СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Срезы ткани. Виды и их свойства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока по труду в коррекционном классе. Изучаем и повторяем долевые и поперечные нити и срезы. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Срезы ткани. Виды и их свойства"»

Класс: 6

Дата проведения:

Тема: Срезы ткани. Виды срезов и их свойства.

Цель урока: Познакомить учащихся с видами срезов ткани и их свойствами;

Задачи:

Образовательные:

создать условия для формирования навыков определения вида среза ткани, долевой нити в ткани, раскроя с учетом направления долевой нити, элементов экономического мышления и сознания; Развивающие:

развития умения следовать заданным вербальным инструкциям, навыков самостоятельной работы и соотносительного анализа; Коррекционные:

воспитания культуры труда; обогащения словарного запаса; коррекции речи.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, электронное приложение, ткань, инструкционная карта.

Подготовительная работа: проверить оборудование, настроить электронное приложение, подготовить наглядные пособия, раздаточный и дидактический материал, организовать работу дежурных.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

Проверка готовности к уроку и состояния рабочих мест.

Учитель. Сегодня мы приступаем к изучению нового модуля программы «Швейное дело», который называется «Обработка срезов, сборок и мягких складок в швейных изделиях». Какие разделы программы мы уже изучили в этом учебном году?

Ответы обучающихся.

– Правильно, это «Швейные изделия» и «Прядильное и ткацкое производство».

– Повторим изученный материал.

Фронтальный опрос:

1. Где и из чего вырабатывают ткань?

2. Какие виды волокон вы знаете?

3. От чего зависят свойства ткани?

4. Как называется процесс производства ткани из пряжи?

5. Как называется профессия работника, изготавливающего ткань?

6. Назовите направления нитей в ткани.

7. По каким признакам определяют нити утка?

8. Какие свойства тканей зависят от переплетения нитей?

9. Из какого растения производят хлопчатобумажные ткани?

10. Из какого растения производят льняные ткани?

11. Почему хлопчатобумажные и льняные ткани называют натуральными?

12. Какие свойства тканей вы знаете?

13. Перечислите достоинства хлопчатобумажных тканей.

14. Перечислите достоинства льняных тканей.

Работа с карточками.

Карточка

Впиши пропущенные слова:

а) Долевые нити проходят __________ куска ткани.

б) Нити, идущие поперек куска ткани, называют ___________

в) Обработанный неосыпающийся край ткани называется __________

г) На __________ стороне ткани рисунок более яркий, меньше узелков и ворсинок.

Проверочный вариант:

а) Долевые нити проходят вдоль куска ткани.

б) Нити, идущие поперек куска ткани, называются уток.

в) Обработанный неосыпающийся край ткани называется кромка.

г) На лицевой стороне ткани рисунок более яркий, меньше узелков и ворсинок.

Учитель. Мы повторили материал, знание которого поможет нам в изучении сегодняшней темы урока. Тема урока звучит так: «Раскрой из ткани деталей изделия. Обработка срезов ткани».

3. Объяснение нового материала.

Учитель. Ткань получается путем переплетения нитей пряжи – долевых и поперечных. Выполняется эта операция на ткацком станке и называется ткачеством, а работник, выполняющий эту операцию, – ткач. С ткацкого станка ткань выходит в виде длинных полос различной ширины.

Долевые нити в ткани – это нити основы, а нити утка, переплетающие нити основы, называются поперечными нитями. Определить направление нитей в ткани можно по следующим признакам:

 нить основы проходит вдоль кромки;

 ткань растягивается меньше по нитям основы (долевой нити), чем по нитям утка (поперечной нити);

 при резком растяжении ткани по нитям основы звук будет звонким, а по нитям утка – глухим:

 нити основы по внешнему виду более гладкие и тонкие, нити утка толстые и пушистые.

При разрезании ткани ножницами получают долевые, поперечные и косые срезы.

Долевой срез получают при разрезании ткани по долевой нити. При этом прочность и длина долевой нити не нарушается, целостность нити предохраняет ткань от растяжения. Долевой срез обрабатывается легче других.

Поперечный срез получают при разрезании ткани по утку. При этом нарушается прочность и длина долевых нитей, а целостность уточной сохраняется. Поперечный срез обладает большими растяжением и осыпаемостью нитей, чем долевой.

Косой срез получают при разрезании ткани по косому сгибу. Нарушается целостность и долевой, и уточной нитей, поэтому такой срез имеет самое большое растяжение. Обработать подобный срез труднее всего, он требует большой тщательности и аккуратности. Однако способность косых срезов растягиваться при обработке очень часто используется как дополнительный отделочный эффект.

Физкультминутка
4. Лабораторно-практическая работа «Изучение срезов ткани и их свойств»

Инструкционная карта
«Изучение срезов ткани и их свойств»

Оборудование: хлопчатобумажная ткань в полоску, лупы, рабочие инструменты.

Ход работы

1. Определить направление долевой нити в ткани.

2. Раскроить три детали квадратной формы размером 8  8 см.

3. Разрезать 1-ю деталь по долевой нити, рассмотреть срез с помощью лупы, изучить свойства среза (растяжимость, осыпаемость нитей).

4. Разрезать 2-ю деталь по поперечной нити, рассмотреть срез с помощью лупы, изучить свойства среза (растяжимость, осыпаемость нитей).

5. Сложить 3-ю деталь по диагонали, разрезать под углом 45 градусов, рассмотреть срез с помощью лупы, изучить свойства косого среза (растяжимость, осыпаемость нитей).

6. Оформить образцы в альбом.

7. Подписать названия срезов и основные свойства.

Учитель. Перед началом работы нужно внимательно ознакомиться с инструкционной картой и повторить правила техники безопасности. Выясним, какие инструменты, приспособления и материалы понадобятся для работы.

Чтение вслух: метод разъяснительного чтения.

– Какие действия необходимо выполнить?

Ответы обучающихся.

– Организуйте свое рабочее место, убрав все лишнее и расположив нужные предметы рационально.

Организация обучающимися своих рабочих мест.

– Продолжим знакомство с ходом практической работы.

Чтение вслух хода работы: метод разъяснительного чтения. Демонстрация выполнения операций учителем.

– Какие правила техники безопасности необходимо вспомнить для работы?

Ответы обучающихся. Повторение правил техники безопасности.

– Есть ли вопросы по выполнению практической работы?

Выполнение работы обучающимися. Текущий инструктаж учителя. Проверка качества выполнения работы.

5. Закрепление нового материала.

Работа в тетради.

Способы определения направления в ткани
долевой нити и нити утка

Направление

По кромке

По степени
растяжения

По звуку

По виду нитей

Толщина

Гладкость

Долевая нить
(основа)

Вдоль

Меньше

Звонкий

Тонкая

Гладкая

Поперечная
нить (уток)

Поперек

Больше

Глухой

Толстая

Пушистая

Вопросы к обучающимся.

1. Для чего при раскрое определяют направление долевой нити?

2. Как называются детали, получаемые при раскрое?

3. Как называются срезы ткани?

4. Какой срез наименее растяжим? Почему?

5. Какой срез самый трудный в обработке? Почему?

6. Подведение итогов

Учитель. Раскрой – очень ответственное и важное дело. Необходимо строго соблюдать все правила раскроя. Не случайно русская пословица предупреждает «Семь раз отмерь, один отрежь». Прежде чем взяться за ножницы, нужно внимательно проверить все размеры и убедиться в правильности своих действий.

Вид среза и способ его обработки определяется стилем изделия и характеристиками материала, из которого оно будет сшито. Даже такая, казалось бы, незначительная деталь, как обработка среза, может стать причиной успеха или неудачи всей работы над изделием. Обрабатывают срезы различными способами как вручную, так и на машинке. Одно общее требование ко всем способам – аккуратность в исполнении. Ничто так не испортит вещь, как неровная строчка в отделке, но об этом не следующих уроках. 7. Оценка работы обучающихся на уроке.





















Приложение 1

Карточка

Впиши пропущенные слова:

а) Долевые нити проходят __________ куска ткани.

б) Нити, идущие поперек куска ткани, называют ___________

в) Обработанный неосыпающийся край ткани называется __________

г) На __________ стороне ткани рисунок более яркий, меньше узелков и ворсинок.





Приложение 2



Способы определения направления в ткани
долевой нити и нити утка

Направление

По кромке

По степени
растяжения

По звуку

По виду нитей

Толщина

Гладкость

Долевая нить
(основа)






Поперечная
нить (уток)






Работа в тетради вклеить и заполнить таблицу.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!