СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Своеобразие любовной лирики поэта. «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах». 11 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Своеобразие любовной лирики поэта. «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Своеобразие любовной лирики поэта. «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах». 11 класс»

Дата: 04.12.2018

Класс: 11

Предмет: литература

Тема: Своеобразие любовной лирики поэта. «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах».

Цели:

обучающая:

  • дать учащимся представление о любовной лирике Маяковского, о том, как поэтом воспринималось это чувство; познакомить с фактами биографии Маяковского;

  • закрепить умение анализировать лирическое произведение; уметь обобщать;

  • заставить учащихся задуматься о том, что значит для них это чувство, как они сами его понимают, каким оно должно быть.

  • развитие умения анализа стихотворных произведений;

развивающая:

  • создание условий для самостоятельной творческой деятельности обучающихся, закрепление навыка самостоятельной работы по группам, умения подбирать и отбирать необходимый материал по теме;

  • активизация познавательной деятельности учащихся, их творческих способностей, направленных на раскрытие темы урока;

воспитательная:

  • формирование нравственных ценностей, духовное развитие обучающихся через обращение к поэтическому наследию В.Маяковского, воспитание бережного отношения к его поэзии.

Задачи урока:

предметные:

  • воспитывать читателя, способного аргументировать своё мнение и

оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного;

метапредметные:

  • формировать умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

  • способствовать овладению обучающимися основами самоконтроля,

самооценки;

  • формировать умения строить логическое рассуждение, делать выводы,

  • формировать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в группе;

  • формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • формировать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

личностные:

  • формировать ответственное отношение к учению, готовность и

  • способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • способствовать формированию нравственных чувств формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности


Тип урока – урок открытия новых знаний

Вид урока – комбинированный урок.

Методы: частично-поисковый, групповой, работа в парах

Приемы: «Создай паспорт», «Облако ассоциаций»

Средства обучения: раздаточный материал, доска, мел, тетради, проектор, интерактивная доска


«Любовь – это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё прочее. Любовь – это сердце всего».

Владимир Маяковский


Сценарный план урока


  1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности. Создание эмоционального настроя на урок.

Здравствуйте, ребята. На предыдущих уроках мы с вами познакомились с творчеством Владимира Маяковского. У каждого из вас, возможно, уже сложилось впечатление об этом необычайно талантливом человеке.


Прием «Облако ассоциаций»

Прошу вас поделиться своим впечатлением о поэте, составив «облако ассоциаций»

(презентация работ)


  1. Определение темы урока

Учитель. Давайте вместе перелистаем страницы этой великой жизни и постараемся увидеть В.Маяковского в малом и большом. И, может быть, этот сегодняшний урок поможет вам по – настоящему понять В.Маяковского и разобраться в его творчестве.

Чтение и анализ стихотворений «Разговор с фининспектором о поэзии»,

«Сергею Есенину»


Многие видят Владимира Маяковского только как поэта, принадлежащего к когорте революции, и не замечают его потрясающей любовной лирики. Любовь к женщине, любовь к людям, любовь Вселенская… Маяковский – это не громада ненависть, а громада любовь. Наш урок посвящён любовной лирике В.Маяковского. Любовь - вечная тема, и она проходит через всё творчество поэта, начиная с ранних стихов и кончая последним незавершённым стихотворением «Неоконченное». Сегодня на уроке мы познакомимся с любовной лирикой поэта; постараемся открыть для себя другого Маяковского, ранимого, нежного, глубокого лирика; увидеть тесную взаимосвязь между жизнью и творчеством поэта. И мне хочется, чтобы сегодня на уроке вам открылась необычайно яркая страница лирики Владимира Маяковского и чтобы вы представили своего Маяковского через его любовную лирику, через его лирическое «я». В. В. Маяковский в своей любовной лирике рассказал нам о себе самое главное, самое сокровенное. Его лирика — ключ к пониманию личности поэта. Он всю силу своего поэтического таланта отдал служению молодой республике, пропуская через сердце все её победы и поражения. В его любовной лирике мы видим новое восприятие и показ давно известных чувств и переживаний.


  1. Целеполагание

Давайте сформулируем цели сегодняшнего урока.


  1. «Открытие» нового знания

Известны многие адресаты лирики Владимира Маяковского: Лилия Брик, Мария Денисова, Татьяна Яковлева и Вероника Полонская.

Январь 1914 года. Маяковский во время футуристического турне приезжает в Одессу. Всего три дня выступлений и чудесный романтический эпизод. Владимир знакомится с Марией Денисовой – красивой незаурядной девушкой. По-видимому, она от каких-то серьёзных шагов при столь мимолётном знакомстве отказалась. Как бы то ни было, но чувство неразделённой любви нашло отражение в поэме «Облако в штанах». Он так охарактеризовал свои чувства:

Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У него пожар сердца.

Эта трагическая любовь не выдумана. Сам поэт указывает на правдивость тех переживаний, какие описаны в поэме:

Вы думаете, это бредит малярия?
Это было,
было в Одессе.
“Приду в четыре”, - сказала Мария.

Но исключительное по силе чувство приносит не радость, а страдания. Пути М. Денисовой и В. Маяковского разошлись. Тогда он воскликнул: “Любить нельзя!”

Анализ поэмы «Облако в штанах».

Но не любить Маяковский не мог. 1915 год. Эльза Каган привела нового знакомого поэта-футуриста в дом к своей замужней сестре Лиле Брик. Маяковский был сражен этой маленькой женщиной с ярко рыжими волосами и каре-зелёными глазами. Вот она – его громада любовь, любовь на всю жизнь, любовь, принёсшая столько радости и столько мучений. Маяковский весь вечер был в ударе. Он прочел поэму «Облако в штанах» и тут же попросил разрешения посвятить её Лиле. Так поэма, в которой фигурировало имя Мария, поэма, на создание которой Маяковского вдохновила одна женщина, была посвящена Лиле Брик.

Лиля Брик – красивая, умная, незаурядная, общительная, пользовалась неимоверным успехом у мужчин. Она – дама элегантная, воспитанная, с прекрасными манерами и, в то же время, она лишена всяких предрассудков, она эмансипированна. Наконец, она – непредсказуемая. Она стала Музой поэта, она преобразила Маяковского, без неё не было бы в истории нашей поэзии чудесных строк о любви-громаде.


В мае 1918 года. В Москве Маяковский и Лиля Брик снялись в фильме «Закованная фильмой» Это история художника, который ищет настоящую любовь. Он видит сердца женщин: в одном – деньги, в другом – наряды, в третьем – кастрюльки. Наконец, он влюбляется в балерину – Лилю Брик. Но балерина скучает без сцены, без экрана, ей нужны поклонники, ведь она – повелительница сцены. Но, художник ещё верит ей, верит и надеется на взаимную любовь. Так же и поэт клянётся Лиле Брик в вечной любви. А ведь она запрещает ему выяснять отношения с мужем – Осипом Бриком, запрещает ревновать, говорит, что Осип Брик навсегда останется её официальным мужем, хотя их супружеские отношения давно окончены.


Современники говорили об их отношениях: «Маяковский любил её без памяти, а она не сходила с ума от любви».


Прослушивание стихотворения “Лиличка!”

Анализ стихотворения:

Первое, что привлекает наше внимание при чтении текста, - заглавие и подзаголовок. Что мы можем узнать из заглавия стихотворения?

- Второй вопрос, следующий из подзаголовка, - в какой мере в стихотворении представлена структура письма?

- Интимная интонация письма подчёркивается первым же сравнением. Найдите его.

- Найдите строку, в которой передаётся напряжённо – тревожное состояние героя.

- “Строительный” материал стихотворения разнообразен. Активное использование какого слова прежде всего привлекает ваше внимание?

- Какие местоимения использует поэт?

-И герой (адресант), и его любимая (адресат) охарактеризованы в тексте, причём адресат характеризуется через восприятие героя.

- Какие определения герой относит к себе?

Лиля Брик была очаровательна даже в возрасте 85 лет. Она получала подарки от известного кутюрье. Ив Сен Лоран специально для неё творил наряды. Пабло Неруда посвящал ей стихи, а Пабло Пикассо мечтал, чтобы она позировала для его шедевров.


Но поэт и его Муза расстались… И в жизни Маяковского внезапно появилась еще одна женщина, не менее чувственная чем Лиля, но более красивая. После “разрыва” и Брик, и Маяковский много ездили по миру. Она - чтобы развеяться, он - чтобы найти “большую любовь, которая одна может спасти”. И вот в Париже он встретил ту, которой удалось потеснить в его сердце образ Лили - Татьяна Яковлева. Двадцатидвухлетняя девушка отличалась необыкновенной, по отзывам современников, фатальной красотой. Высокая, грациозная, с длинными ногами, белой кожей и выразительным взглядом, она тут же вошла в парижский бомонд и обзавелась немалым числом именитых поклонников. Ей, манекенщице модного дома Коко Шанель, симпатизировал Шаляпин. С Маяковским их свела Эльза Триоле, бывшая возлюбленная Маяковского и младшая сестра Лили Брик. Это была красивая пара двух удивительно похожих друг на друга людей. Их потрясающее сходство отмечали все современники.

Он, как следует из ее писем, был единственным, кто оставил след в ее сердце, она стала его новой музой. Маяковский звал Татьяну в Москву. На что она, ненавидя советскую власть, категорически не соглашалась. Да и помимо Владимира у нее имелись претенденты на руку и сердце. После долгих мучений она предпочла разум чувствам, и вышла замуж за виконта Бертрана де Плесси.


Известие же о браке Татьяны Яковлевой окончательно подорвало его. Он потерял Лилю, чей образ пронес через всю жизнь, его отвергла Татьяна. Он разочаровался в революции, в поэзии, во времени, в людях. Все это вместе и предрешило тот роковой выстрел холодным апрельским днем 1930 года.

Но это будет потом, а мы вернёмся в то время, когда Маяковский и Яковлева счастливы и любят друг друга. Расставаясь с Татьяной, Маяковский не знал, что видит её в последний раз. Но, возможно, он предчувствовал недоброе, поэтому и оставил одной из цветочных фирм весь свой гонорар, чтобы в его отсутствие Татьяна не чувствовала себя одинокой. Таким образом поэт напоминал своей любимой, что он рядом.

Выразительное чтение стихотворения “Письмо Татьяне Яковлевой”

Анализ стихотворения:

- Можно ли считать это стихотворение-исповедь, не предназначенное для печати, только интимным признанием? Обоснуем свой ответ.

Перед нами опять письмо, но похоже оно на то, что мы читали раньше?

- Не случайно на протяжении всего “Письма” мы не раз увидим, как личное будет сливаться с общественным. Приведите примеры из стихотворения.

Татьяне Яковлевой посвящены и «Письма из Парижа товарищу Кострову о сущности любви»

Выразительное чтение стихотворения «Письма из Парижа товарищу Кострову о сущности любви»

Анализ стихотворения



Слово учителя.

Татьяна Яковлева после гибели мужа Бертрана де Плесси в 1941 году вышла замуж вторично и переехала в США. Она прославилась как великолепный дизайнер головных уборов. Семейных архив бережно хранит письма, которые писал Татьяне влюбленный Маяковский. А вот ее писем поэту не обнаружено: после его смерти личными бумагами и рукописями занималась Лиля, и, скорее всего, решила остаться для потомков его единственной музой и любовью.

Татьяна Яковлева - де Плесси - Либерман умерла в 1991 году. Она не претендовала на мировую известность и знаковую фигуру в жизни странного русского поэта. Но история хранит ее имя. С разницей в тринадцать лет покинули этот мир две женщины, две музы Маяковского, оставив нам вечную загадку: кого же из них он любил больше?



Однако были и слухи о новом увлечении Маяковского Вероникой Полонской. С Вероникой поэта познакомила Лиля: с дальним расчетом вытеснить из его сердца Татьяну Яковлеву. Вероника, или как ее называли в семье Нора, была актрисой МХАТа и женой актера Михаила Яншина. Вероника Витольдовна Полонская не стала адресатом любовной лирики Маяковского. Это последняя женщина, которой поэт предложил построить простое человеческое счастье. Трагедия личной жизни поэта была в том, что он ни с кем не хотел делить любимую: ни с другим мужчиной, ни с другой страной. Вероника Витольдовна – молодая талантливая актриса, к сожалению тоже не была свободной. Она была замужем. И на категоричное требование поэта остаться с ним, ответила, что не может так просто расстаться со своим мужем.


12 апреля 1930 года после её ухода Маяковский застрелился. Неправильно было бы сказать, что причина ухода поэта из жизни только в неудачах личных, любовных. Была ещё выставка «20 лет работы», которую проигнорировал союз писателей. Была ещё статья Ермилова в «Правде», в 1930-м году, в которой прозвучало обвинение Маяковского в троцкизме. Маяковский оставил последнее письмо. В нём – строки стихотворения.


Как говорят –

«инцидент исперчен»,

Любовная лодка

Разбилась о быт.

Я с жизнью в расчёте

И не к чему перечень

Взаимных болей,

Бед и обид.

Счастливо

Оставаться


  1. Подведение итогов урока

Хочу сказать словами Т. Яковлевой о Маяковском: «Он был поэтом по надобности, но лирическим поэтом по призванию». Я приведу слова из дневника самого поэта: «Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем…»

  1. Оценивание


Учитель: У Маяковского так и было. Это есть основной штрих к портрету – любовь во всем.

Прием «Создай паспорт»

Предлагаю вам, используя все полученные знания, составить паспорт В.Маяковского.


Исходя из вышесказанного, предлагаю домашнее задание:

Домашнее задание:

  1. Ответить на проблемный вопрос. В. Маяковский писал: «Любовь – это сердце всего…» Подтвердите примерами из жизни и творчества поэта справедливость высказывания.

  2. Кто не сможет найти доказательства, составит связный ответ по вопросу «Маяковский – лирик».


Учитель: Надеюсь, Маяковский завоевал ваши сердца, и вы пополните ряды поклонников его таланта. Мы прощаемся с В. Маяковским, чтобы вновь поговорить о нем. А он из далекого прошлого обращается к нам:

Грядущие люди!

Кто вы!

Вот я, весь боль и ушиб,

Вам завещаю я сад фруктовый

Моей великой души…



Литература:

  1. Кореневская Е. Любовная лодка разбилась о быт: Лиля Брик — единственная муза. Большое сердце поэта. Две смерти. // Сайт: Аргументы И Факты.

  2. Машбиц-Веров И. Поэмы Маяковского – М.: 1963.

  3. МаяковскийВ.В. Стихотворения. – Л.: 1973.

  4. Метченко А. Творчество Маяковского. 1917-1924 гг. – М.: 1954.

  5. Тимофеев Л. Поэтика Маяковского – М.: 1941.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!