнообразных и качественных продуктах.
Современные технологические возможности позволяют максимально перерабатывать основные виды сельскохозяйственного сырья.
Какие отрасли включает в себя сельское хозяйство?
Основными отраслями сельского хозяйства являются земледелие (отрасли земледелия: растениеводство, овощеводство, плодоводство, виноградарство, цветоводство, лесоводство, луговодство, льноводство) и животноводство.
Работа с учебником стр. 79 рис 28 отрасли современного животноводства.
Почему пищевая и частично легкая промышленность относятся к сфере переработки, хранения и реализации продукции?
Давайте рассмотрим основные взаимосвязанные этапы технологии агропромышленного производства: Технология агропромышленного производства
Работа с учебником стр. 84 рис 31
На каждом из этапов агропромышленного производства применяются специфические (особенные) технологии.
Современные технологии в сельском хозяйстве
Технологии земледелия и животноводства
Сельское хозяйство на современном этапе переживает новый подъем. Развитие новых технологий позволяет увеличить производительность, снизить себестоимость производства, а также улучшить качество продукции. В современном сельском хозяйстве можно выделить несколько направлений развития технологий и использования инноваций:
- Технологии обработки почвы (химизация сельского хозяйства – широкое применение минеральных удобрений и других химических веществ);
- Технологии производства сельскохозяйственных машин и оборудования
- Технологии осушения и орошения почвы (мелиорация (коренное улучшение) земель)
Например, современные технологии в земледелии: Почвенные и воздушные сенсоры. Данные сенсоры анализируют состояние почвы в реальном времени и передают информацию о: количестве воды в почве, воздуха, химический состав грунта. Данная технология позволяет моментально определить проблему и своевременно использовать необходимые методы для устранения проблемы. Исследование данной технологии завершилось в 2013 году, промышленное производство назначено на 2015 год.
Сенсоры урожая. Данные сенсоры информируют персонал о состоянии урожая, болезнях, климатической ситуации в поле, необходимости определенных добавок и минералов для нормально роста растения. Данная технология должна увеличить выживаемость растений и предупредить массовую пропажу урожая из-за эпидемий.
Исследования технологии закончится в 2015 году, массовое производство в случае удачного исхода исследований запланировано на 2018 год.
Кроме этих направлений существует еще широкий спектр инновационных направлений, применимых в сельском хозяйстве.
Вопросы производства экологически чистых продуктов выходят сегодня на первый план. В связи с этим очень востребованы сегодня технологии, позволяющие повысить чистоту продуктов. (- Технологии выращивания и содержания скота). Использование современной техники также способствует повышению качества продукции.
И конечно же, несомненно, одним из приоритетных направлений было и есть все, что связано с повышением производительности продукции. Инновации, позволяющие собирать по нескольку урожаев сельскохозяйственной продукции в год успешно дополняют технологии безотходного производства и технологии грамотного сбора и сохранения урожая (элеватор – сооружение для хранения зерна), перерабатывающие технологии: мукомольно-элеваторная (переработка зерна в муку), молочная и сыродельная, макаронно-крупяная и т.д.
- Технологии транспортировки и реализации продукции Реализация сельскохозяйственной продукции может также осуществляться различными способами: продажа государству, продажа на рынке, бартерный обмен и др.
Все эти условия (технологии) необходимы для того, чтобы СХ стало более интенсивным, то есть давало с единицы площади, занятой сельскохозяйственными угодьями, больше продукции и дешевле.
Все современные технологии земледелия (зернопаровая, травопольная и т.д.) обеспечивают воспроизводство плодородия почв. В каждом районе, области свои особенности, своя технология возделывания, свой набор культур.
Обобщенно технологию земледелия можно представить как цепочку последовательных операций:
Работа с учебником стр. 77 рис 26 Технология земледелия
В секторе животноводства развиваются технологии заготовки кормов, технологии содержания и разведения птицы, скота и ранее экзотических животных.
В настоящее время животноводство - это многоотраслевое производство Животноводство является источником получения таких ценных пищевых продуктов, как мясо, молоко, яйца, мед и т. п. Вторичные ресурсы (костная мука, обрат и т. п.) используются в качестве кормов, а также для производства ряда биологических лекарственных препаратов. Важным вторичным продуктом животноводства являются органические удобрения, широко применяемые в растениеводстве. Кроме того, продукция животноводства (шерсть, мех) служит сырьем для легкой промышленности.
В целом технология животноводства состоит из 4 основных этапов разведение, уход, убой, первичная переработка.
Возможности современного сельского хозяйства сегодня не менее впечатляющи, чем возможности космической и компьютерной отраслей и от инноваций в этой области зависит обеспечение продуктами питания населения страны. Эффективные методы противостояния природным катаклизмам и сохранение урожая и поголовья скота тоже относятся к приоритетным направлениям.
Закрепление полученных знаний. Давайте разделимся на 2 бригады:
1 бригада выстроит технологическую цепочку изготовления хлебобулочных изделий, начиная от посева зерновых культур до производства и реализации готового продукта:
Ответы( подготовка семян; подготовка почвы (вспахивание, разрыхление); посев; уборка урожая (комбайнирование - измельчение соломы, формирование копен); транспортировка и хранение зерна; мукомольный завод (переработка зерна муку); Пекарня:- подготовка сырья к пуску в производство (просеивание); приготовление теста; разделка теста на части; выпекание; хранение выпеченных изделий; отправка их в торговую сеть.)
2 бригада выстроит технологическую цепочку озеленения города (от семян до удаления осенью отцветших цветов).
Итог урока. Заключительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы довольно подробно рассмотрели понятия: «агропромышленный комплекс», «сельское хозяйство», ознакомились с технологиями агропромышленного производства, с современными технологиями земледелия и животноводства. Профессии, играющих ведущую роль в развитии С/Х, в том числе профессий для растениеводства, животноводства, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта машин, механизмов и оборудования, хранения и переработки сельскохозяйственных продуктов, великое множество.
Домашнее задание: несколько человек: подготовить доклад о профессиях: садовод- виноградарь, селекционер, обработчик соков, ветеринарный фельдшер, оператор птицефабрик, лаборант-эколог, пчеловод, ландшафтный дизайнер (озеленитель).