СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Технологии агропромышленного производства" 10 класс

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Технологии агропромышленного производства»

Цель: систематизировать знания о технологиях агропромышленного производства.

Удовлетворение потребностей людей в одежде и пище остается насущной задачей человечества.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Технологии агропромышленного производства" 10 класс»

План - конспект урока

Технология. Базовый уровень в 10 классе МБОУ НСШ 

Урок № 5.

Современные технологии материального производства сервиса и социальной сферы.

Тема урока: Технологии агропромышленного производства.

План- конспект разработан

Учителем технологии

Сердополецкой Викторией Владимировной

Дата проведения урока: _____________

1.Цель: систематизировать знания о технологиях агропромышленного производства.

2. Тип урока – Урок усвоения новых знаний. 

3. Формы работы: индивидуальная; фронтальная; групповая

4. Методическое рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий.

Задачи урока:

Образовательные: ознакомить учащихся с понятиями: «агропромышленный комплекс», «сельское хозяйство»; сформировать знания о сферах агропромышленного комплекса, этапах технологии агропромышленного производства; дать представление о технологиях земледелия и животноводства;

Развивающие: развивать память, мышление, речь, внимание, умения слушать; формировать навыки конспектирования;

Воспитательные : воспитывать терпение, коммуникативные навыки.

В результате должны Знать:

- основные виды современных технологий производства сельскохозяйственной продукции;

- характерные особенности современных технологий производства сельскохозяйственной продукции.

Уметь: приводить примеры эфективного применения технологий производства сельскохозяйственной продукции

6. Формируемые УУД:

  1. Познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнения логических операций: сравнения, анализа, обобщения, структурирование знания, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

  2. Регулятивные: управление своей деятельностью, планирование, контроль и коррекция, оценка, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

  3. Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, уметь задавать вопросы, речевая деятельность, навыки сотрудничества.

7. Основные термины, понятия

8. Оборудование: тетради, карточки, учебные пособия О.А Кожина.

9. Ход урока:

Организационный момент.

Приветствие. Контроль посещаемости, проверка готовности к уроку.

Актуализация знаний

Проверка сообщений.

  1. Что понимается под индустриальным производством? (выпуск продукции с применением машин и механизмов)

  2. Что в себя включает индустриальное производство? (тяжелая и легкая индустрия)

  3. Какие промышленности в них входят? (машиностроение, топливная, энергетическая, металлургическая, химическая. Лесная) (текстильная, трикотажная, швейная, меховая)

  4. Дайте понятия определению машиностроение? (это совокупность отраслей, производящих машины и осуществляющих обработку металла для производства машин, создание металлических конструкций и изделий).

  5. Назовите отрасли машиностроения? Назовите их? (старые, новые, новейшие)

  6. Назовите новейшие разработки в пищевой промышленности? (искусственное копчение, криозаморозка, искусственное выращивание микробов, волокна пищевые)

Объяснение нового материала

Тема урока: «Технологии агропромышленного производства»

Удовлетворение потребностей людей в одежде и пище остается насущной задачей человечества. Поэтому знакомство с технологиями агропромышленного комплекса, полезно всем, невзирая на интерес к той или иной профессии и, кроме того, сориентирует вас в мире профессий этой сферы деятельности. Чтобы понять, в чем состоит конкретный настоящий труд, надо, прежде всего, основательно изучить содержание работы, ее особенности, профессию. Знания, полученные сегодня на уроке, помогут вам сделать выбор специальности, найти правильные ответы на вопрос о будущей профессии.

Цели урока: Сегодня мы познакомимся с основными технологиями агропромышленного производства, с технологиями земледелия и животноводства.

Работать мы будем по плану:

1. Что такое АПК и его основная цель.

2. Сферы АПК.

3. Технология агропромышленного производства.

4. Современные технологии в сельском хозяйстве.

5. Технология земледелия.

6. Технология животноводства.

Сообщение теоретических сведений.

Понятие Агропромышленный комплекс (АПК) включает в себя совокупность всей сельскохозяйственной отрасли народного хозяйства и связанных с ней технологически, экономически и организационно промышленных предприятий транспорта, связи, материально-технического снабжения, энерго- и водоснабжения – всего 80 отраслей.

Напомню, что Отрасль - предприятия, производящие похожую продукцию

- Как вы думаете, какая цель стоит перед АПК? (ответы учащихся)

Правильно, основная цель деятельности всех предприятий - обеспечение населения страны (т.е. нас) продуктами и товарами, перерабатываемыми из сельскохозяйственного сырья.

Рассмотрим, на какие сферы делится все агропромышленное производство.

Работа с учебником стр. 83 структура отраслей АПК

Учащиеся под руководством учителя изучают схему «Сферы АПК»

По окончании изучения учащиеся отвечают на вопросы:

1) На какие сферы делится агропромышленный комплекс?

Основу агропромышленного комплекса составляют 3 сферы деятельности:

Сферы агропромышленного комплекса: Основой АПК является сельское хозяйство:

Сельское хозяйство - процесс возделывания сельскохозяйственных культур и разведения домашних животных в целях получения продоволь­ствия и сырья для промышленности - является древнейшей сферой челове­ческой деятельности, известной еще со времен палеолита (каменный век- 2,6 млн.лет назад).

  • растениеводство, животноводство, агрохимическая (занимается использованием минеральных удобрений),

  • ветеринарно-санитарная службы (вопрос безопасности продукции животного происхождения)); Но Сельское хозяйство одно не может справиться со столь важной задачей. Ему необходима техника (комбайны, тракторы, картофелекопалки и т. д.), удобрения, ядохимикаты, новые сорта растений и лучшие породы скота, комбикорма и т. д.

Поэтому нужны:

Отрасли, обеспечивающие развитие АПК (фондообразующие отрасли): производящие средства производства для других сфер (тракторное и сельскохозяйствен­ное машиностроение; производство удобрений; производство кормов; сельское строительство и др.)

Переработка, хранение и реализация сельхозпродукции (заготовительная отрасль, пищевая, частично легкая промышленность, торговля, общественное питание).

Что означает понятие «фондообразующие отрасли»?

Какие предприятия относятся к фондообразующим отраслям?

С развитием научно-технического и общественного прогресса роль фондообразующих и перерабатывающих отраслей постепенно возрастает. Это объясняется увеличением потребления населения и ростом потребностей в более разнообразных и качественных продуктах.

Современные технологические возможности позволяют максимально перерабатывать основные виды сельскохозяйственного сырья.

Какие отрасли включает в себя сельское хозяйство?

Основными отраслями сельского хозяйства являются земледелие (отрасли земледелия: растениеводство, овощеводство, плодоводство, виноградарство, цветоводство, лесоводство, луговодство, льноводство) и животноводство.

Работа с учебником стр. 79 рис 28 отрасли современного животноводства.

Почему пищевая и частично легкая промышленность относятся к сфере переработки, хранения и реализации продукции?

Давайте рассмотрим основные взаимосвязанные этапы технологии агропромышленного производства: Технология агропромышленного производства

Работа с учебником стр. 84 рис 31

На каждом из этапов агропромышленного производства применяются специфические (особенные) технологии.

Современные технологии в сельском хозяйстве

Технологии земледелия и животноводства

Сельское хозяйство на современном этапе переживает новый подъем. Развитие новых технологий позволяет увеличить производительность, снизить себестоимость производства, а также улучшить качество продукции. В современном сельском хозяйстве можно выделить несколько направлений развития технологий и использования инноваций:

Технологии обработки почвы (химизация сельского хозяйства – широкое применение минеральных удобрений и других химических веществ);

Технологии производства сельскохозяйственных машин и оборудования

Технологии осушения и орошения почвы (мелиорация (коренное улучшение) земель)

Например, современные технологии в земледелии: Почвенные и воздушные сенсоры. Данные сенсоры анализируют состояние почвы в реальном времени и передают информацию о: количестве воды в почве, воздуха, химический состав грунта. Данная технология позволяет моментально определить проблему и своевременно использовать необходимые методы для устранения проблемы. Исследование данной технологии завершилось в 2013 году, промышленное производство назначено на 2015 год.

Сенсоры урожая. Данные сенсоры информируют персонал о состоянии урожая, болезнях, климатической ситуации в поле, необходимости определенных добавок и минералов для нормально роста растения. Данная технология должна увеличить выживаемость растений и предупредить массовую пропажу урожая из-за эпидемий.

Исследования технологии закончится в 2015 году, массовое производство в случае удачного исхода исследований запланировано на 2018 год.

Кроме этих направлений существует еще широкий спектр инновационных направлений, применимых в сельском хозяйстве.

Вопросы производства экологически чистых продуктов выходят сегодня на первый план. В связи с этим очень востребованы сегодня технологии, позволяющие повысить чистоту продуктов. (- Технологии выращивания и содержания скота). Использование современной техники также способствует повышению качества продукции.

И конечно же, несомненно, одним из приоритетных направлений было и есть все, что связано с повышением производительности продукции. Инновации, позволяющие собирать по нескольку урожаев сельскохозяйственной продукции в год успешно дополняют технологии безотходного производства и технологии грамотного сбора и сохранения урожая (элеватор – сооружение для хранения зерна), перераба­тывающие технологии: мукомольно-элеваторная (переработка зерна в муку), молочная и сыродельная, макаронно-крупяная и т.д.

Технологии транспортировки и реализации продукции Реализация сельскохозяйственной продукции может также осу­ществляться различными способами: продажа государству, продажа на рын­ке, бартерный обмен и др.

Все эти условия (технологии) необходимы для того, чтобы СХ стало более интенсивным, то есть давало с единицы площади, занятой сельскохозяйственными угодьями, больше продукции и дешевле.

Все современные технологии земледелия (зернопаровая, травопольная и т.д.) обеспечивают воспроизводство плодородия почв. В каждом районе, области свои особенности, своя технология возделывания, свой набор культур.

Обобщенно технологию земледелия можно представить как цепочку последовательных операций:

Работа с учебником стр. 77 рис 26 Технология земледелия

В секторе животноводства развиваются технологии заготовки кормов, технологии содержания и разведения птицы, скота и ранее экзотических животных.

В настоящее время животноводство - это многоотраслевое произ­водство Животноводство является источником получения таких ценных пищевых продуктов, как мясо, молоко, яйца, мед и т. п. Вторичные ресурсы (костная мука, обрат и т. п.) используются в качестве кормов, а так­же для производства ряда биологических лекарственных препаратов. Важ­ным вторичным продуктом животноводства являются органические удобре­ния, широко применяемые в растениеводстве. Кроме того, продукция жи­вотноводства (шерсть, мех) служит сырьем для легкой промышленности.

В целом технология животноводства состоит из 4 основных этапов разведение, уход, убой, первичная переработка.

Возможности современного сельского хозяйства сегодня не менее впечатляющи, чем возможности космической и компьютерной отраслей и от инноваций в этой области зависит обеспечение продуктами питания населения страны. Эффективные методы противостояния природным катаклизмам и сохранение урожая и поголовья скота тоже относятся к приоритетным направлениям. 

Закрепление полученных знаний. Давайте разделимся на 2 бригады:

1 бригада выстроит технологическую цепочку изготовления хлебобулочных изделий, начиная от посева зерновых культур до производства и реализации готового продукта:

Ответы( подготовка семян; подготовка почвы (вспахивание, разрыхление); посев; уборка урожая (комбайнирование - измельчение соломы, формирование копен); транспортировка и хране­ние зерна; мукомольный завод (переработка зерна муку); Пекарня:- подготовка сырья к пуску в производство (просеивание); приго­товление теста; разделка теста на части; выпекание; хранение выпечен­ных изделий; отправка их в торговую сеть.)

2 бригада выстроит технологическую цепочку озеленения города (от семян до удаления осенью отцветших цветов).

Итог урока. Заключительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы довольно подробно рассмотрели понятия: «агропромышленный комплекс», «сельское хозяйство», ознакомились с технологиями агропромышленного производства, с современными технологиями земледелия и животноводства. Профессии, играющих ведущую роль в развитии С/Х, в том числе профессий для растениеводства, животноводства, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта машин, механизмов и оборудования, хранения и переработки сельскохозяйственных продуктов, великое множество.

Домашнее задание: несколько человек: подготовить доклад о профессиях: садовод- виноградарь, селекционер, обработчик соков, ветеринарный фельдшер, оператор птицефабрик, лаборант-эколог, пчеловод, ландшафтный дизайнер (озеленитель).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!